Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Правовая мысль в Древней Греции




Лекция подготовлена на основе книги J.M. Kelly. A Short History of Western Legal Theory.

Oxford University Press. 2007.

Вопросы, на которые необходимо ответить по итогам ознакомления с лекцией:

1) Почему мы начинаем изучение истории политико-правовой мысли именно с Древней Греции?

2) В чем заключается политическая и культурная специфика Древней Греции?

3) Охарактеризуйте источники древнегреческого права и правовой теории.

4) В чем состояла специфика воззрений древнегреческих авторов на возникновение государства и права?

5) Присутствовала ли в греческой политико-правовой мысли категория естественного права?

6) Как древние греки смотрели на цель и пределы правового регулирования.

7) Какие разновидности справедливости выделял Аристотель?

8) Кратко охарактеризуйте взгляды древнегреческих авторов на проблему преступления и наказания.

9) Воззрения древних греков на собственность.

 

Причина, по которой Греция занимает особое место в истории цивилизации, заключается не столько в том, что большинство направлений литературы и искусства достигли в ней уровня, который последующие поколения признавали классическим. Главным образом это произошло потому, что греки были первыми, у кого появилось и вошло в привычку у образованных людей занятие абстрактного размышления и теоретических споров. Причем эти размышления и споры не ограничивались исследованием и обсуждением явлений физического мира – в этих вопросах египтяне и вавилоняне безусловно опередили греков, но включали и размышления о человеке, его природе, его месте в мире, о характере человеческого общества и о том, как наилучшим образом этим обществом управлять.

На самом деле другие народы Древнего мира тоже оставили нам следы своих представлений о человеческой природе и морали (к примеру, Ветхий Завет иудеев). Кроме того, другие народы принимали законы и, следовательно, должны были обладать некоторой способностью рассуждать о назначении закона и о том, как сделать так, чтобы закон достиг своей цели – такое предположение может быть сделано о цивилизации в Месопотамии, из которой до нас дошли великие законы Хаммурапи (ок. 1800 до н.э.). Тем не менее, именно в Греции объективная дискуссия об отношении человека к праву и справедливости стала нормальным занятием образованного человека, а также была отражена в литературе, на которую впоследствии опиралась вся европейская интеллектуальная традиция.

Историками лучше всего освещен период древнегреческой истории начиная примерно с кончины Перикла и до смерти Александра Македонского и Аристотеля (примерно 420 – 320 до н.э.). Если мы посмотрим на остальную Европу этого периода, то увидим, что Рим пока еще находится в самом начале своей истории – это не более чем крупный город в устье Тибера, а его жители – всего лишь один из народов Апеннинского полуострова, населяющий местность под названием Лациум и разговаривающий, следовательно, на латыни. Уже в то время Рим испытывал некоторое влияние со стороны Греции, в частности, греки основали много городов в Италии, о чем до сих пор свидетельствуют их названия греческого происхождения – Неаполь, Палермо, Сиракузы и др.). Греки мало интересовались и плохо были знакомы со своими соседями с запада, севера и востока, называя их просто варварами – слово, пародирующее непонятную иностранную речь). Они в общем представляли себе, что нынешнюю область юга России населяют скифы, знали также о кельтах, чьи поселения простирались в то время через всю центральную Европу от Черного моря до Ирландии. Географические познания греков доходили не далее, чем ворота Гибралтара. О более отдаленных народах, населявших, к примеру, Британские острова, они ничего не слышали.

Как нам известно из истории, у греков не было единого государства, единого политического образования. В седьмом, шестом, пятом и четвертом веках до н.э. греки жили в сотнях городов (полисов), расположенных на Балканском полуострове, островах Эгейского моря, Малой Азии, Сицилии и юга Италии, а также в незначительной степени – на берегах нынешних Испании и Франции, Ливии и Египта и, кроме того, – Черного моря. Один из этих полисов – Афины – был достаточно большого размера даже по современным стандартам, остальные же были гораздо меньше. Полисы являлись независимыми политическими единицами. Некоторые полисы доминировали над другими, однако это доминирование выражалось в обязанности вносить какую-либо сумму денег в казну либо поставлять корабли, либо выступать союзником в войне, или в преобладании в подчиненном городе фракции, отстаивающей интересы главного города. Однако все эти условия, сколько бы ни говорили о формировании «Афинской империи», никогда не доходили до ликвидации независимости подчиненных городов, которые оставались в теории автономными, т.е. способными принимать собственные законы и проводить самостоятельную политику.

Соответственно, когда мы говорим о греческой литературе или в даже большей степени о греческом праве, мы подразумеваем нечто весьма отличающееся от Римской литературы и Римского права. Греческая литература и поэзия демонстрирует большое разнообразие диалектов, в то время как римляне сделали свой собственный, латинский, диалект стандартом для всего полуострова и большей части Средиземноморья, – на территории, находившейся под их управлением. Соответственно, в то время как Римское право означает право, выработанное в рамках более или менее унитарного государства с центром в Риме, «греческое право» – это гораздо более свободное понятие, означающее разнообразные кодексы и предписания, принимаемые в большом количестве независимых политических единиц, населенных представителями эллинской культуры и языка. Определенные общие черты правовых установлений различных городов, безусловно, имеются, однако в классическую эпоху не существовало сколь-либо унифицированной системы греческого права, поскольку не существовало единого греческого государства.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1344 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студенческая общага - это место, где меня научили готовить 20 блюд из макарон и 40 из доширака. А майонез - это вообще десерт. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2372 - | 2320 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.