Представления о бытии и небытии зародились еще в мифологии и религии. Впервые же «бытие» как философскую категорию ввел древнегреческий философ Парменид, который в своей поэме «О природе» разделил его на два мира. Один – это мир чистой мысли, неподвижный, непорождаемый и неуничтожимый и оторванный от изменчивости материального мира. Другой – это изменчивый текучий мир, который чувственно ощутим. Он отверг небытие, поскольку его нельзя ни помыслить, ни выразить в словах, а бытие отождествил с мышлением, т. е. мысль об объекте и само мыслимое совпадают. Различие между ощущением и мышлением, или «миром по мнению» и «миром по истине», явилось выдающимся достижением античной философии. Природа и космос у античных философов считались высшим и конечным образцами творения и самих созидательных способностей, с которыми человеку никогда не суждено сравняться. Поэтому противоречие между двумя мирами, между ощущением и мышлением снимается Парменидом слиянием чувственного и умственного миров в один единый и вечно живой космос. В этом плане понимание космоса как живого существа поддерживали все античные философы. Демокрит, Платон, Аристотель видели ограниченность утверждений о существовании мира «здесь» и «теперь» и стремились понять его как единство конечного и бесконечного, постоянного и меняющегося... Парменид рассматривал бытие как неизменное, единое и неподвижное. Он утверждал, что одно и то же есть мысль, и то, о чем мысль существует, ибо без бытия, в котором ее выраженье, мысли не найти. Для него главный тезис: «Бытие есть, небытия нет».
Демокрит отождествлял бытие с простыми, неделимыми физическими частицами – атомами. Для него бытие – это основа мира, а не весь мир. Множество, богатство мира он объяснял существованием бесконечного множества атомов.
Противопоставление истинного бытия (мира духовных сущностей) чувственному бытию, в котором соединяются бытие и небытие в виде бледных отпечатков идей в пассивной материи, присуще было философии Платона. Главное в философии Платона – учение об идеях. Есть материальный мир, в котором живет человек. Но есть и другой мир – несотворимый и неуничтожимый, т.е. вечный. Это мир причины, чистых форм, «мир идей». Для него бытие нечто вечное и неизменяемое, что может быть познано только разумом. Платон понял, что отвергая небытие, мы лишаем себя возможности сравнивать, различать, соотносить, т.е. познавать, поэтому он допускает небытие как существующее «нечто». Небытие не абсолютно, оно причастно к бытию, оно противостоит бытию как иное тождественному. Сочетание этих двух противоположных начал рождает множественный мир изменчивых вещей – чувственно постигаемое бытие.
Исследование бытия как такового считал своей задачей и Аристотель. Вслед за Парменидом, он не различал бытия и понятийно оформленного мышления о бытии, поэтому думал, что все понятия выражают бытие в разных смыслах. Таким образом, Аристотель не искал определение бытия как отдельного понятия. Он отверг учение об идеях как сверхъестественных и самостоятельных сущностях, которые не связаны с бытием отдельных вещей (чувственное бытие), и предложил различать уровни бытия – от чувственно-конкретного до всеобщего. У Аристотеля бытие вообще – это бытие в возможности. Что же касается бытия в действительности, то оно всегда бытие чего-то, а не просто бытие. Таким образом, сущее рассматривается в виде конкретных форм бытия, небытие же сводится к относительному. По мнению Аристотеля, абсолютного небытия нет, но оно существует относительно самого бытия: это бытие в возможности, без которого нет возникновения, рождения. Первоматерии как чистой возможности Аристотель противопоставляет Бога – форму всех форм, чистую действительность, осуществленность – наивысшее бытие. От этого учения Аристотеля пойдет и средневековое схоластическое понимание бога как актуальнейшего существенного всеобщего бытия и источника всякого единичного бытия.
В средневековых философских учениях бытие рассматривалось с религиозных позиций и чаще всего отождествлялось с богом. Существование вещей связывалось с формой проявления бытия. Главным тезисом было суждение «Бог есть само бытие». Мир же несамостоятелен, сотворен из ничто и без заботы Бога исчезнет в ничто.
Бурное развитие науки и техники в XVII–XVIII вв. отразилось и на понимании бытия. Философы выработали такую концепцию бытия, которая позволяла дать обоснование научному знанию. Новое Время акцентирует внимание на подвластности Бытия человеку как оформляющему, собирающему из него мир (как в плане познавательном, так и в плане практическом). Это становится основанием для восприятия бытия как внешнего, неуловимого человеком в его познании.
