Различные определения понятия государства всегда указывают на те или иные признаки государства. Полноценное освещение этих признаков невозможно без упоминания о государственной (публично-политической власти). Государственная власть — это власть одновременно публичная и политическая. Публичной она является потому, что официально управляет делами всего общества и выступает от имени общества в целом при решении вопросов, относящихся к ее компетенции. Политической же она является потому, что в лице государственного аппарата отделена от общества, относительно обособлена от него. Относительно самостоятельное существование, положение в обществе и та сила, которой данная власть обладает, позволяют ей действенно управлять социально неоднородным обществом, т.е. таким, где во многом отсутствует единство, совпадение интересов у различных слоев, групп и общностей людей. Отношения между ними составляют сферу политики как таковой. Прямое предназначение власти заключается, прежде всего, в регулировании этих отношений, что и делает публичную власть политической, при чем успех в борьбе несовпадающих во многом интересов различных социальных слоев, групп и общностей в социально-неоднородном обществе всегда на стороне того, кто обладает государственной властью. Овладение этой властью позволяет одной какой-либо части общества (большей или меньшей, либо ее представителям) не только управлять делами всего общества, обеспечивать его безопасность, существование как единого целого, но и руководить им преимущественно в своих интересах, что и придает публичной власти политический характер. Именно поэтому она всегда выступает как власть публично-политическая.
Государственную власть нельзя отождествлять с самим государством, ибо государство — это организация данной власти, т.е. ее устройство, механизм ее осуществления в лице определенных органов: судебных, контрольно-надзорных, военных и т.д. Сама же по себе государственная власть — это способ руководства обществом, для которого характерна опора на специальный аппарат принуждения. Из этого следует, что основой действенности государственной власти является авторитет силы, а не сила авторитета. Однако сказанное вовсе не означает, что государственная власть — это сила, которая не стремится к тому, чтобы быть авторитетной. Не случайно, например, в демократических государствах проводятся соответствующие социологические исследования, изучается общественное мнение по поводу состоявшихся или планируемых тех или иных государственных решений. К тому же эффективность решения многих внутригосударственных, международных проблем, как показывает история, не всегда находится в зависимости от так называемых «силовых решений» государства (государств).
Для всякого государства характерно наличие государственной власти, являющейся суверенной. Государственный суверенитет, который необходимо отличать от национального или народного суверенитета, предполагает верховенство государственной власти внутри страны, ее независимость от какой-либо иностранной власти. Суверенитет, рассматриваемый как сопоставительное свойство государственной власти (и государства как ее организации), указывает на ее положение среди тех властей, которые имеют место в обществе церковной, родительской, корпоративной и т.д. Государственная власть существует обособленно от указанных властей и имеет верховенство по отношению к ним в сфере государственных дел. Кроме того, любое государство должно признавать такой порядок вещей в системе отношении властей внутри государства и не вмешиваться в его внутренние дела, а также считаться с ним как с равноправным, самостоятельным, независимым субъектом межгосударственных отношений. Уважение суверенитета государства (независимо от величины его территории, количества населения и т.д.) — принцип международного права и международных отношений, который, в частности, закреплен в Уставе ООН. Таким образом, вышесказанное о суверенитете обращает внимание на то, что в целом суверенитет имеет внутреннюю и внешнюю стороны.
Изучение государства показывает, что его можно рассматривать как организацию власти, которая является всеобъемлющей. Только государственная власть распространяется на всех лиц (физических, юридических), которые находятся на территории государства. Если суверенитет понимать как свойство государственной власти, которое указывает на ее силу, то всеобъемлемость — это свойство государственной власти, указывающее на масштаб ее действия в обществе. Более широкое понимание «всеобъемлемости» как признака государства предполагает указание на то, что государство — это организация общества в единое целое через институт «гражданства» (подданства), т.е. государство — это всеобъемлющая организация общества.
Государство является организацией власти, которая властвует на строго определенной территории, т.е. ограниченной части поверхности планеты (суши, моря, воздушного пространства). Территория государства может мыслиться в качестве материальной основы его существования.
Существование государств неотделимо и от наличия соответствующего населения страны (народонаселения, государственного народа). Не случайно ведь широко распространено понимание государства как общества, организованного государством, т.е. особым способом организованного общества. Люди, народ, население страны — социальная основа государства. Народ, населяющий территорию государства, является субъектом и объектом государственной власти.
