При воздействии на медицинское имущество сильного светового излучения при взрыве ядерного боеприпаса или во время пожара, попадании на тару, упаковку или непосредственно на предметы РВ, АОХВ и БС имущество может быть полностью или частично уничтожено.
Наибольшую чувствительность к воздействию высокой температуры и светового излучения проявляют лекарственные и другие средства и предметы, относящиеся к легковоспламеняющимся жидкостям, веществам или материалам. Некоторые светочувствительные лекарственные средства и химические реактивы могут оказаться непригодными к употреблению вследствие происшедших в них под влиянием светового излучения фотохимических процессов. Даже обесцвечивание этикеток на упаковках лекарственных средств может исключить их применение и вызвать необходимость идентификации.
Под влиянием проникающей радиации в лекарственных средствах происходят радиационно-химические превращения, которые в ряде случаев существенно изменяют их фармакологические свойства (специфическую эффективность, токсичность). Чувствительность лекарственных средств к проникающей радиации зависит главным образом от химической природы лекарственных и вспомогательных веществ (способность к наведенной радиации), лекарственной формы, а также от условий облучения. Высокую чувствительность к воздействию ионизирующих излучений проявляют разбавленные водные растворы лекарственных средств с высоким молекулярным весом. В результате облучения они могут оказаться непригодными к употреблению. К числу очень чувствительных к ионизирующим излучениям относятся растворы ряда лекарственных средств, широко применяемых службой медицины катастроф для оказания медицинской помощи пораженным: 0,1% растворы адреналина гидрохлорида и гидротартрата, атропина сульфата, дикаина, стрихнина нитрата; 0,01% раствор армина; 0,02% растворы рибофлавина и фурацилина; 0,05% растворы прозерина, скополамина гидробромида; 0,06% раствор коргликона; растворы цианкоболамина, цитизина и др., а также инсулин.
Проникающая радиация может привести в непригодное состояние некоторые химические реактивы, рентгеновскую пленку. Большие дозы проникающей радиации вызывают окрашивание некоторых кристаллических препаратов и стекла либо изменения их цвета. Негативным результатом воздействия ионизирующих излучений является наведенная радиоактивность (величина которой может оказаться значительной), появляющаяся у некоторых препаратов и предметов, содержащих натрий, фосфор и другие элементы, а также у стеклянной тары.
Вместе с тем проникающая радиация, как правило, существенно не изменяет химические и фармацевтические свойства лекарственных средств в твердой и мягкой лекарственных формах (порошки, таблетки, драже, мази и т.п.). Она не влияет на свойства перевязочных средств, медицинской техники (за исключением оптики), подвижных медицинских установок.
Лекарственные средства и другое медицинское имущество могут быть загрязнены РВ при изготовлении и фасовке лекарств (от загрязненных поверхностей аптечного и складского оборудования, тары, спецодежды и рук персонала), При высокой плотности радиоактивного загрязнения имущество изымается из употребления.
Использование растворов для инъекций, других лекарственных средств и химических реактивов, подвергшихся воздействию проникающей радиации или загрязнению радиоактивными веществами, допускается только после проведения экспертизы, а использование лекарственных средств и медицинского имущества с наведенной радиоактивностью - после их естественной дезактивации и проверки уровня радиации. Медицинская техника и другое имущество, степень радиоактивного загрязнения которых превышает допустимые пределы, разрешается применять по назначению только после проведения дезактивации и проверки ее полноты.
Медицинское имущество, находящееся вне упаковки или в упаковке, не обеспечивающей надежную защиту, может подвергаться загрязнению АОХВ в капельножидком, аэрозольном и парообразном (газообразном) состоянии. Загрязнению подвергается медицинское имущество в результате непосредственного воздействия облака АОХВ, образовавшегося после аварии на химически опасном объекте или испарения с загрязненного участка местности. Медицинское имущество может быть загрязнено и при оказании медицинской помощи в очаге химического загрязнения. Степень его загрязненности зависит от вида АОХВ, плотности и экспозиции загрязнения, а также от характера и герметичности тары. Стойкие АОХВ способны загрязнять медицинское имущество на несколько дней и недель, нестойкие - на короткий срок.
