Лекция
Тема: Предмет и научный статус социологии
План
Вступление
Социология как наука
Предмет и объект социологии
Структура социологии
Понятие парадигмы в социологии
Методы социального познания
Законы и категории социологии
Функции социологии
Вступление
Социология – это систематическое изучение человеческого общества. Сердцевина ее – особая точка зрения, называемая «социологическим подходом». Питер Бергер под «социологическим подходом» понимал умение видеть общее в частном. Социологи выявляют общие образцы в поведении отдельных людей. Хотя каждый человек уникален, общество вынуждает людей действовать тем или иным образом.
Социология, появляется тогда, когда люди начинают осознавать, что большинство социальных проблем: справедливости и несправедливости, равенства и неравенства, дружбы и вражды, мира и войны упираются в характер человеческих отношений, в способность и умение людей жить в сообществе, разделять какие-то общие принципы и нормы и руководствоваться ими в своей повседневной жизни.
Рассмотрим простой пример поведения: женщина покупает четыре билета на Гавайские острова, где она и ее семья проведут двухнедельный отпуск. Психолог пожелал бы выяснить, почему эта женщина выбрала именно Гавайские острова. Экономист рассмотрел бы покупку билетов в отношении к тому, как эта женщина могла бы по-другому потратить свои деньги. Социолог же заметил бы, что три других пассажира - это муж и дети женщины, купившей билеты; он, например, задалсябы вопросом, каким образом они могли оказать влияние на ее решение.
Социология изучает социальную жизнь, социальные изменения в обществе и социальные события, с которыми люди постоянно сталкиваются, в которых участвуют и которые так или иначе отражаются на их поведении, образе жизни, положении в обществе и, возможно, на их судьбе.
Кроме того, социологи тщательно анализируют структуру общества и входящие в него социальные институты и социальные организации, от деятельности которых, успешной или неуспешной, в конечном счете, зависит судьба человека.
Поскольку любое поведение людей можно считать категорией социальной, диапазон научных интересов социологии простирается от небольшой семьи или дружеской компании до крупных человеческих объединений, будь то социальные классы, аудитория или толпа. Социологию интересуют организованная преступность и религиозные культы, профессиональные группы и политические партии, поскольку те и другие выступают проявлением коллективного поведения.
Изучая молодежную тусовку, уличную толпу, выражение человеческих эмоций, взлеты и падения промышленных корпораций, закат целых цивилизаций и крушение политических режимов, социология прибегает к самым разнообразным и порою не имеющим между собой ничего общего исследовательским техникам. Социология не только лучше других наук знает, о чем думают, чем обеспокоены и за кого готовы проголосовать простые люди, но и способна с определенной точностью предсказать развитие одного или нескольких обществ, просчитать изменение их социальной структуры на достаточно далекую перспективу.
На социологические данные опираются президенты и министры, реформаторы и революционеры, господствующие и оппозиционные партии. Среди социологов встречались крупные политические советники, известные революционеры и террористы; вместе с тем социологию считают идеологией среднего класса, который, как известно, всегда выступает гарантом социальной стабильности и мира.
Социология как наука
Социология – одна из самых молодых научных дисциплин. Само понятие «социология» имеет как минимум две грамматические основы; это слово составляется из двух частей: societas – общество; logos – множественное число от logos (слово). Или – «много-много слов об обществе».
Социология – наука об обществе, об отдельных социальных институтах (государство, право, мораль и т.д.), о процессах и общественных социальных общностях людей.
По определению Энтони Гидденса, социология– это «изучение общественной жизни человека, изучение групп и обществ».
По определению В. А. Ядова, социология– это наука о функционировании общества, о взаимоотношениях людей.
Впервые понятие «социология» введено в научный оборот еще в середине 19 в. основоположником позитивизма, французским ученым Огюстом Контом.
Социологи используют пять основных подходов при изучении и объяснении различных фактов.
1. Первый подход демографический. Демография − изучение населения, в особенности рождаемости, смертности, миграции и связанной с этим деятельности людей. Например, демографический анализ наций третьего мира мог бы объяснить их экономическую отсталость тем, что им приходится тратить большую часть средств, чтобы прокормить быстро растущее население.
2. Второй подход психологический. Он объясняет поведение с точки зрения его значимости для людей как личностей. Изучаются мотивы, мысли, навыки, социальные установки, представления человека о самом себе. Этот подход характерен для психологии, но он также утвердился и в социологии. Социальные психологи исследуют много проблем, в том числе такие, как формирование социальных установок, взаимодействие общества и личности в процессе социализации, формирование и распространение настроений в ситуациях, связанных с паникой или беспорядками.
3. Третий коллективистический подход применяется, когда мы изучаем двух или более людей, образующих группу или организацию. Когда социологи изучают такие первичные группы, как семья, такие формальные организации, как армия или компания "Apple", они считают их коллективами индивидов. Исследователи могли бы использовать такой же подход и при анализе поведения семьи, планирующей совершить путешествие на Гавайские острова. Они могли бы рассмотреть последовательность событий, которые способствовали выбору места поездки, и попытаться выявить здесь какую-то закономерность. Они могли бы также изучить процесс коммуникации между членами семьи или проанализировать, каким образом распределение власти в семье повлияло на окончательное решение. Имел ли один из членов семьи большую власть, чем другие? Если да, то, по каким причинам? И какое влияние это оказывало на ход событий? Данный подход можно также применять при изучении групп, бюрократических организаций и различного рода общностей. С его помощью социологи могут анализировать конкуренцию между политическими партиями, конфликты на расовой основе, соперничество между группами. Он также помогает понять, каким образом люди, принадлежащие к одному общественному классу, расе или связанные одинаковым, этническим происхождением, возрастом, полом, образуют группы с целью защиты своих интересов. Кроме того, этот подход важен при изучении коллективного поведения, например действий толпы, реакции аудитории, а также таких общественных движений, как борьба за гражданские права и феминизм.