Немецкая классическая философия (Кант, Гегель, Фихте, Шеллинг) наполняет категорию бытия диалектическим содержанием. Для Канта бытие – это не особенность вещей, а способ связи человеческих понятий и суждений. Для Гегеля бытие и небытие объединены с самого начала, в зародыше, потенциально. Бытие у него совпадало с начальным этапом развития идеального (абсолютной идеей). Гегель был единственным мыслителем классического периода существования философии, который стремился понять проблему бытия как процесс, как развитие. При этом это онтологическое представление было одновременно и гносеологическим, реализованным через сознание, так как классическая рациональность воспроизводит объективный мир, прежде всего в терминах деятельности, которая в свою очередь ориентируется и понимается через сознание. Это означает, что достижение знания о бытии «как он есть» в ее подлинности возможно лишь тогда, когда это бытие осознается в ее естественноисторической, причинно-следственной, объективной организованности, т. е. в историческом горизонте. Сама же возможность эта реализуется, так как предполагается, что все глубины всевозможных связей бытия прозрачны, доступны для самосознающего субъекта, как, впрочем, прозрачен для себя и сам индивид, когда объектом становится его внутренний мир. Большой заслугой Гегеля было диалектическое осмысление категорий бытия и небытия как тождественных и различных, как взаимосвязанных, взаимопроникающих и взаимопереходящих друг в друга.
После смерти Гегеля интерес к вопросам диалектического осмысления категорий бытия и небытия чрезвычайно понизился. Новое время акцентировало внимание как раз на подвластности бытия человеку как оформляющему, собирающему из него мир (как в плане познавательном, так и в практическом). Это становится причиной недооценки понятия «бытие». Оно стало восприниматься как философская иллюзия. Исключение составили лишь меньшинство философов, среди которых можно выделить Ф. Энгельса, который предложил развернутую классификацию видов бытия с точки зрения науки: механическое, физическое, химическое, биологическое и социальное. Возникший в ХХ в. на основе трудов Энгельса диалектический материализм вновь обращается к проблеме бытия как к центральной философской проблеме. Он отбрасывает понятие «бытие вообще» (чистого бытия так же как и чистого небытия) и отождествляет бытие, прежде всего, с материальностью. Оно абсолютно и вечно, так как материя несотворима и неуничтожима. Поэтому возможно абсолютное небытие, оно может быть лишь относительным, когда одни материальные состояния и формы переходят в другие. Но есть еще и вторичный род бытия – идеальное, которое содержательно отражает материальное бытие и в силу этого зависит от него. Оно относительно и временно.
В ХХ в. изучению категорий бытия и небытия большое внимание уделяли представители экзистенциализма. Особенность их подхода к данной задаче в том, что она решается преимущественнейшим образом применительно к человеку, т.е. сужается. Прежде всего, экзистенциалисты различают бытие человека и бытие вещей. Если последние просто безразлично присутствуют, то человек задается вопросом о смысле своего существования. Он есть возможное бытие, предполагающее проектирование, выбор способа своей актуализации. Такое бытие называется экзистенцией. Экзистенция есть осмысленное и подлинное бытие, а вещи – это даже и не бытие, а просто сущее. Экзистенция определяется еще и тем, что это бытие, текущее к своему окончанию, «бытие-к-смерти». Смерть есть ничто, небытие. Экзистенциализм «очеловечивает» проблему бытия.
В современной философской мысли проблема бытия по-прежнему остается основополагающей по отношению к предмету философии в целом. Философствовать – это значит искать бытие, данное в ощущениях, данное эмпирически; искать недостающую часть бытия, достраивая мир в контексте познания до целого. Бытие может открыться человеку только в мышлении, только в мысли. При этом философы по-разному оценивали познание бытия. Одни полагали, что бытие, познание бытия дает человеку возможность открыть подлинный мир сущностей как таковых; другие утверждали, что бытие – это пустое умозрительное понятие, за которым ничего не стоит. Однако и те, и другие должны были заниматься поисками бытия. Философы вынуждены искать то, чего вечно не достает. Не достает человеку ощущения, состояния целостности бытия, состояния завершенности конкретно-личного существования. Это состояние не чувственной природы, а метафизической. Поиски бытия и философия вызваны к жизни имманентным представлением о целостности человеческого существования. Эта целостность может быть восстановлена только в мышлении, и техникой восстановления целостности человеческого существования является философствование. Задача философа состоит в универсальном понимании мира философии.
Таким образом, возникновение первых представлений о бытии и их дальнейшее развитие на последующих этапах человеческого существования формировали картину мира как миропонимание, синтезирующее знания на основе системообразующего начала (идеи, фантазии, научные принципы, религиозные догматы), которое определяет мировоззренческую установку человека. Картина мира в зависимости от методов и структуры миропонимания условно делится на: мифологическую картину мира, религиозную картину (основанную на религиозной вере иррационального постижения божественного порядка), научную картину мира (упорядоченную систему знаний о Вселенной и человеке, формирующуюся на фундаментальных естественнонаучных открытиях и достижениях мира астрономии, физики, химии, биологии и др.), философскую картину мира (упорядоченную систему знаний в форме идей, учений, теорий, концепций, отражающих общие представления о мире и человеке).