Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Сущность и принципы национальной политики,




Ее стратегия и методы

Основу национальной политики всегда составляют этниче­ские интересы. Их идейно-теоретическое оформление осуществ­ляется в национальных идеологиях, обосновывающих историче­ское и социально-политическое предназначение этноса, опреде­ляющих пути решения его проблем, реализации потребностей и интересов. Практическая реализация этнических интересов осу­ществляется в процессе управления этническими отношениями в

обществе которое обеспечивается с помощью национальной Ы-
нической) политики. "**

в

Национальная (этническая) политика - это целенаправлен пая деятельность политических институтов, организаций и движении, прежде всего государства, направленная на учет со гласование и реализацию национальных интересов народов'это процесс регулирования взаимоотношений между этносами Цели и принципы этнонациональной политики формулируются как правило, в виде национальных идеологий и закреплены обычно конституциях и нормативно-правовых актах государства, доку ментах политических партий, общественно-политических орга низаций и движений.

Национальная политика осуществляется различными субъ­ектами, имеет свои объекты. Важнейшими социальными субъ­ектами национальной политики являются этнические общности (этносы), национальные элиты и лидеры, а институциональны­ми - высшие и региональные государственные органы, полити­ческие партии, общественно-политические организации и дви­жения. Этносы представляют собой не только субъект, но и объект национальной политики. Взаимопереходные объектно-субъектные отношения присущи также и государству, полити­ческим партиям, которые могут выступать и объектами воздей­ствия со стороны различных социально-политических сил по проблемам национального развития. Кроме этнических общно­стей, политических институтов и организаций, объектами на­циональной политики могут быть также и отдельные личности, как носители этнических свойств, межэтнические отношения и конфликты, статус этноса в обществе и др. От характера объекта национальной политики во многом зависят ее стратегия и так­тика, возможность и эффективность предпринимаемых в рамках

этнополитики действий. ПГ1ННМ из

Определяющим этнополитическим институтом и °*«ш

идущих субъектов национальной политики я№^™Гчески-»• Оно обладает наибольшими возможностям*' ^ономиче^ш "и, правовыми, военными, пропагандистскими) в реализации

управленческой функции политики применительно к этнос управлении этническими отношениями и процессами. В полиэт нических странах в государственном аппарате, как правило, со­здаются специальные структуры, разрабатывающие и осуществ­ляющие национальную политику. Их деятельность призвана обеспечивать подготовку качественных решений законодатель­ной и исполнительной властей по регулированию национальных отношений с учетом специфических запросов каждого этниче­ского образования, с позиций поддержания общественной ста­бильности и своевременного разрешения конфликтных ситуаций в межэтнических отношениях.

Государственное управление национальными отношениями представляет собой процесс, в котором выделяются специфиче­ские фазы, а именно: анализ состояния этнонациональных ситуа­ций, прогнозирование тенденций их развития; выработка и при­нятие политических решений (формирование целей, определение путей и выбор средств их достижения); организация выполнения принятых решений; контроль за выполнением принятых реше­ний. Высокая динамичность и особая деликатность националь­ных отношений, возможность непредвиденных поворотов и даже изломов в их развитии требуют от государства постоянного ана­лиза состояния национальных отношений, оперативной коррек­тировки своих решений.

Выделяются три уровня государственного управления на­циональными отношениями, на которых вырабатываются и реа­лизуются этнополитические решения. Первый - теоретико-кон­цептуальный. Здесь разрабатываются концепции национальной политики, программы этнического развития. Это прерогатива специальных государственных подразделений, парламентских и правительственных комитетов и комиссий, экспертных групп, исследовательских центров и научно-исследовательских инст тутов. Второй уровень - политико-правовой, законотворчески На этом уровне принимаются законоположения, общегосудз] ственные решения, нормативные акты и установления, опред ляющие конкретные механизмы, пути и средства решения по

ставленных задач в области национальной политики Это I деятельности высших органов государственной властГ ТпетГй уровень - практика-политический. Это уровень, нГ'котооо! центральные государственные органы и органы государствен ной власти регионов и административно-территори^ых ели" ниц практически реализуют общегосударственные проДаммы национального развития с учетом специфики регионов Большая практическая работа по реализации целей и установок в ссЬеГ национально-политических отношений проводится также поли тическими партиями и движениями. Все три уровня органюа" ции и осуществления национальной политики связаны между собой внутренней логикой управления. При этом ключевую роль среди них играет теоретико-концептуальный уровень, ко­торый задает парадигму и стратегию политической деятельно­сти в сфере межнациональных отношений, определяет направ­ленность законотворческой работы, принципы и характер опе­ративного управления.