4. Четвертый подход выявляет взаимоотношения. Общественная жизнь рассматривается не через определенных участвующих в ней людей, а через их взаимодействие друг с другом, обусловленное их ролями. Например, в отделе кадров крупной корпорации вас приветливо встретит сотрудник приемной и возьмет ваше пальто, затем секретарь даст вам анкету и сообщит о вашем приходе. И, наконец, начальник отдела кадров побеседует с вами. Определив роли внутри группы, мы можем выявить также отношения между членами группы и, следовательно, проанализировать ее структуру. В нашем обществе существуют сотни ролей: политик, избиратель, хозяин, служащий, деловой человек, потребитель, полицейский, заключенный и т.д. Поведение людей в определенной мере формируется на основе этих ролей не только у влюбленных или на семейном уровне, но и в сфере таких основных социальных институтов, как, например, образование и религия.
5. Пятый подход культурологический. Он применяется при анализе поведения на основе таких элементов культуры, как общественные правила (действительные или подразумеваемые) и общественные ценности (вытекающие из религиозных, политических и социальных интересов). При культурологическом подходе правила поведения, или нормы, рассматриваются как факторы, регулирующие поступки отдельных людей и действия групп. Например, в соответствии с уголовным кодексом убийство, изнасилование или ограбление другого человека считаются неприемлемыми и наказуемыми. Существуют также подразумеваемые нормы, например: не смотри в упор; не указывай пальцем на людей; не жуй с открытым ртом; принеси подарок, если приходишь на день рождения, и т.д. Идеи, определяющие, какие общественные цели являются желательными, входят в другой аспект культуры. Эти идеи, понятия, которые называются ценностями, служат обоснованием социальных норм. Например, в обществе, в котором человеческая жизнь ценится очень высоко, имеются устойчивые нормы, осуждающие убийство и причинение вреда другим людям.
Предмет и объект социологии
Объект социологии – то, на что направлено изучение, объективная реальность, на которую направлена исследовательская деятельность ученых – общество.
Объектом социологии являются:
· общество как целостная социальная реальность;
· социальные организации;
· социальные институты;
· социальные взаимодействия;
· социальные явления;
· социальные процессы;
· социальные отношения;
· социальные общности;
· социальные субъекты.
Каждая наука отличается от других тем, что у нее есть присущий только ей предмет, т.е. специфическое воспроизведение реальности на абстрактно-теоретическом уровне посредством постановки своеобразных вопросов с целью выявления наиболее существенных с научной точки зрения связей и отношений данной реальности.
Рассмотрим это на конкретном, обыденном примере из нашей повседневной действительности – юная леди покупает свадебный наряд. Экономист к этому событию может подойти с позиции ассортимента товара, материальных возможностей покупателя, вероятного дохода от занятия бизнесом по торговле свадебными принадлежностями и т.д. Психолог может заинтересоваться этим событием с позиции исследования эмоционального состояния юной особы. Социального антрополога это событие может привлечь задействованными в нем верованиями и правилами поведения, получившим общее распространение в обществе. У социолога же будут другие вопросы и, соответственно, им будут выявляться другие связи и отношения этой реальности, прежде всего в контексте значимости материальных и социальных факторов, характера взаимодействия индивида, его ценностных ориентаций, специфики ментальности. К примеру, какие материальные, социальные, культурные или иные условия побуждают девушку покупать столь непрактичный для повседневного пользования наряд? Какие духовные факторы (традиции, религиозные представления) стимулировали эту деятельность? Какие конкретные социальные институты задали ей своего рода канву, заранее установленный порядок, с которого начинается организация брачно-семейных отношений? Рационально ли это действие или оно вызвано определенными ценностными установками? Очевидно, девушка, покупающая свадебное платье, следует некому сложившемуся социальному образцу взаимодействия индивидов, определенной традиции, посредством которой осознанно или нет воспроизводится стабильный порядок, предсказуемость общественных отношений.
Данный конкретный пример и возможные социологические вопросы позволяют в самых общих чертах определить предметную область социологии: с одной стороны, это изучение влияния общества на сознание, мотивацию поведения людей, определяя какие эти люди и что они склонны делать, а с другой стороны, – понимание деятельности, поведения индивидов, обладающих свободой выбора, исходя из того, как они оценивают значения объектов социального мира в конкретных социальных и культурных условиях и как они, в конечном счете, сами творят социальные и культурные реалии (покупая свадебное платье, девушка создает предпосылки тому, что подобная социальная практика будет повторяться). Разумеется, этот пример не может дать исчерпывающего представления о предмете социологии. Но он, на наш взгляд, подтверждает метафорическое суждение известного социолога П. Бергера о том, что предметом социологии является как “общество в человеке”, так и “человек в обществе”. Практически с момента зарождения социологии возникли оживленные дебаты ученых о взаимосвязях и взаимодействиях “общества” и “человека”, что затрудняло уяснение сути предмета социологии как самостоятельной науки.
Предмет какой-либо науки − совокупность понятий, при помощи которых она описывает объективную реальность.
Предмет социологии – те стороны, связи, отношения объекта, которые изучаются социологией.
Предметом социологии можно считать: систему существенных свойств и законов, характеризующих бытие объекта социологии, его внутреннюю определенность, т.е. способ существования и механизм проявления и функционирования социальных явлений, социальных процессов и отношений.
Структура социологии
Структура социологического знания − это определенная упорядоченность знаний об обществе как динамично функционирующей и развивающейся социальной системе. Она предстает как совокупность взаимосвязанных представлений, понятий, взглядов, теорий о социальных процессах разных уровней.