№ | Тема | Часы |
Занятие 6. | Человек, его природа и сущность. | |
Занятие 7. | Культура и общество. | |
Занятие 8. | Этика как учение о морали. | |
Занятие 9. | Россия и глобальный мир. |
Занятие 6: «ЧЕЛОВЕК, ЕГО ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ»
Основные понятия: человек, личность, индивидуальность, индивид, сущность человека, свобода, воля, ответственность, смысл жизни, гендер, социальное и биологическое, антропогенез, ценности
1. Семинарские вопросы:
1.1. Проблема определения сущности человека. Сущность человека в призме историко-философских учений. Восточная и Западная философия о человеке. Социальное и биологическое в человеке. Философские аспекты проблемы антропогенеза. Гендерное направление в философии.
1.2. Понятие личности. Черты развитой личности. Роль самосознания в развитии личности. Свобода как сущностная характеристика человека. Понятие «современная личность». Проблема смысла жизни в различных философских трактовках.
1.3. Диалектика личности и общества. Социальная детерминированность развития человека. Философские концепции об антагонизме личности и общества.
2. Методические рекомендации:
Большинство вопросов проблемы человека выходит далеко за рамки теории. Такие понятия, как свобода, личность, смысл жизни, ответственность и др. используются не только в философии, поэтому в обсуждении этих вопросов есть опасность свести обсуждение таких важных философских проблем на уровень обыденного сознания. Чтобы избежать этого, вывести обсуждение на теоретический уровень, необходимо прочтение философских работ тех авторов, которые внесли значительный вклад в разработку этих вопросов. Кроме того, начать обсуждение целесообразно с определения понятий. Изложение собственного мнения по тому или иному вопросу должно быть аргументировано и хорошо обосновано, что потребует соблюдения правил логики.
2.1. При подготовке к первому вопросупомогут знания, полученные при изучении первой темы первого модуля, а именно вопроса «Исторические эпохи философии». Различные трактовки понимания сущности человека будут более понятны, если их соотнести с духом эпохи, особенностью философии соответствующего периода. Меняется эпоха, меняется и понимание сущности человека. Так, в средневековой философии, характеризующейся господством христианского мировоззрения (Западная Европа), появляется трактовка человека как образ и подобие бога. Эпоха Нового времени с ее рационализмом породило не только трактовку – «Мыслю, следовательно, существую» (Декарт), но и идею о деятельной сущности человека, его активности (Гегель, Маркс). Эту логику изложения первого вопроса следует продолжить, обращаясь к современным трактовкам сущности человека. Современная эпоха с ее нарастанием иррационалистических тенденций меняет представление о человеке, ставя в центр внимания волю, инстинкты и другие факторы, лежащие за пределами сознания и управляющие поведением человека. Однако следует помнить, что эта связь – «понимание сущности человека – эпоха философии» не всегда является жесткой.
Вопрос определения сущности человека, понятный на эмпирическом уровне, представляет большую сложность на теоретическом уровне. Простой и понятный тезис «сущность человека – это его сознание» не удовлетворяет исследователей, поскольку требуется ответить на вопрос, чем определяется сознание. В предложенной литературе даются разные трактовки сущности человека.
Историко-философский анализ высказываний о человеке должен привести к выводу о том, что, несмотря на разные трактовки человека, большинство авторов сходятся во мнении, что человек принадлежит двум мирам – миру биологическому и миру социальному. Вопрос о том, как соотносятся социальное и биологическое в человеке предваряется вопросом о том, что входит в понятие «биологическое» и что включает в себя «социальное». Однако на этом единство мнения авторов по этому вопросу заканчивается. Одни авторы полагают, что доминирующая роль отводится биологическим факторам, другие – социальным. Примечательно, что даже крайний биологизм не отрицает наличие социального в человеке, как и социологизм – наличие биологического. В предложенном списке литературы вы можете найти конкретный материал по этому вопросу, а также аргументы в пользу той или иной позиции и высказать свою точку зрения.
Некоторые авторы (например, М.Шелер, А.Гелен и др.) говорят о человеке как «неполноценном животном», как «недостаточном существе». Вам необходимо разобраться с тем, в чем именно заключается эта неполноценность и недостаточность. Биологическое и социальное в человеке существуют не как обособленное друг от друга, а во взаимодействии, взаимопроникновении. Примером тому может служить наличие болезней, которые вызваны социальными факторами. Подумайте над своими примерами такого взаимодействия.
По проблеме гендерного направления в философии написано немало работ, но в учебниках эта тема встречается не так часто, поэтому особенно ценно подробное изложение этого вопроса в учебнике «Философия» под редакцией В.Д.Губина и В.П.Филатова (раздел «Философия пола»).
2.2.При подготовке ко второму вопросувначале необходимо определиться с понятием личность. Личность – это мера социального в человеке, это набор социально-значимых черт, другими словами, индивидуальное бытие общественных отношений. Каждый ли человек личность? Если социально-значимыми чертами считать способность к членораздельной речи, наличие сознания, способность к мышлению, то ответ дать нетрудно. Однако можно заметить, что есть личности сильные и слабые, более активные и менее активные, волевые и не очень. Какими качествами должна обладать развитая личность? При подготовке к этому вопросу используйте знания, полученные при изучении третьей темы первого модуля «Сознание и самосознание».
Во все времена считалось, что человек должен быть честным и порядочным. Почему в современную эпоху придается особое значение этим чертам личности? Когда мы говорим о современной личности, список черт расширяется. Почему именно для современной личности становятся необходимыми такие черты, как стремление к образованию и саморазвитию? Современная личность может и должна брать на себя ответственность за принятые решения. Это выводит нас на проблему свободы. В философии экзистенциализма эта проблема – в центре внимания. В рамках этого учения разрабатываются такие аспекты этой проблемы, как свобода и одиночество, свобода и ответственность, свобода и произвол и т.д., а также ставится вопрос о том, почему в свободе жить трудно, почему многие бегут от свободы? Характеризуя современную личность, продолжите список ее черт.
Проблема смысла жизни имеет разные варианты решений. Обратная сторона этого многообразия заключается в утверждениях: «сколько людей, столько и мнений», «у каждого своего смысла жизни». Если бы это было так, то обсуждение этого вопроса на семинаре не имело бы смысла, равно как и статей в словарях и энциклопедиях, разделов в учебниках по соответствующей теме не было бы. Начать обсуждение этой темы можно с разделения близлежащих понятий «смысл жизни» и «цель жизни». Далее, в многообразии позиций можно выделить общее – каждый видит смысл жизни в реализации своих потребностей и интересов. Собственные же интересы и потребности могут значительно отличаться – от уединения и общения, например, с богом до служения людям и альтруизма, от аскетизма до получения наслаждений (подробно об этом в работе З.Фрейда «Неудобства культуры»). Глубже понять этот вопрос поможет обращение к русской философии, к работам тех авторов, которые раскрывают проблему смысла жизни человека, а также к работам философов-экзистенциалистов, в которых поднимается проблема бессмысленности человеческого существования.