Эффективность национальной политики, любых этнополити-ческих мероприятий зависит от соблюдения определенных науч­ных принципов. К основным из них относятся: учет особенно­стей различных типов этносов, дифференцированный подход к ним; гласность и открытость в осуществлении национальной по­литики; преодоление подозрительности и недоверия в нацио­нальных отношениях; обеспечение национально-культурного са­моуправления; защита и развитие этнической идентичности и национальной культуры; опора на национальные традиции, соз­дание условий для их сохранения, возрождения и развития; свое­временное, опережающее и оперативное реагирование на межэт­ническую напряженность и конфликты; развитие механизмов по­мощи и защиты «проблемных» этносов, предоставление им по­мощи, льгот и привилегий на адресной основе; правовая защит

ЭТНИЧескИХ МеНЬШИНСТВ. „„«опгтаен-

Реализация принципов этнополитики самым «еп0СРе*с™^. ным образом связана с ее стратегией, которая призван. фик» Ровать ^ели, намечаемые субъектами этноиолитики. политиче-

сними элитами и политическими институтами, политическими организациями и движениями. Особенности развития того или иного народа, его национальная идеология, конкретно-истори­ческие условия и задачи по обеспечению его национальных инте­ресов (в соотношении с интересами других этносов) определяют выбор соответствующей стратегии этнополитики.

В зависимости от критериев выбора этнополиттеская стратегия может представлять собой: изоляционизм или от­крытость; этническую интеграцию или дезинтеграцию, сепара­тизм; ассимиляцию или сохранение этнической специфики, непо­вторимости; традиционализм или модернизацию; стабилизацию или дестабилизацию; ускорение, форсирование или постепен­ность, эволюционизм; ослабление или усиление того или иного этноса; конструктивность, созидательность или разрушение; рав-ноудаленность от всех этнополитических сил или поддержку ка­кой-либо из них (принцип «опорной» нации); предоставление или непредоставление материальных и моральных компенсаций за акции, наносящие ущерб тем или иным этносам.

Исходя из выбора стратегических установок и средств дос­тижения поставленных целей субъектами, национальная полити­ка может носить мирный, ненасильственный или агрессив­ный, захватнический, насильственный характер. При этом этнополитическое насилие может осуществляться в различных формах: разобщение этносов, разжигание противоречий между ними, провоцирование столкновений; психологическое и инфор­мационное давление, создание отрицательных стереотипов, предъявление несправедливых обвинений, смещение ответствен­ности и вины отдельных лиц, групп, органов власти на этнос в целом; ликвидация национально-культурных центров, печати, театров, школ, церквей; ограничение гражданских прав по этни­ческим признакам; экономическая блокада; депортация; насиль­ственный захват чужих этнических территорий, ликвидация го­сударственности и физическое уничтожение народа.

Применение этнополитического насилия возможно при лю­бых типах политических режимов. Но, как показывает историче-

ский опыт, так называемое «силовое» решение национального вопроса часто не является эффективным, приводит к рецидивам этнонациональных конфликтов. В настоящее время человечест­вом выработаны не силовые, но достаточно эффективные меха­низмы снижения уровня конфликтности межнациональных от­ношений.

Рассмотренные принципы, стратегии и методы этнополитики используются не только государственными институтами, но и такими весомыми по своему значению субъектами этнонацио-нальной политики, как этнические движения, и наиболее инсти­туционализированной и политизированной их частью - этничес­кими партиями. Этнические движения выступают важным фак­тором социально-политических перемен в области межнацио­нальных отношений, носителем этнической активности (часто в форме протеста). Им присущи обостренная реакция на неспра­ведливость и дискриминацию в отношении этноса, активное уча­стие в межэтнических конфликтах, оказание давления на органы власти в направлении принятия решений, соответствующих ин­тересам этносов. Эти движения способствуют тому, чтобы госу­дарственная политика более четко ориентировалась на общие и частные этнические интересы.

