Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Классическая древнекитайская философия. Школы и идеи




Становление древнекитайской философии связано с ломкой традиционных общинных отношений, вызванной экономическим прогрессом, появлением денег и частной собственности, ростом научных знаний, в первую очередь в области астрономии, математики и медицины, которые создали благоприятную почву для духовных перемен.

У древнекитайской философии есть и другие особенности.

1. Специфической чертой китайской философии был принцип рассмотрения мира (природа, человек и его общество) как единого универсума, все элементы которого взаимосвязаны.

2. Практичность, ориентированность на поддержание реальности такой, какая она есть. Отсюда отсутствие сколько-нибудь серьезных обращений к сверхъестественному, базирование на идеале социальной, этической и политической системы 3. также употребление в письменной речи образно-символических знаков — иероглифов. Пиктографическое письмо вырабатывало эстетико-филологическое отношение к тексту. 4. Отсутствие понятийного аппарата. Отсюда слабая связь с наукой, неразвитость логики.

5. Основой стабильности китайской ф-и было постоянное подчеркивание исключительности китайского способа мышления. Следствием его явилось постепенное появление и закрепление чувства превосходства китайского национального умозрения, его нетерпимости ко всем другим философским взглядам.

Древнекитайская философия делится на три периода:

  • 1) начальный классический период (VI—III вв. до н. э.);
  • 2) философия эпохи Хань (II в. до н. э.— II в. н. э), когда конфуцианство утверждается в качестве ведущего направления философии, получающего официальную поддержку;
  • 3) после-ханьская средневековая философия (III—X вв.), когда развивается философия китайского буддизма и оказывает возрастающее влияние на другие учения.

Согласно китайской историко-философской традиции, в древности существовало шесть основных школ:

1. Школа Инь-ян (Темного и Светлого начала). Формируется первой и есть основа для других. Суть: все комические события вытекают из взаимодействия универсальных миростроительных сил инь (женское, мягкое, темное) и Ян (мужское, твердое, светлое). Основаня книга: "И-цзин" (Книга перемен) (к.2 - нач.1 тыс. до н.э.) (инь - прерывистая черта, Ян - непрерывистая). К 5- 3 вв. до н.э. данная концепция обретает философский статус: деятельность Цзоу Яня по развитию концепции инь-ян как единого учения о пяти элементах, которые возникают в результате взаимодействия инь и Ян), они - не космические первоначала, а главные члены рядов на которые разделяются все предметы и явления мира. Они = дерево, огонь, почва, металл, вода. Идея о дуализме мира (инь-ян) и пяти началах всего сущего. Последователи: конфуцианство и даосизм.

2. даосизм (школа Пути). Книга Лао-Цзы "Дао-дэ_Дзын" (5-3 вв. до н.э.) = учение о правильном пути и добродетели. Многозначность понятия Дао: 1) субстанциональная закономерность всего сущего, закон спонтанного бытия человека, космоса, общества; 2) способ развертывания в первоэлементы цикличности бытия; 3) вселенная где все уравновешено, где не существует границ и разделений. Жзнь человека есть часть космического пути природы. Бессмертие дает мудрому слияние с космическим потоком Дао через преодоление иллюзии Я. Медитации, дыхательные гимнастики, диеты, сексуальеная гигиена для избавления от Я. Доктрина недеяния "у-вей" как отсуствие произвольной целеполагающей активности. Как философская система сформировался в 3-2 вв. до н.э.

3. Конфуцианство. 6-5 вв. до н.э. Задача в сохранении традиций старого предания. Идеи Конфуция собраны его учениками в трактате "Лунь-юй" (Беседы и суждения). Основаня тема: взаимоотношение человека, семьи и государства. Прочное государство основывается на прочной семье. Управление государством описывалось в семейно-родственных категориях. Идеал благородного мужа и его качества: 1) человечность, 2) порядочность, 3) знание приличий, 4) мудрость, 5) лояльность. Проявить эти качества можно лишь во взаоимоотношении с другими людьми. Ли (традиция, гуманность) - имеет сакральный характер и не может изменяться. Сяо (сыновняя почтительность). И (долг). Жэнь (практическое человеколюбие). Жить - значить учиться, а учиться - жить. Концепция исправления имен (чжен мин) - имена и предметы должны соответствовать друг другу.

4. легизм (школа Закона). От 8 в. До н.э. Высшая ценность - единое могущественное государство, принципиально отличное от семьи. Фа (закон) - единый юридический закон, создателем которого может быть лишь единовластный правитель. Может изменяться по потребностям времени и не имеет сакрального характера. Соблюдение законов на основе суровой системы наказаний. Гарант управления на основе закона - ши (насилие, власть). Отношения верховной власти с народом могут быть только враждебными. Задача государства - в ослаблении народа. Система централизованного управления государством. Система надзора за чиновниками и круговая порука.

