Человек является особой формой бытия – одновременно познаваемой и познающей, являющейся частью бытия и активно влияющей, преображающей бытие.
Человек являет собой систему биологических, психологических и социальных аспектов. Каждлый из этих аспектов в отдельности изучается конкретно-предметными науками – биологией, генетикой, медициной, психологией и психиатрией, физиологией и социологией. Но ни одна из этих наук не пытается выстроить целостный образ человека. Такие попытки предпринимает философия, которая пытается поднять человека до уровня общефилософского обощения, дополняет учение о человеке аксиологическими (ценностными) аспектами, формирует понимание феномена человеческого сознания.
Трудность в познании человека заключается в том, что его требуется изучать сразу на многих уровнях – общечеловеческом (как представителя человечества), специальном (как представителя конкретной расы, народности), конкретном (как личность со своими личными потребностями, переживаниями, талантами, со своей психикой).
Кроме того, человек двуедин. Он является биологическим организмом (животным), но животным сознательно социальным, т.е. общественным, коллективистским. Уже Аристотель называл человека «политическим животным».
Упрощенно говоря, природное в человеке заключено и проявляется в его теле, тех физиологических процессах, которые в нем происходят. Социальное же проявляется в сознании человека. Однако, и телесное и сознательное является одинаково важными элементами бытия человека, из которых, собственно это бытие и состоит, поэтому между телесным и сознательным нет непересекаемой границу. Во-первых, с материалистической точки зрения, сознание, как и все прочие психологические проявления человека, является порождением его мозга, т.е. чисто биологической субстанции. Поэтому вполне возможно, что различия в сознании людей (различия в их эмоциональности, разные возможности рассудочной и разумной деятельности, разные способности и таланты) скрываются именно в недрах мозга, и именно клетки мозга определяют и само наличие сознания у человека, и различия сознания у разных людей.
Сегодня в философии деляются попытки ответить на вопрос, как взаимоотношение между биологическим и социальным в человеке, что является для человеческой жизни и развития определяющим, как влияет на способности человека биологическое и социальное.
Будучи частью природы, особым биологическим видом – homo sapiens, человек имеет биологические признаки своего вида, которые передаются из поколения в поколение в соответствии с программой биологической наследственности. Например, это запрограмированная средняя продолжительность жизни в среднем для любого представителя рода человеческого, или запрограмированная подверженность одним заболеваниям, и полная инертность – к другим. Вместе с тем, у человека, в отличие от других животных, нет биологической предопределенности к какому-то одному виду жизнедеятельности (дневному, ночному), виду пищи (животной, растительной), поведению (индивидуалистскому, стадному). Это означает, что человек может развиваться в любом направлении в пределах своего биологического вида.
Биологическое в человеке присутствует не рядом с социальным, а в самой сфере социальной жизни человека. Человек не превращается на ночь в животное с тем, чтобы днем продолжить свою общественную жизнь. Биологическое и социальное в человеке проявляются каждую минуту его существования.
Специфика соотношения биологического и социального в человеке заключается также и в том, что человек как сознательное общественное животное умеет сдерживать и подавлять свои биологические инстинкты, а также умеет сочувствовать и сопереживать, делать что-то не лично для себя, а для других.Животные не в состоянии подавлять свои инстинкты, и гораздо более индивидуалистичны по сравнению с человеком.
В целом, современная философия стоит на позиции, что социальные факторы в жизни и деятельности человека оказывают определяющее влияние на организм человека по сравнению с биологическими факторами. В экстремальных ситуациях у отдельных людей биологическое (т.е. животные инстинкты) могут подавить социальное. Но это происходит только временно и относится только к людям с определенным строением психики, в первую очередь с ослабленной волей.
В связи с последними успехами генной инженерии возник вопрос о том, что можно улучшить все человечество и каждого в отдельности путем искусственных генных мутаций. Эта идея абсолютизирует биологическое в человеке, а потому не может правильной изначально. Кроме того, она вызывает сомнения и с этической точки зрения.
В философии человека принципиально важными являются категории сущности человека, существования человека и природы человека.
Категория сущности является философской абстракцией, используемой для определения качественной специфики объясняемого предмета, его наиболее важных свойств. Сущность человека как раз и заключена в сложном сочетании биологических и социальных факторов, и кратко выражается определением, что человек есть сознательный общественный билогический организм, наивысшей психологической сложности и разумности. Сущность человека – это самая общая характеристика, применимая к любому человеческому индивиду.
Категория существования шире категории сущности, поскольку касается каждого отдельного человека. Существование человека означает нынешнее бытие, реальную жизнь каждого конкретного индивида, те бытовые, профессиональные, культурные, религиозные факторы, которые влияют на его жинь. Существование – это повседневность. Но в существовании, в повседневности проявляется сущность человека. Именно поэтому цельный образ реального человека слагается из сущности и существования, т.е. каждый человек в действительности является сознательным общественным организмом, который живет в таких-то конкретных условиях повседневности.
Категория природы человека является предметом философских споров. Часто эту категорию отождествляют с категорией сущности человека и используют обе эти категории как синонимы. Некоторые ученые считают, что природа человека – это все то, что обусловлено генетическими факторами, т.е. видовые характеристики человека – он прямоходящ, дышит легкими, имеет бинокулярное зрение, скромный волосянной покров и т.п. Другие ученые подразумевают под природой человека также развитую психику и высокую интеллектуальную деятельность, наличие развитых эмоций, наличие моральных требоваваний, способность самоконтроля и самодисциплины. Фактически, такое определение природы человека является более широким определением сущности человека.