Истории и современному миру известны разные типы этно-политических движений. Исходя из этнической специфики, вы­деляются негритянское, индейское, цыганское, еврейское, рус­ское и другие движения. В зависимости от целей и установок различают движения солидарности и поддержки, антиславянские, антирусские, антисемитские, антинегритянские, антииммиграци­онные, миграционные, репатриационные, реставрационные и Другие движения. По отношению к государственности рассмат­ривают этногосударственные движения: сепаратистские, автоно­мистские, объединительные, федералистские, унитаристские.

Причины возникновения и существования этнополитических движений весьма разнообразны. Ведущей, основной среди них является реальное или мнимое (вызванное мнительностью, по­дозрительностью, завистью, чрезмерными амбициями Нацио-

нальных элит) социально-экономическое, политическое и куль­турное неравенство национально-этнических общностей. Нема­ловажную роль в возникновении и существовании этнополитиче-ских движений играют и такие факторы, как снижение статуса этноса или возможность его повысить за счет других; дискрими­нация или даже репрессивная политика; миграционные процессы активизация иноэтнических групп (монополизация отдельных сфер жизнедеятельности общества представителями определен­ных этно-групп); ослабление центральной власти и т.д.

Идейной основой этнополитических движений всегда высту­пает та или иная разновидность национализма. В трактовке са­мого термина «национализм» в отечественной и зарубежной ли­тературе имеются довольно существенные различия. В зарубеж­ной общественно-политической мысли он, как правило, не несет какой-либо отрицательной смысловой нагрузки (в отличие от по­нятий «расизм» и «шовинизм») и рассматривается как выражение национально-освободительного движения или как национально-государственная идеология, синоним национального сознания и ответственности.

В толковании же подавляющего большинства российской интеллигенции ХГХ - начала XX в. понятие «национализм» дос­таточно прочно ассоциировалось с понятием «шовинизм». Одна­ко некоторые мыслители того времени (П.В. Струве, Н.А.Бер­дяев, С.Н. Булгаков, С. Л. Франк, И. А. Ильин и др.) не разделяли этой позиции и считали, что национализм бывает не только аг­рессивным и разрушительным, но и позитивным, творческим, разумным, без него невозможно плодотворное этнокультурное развитие и национально-государственное строительство. Но го*-добные взгляды не были преобладающими. В советской же лите­ратуре XX в. термин «национализм» всегда носил негативный оттенок и, как правило, сопровождался прилагательным «буржу­азный», противопоставлялся пролетарскому интернационализму.

Большевики, признавая объективность существования нации и даже их право на свободу и самостоятельность, считали, что национальный вопрос подчинен классовому, и заявляли, что

.пролетарская партия стремится к сбли.

слиянию наций»1. Завоевав власть оНИ ению и дальнейшему

образование СССР, рассматривая его ^"Гь^^ В 1922г«

форму объединения равноправных няпп «И Не СТ0ЛЬк<> как

прежде всего как переходную форму к полном "Т" ?°ССИИ' а

му единству наций и стиранию нЛсш^^р^РГ^

менее в этом проявились и тактические усту Ий" Тем не

движениям. Результатом этих уступок бьшо^онГьГГ^

тивное устройство СССР. Однако главные причет"Г*^"

были не внутригосударственными, а междДр^^™

ленными перспективами развития мировой революции

Смысл «великого переворота», осуществленного, по мне нию Н.И. Бухарина, ленинским учением в национальном и ко­лониальном вопросе, заключался в обосновании необходимости сознательного использования разрушительной силы национа­лизма во имя торжества мировой революции. Для этого, считал он, нужно поддержать «сепаратизм колониального, националь­ного движения, т.е. все те разрушительные силы, которые объ­ективно ослабляют мощь того железного государственного об­руча, того государства, которое представляет из себя наиболее могущественную и рациональную организацию буржуазии». С этой же целью был выдвинут и тезис о существовании двух разных национализмов: «прогрессивного» национализма малой нации и «реакционного», «шовинистического» национализма нации большой. В целом можно констатировать, что национа­лизм выполняет довольно разнообразные позитивные ФУНК^ интеграционную, стабилизирующую, мобилизационную фор­мирования этнической идентичности, программирования^эт политических действий, защиты этнических интересов, культу

рологическую и др. вставляет собой главную дви-

Вместе с тем национализм пРед^* нней причиной на-жущую силу сепаратизма. Глубинной внутренней при

гр а1 С 167

1 Ленин В.И. Поли. собр. соч. Т. л. ^ с 70

 

ционал-сепаратизма выступает дискриминация одной нации дру. гой, отношения господства и эксплуатации. Однако сепаратизм как явление связан не только, а иногда и не столько с наличием объективных внутренних причин. Большое значение в стимули­ровании националистически-сепаратистских настроений и дви­жений зачастую имеет так называемый внешний фактор, т.е. со­ответствующая политика (по принципу - «разделяй и властвуй») одних государств по отношению к другим (этнически неодно­родным) в целях их ослабления или уничтожения путем раздроб­ления как своих политических противников.

