15. Готовя выступление, оратор:
а) готовит вступление ПВ заранее, понимает, что начало ПВ не может родиться само с выходом на трибуну,
б) никогда не готовит вступление заранее,
в) не признает никакого правила «готовь первую фразу» (правило первой фразы),
г) никогда не записывает первых слов выступления, тем более не прочитывает их дословно.
16. Хороший оратор:
а) не обращает внимания на обращение к слушателям,
б) стремится к лаконичности, не затягивает вступления,
в) умеет растянуть вступление до 15-20 минут,
г) следит за тем, чтобы вступление было как можно короче.
17. Применительно к основной части оратор:
а) может не обращать внимания на соразмерность темы и выделенных планом частей,
б) может допускать пробелы, приведение ненужных частей,
в) выделять разделы плана по некоторому единообразному принципу,
г) не допускать комбинированного (смешанного) основания выделения пунктов плана.
18. Применительно к разделам плана, частям композиции оратор:
а) не стремится к их внутренней однородности,
б) допускает дублирование частей композиции и пунктов плана,
в) использует перескакивания с более крупных разделов на более мелкие и обратно,
г) сложным вопросам дает полный разворот в плане выступления.
19. Составляя план, оратор:
а) не допускает сокращения формулировок вопросов, тем более односложного их обозначения,
б) имеет право рассматривать одни вопросы подробнее, другие в общих чертах, третьи и вовсе опустить, оговорив заранее,
в) не обращает внимания слушателей на те вопросы, которые он опустил,
г) не сводить близкие вопросы, не объединять их, даже если они напрашиваются на объединение.
20. Работая над композицией, опытный оратор:
а) не заботится о логической связи мыслей,
б) применяет сильные и слабые доводы в любом порядке,
в) помещает самые сильные доводы в конце выступления,
г) слабые, эмоционально нагруженные доводы приводит в начале.
21. В отношении композиции оратор со стажем:
а) не обязан заботиться о гармонии структуры выступления и его содержания,
б) не связывает разбивку частей, их последовательность с природой материала изложения,
в) стремится к использованию как можно большего количества слов, фактов, доказательств,
г) использует только то, что ведет к раскрытию темы, уяснению ее существа (правило экономии средств).
22. Для построения основной части ПВ грамотный оратор:
а) выделяет главную проблему, материал группирует вокруг нее,
б) не заботится о чередовании сопоставления и интерпретации фактов с выводами,
в) допускает отсутствие логического перехода от мысли к мысли,
г) не связывает себя требованием определенности изложения.
23. По ходу изложения материала, солидный оратор:
а) не допускает противоречивых высказываний,
б) использует не обязательно обоснованные утверждения,
в) допускает компромиссы при отстаивании своих положений,
г) не заботится о делении главной части на временные отрезки, и обязательном полном усвоении услышанного аудиторией.
24. Продумывая заключение, оратор:
а) может позволить себе закончить вступление шуткой, даже не относящейся к делу,
б) стремится не допустить в заключении многочисленных мелких добавлений: «заканчивая, я хотел бы сказать…» и т.п,
в) не заботится о расчете времени выступления,
г) непременно должен сказать, при случае, что заканчивает выступление, поскольку не успел уложиться в отведенное время.
III. ТЕСТЫ В ОТНОШЕНИИ ПОДГОТОВКИ ВЫСТУПЛЕНИЯ
И ЕГО АНАЛИЗА.
25. Выбирая тему и формулируя цель выступления, подготовленный оратор:
а) стремится втиснуть в выступление как можно больше материала по теме, по возможности все, чем располагает,
б) не стремится к тому, чтобы тема выступления была слишком обширной,
в) может ограничиться узкой темой, не старается ее обобщить,
г) легко и без особого внимания оперирует связью обсуждаемой темы и проблемы.
26. Выбирая при необходимости название выступления, оратор:
а) стремится отобразить в названии все содержание ПВ,
б) выбирает как можно более сложное название, не обязательно связанное с содержанием ПВ,
в) избегает слишком общих названий,
г) формулирует название в самом начале работы над выступлением, до того, как продумывается основная цель выступления.