Государство объединяет людей (население страны) в единое целое, а принадлежность их к данному государству отражается понятием «гражданство» (подданство). Гражданство (подданство) — это устойчивая правовая связь лица с данным государством, выражающаяся в их взаимных правах и обязанностях,
Государству свойственно объединение людей по территориальному признаку в один территориальный коллектив (граждане государства, население страны) и одновременное разделение в его целях оптимизации управления на меньшие территориальные коллективы (население областей, районов и т.п.).
Государству свойственно наличие аппарата управления, особого разряда лиц, профессионалов по управлению. В государстве всегда есть управляющие и управляемые. К органам управления относятся правительство, различные министерства, государственные комитеты и т.п. При описании государства свойственно обращать внимание на присущий ему так называемый аппарат принуждения, т.е. отряды вооруженных, специально обученных людей, принудительные учреждения. Они являются силовой основой действенности государственной власти. К числу «силовых» ведомств государства в первую очередь относятся вооруженные силы, органы охраны общественно го порядка, органы государственной безопасности, карательные (пенитенциарные) учреждения. Государству принадлежит монопольное право применять принуждение на своей территории.
Только государство имеет право издавать нормативно-правовые акты (законы, постановления, указы и т.д.), обязательные для всеобщего исполнения. Нормативно-правовые акты закрепляют право вые (юридические нормы), в которых выражена общеобязательная государственная воля. Юридические нормы рассчитаны на добро вольное их соблюдение. При необходимости проведения их в жизнь обеспечивают специальные юридические органы: налоговые органы, прокуратуры, милиции и др. Финансовую основу деятельности государства образуют, в первую очередь, налоги. Налогообложение является монопольным правом государства. Иные поступления в бюджет (казну государства) дают займы (внешние и внутренние), доходы от деятельности государственных предприятий, различные сборы (судебные, таможенные) и т.д.
Сущность государства
В свете характеристики главного в содержании деятельности государств прошлого и современности сущность государства как социального института проявляется в устойчивой общей направленности его деятельности, связанной с обеспечением им как общесоциальных, так и узкогрупповых (в том числе классовых) интересов.
Сущность государства выражается в его функциях, той служебной роли, которую оно выполняет по отношению к обществу. Сущность государства двуедина (служение узкоклассовым, групповым и общесоциальным интересам) и исторически изменчива в плане соотношения ее сторон.
С изменением общества меняется и сущность государства. Это можно проследить, взяв, например, за исходную точку момент за рождения противостояния таких общественных сил, как буржуазия и пролетариат, в период формирования так называемого «дикого» капитализма (середина XIX века). С этим периодом связывается понимание сущности государства как орудия классовой борьбы, машины для подавления классовых противников, поддержания господства одного класса над другим. Однако произошедшие затем такие события всемирно-исторического значения, как Октябрьская революция 1917 г. в России, Великий кризис и Великая депрессия конца 20-х годов, нанесли вначале политический, а затем экономический удар по капитализму и поставили вопрос о его дальнейшей судьбе. Государство, правящие экономическая и политическая элиты вынуждены были по-новому подойти к решению проблемы стабилизации общества и конституционного строя. Это выразилось, прежде всего, в усилении социальной защищенности личности, в социальной ориентированности государства. Гуманистическому обновлению капитализма способствовал и разгром фашизма как проявления наиболее реакционных и агрессивных сил монополистического капитала. После этого в развитых западных демократиях государство постепенно становилось средством снятия, преодоления общественных противоречий не путем насилия и подавления, а через достижение общественного компромисса, консенсуса, хотя сам по себе механизм государства по поддержанию общественного порядка мало в чем претерпел изменения. В деятельности же государства все в большей степени стали оптимально сочетаться классовые и общесоциальные цели и функции.
Сущность современного социально ориентированного, демократического, правового государства состоит в том, что оно является орудием достижения в социально неоднородном обществе социального компромисса и согласия.
Форма государства
Форма государства — это способ организации и реализации государственной власти. В состав формы государства в качестве ее обязательных элементов входят:
1) форма государственного правления;
2) форма государственного устройства;
3) форма государственного (политического) режима. Форма государственного правления — это организация верховной государственной власти: структура ее органов, порядок их образования, их взаимоотношения между собой (распределение между ними компетенции) и с населением (степень участия населения в их формировании). Ядро «правящих» органов составляют глава государства (олицетворяющий единство государственной власти), парламент (законодательный орган), правительство (центр системы исполнительных, у правленческих органов). Форма государственного правления по существу выражает структуру распределения государственной власти «по горизонтали». Этот элемент является ведущим в форме государства.