2.3. Диалектика взаимосвязи личности и общества предполагает рассматривать их как в аспекте единства (социальная детерминированность личности), так и в аспекте «борьбы», антагонизма. Сложность проблемы соотнесения личности и общества заключается в том, что, с одной стороны, значимость общества для личности очевидна - родившийся ребенок вне общества никогда не станет человеком, не сможет ни мыслить, ни членораздельно изъяснятся, он даже на ноги встанет. Это очевидно в том числе и для тех мыслителей, которые рассматривают их взаимоотношения в аспекте антагонизма. Чем, в таком случае, объясняется принижение роли общества в формировании личности и акцент на их противоположности? Это обусловлено тем, что личность начинается именно тогда, когда осознает свою «отдельность» от других. Свобода, в том числе и от общества, – одна из сущностных характеристик личности. Крайний вариант такой «борьбы» личности и общества можно найти в философии Ф.Ницше. Не менее убедительно пишет об этом З.Фрейд. Чтобы понять его точку зрения по данному вопросу, необходимо воспроизвести структуру личности и показать, что общество, с точки зрения Фрейда, всегда направлено на подавление личности. Более того, чем более цивилизовано общество, тем более оно подавляет личность.
Подготовка к семинару можно начать с проработки конспекта лекции, затем перейти к чтению учебного пособия и учебника, обращаясь к словарям и философской энциклопедии, где можно найти определения обсуждаемых понятий. Это особенно важно, поскольку использование этих слов в разговорной речи не облегчает задачу их определения на понятийном уровне. После такой подготовки освоение первоисточников не будет представляться особо сложным. Краткое их изложение можно найти в хрестоматии по философии.
Значительную помощь в освоении темы окажет обращение к аудиолекциям с презентациями в системе «Прометей», подготовленные преподавателями кафедры философии и социальных коммуникаций ОмГТУ.
Изучение вопросов данного семинара может служить базой для освоения следующих занятий: «Культура и общество» и «Этика как учение о морали».
3. Вопросы для самоконтроля:
3.1.1. Философия возникает в VI в. до н.э. Первых греческих философов вначале интересовали вопросы устройства мира. Когда и у кого проблема человека становится в центре философских изысканий?
3.1.2. Аристотель определяет человека как политическое животное. Какой смысл вкладывается в понятие «политическое»? Что такое полис?
3.1.3. В средневековой философии утверждается понимание человека как образ и подобие бога. Подобие понимается не только как внешнее, но и сущностное. Назовите сущностные характеристики, объединяющие, с точки зрения религиозной философии, человека и бога. Что их отличает?
3.1.4. В немецкой классической философии и философии Маркса утверждается тезис, что человек – деятельное, активное существо. Что понимается под активностью?
3.1.5. С точки зрения восточной философии, человек не должен изменять окружающий мир, потому что будет нарушена гармония мира. Значит ли это, что идеал восточного мировоззрения – человек пассивный?
3.1.6. Есть ли общее в понимании человека в следующих высказываниях: «Человек – это мыслящий тростник» (Паскаль), «Человек – это политическое животное» (Аристотель), «Человек – это животное, способное изготавливать орудия труда» (Франклин)?
3.1.7. Дескриптивный (описательный) подход к человеку предполагает перечисление всех его свойств – способность заниматься искусством, создавать богов, способность к речи и к прямохождению, умение плакать и смеяться и т.д. Почему подробное описание характеристик человека не приближает нас пониманию его сущности?
3.1.8. Проанализируйте высказывания, выскажите собственное мнение по данной проблеме и обоснуйте его: «Человек как часть биологического мира должен подчиняться законам биологии. Даже если две хромосомы меняются местами, развитие человека нельзя будет назвать нормальным. Следовательно, сущность человека – его биологические характеристики» и «Вне общества, вне социального окружения человек даже с нормальными биологическими характеристиками не только не станет человеком, но даже на ноги не встанет. Следовательно, сущность человека социальная».
3.1.9. Биологизаторские концепции не исключают наличие социальных качеств в структуре личности, равно как и социологизаторские не исключают наличие биологических свойств в человеке. В чем, в таком случает, заключается «биологизаторство» и «социологизаторство»?
3.1.10. Какое понятие определяется следующим образом: «Это социокультурный конструкт, надстраивающийся над биологическими различиями между мужчиной и женщиной»?
3.1.11. Объясните смысл высказывания С.Файерстон «Если природа создала женщину отличной от мужчины, то общество сделало ее отличной от человека».
3.2.1. С точки зрения экзистенциализма, свобода – тяжелое бремя, поэтому человек бежит от свободы. Почему в свободе жить трудно? Назовите негативные последствия свободы.
3.2.2. Почему для современной личности важнейшей чертой является способность к саморазвитию и самообразованию?
3.2.3. Чем отличаются понятия свобода и произвол? Что между ними общего?
3.2.4. Кто в истории философии придерживался принципа «Свобода – это познанная необходимость»? Какой смысл вкладывается в содержание этого тезиса?
3.2.5. Кто из русских философов поставил проблему свободы в центр своих философских изысканий?
3.2.6. Назовите негативные последствия свободы.
3.3.1. В эпоху Просвещения был выдвинут тезис «Человек – плод окружающей среды». Приведите аргументы «за» и «против» этого тезиса.
3.3.2. Назовите проявления негативного и позитивного влияния общества на личность.
3.3.3. В произведениях каких философов проблема антагонизма личности и общества находится в центре внимания?
3.3.4. Приведите примеры, опровергающие идею о том, какая среда – таков и человек. Приведите примеры, подтверждающие этот тезис.
3.3.5. «Человек делает себя сам», «Не социальная среда определяет то, кем станет человек, а его свободный выбор» – назовите философов или философское направление, которые придерживаются этих положений.
3.3.6. Ницше писал, что если сто человек стоят рядом друг с другом, то каждый теряет свой рассудок и приобретает чужой. О какой особенности взаимоотношения личности и общества писал Ф.Ницше?
3.3.7. С расширением свободы человек становится более независимым и самостоятельным. Значит ли это, исходя из этой логики, что связи личности и общества ослабевают?
4. Дополнительные задания:
4.1. Темы докладов и рефератов:
4.1.1. Проблема смысла жизни человека в русской философии.
4.1.2. Ж.-П. Сартр о диалектике сущности и существования (по работе «Экзистенциализм – это гуманизм»).
4.1.3. Философский смысл Легенды о Великом инквизиторе Ф.М.Достоевского.
4.1.4. Проблема человека в художественных произведениях философов-экзистенциалистов.
4.1.5. Н.А. Бердяев о человеке.