27. Составляя предварительную схему подготовки выступления, оратор:
а) произвольно отбирает понятия, категории, принципы по теме,
б) может позволить себе не обращаться к истории проблемы,
в) учитывает практический опыт по данному вопросу и результаты его анализа,
г) может опустить задачи, выводы, перспективы по теме.
27. Собирая и отбирая материал для ПВ, настоящий оратор:
а) собирает материал только по отдельным, избранным темам возможных выступлений,
б) не стремится вырабатывать свою систему накопления материала,
в) создает свою картотеку материалов,
г) использует преимущественно тетради и блокноты.
28. Опытный оратор при сборе и отборе материала:
а) делает записи произвольно, используя обратную сторону карточек, листов тетради или блокнота,
б) записывает на одной карточке несколько мыслей,
в) не заботится о расположении длинных записей,
г) за основу записей берет тематическую картотеку.
29. Делая записи, оратор со стажем:
а) выбирает все, а не только самое важное,
б) фиксирует материал произвольно, без указания разделов и подразделов,
в) записи источников осуществляет в любом месте, без указания разделов,
г) при подготовке ПВ отбирает подлинное, типичное, яркое и понятное для данной аудитории.
30. Отбирая материал, подготовленный оратор:
а) цифровой материал использует минимально, оживляя его,
б) не записывает цифры, даже если имеется возможность,
в) может не записывать возникающие при чтении свои мысли,
г) не возвращается к отмеченным непонятным местам.
31. Умелый оратор:
а) не стремится познакомиться с как можно большим числом источников,
б) не забывает просмотреть новые издания, источники по теме,
в) не стремится к систематичности в работе над источниками,
г) при знакомстве с источниками выходит далеко за пределы, намеченные в рабочей схеме подготовки выступления.
32. Для оратора со стажем в работе над источниками:
а) не свойственная бессистемность, поверхностность,
б) допустимы неглубокое знакомство и беглость знакомства с источниками,
в) позволительна запись только положительных либо отрицательных замечаний об источнике,
г) свойственно продумывать только отдельные стороны вопроса, ограничиваться первичным пониманием источников.
33. В отношении записи прочитанного оратор может:
а) допускать заметки на полях библиотечных изданий,
б) записывать в разброс, используя любую попавшую под руку бумажку,
в) находить для выписки (цифры, факта) место у соответствующей позиции, рассуждения, которое подкрепляется выпиской,
г) избегать фиксации, пояснения своего отношения к записанному.
34. Умелый оратор, работая над источниками:
а) использует свою устойчивую сигнализацию, свои обозначения для различных фрагментов прочитанного,
б) может произвольно изменять применяемые свои знаки-сигналы,
в) стремится включить все накопленное в одно выступление,
г) не использует не вошедший в ПВ материал в других своих ПВ,
д) не заботится о чистке своего архива.
35. Готовясь непосредственно к выступлению, подготовленный оратор:
а) еще раз перечитывает текст выступления, или составленный на его основе конспект,
б) не заботится о корректировке цифр, имен, дат, названий и т.п., которые фигурируют в ПВ,
в) не прибегает к проговариванию материала ни наедине с собой, ни в присутствии других,
г) уверен, что сможет по ходу ПВ, в рабочем порядке добавить или опустить те или иные части, если возникнет необходимость.
36. Готовясь к ответам на вопросы после выступления, оратор:
а) собирает заранее т.н. «острые» вопросы,
б) настраивается отвечать на вопросы, в том числе в виде записок, в порядке их поступления,
в) на вопросы отвечает, как может, не обязательно по существу,
г) обходит демагогические вопросы, затушевывает ошибки задающих вопросы.
37. При ответах на вопросы после выступления солидный оратор:
а) делает это скороговоркой,
б) держит дистанцию со слушателями, не «опускается» до обмена мнениями с ними,
в) после выступления сжигает записки с вопросами,
г) анализирует вопросы после каждого выступления, особенно по сходным темам.
38. Размышляя о выступлении после его окончания, оратор:
а) опускает то, как воспринято выступление, то, что было воспринято слушателями легко, или, наоборот, с трудом,
б) выявляет усыпляющие длинноты, скучные места, торопливость,
в) пропускает схематичность, места в плане и композиции, которые могли бы быть изменены,
г) проходит мимо авторских новаций, вопросов, оставшихся без ответов.