История России за последние двести лет дает тому немало примеров. В частности, в 1831 г. во время польского восстания во Французской палате депутатов звучали речи (Лафайета, Могена и др.), призывавшие к вооруженному вмешательству в русско-польские военные действия на стороне поляков, требовавших не только независимости, но и восстановления границы России и Польши там, где она проходила до Андрусовского мира 1667 г. (т.е. до присоединения к Польше Литвы, Белоруссии и Украины до Днепра, включая Киев). В конце XIX - начале XX в. ярко про­явился поддерживаемый из-за рубежа украинский сепаратизм, а в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. А. Гитлером и Р. Розенбергом всячески поощрялся прибалтийский, украин­ский, кавказский и поволжский сепаратизм.

После окончания Второй мировой войны и с началом «хо­лодной войны» национальный вопрос был избран главной пропа­гандистской мишенью и политическим инструментом борьбы против СССР и России. Как констатировал немецкий историк Х.Е. Фолькман, американцы «... однозначно склонялись к тому, чтобы поощрять, прежде всего финансово, процесс отделения «нероссийских» национальностей от СССР. Эта позиция не в по­следнюю очередь преследовала цель - вместе с разгромом боль­шевистского господства произвести также расчленение России и тем самым устранить ее как политического и экономического

противника Америки». Именно поэтому американцы поддержи вали сепаратистские политические организации (например аГ тнбольшевистский блок народов), для которых борьба с больше" вшсами означала одновременно борьбу с русскими

Наиболее яркое официальное выражение такая американская политика нашла в.Законе о порабощенных нациях», принятом в США в июле 1959 г. Суть закона выражена в резолюции Кон­гресса США по этому вопросу следующим образом: «Так как на­чиная с 1918 г. империалистическая и агрессивная политика рус­ского коммунизма привела к созданию обширной империи, кото­рая представляет собою зловещую угрозу безопасности Соеди­ненных Штатов и всех свободных народов мира, и так как импе­риалистическая политика коммунистической России привела пу­тем прямой и косвенной агрессии к порабощению и лишению национальной независимости Польши, Венгрии, Литвы, Украи­ны, Чехословакии, Латвии, Эстонии, Белоруссии, Румынии, Вос­точной Германии, Болгарии, континентального Китая, Армении, Азербайджана, Грузии, Северной Кореи, Албании, Идель-Урала, Тибета, Казакии, Туркестана, Северного Вьетнама и других и так как эти порабощенные нации, видя в Соединенных Штатах цита­дель человеческой свободы, ищут их водительства в деле своего освобождения... именно нам следует надлежащим официальным образом ясно показать таким народам тот исторический факт, что народ Соединенных Штатов разделяет их чаяния вновь обрести свободу и независимость...»

Закон о «порабощенных нациях» до сих пор не отменен. Бо­лее того, после разрушения Советского Союза США в своей по­литике руководствуются теми же целями - не допустить становления СССР, ни утверждения единой и сильной России.

^УоОстаппН.Е. Ые р^ш^еп Наир^отш^еп ш^^^ ЕпизгаНоп Щ Оеи^сЫапё пасЬ оет 2*е*еп ШШт // О^еигор

8аП, 1965. Ней 4. Арп1. 3. 244. птгпам 1993. С. 157.

2 Цит. по: Назаров М. Заговор против России. Потсдам,

этом открыто заявляли и заявляют известные политические дея­тели и политологи США1.

Действия различных субъектов национальной политики охва­тывают широкий круг проблем национальных отношений. При этом объектами их воздействия оказываются не только сами этно­сы, но и условия и среда их обитания. В этом контексте особое значение имеют основные направления национальной политики.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-02; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 506 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если президенты не могут делать этого со своими женами, они делают это со своими странами © Иосиф Бродский
==> читать все изречения...

2464 - | 2329 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.