Все медицинское имущество, находящееся на открытой местности или в негерметизированных объектах, после воздействия аэрозоля или паров фосфорорганических отравляющих веществ считается загрязненным и подлежит дегазации. Предметы, загрязненные капельножидкими АОХВ, должны подвергаться дегазации в максимально короткие сроки. Задержка дегазации приводит к снижению ее эффективности из-за более глубокого проникновения АОХВ в пористые материалы.
Характер загрязнения предметов медицинского имущества зависит от свойств материалов и их поверхности. Капли АОХВ не впитываются в неокрашенные металлы и стекло, в дерево проникают на глубину до 10 мм, в фанеру - до 4 мм. Многие лакокрасочные покрытия, многослойная бумага, картон, брезент, пленки из некоторых полимерных материалов пропитываются насквозь. Незащищенные кристаллические препараты (натрия хлорид, натрия бромид, сахароза и ряд других) подвергаются загрязнению капельножидкими АОХВ на глубину до 6 мм; вазелин, свиное сало и другие жиры, применяемые в качестве мазевых основ, - на глубину 10-15 мм, после чего постепенно загрязняются более глубокие слои, прилегающие к наружному. Быстрому загрязнению во всем объеме подвергаются растительные масла или лекарственные средства на их основе, в которых капли, аэрозоли и пары АОХВ хорошо растворяются. Хорошо проникают ядовитые аэрозоли во многие кристаллические и аморфные препараты - на глубину от 3 до 15 мм.
Мази, жиры и масла легко загрязняются парами АОХВ. В первые часы некоторые мазевые основы удерживают их в наружном слое толщиной около 5 мм. В последующие 2-3 сут они проникают в основу на глубину 10-15 мм. Кристаллические препараты (натрия хлорид, натрия бромид и др.) загрязняются на глубину до 30 мм. При этом в порошки пары этих веществ из-за малой сорбционной способности кристаллов проникают неравномерно. Крахмал и некоторые другие аморфные препараты загрязнятся парами АОХВ на глубину до 70-60 мм, но в наружном слое толщиной 10 мм находится 80-90% этих веществ.
Использовать медицинское имущество, подвергшееся загрязнению АОХВ, разрешается только после дегазации и последующего контроля.
Лекарственные средства и другое медицинское имущество могут быть заражены также БС. Заражение может произойти в результате попадания БС на недостаточно защищенное имущество и в результате контакта с инфекционными больными, бациллоносителями, зараженными животными и насекомыми. Длительность заражения медицинского имущества современными БС при пасмурной погоде и низкой температуре может достигать нескольких месяцев. Использовать медицинское имущество, зараженное БС, разрешается только после проведения дезинфекции и проверки ее полноты.
Для предотвращения воздействия на медицинское имущество упомянутых поражающих факторов и максимального их ослабления применяется следующий комплекс мероприятий:
• радиационная, химическая и бактериологическая (биологическая) разведка;
• рассредоточение запасов медицинского имущества и их укрытие с использованием защитных свойств местности;
• оборудование укрытий для размещения и хранения запасов медицинского имущества;
• использование защитных свойств упаковок и тары, подручных средств укрытия, складских и других помещений, включая инженерные сооружения, их надежная герметизация;
• соблюдение правил, пожарной безопасности;
• соблюдение санитарно-гигиенических правил при заготовке, транспортировании, хранении и использовании медицинского имущества;
• выполнение противоэпидемических и специальных профилактических мероприятий;
• подготовка к работе в условиях загрязнения территории РВ, АОХВ и заражения БС;
• эвакуация (при необходимости) учреждений медицинского снабжения (аптек, складов, баз) за пределы зоны загрязнения (например, в загородную зону) и организация их работы в новых условиях;
• применение специального транспорта для перевозки медицинского имущества;
• размещение складов медицинского имущества, а также других учреждений службы медицины катастроф и МСГО вдали от химически, радиационно и пожароопасных объектов, на благополучных в санитарно-гигиеническом и противоэпидемическом отношении территориях.