4.1.6. Ф. Ницше о переоценке ценностей.
5. Литература:
5.1. Основная литература:
5.1.1. Спиркин А.Г. Философия: учеб. для вузов. – М., 2011. – С.390-421.
5.1.2. Философия: учеб. для бакалавров вузов / В.Н. Лавриненко [и др.]; под ред. В.Н. Лавриненко. – М., 2012. (DVD-ROM). Гриф ЭБС.
5.1.3. Философия: конспект лекций: учеб. пособие для студентов всех специальностей и форм обучения / В.О. Бернацкий [и др.]. – Омск, 2009. (CD-ROM). Гриф ЭБС.
5.2. Дополнительная литература:
5.2.1. Арендт Х. Что есть свобода? // Вопросы философии. – 2014. – №4. – С.32-49.
http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=941&Itemid=52 (дата обращения 30.11.2015)
5.2.2. Бердяев Н.А. Проблема человека (К построению христианской антропологии).
http://www.hrono.info/biograf/bio_b/berdjaev0na.php (дата обращения 30.11.2015)
5.2.3. Моррис Д. Голая обезьяна.
http://ethology.ru/library/?id=53 (дата обращения 30.11.2015)
5.2.4. Ницше Ф. Злая мудрость.
http://www.lib.ru/NICSHE/mudrost.txt (дата обращения 30.11.2015)
5.2.5. Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое.
http://www.lib.ru/NICSHE/chelowecheskoe.txt (дата обращения 30.11.2015)
5.2.6. Ортега-и-Гассет Х. Человек и люди.
http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/gas_chel/index.php (дата обращения 30.11.2015)
5.2.7. Проблема человека в Западной философии.
http://anthropology.ru/ru/edition/problema-cheloveka-v-zapadnoy-filosofii (дата обращения 30.11.2015)
5.2.8. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм.
http://scepsis.net/library/id_545.html Дата обращения 06.12.2015 (дата обращения 30.11.2015)
5.2.9. Философия: учеб. для вузов / под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова. – М., 1996. – С.394-402.
5.2.10. Франкл В. Человек в поисках смысла.
http://royallib.com/book/frankl_viktor/chelovek_v_poiskah_smisla.html (дата обращения 30.11.2015)
5.2.11. Фрейд З. Неудобства культуры.
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/fr_hud/06.php (дата обращения 30.11.2015)
5.2.12. Фромм Э. Бегство от свободы.
http://www.e-reading.club/chapter.php/60813/3/Fromm_-_Begstvo_ot_svobody.html (дата обращения 30.11.2015)
5.2.13. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. – М., 1991. – С.23-25, 359-365, 388-394, 322-325.
Занятие 7: «КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО»
Основные понятия: общество, государство, общественное формирование, социальная эволюция, историческая динамика, потребность, интерес, базис, надстройка, естественное право, гражданское общество, цивилизация, осевое время, формация, локальные цивилизации, род, племя, народ, нация, этнос, страта, идентификация, толерантность
1. Семинарские вопросы:
1.1. Понятие общества. Социальная структура общества. Виды общественных формирований. Социоцентризм и антропоцентризм во взглядах на природу общества. Политика и экономика. Государство и власть.
1.2. Источники и движущие силы истории. Проблема направленности исторического процесса Формационный и цивилизационный подходы в познании общества и периодизации истории. Понятие исторического времени: уникальность и повторяемость. Прогресс в истории и его критерии.
1.3. Культура как система. Типология культуры. Морфология культуры. Соотношение культура и общество. Межкультурная коммуникация. Проблемы межкультурного взаимодействия. Социализация и инкультурация.
2. Методические рекомендации:
Социально-философская проблематика привлекала внимание мыслителей с самых ранних этапов развития философского знания. Еще в античности философы задумывались над тем, как возникает и устроено общество, каковы движущие силы его развития, каким должно быть совершенное общество и государство.
Возникновение индустриальной цивилизации изменило привычные связи между общественными группами, существенно усложнилась система социального устройства и управления. Попытки осознания нового социального порядка послужили предпосылкой для формирования и развития социальной философии в ее современном виде.
Социальная философия изучает общество, историю и человека как субъекта деятельности и социокультурных взаимодействий, пытается установить (раскрыть) их сущность, внутренние, устойчивые, необходимые, повторяющиеся связи и отношения.
2.1. При подготовке к первому вопросу семинара необходимо определиться с понятием «общество», выяснить специфику философского подхода к его изучению. После этого необходимо определить социальную структуру общества и основные подходы к его структурированию. Необходимо помнить, что социальная структура выражает объективное деление общества на общности, классы, слои, группы, страты т. д. Проанализируйте различные подходы к «структурированию» общества (К. Маркс, П. Сорокин, Э. Дюркгейм и др.).
Определите в чем принципиальное различие социоцентризма и антропоцентризма во взглядах на природу общества. Какая точка зрения Вам наиболее близка? Проанализируйте проблему диаметральных позиций социоцентризма и антропоцентризма в системе Запад-Восток.
Изобразите графически основные сферы общества, установите их соотношение. Определите как политика влияет на экономическую сферу общества.
Проанализируйте государство как социальный институт общества. В широком смысле государство можно определить как властно-политически организованное общество, в узком – как особую организацию публичной власти, особый аппарат управления, выделенный из общества и с ним не совпадающий.
Изучение философского понимания государства, следует начать с античных его трактовок (Платон, Аристотель). Рассмотрите эволюцию взглядов на происхождение государства в эпоху Просвещения и в немецкой классической философии. Проанализируйте современные подходы к интерпретации государства. Определите, чья точка зрения Вам наиболее близка и почему.
Особое внимание в социальной философии вызывает проблема гражданского общества как наивысшая ступень и совершенная форма человеческой общности. Приведите несколько трактовок соотношения гражданского общества и государства.
2.2. При подготовке ко второму вопросу семинара необходимо рассмотреть концепции, определяющие различные взгляды на становление и развитие общества (натуралистическая, идеалистическая и др.). Определите, в чем смысл проблемы направленности исторического процесса. Рассмотрите основные источники и движущие силы (факторы) исторического процесса. Определите какова роль личности и народных масс в истории. В чем принципиальные различия формационного (К. Маркс, Ф. Энгельс) и цивилизационного (Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби) подходов в познании общества и периодизации истории.
Дайте определение понятию исторического времени. Рассмотрите различные точки зрения на данную проблему. Почему Н.А. Бердяев считал проблему времени основной проблемой философии, а учение о прогрессе – ложным обоготворением будущего, не оправданным ни с научной, ни с философской, ни с моральной точки зрения?
2.3. При подготовке к третьему вопросу, необходимо уяснить тесную взаимосвязь и взаимообусловленность человека, культуры и общества.