По форме государственного правления государства подразделяются на монархии и республики. В монархии высшая государственная власть, обычно передаваемая по наследству, принадлежит полностью (абсолютная монархия) или частично (ограниченная монархия) одному лицу. В республике верховная государственная власть принадлежит органам, избираемым населением на определенный срок. Существует 3 вида республик: парламентская, президентская и смешанная. В парламентской республике правительство формируется только парламентом и подотчетно только парламенту. В президентской республике правительство формируется главой государства (президентом) самостоятельно (иногда с последующим одобрением верхней палаты парламента). В такой республике глава государства руководит правительством и определяет его политику. Смешанная республика, которая имеет признаки президентской и парламентской республики, занимает как бы промежуточное положение между ними. Такого рода республика (смешанная республиканская форма правления) иногда в учебной литературе называется «полу президентской» республикой.
Президентскими республиками являются США, Иран, Ирак и др., парламентскими — ФРГ, Италия и др., а смешанная республиканская форма правления присуща Франции, Финляндии, Украине и др.
Форма государственного устройства — это административно-территориальная организация государства, деление государства на составные части и распределение власти между ними и управляющим центром, характер взаимоотношений между центральными и местными органами. Форма государственного устройства выражает структуру распределения государственной власти «по вертикали» (в рамках систем «власть центра— власть на местах», «власть федерального центра — власть центра субъектов федерации власть на местах субъектов федерации») и определяет характер взаимоотношений между центральными и местными органами.
По форме государственного устройства государство может быть простым (унитарным) или сложным. Для унитарного государства характерно деление на административно-территориальные единицы и наличие единых, общих для всей страны высших органов власти и управления. В состав унитарного государства могут входить автономные образования. В отличие от административно-территориальных единиц автономия, как правило, представляет собой особую форму административно-территориального образования, которая выражается в предоставлении ей внутреннего самоуправления не только в административной сфере, но и в сфере законодательства. В автономии наряду с общегосударственными законами действу ют и законы, принимаемые парламентом автономии по вопросам, отнесенным к ее компетенции. Распределение компетенции между общегосударственным парламентом и парламентом автономии закрепляется общегосударственным законом. Парламент, правительство и другие органы автономии формируются независимо от центральных органов. Некоторые государственные должности в автономии могут занимать лица, назначаемые центром.
Автономия может быть национально-территориальной и административно-территориальной. В современном Украинском государстве есть, например, административно-территориальная автономия—Автономная Республика Крым (АРК). АРК не имеет полномочий, относящихся к сфере законодательства. Украина — унитарное государство. Кроме Украины, унитарными государства ми являются Франция, Италия и др.
Сложным государством является федерация — союзное государство. Для федерации характерно наличие высших органов власти и управления, общих для государств-членов федерации при сохранении ими у себя аналогичных органов, своего законодательства, гражданства и налоговой системы.
Примерами федераций могут служить Соединенные Штаты Америки, Российская Федерация и другие.
От федерации, как сложного государства, следует отличать кон федерацию — союз государств (данное образование не охватывается понятием «форма государства»). Конфедерации редко существуют длительный период и образовываются на договорной основе. В представительных органах конфедерации делегаты представляют суверенные государства. Конфедерация суверенитетом не обладает. В ней образуются только органы, необходимые для достижения общих целей (например, военных). Субъекты конфедерации обладают правом нуллификации, т.е. отказа в признании либо отказа в применении актов конфедеративной власти. Последние действуют на территории государств (субъектов конфедерации) только с их согласия.
История показывает недолговечность конфедераций, которые либо распадаются, после достижения общих целей, либо превращаются в федерации. Хрестоматийный пример: США, как конфедерация была утверждена законодательно в 1781 г., а в 1787 г. на ее основе была образована федерация (закрепленная Конституцией США, действующей по настоящее время).
Форма государственного (политического) режима — это совокупность приемов и методов осуществления государственной власти (политическая обстановка в обществе, характеризующаяся качественной и количественной мерой реального участия населения страны в реализации политической власти).
Основные виды политических режимов:
1) демократический — характеризуется реальным участием населения в осуществлении государственной власти, политическим курсом государства на соблюдение основных прав человека;
2) недемократический — характеризуется отсутствием действительного участия населения в осуществлении государственной власти, несоблюдением основных прав человека, сосредоточенностью всей полноты государственной власти в руках одного лица или коллегиального органа, представляющего интересы правящей верхушки.