Особое значение в комплексе защитных мероприятий приобретает упаковка, которая может полностью или частично защитить медицинское имущество от загрязнения РВ, АОХВ и заражения БС. Хорошими защитными свойствами обладает тара, изготовленная из материалов, непроницаемых для перечисленных средств, устойчивых к воздействию обезвреживающих рецептур и обладающих гладкими поверхностями. Герметично укупоренные стеклянные бутылки, банки, флаконы, склянки, пробирки, металлические бочки, бидоны, канистры и другие виды герметичной металлической, стеклянной и толстостенной пластмассовой тары полностью защищают лекарственные средства и другое медицинское имущество.
Дополнительная обвязка полиэтиленовой или полихлорвиниловой пленкой предварительно загерметизированных фасовок повышает устойчивость укупорки к воздействию капельножидких ядовитых веществ.
Защиту медицинского имущества от проникновения РВ, БС и (частично) паров АОХВ обеспечивают: пакеты из полиэтиленовой или полихлорвиниловой пленки; коробки картонные с полиэтиленовым вкладышем; пакеты из бумаги, покрытые полиэтиленом; ящики фанерные и дощатые с полиэтиленовым вкладышем; ящики из влагостойкого сплошного склеенного картона или сплошного гофрированного картона, армированного полиэтиленом, или с вкладышем из него; контейнеры картонные изотермические.
Обычные фанерные, картонные и дощатые ящики, бочки деревянные, барабаны фанерные, обрешетки дощатые, мешки бумажные и льняные, чехлы брезентовые, применяемые для упаковки медицинского имущества, не защищают от загрязнения АОХВ, РВ и заражения БС. Однако можно добиться, чтобы некоторые из них приобрели или повысили свои защитные свойства. Так, при нанесении на внешние поверхности дощатых и фанерных ящиков огнестойкого покрытия, плохо впитывающего АОХВ, их устойчивость возрастает. Для этого используют огнезащитные стойкие краски промышленного изготовления. Защитить медицинское имущество при укладке в транспортную тару из разных материалов можно применением дополнительной индивидуальной герметизации с помощью запаянных пакетов из полимерных пленок.
Медицинское имущество на автомобилях общего назначения перевозят в исправной и, по возможности, герметично закрытой таре. Его загружают в кузов, дно которого выстилают фанерой, брезентом или защитными пленками для защиты от попадания пыли. Груз размещают в соответствии с предварительно составленной схемой и тщательно укрывают сверху и с боков доступными защитными материалами. В случае загрязнения основных дорог РВ, АОХВ и заражения БС используют объезды или запасные маршруты движения.
Медицинское имущество, загрязненное радиоактивными или ядовитыми веществами, зараженное бактериальными средствами, подлежит дезактивации, дегазации или дезинфекции.
Дезактивации подвергаются предметы, загрязненные РВ выше предельно допустимых величин. Радиометрический контроль при этом обязателен.
Дегазация. Медицинское имущество, загрязненное нестойкими АОХВ, дегазируется проветриванием. Лекарственные средства в герметичной, непроницаемой для АОХВ таре после дегазации ее поверхности пригодны к использованию по назначению, при загрязнении парами - дегазируются по специальным режимам. Лекарственные средства в негерметичной таре, загрязненные капельножидкими АОХВ, уничтожаются.
Продегазированное медицинское имущество может быть разрешено к использованию только после тщательной проверки.
Дезинфекция медицинского имущества проводится следующими способами:
• перевязочный материал из марли - кипячение в 1-2% растворе натрия карбоната или с добавлением мыла в течение 1 ч;
• хирургические режущие инструменты - поместить в 70% раствор этилового спирта;
• медицинские термометры, другие хирургические инструменты - поместить в 0,1% раствор надуксусной кислоты.
Все работы по дезактивации, дегазации и дезинфекции проводятся в соответствующих средствах индивидуальной защиты на площадках специальной обработки. Границы площадки обозначаются знаками ограждения, а се территория делится на три части: грязную, где сосредоточивается медицинское имущество, подлежащее специальной обработке, место проведения специальной обработки и чистую, где накапливаются обработанные предметы. На площадке размещаются средства, с помощью которых производится специальная обработка, оборудование для её проведения, сборники отходов.
Индивидуальные средства защиты снимаются только по разрешению руководителя работ. Отдыхать и принимать пищу можно только за пределами площадки специальной обработки на незагрязненной (незараженной) территории.