Общество – совокупность форм организации жизни и деятельности людей, целостная система совместной жизни индивидов (взаимоотношения, взаимодействие, порядок, традиции, культура). Основная цель общества – обеспечение обмена социальной информацией между представителями различных обществ и культур, а также их единства.
Культура (в самом широком смысле слова) – это всё, созданное руками и духом человека (материальная и духовная культура), т. е. это «вторая природа», в отличие от первозданной природы-натуры. Основная цель культуры – обеспечение производства, функционирования и трансляции из поколения в поколение значимых идей, ценностей, обычаев, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность.
Философия культуры – это самосознание культуры, то есть рефлексия культуры по поводу наиболее абстрактных ее вопросов: что есть культура? в чем предельный смысл культуры? какую роль играет человек в истории культуры? и пр.
Общество и культура различаются по способам воздействияна человека и адаптации человека к ним. Определяющим фактором в судьбе человечества выступает сегодня не структура общества, а степень развития культуры.
Необходимо подобрать и сравнить между собой несколько различных определений культуры с целью выявить общие существенные признаки, характеризующие данное понятие.
Культура – это очень многогранное явление. Существует множество типов культуры, реализовавшихся в человеческой истории. Каждая культура неповторима, и у каждой культуры есть свои особенности. Морфология культуры предполагает изучение всевозможных вариаций культурных форм и артефактов в зависимости от их исторического, географического и социального распределения. Соответственно в словарях и энциклопедиях термин «морфология» (от греч. morphe – форма) обычно означает знание о форме и строении познаваемого объекта.
Используя литературу, выявите специфику разделения культуры на духовную и материальную, политическую, правовую, экономическую и пр. Для полноты ответа, необходимо привести конкретные примеры, как проявляется каждая культура на уровне социальной группы и общества в целом.
Для наиболее полного и плодотворного изучения феномена культуры применяется метод классификации, или типологии. Типология культуры решает задачи упорядоченного описания и объяснения разнородного по составу множества объектов культуры.
Необходимо понимать, что культура постоянно находится в движении: она возникает, развивается, распространяется в пространстве и во времени. Приведите примеры взаимосвязи традиций и инноваций в развитии культуры. Рассмотрите основные способы культурных изменений. Рассмотрите виды социокультурной коммуникации, выделите специфические черты каждого типа. Приведите примеры. Определите необходимые условия возникновения и протекания социокультурной коммуникации. Найдите в учебной литературе определения понятиям: интеграция, ассимиляция, аккультурация. Определите, что предполагает «диалог» как средство коммуникации культур.
3. Вопросы для самоконтроля:
3.1.1. Что является предметом социальной философии?
3.1.2. Что такое общество, каковы его признаки?
3.1.3. Какова социальная структура общества?
3.1.4. Назовите и охарактеризуйте основные малые и большие социальные группы.
3.1.5. Какие социальные институты вы знаете? Охарактеризуйте основные функции ими выполняемые.
3.1.6. Назовите и охарактеризуйте основные точки зрения на природу общества.
3.1.7. Чем определяется уровень развития общества?
3.1.8. Может ли общество существовать без власти и без государства?
3.2.1. Какие основные проблемы находятся в центре внимания философии истории?
3.2.2. Почему в античной философии отсутствовал интерес к истории?
3.2.3. Раскройте общий смысл идеи культурно-исторического прогресса.
3.2.4. Что является движущей силой и целью культурно-исторического развития в учениях Канта и Гегеля?
3.2.5. Охарактеризуйте два основных философских подхода к пониманию субъекта истории и динамики исторического процесса.
3.2.6. В результате чего появляется цивилизация?
3.2.7. Что является движущей силой и целью прогресса в марксистской теории?
3.2.8. Назовите и охарактеризуйте общественно-экономические формации, выделенные К. Марксом.
3.2.9. Каков механизм развития цивилизаций в теории А. Тойнби?
3.3.1. Что такое культура?
3.3.2. Какие существуют точки зрения на проблему сущности и функций культуры?
3.3.3. Как соотносятся понятия культура и цивилизация?
3.3.4. Какие типы культуры Вам известны?
3.3.5. Назовите структурные составляющие культуры.
3.3.6. Как соотносятся понятия культура и общество?
3.3.7. Какие основные формы межкультурного взаимодействия вам известны?
3.3.8. Что может являться причиной межкультурных конфликтов?
3.3.9. Охарактеризуйте линии сходства и различия в процессах социализации и инкультурации.
3.3.10. Опишите действие основных механизмов инкультурации.
4. Дополнительные задания:
4.1. Темы докладов и рефератов:
4.1.1. Теория «общественного договора» Т. Гоббса, Дж. Локка и Ж.Ж. Руссо.
4.1.2. Учение Платона об идеальном государстве.
4.1.3. Понятие «гражданское общество» в философской системе Гегеля.
4.1.4. Теория стратификации П.А. Сорокина.
4.1.5. Мифы о «Золотом веке» в культурах разных народов.
4.1.6. Н.А. Бердяев о смысле истории.
4.1.7. К. Ясперс о смысле истории.
4.1.8. Критика социального прогресса в философии К.Н. Леонтьева.
4.1.9. Соотношение цикличности и поступательности в общественном развитии.
4.1.10. Концепция динамики культуры Н.Я. Данилевского.
4.1.11. Механизм развития цивилизаций в теории А. Тойнби.
4.1.12. П. Сорокин о социальной и культурной динамике.
4.1.13. Россия между Востоком и Западом: проблема культурной идентичности.
5. Литература:
5.1. Основная литература:
5.1.1. Спиркин А.Г. Философия: учеб. для вузов. – М., 2011. – С.575-706, 789-827.
5.1.2. Философия: учеб. для бакалавров вузов / В.Н. Лавриненко [и др.]; под ред. В.Н. Лавриненко. – М., 2012. (DVD-ROM). Гриф ЭБС.
5.1.3. Философия: конспект лекций: учеб. пособие для студентов всех специальностей и форм обучения / В.О. Бернацкий [и др.]. – Омск, 2009. (CD-ROM). Гриф ЭБС.
5.2. Дополнительная литература:
5.2.1. Агеева Р.А. Страны и народы: происхождение названий. – М., 1990.
5.2.2. Бауман З. Глобализация. Последствия для человека и общества. – М., 2004.
5.2.3. Бердяев Н.А. Судьба России. – М., 1990.
5.2.4. Вальденфельс Б. Своя культура и чужая культура. Парадокс науки о чужом.
http://lib.exdat.com/docs/2824/index-568708-1.html (дата обращения 30.11.2015)
5.2.5. Зиммель Г. Как возможно общество? // Теоретическая социология: Антология в 2 ч. – Ч.1. – М., 2002. – С.314-334.
5.2.6. Ковалевский П.И. Русский национализм и национальное воспитание в России. – М., 2006.
