В житии протопоп Аввакум указывает на историю создания своего произведения. История связана с расколом. Причиной раскола протопоп Аввакум считает поврежденность…. С точки зрения Аввакума, Никон желает власти, ставит вокруг своих людей.
Произведение является автобиографическим. Автобиография проявляется и в стиле: 1) неряшливость языка: яканье, сближение церковнославянского с разговорным стилем; 2) автор останавливается на своих этапах сибирских; 3) жанр жития разрушается, становится похожим на светское произведение. Это разрушение говорит об эволюции литературы Древней Руси, автор обращает внимание на частные детали.
Это произведение открывает литературу 2половины 17 века. Когда появляются первые стихотворения, которые называют вирши. Эти стихотворения написаны в основном выпускниками Киево-… академии: Симеоном Полоцким, Сильвестром Медведевым,
В конце 17 века появляется театр, который делится на 2 типа: придворный и школьный. Произведения в нем были на библейские темы: драма о блудном сыне, Иудифь. В Вятской духовной семинарии тоже был театр.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 18 ВЕКА
Эту литературу называют Эпохой Просвещения, которая являет собой новую веху просвещения. В Западной Европе просвещение наступает раньше – в 17 веке. Сам 18 век назван одним из поэтов А.Н. Радищевым «столетием безумным и мудрым»
18 столетие считается мудрым, потому что с различными государственными переменами обозначилась и перемена в философских основах человеческого поведения. Философской основой этих перемен стала философия рационализма. Рационализм представляет собой определенную веру в разум, в силу человеческой мысли, в свободу, независимость человека. Его способность изменить собственную жизнь. При этом рационализм предполагал и просвещения, т.е занятия умственной деятельности. В 1701 году указом Петра славяно-греко-латинская школа преобразуется в академию. В 1755 был открыт московский университет. В данном случае при появлении светских и церковных учебных заведений возникла ситуация конкуренции с одной стороны и в тоже время взаимодополнение диалога церковного и религиозного. Поэтому просвещение в России в отличие от западной традиции не дошло до абсолютной автономии человеческого эгоизма, самости. В эпоху просвещения в России разум, его сила и его возможности ставились на благо государства и общества. Нужно было победить страсть во имя долга. Должное необходимо было победить. Так в человеческой жизни появляется гуманизм – особое отношение к человеку (сочувствие и внимание к нему).
В искусстве 18 века в России на такой философской почве появляется первое литературное направление – классицизм. (классикус – лат. – образцовый). Общеевропейское направление, на западе оно появилось еще в 17 веке. В России классицизм имел свои определенные черты, которые выделяли его в общеевропейском мировом масштабе.
1. в отличие от общемирового классицизма в качестве идеала изображения ставились не столько античные образы, сколько свои древнерусские.
2. русский классицизм начался не с од и трагедий (высокие, значимые произведения), как это было в западной Европе а с сатиры (были направлены на реальную жизнь, имели воспитательный характер от обратного).
3. классицизм в России воспринимал литературу и искусство, как средство воспитания и учебы, разъяснения жизни.
4. русский классицизм обращался за сюжетом и идеалами к Русской истории.
5. Идеал человека является человек гражданин, патриот, просвещенный человек. Для него важным является общественная польза, общественный Долг служение государству на благо других.
Русская литература отличается тем, что здесь появляются авторы, писатели, которые имеют собственную биографию и творческий путь. Многие писатели в этот период по типам творчества, принципам мировоззрения по стилю оказываются близкими. Поэтому их принято рассматривать в рамках литературных направлений.
ПИСАТЕЛИ КЛАССИЦИСТЫ
Антиох Дмитриевич Кантемир, Михаил Васильевич Ломоносов, Александр Петрович Сумароков, Василий Кириллович Тредиаковский.