Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Основные идеи и достижения античной философии доклассического и классического периодов




Понятие мировоззрения его структура, основные функции и исторические типы

Мировоззрение – это обобщенная и целостная картина мира, совокупно представляющая о: 1)окружающем мире 2) человеке 3) о взаимодействии 1 и 2.

Структура: знания, убеждения, ценности, идеалы

Функции:

1) упорядочивает,систематизирует отдельные знания о природе, обществе, человеке 2) формирует ценностные ориентации и нормативные образцы поведения и деятельности человека; 3) аккумулирует достижения культуры и транслирует их в форме идеалов, смысложизненных установок, индивидуальных и общественных интересов в систему социальных

отношений 4) активизирует, регулирует и направляет познавательную и практическую деятельность людей в соответствии с их убеждениями, идеалами, нормами морали 5) «включает» человека в мир природы и жизнь общества как их составную часть и побуждает его действовать в соответствии с их законами и т. д.

Исторические типы: мифологическое – это совокупность преданий, сказаний, формирующихся стихийно в процессе (опыте) повседневной жизни людей, в представлении которых мир и земная природа контролируется сверхъестественными силами, с которыми необходимо сообразовывать свое поведение

религиозное – форма мировоззрения, по которой освоение мира

осуществляется через его удвоение на«земное» и «небесное» философское -система наиболее общих, рационально обоснованных теоретических представлений о мире, человеке, принципах его деятельности и отношении к миру

повседневно-обыденное – это совокупность знаний,

формирующихся в различных сферах жизни человека посредством

повседневного опыта взаимодействия с природной и социальной

реальностью

научное складывается вместе с возникновением и

развитием науки.

Происхождение, предмет, структура и основные функции философии

Философия - это наука о природе, обществе и человеческом мышлении (переводится люблю мудрость)

Происхождение: источники -миф, конкретное научное знание, религия-миф знания и житейская мудрость

Предмет: наиболее общие законы развития природы, общества, мышления.

Структура: 1Онтология (как построен мир) 2Гносеология (теория познания) 3Аксиология (исследуется природа ценностей, их виды, структура, взаимосвязь, место в человеческом бытии.) 4Антропология (учение о человеке, человек как особая форма бытия) 5Социальная (отражает особенности общества, законы его функционирования и развития как целостной системы.)

Функции:

Мировоззренческая функция заключается в выработке

обобщенных представлений о мире, месте человека в нем, принципов взаимодействия человека с миром

Гносеологическая проявляется в обосновании

оптимальных путей познания, его формах, критериях истинности

знания, в формировании учения о познании в целом.

Аксиологическая формирование общих представлений о значимости явлений природной, социальной и духовной деятельности для человека, группы людей, общества в целом

Праксиологическая выявление наиболее общих

законов, направлений, условий, целей, средств, методов организации и осуществления человеческой деятельности.

Критическая формирование принципов нормативного философского сознания для оптимального решения разнообразных философских проблем

Прогностическая развитие представлений о

будущих чертах и формах природных и социальных явлений

Синтетическая функция проявляется в интегрировании

философией как формой духовной культуры всех других ее форм.

Основные идеи и достижения античной философии доклассического и классического периодов

Онтологизм – направленность фило-го мышления на постижение сущности мира. Космологизм представляет собой создание моделей космоса как упорядоченного мира. 1)Классич.(натурфилос.) период 7-6 в.до.н.э. поиск первоосновы мира; космоцентризм – в жизни решающую роль играет природа в целом, её законы опред. порядок в жизни человека. Милетская школа(материалисты): Фалес (основа всего сущего – вода), Анаксимандр (первооснова- апейрон – некое мат-ое беспредельное начало, нах-ся в непрерывном дв-ии), Анаксимен(воздух - мыслил его как бесконечное и видел в нем легкость изменяемости и превращаемости вещей). Гераклит (изменчивость мира – борьба противоположностей, ив мире нет ничего неподвижного; мир не создан никем из богов, а вечно живой огонь; признавал познаваемость мира, познание через органы чувств). Элейская школа: Демокрит (мир- вечная бесконечная реальность; атомы и пустота – два неразрывных первоначала; атомы отличаются внешне, их сочетания образуют весь мат-ый мир вцелом; чувств-ое восприятие ограниченно). Сократ(идеалист; настаивал на объективности этических норм; человек – микрокосм, в котором отражается весь мир; душа – способность к самопознанию; отлич-ая черта души – разум(сп-сть логич-ки мыслить; обнаружение добра в душе, истинная нравственность; диалектика – искусство вести спор, беседу; признание неведения позволяет людям продвинуться дальше). Платоном диалектика рассм-ась как умение ставить вопросы, давать ответы, как умение превращать единичное в общее и наоборот. Одновременно Платон выступает родоначальником логически согласованной системы объективного идеализма. Он впервые сформулировал положение о том, что все объекты материального мира имеют свою идею. Все идеи существуют до предметов и выступают по отношению к вещам как их образцы, причины возникновения. Идея – это прообраз каждой отдельной вещи, или эйдос. Вещь – это несовершенная копия идеи, а идея – недосягаемый образец для вещи. Мир идей – иерархически организованная система, которую венчает идея Блага. душа человека состоит из трех частей. Первая часть – разум, вторая – воля и благородные желания, третья – влечение и чувственность; идея идеал-го гос-ва и общества. Аристотель (В основе бытия находится первоматерия, элементы которой – огонь, вода, земля, воздух – составляют объективно существующие вещи. Любая вещь является результатом различных сочетаний этих элементов. Только обобщив чувственные впечатления о предметах, человек может обнаружить то общее, которое является сущностью природных процессов. Это позволило философу выделить критерии научного познания: доказательность, способность объяснять, единство знаний. Аристотель впервые построил классификацию наук. Определенное внимание уделял Аристотель вопросам развития и организации общества. Сущность государства усматривал в политическом сообществе людей, соединяющихся для достижения определенного блага. Идеальным считал то общество, которое опирается на частную собственность. При этом философ отвергал не только чрезмерное богатство, власть, но и чрезмерную бедность, отказ от материальных благ. Основу уравновешенной и благополучной жизни видел в умеренности, рассудительности и мудрости.






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-02; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1195 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Победа - это еще не все, все - это постоянное желание побеждать. © Винс Ломбарди
==> читать все изречения...

2268 - | 2092 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.