5.2.7. Копп В.П. Маркс о логике движения общественных форм // Вопросы философии. – 1977. – №12. – С.93-104.
5.2.8. Культура и общество. План лекций.
http://studopedia.su/2_3119_obshchestvo-i-kultura.html (дата обращения 30.11.2015)
5.2.9. Лекторский В.А. Философия, познание, культура. – М., 2012.
5.2.10. Лоренц К. Агресии.
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Lorenc/_Agress_Index.php (дата обращения 30.11.2015)
5.2.11. Маркс К. Экономико-философские рукописи 1844 года и другие ранние философские работы. – М., 2010.
5.2.12. Макклюен М. Галактика Гутенберга.
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/makl/ (дата обращения 30.11.2015)
5.2.13. Манхейм К. Эссе о социологии культуры.
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/man_esse/ (дата обращения 30.11.2015)
5.2.14. Мезенцев Е.А. Проблема границ толерантности // Международный научно-исследовательский журнал. – 2015. – №8-5 (39). – С.10-12.
http://research-journal.org/culture/problema-granic-tolerantnosti/ (дата обращения 30.11.2015)
5.2.15. Ортега-и-Гассет Х. Человек и люди // Избранные труды. – М., 2000. – С.480-698.
5.2.16. Осипов А. Что такое этническая дискриминация и что с ней можно сделать? – М., 2012.
5.2.17. Поппер К. Р. Открытое общество и его враги. – Т.1: Чары Платона. – М., 1992.
5.2.18. Поппер К. Р. Открытое общество и его враги. – Т.2: Время лжепророков: Гегель, Маркс и другие оракулы. – М., 1992.
5.2.19. Тоффлер Третья волна.
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Toffler/_Index.php (дата обращения 30.11.2015)
5.2.20. Фойгель А.М. Социальное зло: монография. – Омск, 2000.
5.2.21. Чумаков А.Н. Метафизика глобализации: культурно-цивилизационный контекст. – М., 2006.
Занятие 8: «ЭТИКА КАК УЧЕНИЕ О МОРАЛИ»
Основные понятия: этика, мораль, нравственность, структура морали, высшее благо (идеал), моральный закон, золотое правило морали, категорический императив
1. Семинарские вопросы:
1.1. Соотношение понятий «этика», «мораль», «нравственность», «культура». «Высшее благо» и его категориальный статус в истории этических учений. Проблемы современной этики.
1.2. Моральное бытие человека: моральное сознание и моральные действия. Цель (идеал), мотив, средства и поступок как основные понятия нравственного поведения. Нравственное воспитание и самовоспитание. Роль моральных принципов в становлении мировоззрения.
1.3. Социальное бытие морали как средство утверждения гуманистических ценностей (добро, справедливость, гуманность, человечность и др.) и способ упорядочения общественной жизни. Императивность, нормативность морали. Категориальный статус морального закона. Золотое правило морали: возможности и границы применения.
2. Методические рекомендации:
Один из выводов, который можно сделать после освоения предыдущих тем: философия является рациональным, научно обоснованным мировоззрением. Если в предыдущих темах философия рассматривалась как знание (по Гегелю, философия – это эпоха, «схваченная в мысли»), то в этой теме выявляется этико-аксиологический (практический) аспект философии. Чем это обусловлено?
Как общество, так и отдельный человек никогда не ограничивают свою духовную жизнь, связанную с формированием мировоззрения, только со сферой рациональных, логических размышлений. Духовная жизнь осуществляется во всей её полноте: в частности, она представлена моральными ценностями, которые находят воплощение в образе жизни, реальных поступках. Эти процессы сопровождается критическими размышлениями по поводу собственных представлений о моральных ценностях, об их реальном воплощении в индивидуальной и общественной жизни. Вопрос о специфике этико-аксиологического аспекта философского мировоззрения является центральным на семинаре.
2.1. При подготовке к первому вопросу необходимо опираться на знания, полученные в ходе изучения следующих занятий: модуль 1 / лекционное и семинарское занятия 1, модуль 2 / лекционное и семинарское занятия 1.
Велик вклад античных философов в становление этики (Сократ, Платон, Аристотель, школа стоиков, школа эпикурейцев и др.) Этика как особая систематизированная философская наука появилась благодаря Аристотелю. В эпоху античности сложилось следующее определение этики: этика – это наука о морали. В этот период сформировалось представление о «высшем благе».
К осмыслению этики философы обращались и в эпоху Нового времени (И.Кант, Бентам, Милль и др.). Что объединяет всех этих мыслителей? Во-первых, они следуют классическому определению этики. Центральным вопросом этики во все времена, считают они, является вопрос, «Какая жизнь является правильной?» (в формулировке И.Канта «Что я должен делать?») Во-вторых, моральные ценности философы выводили из идеи «Высшего блага», которое трактовалась ими как высшая цель человеческой жизни. (В современной этике высшее благо называют идеалом). Однако, они размежевались во мнениях, что считать «высшим благом». Одни философы полагали, что высшим благом является счастье (эвдемонизм), другие – удовольствие (гедонизм), третьи – пользу (утилитаризм) и т.п.
Развитие этики продолжается и на этапе новейшей философии. Поэтому в самом общем смысле можно говорить о двух ступенях в развитии этики: классическая (IV в. до н.э. – XIX в.) и современная этика (конец XIX – XXI вв.). В современной этике исследуются новые проблемы, что, в частности, привело к возникновению прикладной этики и др.
2.2. При подготовке ко второму вопросу необходимо опираться на знания, полеченные в ходе изучения следующих занятий: модуль 1 / лекционное и семинарское занятия 3, модуль 2 / лекционное и семинарское занятия 7.
Если этика – наука о морали, то, следовательно, нужно обратиться к осмыслению содержания понятия «мораль». Второй и третий вопросы семинара ориентированы на уяснение смысла этого понятия. Во втором вопросе речь пойдёт о морали в жизни человека. Человек является носителем (субъектом) морали, но мораль не локализована в какой-то конкретной области человеческой жизни. Поэтому выявление моральной составляющей в жизни человека продуктивно увязать с характеристикой содержания понятия «структура морали». Структура морали включает в себя моральное сознание и моральную деятельность (мотивы, средства, результаты). Анализируя моральное сознание (по аналогии с индивидуальным сознанием), необходимо выявить роль эмоций, чувств, разума человека в принятии того или иного решения. Философы, начиная с эпохи античности, полагали, что благодаря разуму человек способен осуществлять добродетельные поступки в тех ситуациях, когда он не знает, как правильно поступить. Однако, полагали они, нельзя недооценивать роль моральных чувств в жизни человека. Структура морали не ограничивается моральным сознанием. Существует практический аспект морали. Иными словами, о моральности человека можно судить в полной мере по его поступкам, а это значит, что моральными должны быть цель (моральный человек направляет свою деятельность на высшее благо), мотивы, средства достижения целей, которыми человек руководствуется, а также и результаты этой деятельности. Всё это является обоснованием идеи, почему человек несёт моральную ответственность за свои действия. Итак, моральный (добродетельный, совершенный) человек способен использовать разум над аффектами (страстями), стремится к высшему благу, имеет бескорыстные мотивы и требователен к выбору средств. Он не разделяет позиции «все средства хороши».
