Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Диалектика и метафизика как исторические методологические традиции. Их современное состояние и роль в науке




ФИЛОС,СЛОВАРЬ:

  ДИАЛЕКТИКА — от греч.: искусство вести беседу, спор — учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод творчески познающего мышления. — философская теория, метод и методология научного познания и творчества вообще; — содержание определенного мировоззрения; — выполняет теоретическую, мировоззренческую и методологическую функции; Основные принципы диалектики: — 1) всеобщая связь; — 2) становление; — 3) развитие; опираются на всю исторически сложившуюся систему категорий и законов; Диалектическое мышление — определяется уровнем развития общественной практики и степенью познания диалектики бытия; — восходит к древней культуре Востока, достигая более зрелой формы в античности. История диалектики: — уже уГераклитаимеет место диалектика, как понимание мира в его вечном становлении, движении, в единстве противополож-ностей; — Зенон Элейскийвпервые выдвинул противоречивость понятий движения и вообще отдельных форм бытия; наличие стихийно-диалектических идей у атомистов — Левкиппа, Демокрита, Эпикура, Лукреция; — отрицательная диалектика софистов — обнаруживает диалектичность мышления, с одной стороны, с другой — гипертрофирует относительность человеческого знания, приводит к крайнему скептицизму; — у Сократа диалектика — искусство спора — достижение истины путем противоборства мнений; — у Платона — диалог, основанный на операциях расчленения и связывания понятий, определяемых посредством вопросов и ответов и ведущих к истинному определению понятий — на этой основе сведение знания относительно сущего к истинно сущему — сведение противоречивых частностей в цельное и общее — развиваются категории движения, покоя, различия, тождества, бытия; — Аристотель превращает идеи Платона в единичные формы вещей, присоединяя к этому учение о потенции и энергии идей; — стоики (Зенон из Китиона, Клеан, Хрисипп) — расширили трактовку диалектики на основе анализа языковых категорий; — неоплатонизм (Плотин, Прокл, др.) — развивал диалектическую трактовку иерархии бытия — единое, его числовая раздельность, качественная наполненность первочисел, переход идей в становление, раздвоение абсолютно неразличимого единого, взаимоотражение субъекта и объекта в познании, вечная подвижность космоса — Но: МИСТИЦИЗМ; — средние века — перенос диалектической проблематики в сферу теологии — элементы диалектики в пантеизме (Бог — принцип самодвижения сущего) — Н.Кузанский: учение о вечном движении, совпадении противоположностей, максимума и минимума — Бруно: идея единства противоположностей; — Новое время — Декарт: идея неоднородности пространства — Спиноза: диалектическое понимание субстанции (природы) как «причины самой себя», идея диалектичности необходимости и свободы — Лейбниц: учение о самодвижущихся субстанциях (монадах), подошел к идее единства пространства и времени, связи прошлого и настоящего; — Классическая немецкая философия — развитие на идеалистической основе целостной концепции диалектики — Кант: диалектика как средство разоблачения иллюзий человеческого разума, стремящегося к абсолютному знанию; критическая диалектика; — у Гегеля — наиболее близкий современному вариант диалектики — умение отыскивать противоположности в самой действительности — вершина классической идеалистической диалектики — представил весь природный и духовный мир в виде процесса, движения и развития (Энгельс) — дал картину общих форм движения — представило развитие как переход от абстрактного к конкретному, как переход явления из одного качественного состояния в другое, осуществляющийся на основе выявления и разрешения противоречий — развитие трактовал как саморазвитие абсолютного духа (от бытия к сущности, а от сущности к понятию) — у каждой ступени развития выделял свой принцип — модель своей диалектики видел не в реальности, а в отражающем ее мышлении — противоречия диалектики Гегеля и данных естествознания (теория развития в геологии (Ч.Лайель), эволюционные идеи Ламарка, космогонические идеи Канта и Лапласа, др.); — идеи русских революционных демократов — Герцена, Белинского, Чернышевского — приложение диалектического принципа к прогрессивному развитию общества; — Марксистская диалектика — дает всеобъемлющий синтез принципа материализма и диалектики на основе последовательного обобщения общественной практики, данных общественных наук и естествознания — разрабатывает систему диалектического материализма — является учением о всеобщих связях, наиболее общих законах развития бытия и мышления — особое внимание закону единства и борьбы противоположностей — выступает в качестве теории познания и логики (диалектической) — принципиально не отождествляет диалектику природы и диалектику сознания, хотя исходит из их единства — как теория познания основывается на принципе отражения — Как логика изучает категориальный строй мышления, изучает принципы и закономерности формирования, изменения и развития знания, средства и методы их получения и проверки; исследует переходы от одной системы знания к другой, более высокой. — Западная философия второй половины Х1Х в. — отказ от диалектики, трактовка диалектики как «софистики», «логической ошибки», «болезненного извращения духа» (Р.