2.3. При подготовке к третьему вопросу необходимо опираться на знания, полученные в ходе изучения следующих занятий: модуль 2 / лекционное и семинарское занятия 7.
Если во втором вопросе речь шла о факторах личной ответственности человека за моральное совершенство своих поступков, то при рассмотрении этого вопроса нужно разобраться в природе морали. (Иными словами, нужно объяснить, что должно служить точкой опоры при определении цели действия, какие мотивы и средства могут использоваться человеком, чтобы результат можно было оценивать, как имеющий моральное измерение?) Исходный тезис таков: мораль отвечает на вопрос, как жить человеку среди других людей. Мораль регулирует жизнь людей в человеческом сообществе. (Мораль не является исторически первой формой регулирования отношений между людьми, но самой эффективной). Моральный человек способен жить среди людей, утверждая человеческую форму отношений, взаимность отношений, которая заключена в золотом правиле морали. Обобщающий итог семинара таков: мораль – это социокультурное явление, направленное на гармонизацию различных интересов, а также на ориентированное на благо человека и общества. Мораль включает в себя ценности, нормы (императивы), обеспечивающие её реализацию.
3. Вопросы для самоконтроля:
3.1.1. Какое определение этики было сформулировано в эпоху античности?
3.1.2. Чем различаются понятия «мораль» («нравственность») и «этика»?
3.1.3. Дайте анализ определения И.Канта: «этика – это наука не о сущем, а о должном»?
3.1.4. Каков смысл понятия «высшее благо»?
3.1.5. Как можно охарактеризовать эвдемонизм, гедонизм, утилитаризм? Кто из философов развивал эти идеи?
3.1.6. Каковы проблемы прикладной этики?
3.2.1. В античной этике обращались к внутреннему миру личности, пытаясь найти истоки морали в человеческой субъективности. Как соотносится это утверждение с позицией Сократа: познай самого себя. Какова роль самопознания в жизни человека?
3.2.2. Почему этику Сократа, Платона называют рационалистической? Дайте анализ позиции Сократа: «знание есть основа добродетели».
3.2.3. Сформулируйте правило «золотой середины», сформулированное Аристотелем? В каких ситуациях человеку приходится размышлять над тем, как избежать «крайностей»?
3.2.4. Достаточно ли разума человеку, чтобы быть моральным человеком? Приведите примеры.
3.2.5. Какое отношение возникает у вас к тем людям, у которых «слова моральны», а «поступки аморальны»? Можно ли согласиться с утверждением Ф. Ницше: «Когда морализируют добрые, они вызывают отвращение; когда морализируют злые, они вызывают страх»?
3.2.6. Опираясь на знание структуры морали, дайте характеристику понятия «нравственная культура».
3.2.7. На ваш взгляд, какую роль в мировоззрении играет мораль?
3.2.8. Существуют ли виды человеческой деятельности, которые находятся вне морали?
3.2.9. На ваш взгляд, как можно охарактеризовать безусловный высший образец нравственной жизни? С какими ценностями он связан? Ценности носят абсолютный или относительный характер?
3.2.10. В моральном сознании истинное добро является добром для всех (для человечества и индивида), но такое добро очень абстрактно, так как в мире всегда сталкиваются различные потребности, желания, мнения. В чём смысл этой идеи, если реально она невыполнима?
3.3.1. Среди ниже перечисленных добродетелей какие характеризуют способность человека жить среди других людей: сильный, добрый, красивый, мужественный, умный, благожелательный?
3.3.2. Из предлагаемых норм поведения выберите те, которые имеют отношение к морали: «уходя, выключайте свет», «не лги», «подвергай всё сомнению», «дал слово, сдержи его»?
3.3.3. Какие способы упорядочения жизни человека в обществе существовали до морали?
3.3.4. Докажите истинность или ложность утверждений: «у каждого человека своя мораль», «у каждого общества своя мораль».
3.3.5. Как соотносятся понятия «моральный закон» и «моральная норма»?
3.3.6. Почему золотое правило морали называют правилом взаимности?
3.3.7. Как вы понимаете утверждение Канта, что есть две основополагающие ценности – «звёздное небо над головой и моральный закон во мне»?
3.3.8. Поясните следующий тезис: «мораль не носит принудительного характера». Как связаны между собой мораль и право?
4. Дополнительные задания:
4.1. Темы докладов и рефератов:
4.1.1. Этика Сократа и Платона.
4.1.2. Этика Аристотеля.
4.1.3. Этика Эпикура.
4.1.4. Стоики и учение о долге.
4.1.5. Этика утилитаризма.
4.1.6. Категорический императив И.Канта.
5. Литература:
5.1. Основная литература:
5.1.1. Спиркин А.Г. Философия: учеб. для вузов. – М., 2011. – С.708-726, 750-760.
5.1.2. Философия: учеб. для бакалавров вузов / В.Н. Лавриненко [и др.]; под ред. В.Н. Лавриненко. – М., 2012. (DVD-ROM). Гриф ЭБС.
5.1.3. Философия: конспект лекций: учеб. пособие для студентов всех специальностей и форм обучения / В.О. Бернацкий [и др.]. – Омск, 2009. (CD-ROM). Гриф ЭБС.
5.2. Дополнительная литература:
5.2.1. Апресян Р.Г. Генезис золотого правила // Вопросы философии. – 2013. – №10. – С.39-49.
http://iph.ras.ru/uplfile/ethics/biblio/Apressyan/airesyan_genezis_zp.pdf (дата обращения 30.11.2015)
5.2.2. Апресян Р.Г. Цель и средства // Новая философская энциклопедия. В 4 тт. – Т.4 (Т-Я). – М., 2010. – С.319-320.
http://ariom.ru/wiki/Cel'ISredstva (дата обращения 30.11.2015)
5.2.3. Бакштановский В.И., Согомонов Ю.Г. Прикладная этика // Новая философская энциклопедия. В 4 тт. – Т.4 (Т-Я). – М., 2010. – С.345-346.
5.2.4. Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики.
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Gus_Etika/_Index.php (дата обращения 30.11.2015)
5.2.5. Гусейнов А.А. Этика // Новая философская энциклопедия. В 4 тт. – Т.4 (Т-Я). – М., 2010. – С.472-477.
http://iph.ras.ru/elib/3579.html (дата обращения 30.11.2015)
5.2.6. Махова Н.П. Этика: учеб. пособие. – Омск, 2008.
5.2.7. Скворцов А.А. Этика: учеб. для бакалавров вузов / под ред. А.А. Гусейнова. – М., 2012.
Занятие 9: «РОССИЯ И ГЛОБАЛЬНЫЙ МИР»
Основные понятия: глобализация, традиционное общество, современное общество, глобальные проблемы современного общества, общество потребления, информационное общество, информатизация, «глобальная деревня», нетократия, вестернизация, коэволюция
1. Семинарские вопросы:
1.1. Глобализация как тенденция развития современного общества. Место России среди глобальных проектов.
1.2. Человек, общество, государство в информационном обществе. Становление информационного общества в России.
1.3. Проблемы и перспективы общества потребления в России.
1.4. Противоречивое единство природы и общества в глобальном мире.
2. Методические рекомендации:
2.1. Глобализация, как и всякое явление, имеет свою положительную и отрицательную сторону. При подготовке к вопросу необходимо обратить внимание и на положительные стороны глобализации, и на проблемы, которые она вызвала.
Начиная с середины ХХ века, когда человечество осознает себя единым целым, единым субъектом исторического процесса, в философском дискурсе возникает тема единой судьбы человечества и сохранения жизни на земле. Какие внешние и внутрисистемные события могут положить конец существованию человеческого рода? Как их предотвратить? Эти вопросы трансформируются на уровне более частных систем в ряд проблем, которые сегодня принято называть глобальными: проблема сохранения мира между народами, экологическая проблема, демографическая проблема и др. Согласно различным классификациям насчитывается порядка ста проблем, которые называют глобальными. Глобалистика – научное направление, которое изучает происхождение, проявление и пути решения глобальных проблем.
Готовясь к этому вопросу, необходимо обратить внимание на различные классификации глобальных проблем: на основе всеобщности и степени остроты (интерсоциальные), относительно взаимодействия в системе связей «человек-общество» или «человек-природа» и др.
Одна из наиболее острых проблем, возникающих в связи с глобализацией – проблема стандартов, «общечеловеческих ценностей», которые становятся общепризнанными, универсальными. В связи с распространением в мире не столько «усредненных», сколько либеральных – западноевропейских и американских – ценностей и образа жизни исследователи говорят о вестернизации. Опасность вестернизации состоит в размывании национальной идентичности. Поэтому многие страны и народы оказывают вестернизации сопротивление или выдвигают собственные проекты глобализации, в основе которого лежат иные, близкие этим странам и народам, ценности. В связи с этим, готовясь к первому вопросу семинарского занятия, необходимо обратить внимание не только на англосаксонский, но и на другие проекты глобализации: китайский, ближневосточный и т.п. Каковы российские формы противодействия вестернизации, возможно ли выдвижение Россией собственного глобального проекта? Отвечая на этот вопрос, необходимо связать его с представлением о России как цивилизации особого типа, мостом между Европой и Азией, исторически интегрирующим народы континента. Возможна ли для сегодняшней России «великая роль объединения Востока и Запада»? (В.С. Соловьев).
2.2. В качестве отдельных признаков современного общества по различным основаниям выделяют информационное общество и общество потребления. Информационное общество приходит на смену индустриальному. Отвечая на второй вопрос семинарского занятия, необходимо дать развернутую характеристику информационного общества в трактовке Д. Белла, М. Кастельса, выделить его качественные характеристики. Обратим внимание, что компьютеризация и рост количества потребляемой информации сами по себе не ведут к возникновению информационного общества. В этой связи необходимо проанализировать сегодняшнюю ситуацию и ответить на вопрос, является ли Россия информационным обществом, привести аргументы, подтверждающие вашу точку зрения.
Для информационного общества характерны такие явления, как «виртуальная экономика», «виртуальная политика». При ответе на второй вопрос семинарского занятия необходимо прояснить эти понятия, привести примеры, свидетельствующие о «виртуализации» современного общества. В обществе, где информация становится ресурсом власти возникает нетократия – новый социальный слой управленцев. Необходимо охарактеризовать понятие «нетократия», пояснить, какие проблемы возникают в обществе в связи с её появлением.
В значительной мере становление информационного общества только начинается. Социальные последствия перехода человечества в информационную эпоху (М. Кастельс) остаются неясными. Прогнозы дальнейшей судьбы человечества представлены в концепциях футурологов (Э. Тоффлер, Ф. Фукуяма). На основе данных концепций необходимо сформировать собственное видение будущего информационной цивилизации.
2.3. Массовое потребление в современном обществе привело к формированию соответствующей системы ценностей и общественных отношений, которые получили в философских работах название «общество потребления» (Э. Фромм, Ж. Бодрийяр). При ответе на третий вопрос семинарского занятия необходимо охарактеризовать общество потребления, показать, как влияет массовое потребление на изменение всей системы общественных отношений. Необходимо также отметить черты общества потребления, характерные для современной России. Акцентировать внимание на опасностях, которые несут потребительские ценностные установки для человеческой цивилизации.
2.4. При ответе на четвертый вопрос семинара необходимо иметь в виду, что человеческое общество не может выжить и развиваться вне связи с природой. Вместе с тем возникновение человеческой культуры как второй, искусственной природы, навсегда лишило человечество возможности жить в абсолютной гармонии с природой, породило противоречивое единство человека и природы. Это обстоятельство является объективной предпосылкой существования экологической проблемы. Рассуждая об экологической проблеме, необходимо отметить последствия преобразовательно-потребительского отношения человека к природе, пояснить, почему экологическая проблема сегодня входит в группу глобальных проблем. Может ли ряд конкретных мер, таких как создание безотходных технологий, разработка методов очистки природной среды от промышленных загрязнений и др. решить экологическую проблему? Какие еще меры необходимы для её решения? Необходимо аргументировать свою позицию по этому вопросу.
Далее при ответе на четвертый вопрос, стоит пояснить роль философии «русского космизма» в решении экологической проблемы. Представить логику эволюции природы по работам «русских космистов» (Н. Федоров, К. Циолковский, В. Вернадский, А. Чижевский). Раскрыть идеи В.И. Вернадского о живом веществе, космичности жизни; ноосфере. Объяснить понятие «коэволюция». Как представление о коэволюции способствует решению экологической проблемы?
3. Вопросы для самоконтроля:
3.1.1. Что такое глобализация?
3.1.2. Какие события свидетельствуют об экономической, политической и культурной глобализации?
3.1.3. Почему глобализация невозможна в традиционном обществе?
3.1.4. В чем Вы видите положительные и отрицательные стороны глобализации?
3.1.5. Прокомментируйте следующее высказывание: «Глобализация означает гомогенизацию мира, жизнь по единым принципам, приверженность единым ценностям… Глобализация – это признание растущей взаимозависимости, главным следствием которой является подрыв, разрушение национального государственного суверенитета» (Б. Бади).
3.1.6. Как глобализация приводит к возникновению глобальных проблем?