Гайм, А.Тренделенбург, Э.Гартман) — в неокантианстве марбургской школы (Коген, Наторп) диалектика «абстрактных понятий» подменяется «логикой математического понятия о функции» — неогегельянство приходит к т.н. отрицательной диалектике (кажимость объектов, отраженных в противоречивых понятиях) — Бергсон: иррационализм, единство противоположностей мыслится как «чудо» — экзистенциализм (Ясперс, Сартр) трактует диалектику как случайная структура сознания — теологический экзистенциализм (Марсель, Бубер) характеризует диалектику как диалог человека с богом — но: неорационализм Башлара пытается говорить о диалектике природы; — Постмодернизм и диалектика — МЕТАФИЗИКА — от греч.: после физики — наука о сверхчувственных принципах и началах бытия. — В марксизме — противоположный диалектике философский метод, отрицающий качественное саморазвитие бытия через противоречия, тяготеющий к построению однозначной, статичной и умозрительной картины мира. — В истории философии термин «метафизика» нередко употреб-ляется как синоним «философии». — Термин «метафизика» ввел систематизатор работ Аристотеля Андроник Родосский (1 в. до) — название группы трактатов о «бытии самом по себе». — Платон — иерархическая лестница понятий; — Аристотель — первая философия как наука о бытии как таковом — позднее и названа «метафизикой», в отличие от второй философии, или «физики»; — Средние века — метафизика трактуется как высшая форма рационального познания бытия — однако она подчинена сверхразумному знанию, данному в откровении; — Новое время — берет объектом природу — появление науки, подчинившей себе метафизический метод — сосредотачивается на вопросах гносеологии (метафизика познания) — получила выражение в трудах Декарта, Спинозы, Лейбница — Но: критика метафизики со стороны скептицизма, сенсуализма, механистического материализма Просвещения; — Немецкая классическая философия — окончательное разрушение старой метафизики — реставрация метафизики как умозрительной картины мира — Кант: возможность метафизики как науки, разделение метафизики на метафизику природы и метафизику нравов (в которой противоречия чистого разума находят практическое разрешение) — размежевал метафизику и естествознание — Фихте, Шеллинг пытались строить положительную метафизику — Гегель источник метафизического метода видел в ограничении познавательной деятельности сферой рассудка, впервые противопоставил метафизику и диалектику как два различных метода, но свою философию считал «истинной» метафизикой («наука наук»). — Философия 2-й половины 19 века — отрицание метафизики — включая гегелевский вариант — течения антиметафизики: волюнтаризм (Шопенгауэр), религиозный иррационализм (Кьеркегор), материалистический антропологизм (Фейербах), позитивизм, неокантианство; — Западная философия 20 века — ЗА неотомизм, отчасти реализм, феноменология, экзистенциализм, философия науки; — Диалектический материализм — метафизика трактуется как исторически ограниченная, превращенная форма мышления и знания — как абсолютизация и догматизация результатов предшествующего познания — как подмена действительного изучения объективной реальности построением априорных (**измышленных) абстрактных схем — противостоит материалистической диалектике как всеобщей теории развития и методу понимания природы, общества и мышления. ДИАЛЕКТИКА И МЕТАФИЗИКА — борьба в различных исторически конкретных формах — античность (Гераклит и элеаты), — новое время (борьба против односторонности аналитико-классификационных приемов в познании природы, борьба с плоским эволюционизмом и различными концепциями «творческой эволюции»), — ***Философия 20 века и начала 21 века — та же проблема — опасность абсолютизации чего бы то ни было.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-02; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 839 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Чтобы получился студенческий борщ, его нужно варить также как и домашний, только без мяса и развести водой 1:10 © Неизвестно
==> читать все изречения...

2471 - | 2351 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.