3.1.7. Прокомментируйте высказывание В.С. Соловьева: «Действительно спастись, то есть возродить и увековечить свою индивидуальную жизнь в истинной любви, единичный человек может только сообща или вместе со всеми».
3.1.8. Какие способы классификации глобальных проблем вы знаете?
3.1.9. Какие глобальные проекты вам известны?
3.1.10. Что такое вестернизация?
3.1.11. Прокомментируйте следующее высказывание: «Было бы глупо думать, что триумф какой-то одной цивилизации может привести к завершению плюрализма культур» (Ф. Бродель).
3.1.12. В чем заключается кризис либерального проекта глобализации?
3.1.13. Какие «восточные» альтернативы западному проекту глобализации вам известны?
3.1.14. Существует ли в России собственный проект глобализации?
3.1.15. Какие существуют точки зрения по проблеме определения места России в современном мире?
3.2.1. Какова специфика информационного общества по сравнению с индустриальным?
3.2.2. Достаточно ли роста технической оснащенности для перехода к информационному обществу?
3.2.3. Каковы критерии прогресса в информационном обществе?
3.2.4. Какие факты свидетельствуют о появлении в информационном обществе «виртуальной экономики»?
3.2.5. Как в информационном обществе меняются функции государства?
3.2.6. Что такое нетократия?
3.2.7. Является ли Россия информационным обществом? Обоснуйте свой ответ.
3.3.1. Каковы предпосылки возникновения общества потребления?
3.3.2. Какие проблемы характерны для общества потребления?
3.3.3. Прокомментируйте высказывание Ж. Бодрийяра: «В конечном счете главной ценой за общество потребления является порождаемое им чувство всеобщей неуверенности…».
3.3.4. Можно ли преодолеть проблемы общества потребления путем «изменения ценностей современных обществ» (И. Валлерстайн)?
3.3.5. Существует ли противоречие между традиционными ценностями россиян и ценностями общества потребления? Каковы возможности преодоления этого противоречия?
3.4.1. Что означают и чем различаются естественная и искусственная среда обитания человека?
3.4.2. Приведите примеры из современной социальной практики, свидетельствующие об экологическом кризисе.
3.4.3. В чем философский смысл экологической проблемы?
3.4.4. В чем видели решение экологической проблемы В. Вернадский и Т. Де Шарден?
3.4.5. Что такое «экологический императив» (Н. Моисеев)?
3.4.6. Что такое коэволюция?
4. Дополнительные задания:
4.1. Темы докладов и рефератов:
4.1.1. Взаимосвязь глобальных проблем современности с проблемой духовного развития человека.
4.1.2. Противоречия информационного общества.
4.1.3. Глобализация: «за» и «против».
4.1.4. Образы будущего человечества в концепциях футурологов.
4.1.5. Китайский проект глобализации: опыт всемирного влияния через самодостаточность.
4.1.6. К единству человечества через «столкновение цивилизаций».
4.1.7. Концепции «конца истории» и постисторическое существование.
4.1.8. Социальная философия постмодерна: состояние постмодерна как завершение или продолжение модерна?
4.1.9. Запад, Восток, Россия в диалоге культур.
4.1.10. Русский космизм.
4.1.11. Теория постиндустриального общества и его социальные характеристики.
4.1.12. Социальная мобильность в постиндустриальном обществе.
4.1.13. Будущее России в постиндустриальном мире.
4.1.14. Концепция устойчивого развития как способ решения глобальных проблем.
5. Литература:
5.1. Основная литература:
5.1.1. Спиркин А.Г. Философия: учеб. для вузов. – М., 2011. – С.613-624, 638-640, 661-667.
5.1.2. Философия: учеб. для бакалавров вузов / В.Н. Лавриненко [и др.]; под ред. В.Н. Лавриненко. – М., 2012. (DVD-ROM). Гриф ЭБС.
5.1.3. Философия: конспект лекций: учеб. пособие для студентов всех специальностей и форм обучения / В.О. Бернацкий [и др.]. – Омск, 2009. (CD-ROM). Гриф ЭБС.
5.2. Дополнительная литература:
5.2.1. Бард А., Зодерквист Я. Netократия. Новая правящая элита и жизнь после капитализма. ‒ СПб., 2004.
http://infobusiness21.com/resources/Zoderkvist_Ya._Netokratiya_Novaya_Pravya.a6.pdf (дата обращения 30.11.2015)
5.2.2. Бауман З. Глобализация. Последствия для человека и общества. – М., 2004.
http://www.twirpx.com/file/288458/ (дата обращения 30.11.2015)
5.2.3. Бодрийяр Ж. Общество потребления. – М., 2006.
http://development.placeforpeople.com/site_media/wizard/docs/Bodriyar_Obschestvo_potrebleniya_7.pdf (дата обращения 30.11.2015)
5.2.4. Васильев Л.С. Восток и Запад в истории (основные параметры проблематики) // Альтернативные пути к цивилизации. – М., 2000. – С.96-114.
http://www.twirpx.com/file/1379075/ (дата обращения 30.11.2015)
5.2.5. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М., 1991.
http://dugward.ru/library/danilevskiy_n_ya/danilevskiy_n_rossiya_i_evropa.html (дата обращения 30.11.2015)
5.2.6. Ильин В.И. Общество потребления: теоретическая модель и российская реальность // Мир России. – 2005. – Т. XIV. – №2. – С.3-40.
http://www.ruthenia.ru/logos/kr/ilyin.pdf (дата обращения 30.11.2015)
5.2.7. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. – М., 2000.
http://www.twirpx.com/file/63184/ (дата обращения 30.11.2015)
5.2.8. Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума. – М., 1988.
http://www.twirpx.com/file/711120/ (дата обращения 30.11.2015)
5.2.9. Сидорина Т.Ю. Римский клуб: Декларация. Миссия // Вопросы философии. –1995. – №3. – С.65-72.
5.2.10. Россия между Европой и Азией: евразийский соблазн: Антология / ред.-сост. Л.И. Новикова, Н. Сиземская. – М., 1993.
5.2.11. Тоффлер Э. Шок будущего. – М., 2004.
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Toff_Shok/ (дата обращения 30.11.2015)
5.2.12. Федоров Е.К. Экологический кризис и социальный прогресс. – М., 1997.
5.2.13. Федотова М.Г. Означивание социальной информации как фактор стабилизации транзитивных обществ Европы, Азии и Евразии: Монография. – Омск, 2015.
5.2.14. Фукуяма Ф. Конец истории. – М., 2004.
http://lib.ru/POLITOLOG/FUKUYAMA/konec_istorii.txt (дата обращения 30.11.2015)
5.2.15. Чумаков А.Н. Философия. – М., 2014. – С.391-436.
http://www.twirpx.com/file/97064/ (дата обращения 30.11.2015)