5. моизм. 5-6 вв. до н.э. Государство ориентировано на благополучие граждан. Причина плохого в мире - недостаток общечеловеческой любви. Девиз в трактате "Мо-Цзы" - всеобщая любовь и взаимная выгода. Подражание поведению правителей древности - беспрекословное подчинение выборному руководителю. Принцип экономии расходов и критика конфуцианства за дорогостоящие ритуалы. Учение о правильном знании: знание должн быть направлено на раскрытие причинности (гу), определения сходства и различия (тун и) и разделения вещей и явлений по родам (лэй). Критерии достверности знания: 1) сравнение с делами совершенно мудрых правителей древности; 2) перепроверка посредством соответствия фактам, которые слышали и видели многие люди; 3) применимость. Знание является отражением реалий (ши) в форме имен (мин). Реалии существуют не нуждаясь для этого в именах.


6. Школа имен. Проблема соотношений имен и реалий. Вокруг нее формируются философские построения номиналистов. Между именами и реалиями есть связь, их единство, иначе можно было бы сказать "белая собака есть черная собака".

4 ОБЩАЯ ХАРАКТИРИСТИКА ЭТАПОВ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ:ИДЕИ,ПОНЯТИЯ,ПРЕДСТАВИТЕЛИ.

1. Древнегреческой называется философия (учения, школы), выработанная греческими философами, проживавшими на тер­ритории современной Греции, а также в греческих полисах (тор­гово-ремесленных городах-государствах) Малой Азии, Среди­земноморья, Причерноморья и Крыма, в эллинистических госу­дарствах Азии и Африки, в Римской империи. (Нередко фило­софия Древнего Рима либо непосредственно отождествляется с древнегреческой, либо объединяется с ней под общим названи­ем "античная философия".)

Древнегреческая (античная) философия в своем развитии прошла четыре основных этапа.

демократический — VII— V вв. до н. э.;

• классический (сократический) - середина V - конец IV вв. до н. э.;

• эллинистический - конец IV - IIвв. до н. э.;

• римский - Iв. до н. э. - V в. н. э.

 

2. К досократическому периоду относится деятельность так на­зываемых философов-"досократиков":

• милетской школы — "физиков" (Фалеса, Анаксимандра, Анак­симена);

• Гераклита Эфесского;

• элейской школы;

• атомистов (Демокрита, Левкиппа);

• некоторых иных философов.

Основные проблемы, которыми занимались "досократики": объяснение явлений природы, сущности Космоса, окружающего мира, поиски первоначала всего сущего. Метод философствования — декларирование собственных взглядов, превращение их в догму.

 

Классический (сократический) период — время расцвета древнегре­ческой философии (совпавшее с расцветом древнегреческого полиса).

К данному этапу относятся:

• философско-просветительская деятельность софистов;

• философия Сократа;

• зарождение "сократических" школ;

• философия Платона;

• философия Аристотеля.

 

Философы сократического (классического) периода также пытались объяснить сущность природы и Космоса, однако сде­лали это глубже "досократиков":

• меньше уделяли внимания поиску первоначала;

• допускали участие богов и идей в создании природы и Космоса;

• выдвинули идеалистическую версию происхождения сущего

(Платон — автор учения о "чистых идеях", предшествующих реальному миру и воплощением которых стал реальный мир);

• положили начало спору между материализмом и идеализмом;

• проявили интерес к проблеме человека, общества, государства;

• от декларативно-догматического метода философствования перешли к диалогическо-доказательственному;

• внесли вклад в развитие логики;

• вели практическую философско-просветительскую деятель­ность (софисты и Сократ).

Для эллинистического периода (периода кризиса полиса и образования крупных государств в Азии и Африке под властью греков и во главе с соратниками Александра Македонского и их потомками) характерно:

• распространение антиобщественной философии киников;

• зарождение стоического направления философии;

• деятельность "сократических" философских школ: Академии Платона, Ликея Аристотеля, киренской школы (киренаи­ков) и др.;

• философия Эпикура и пр.

 

Отличительные черты эллинистической философии:

• кризис античных моральных и философских ценностей;

• снижение страха перед богами и иными сверхъестественны­ми силами, уважения к ним;

• отрицание прежних авторитетов, пренебрежение к государ­ству и его институтам;

• поиск физической и духовной опоры в самом себе;

• стремление к отрешению от действительности;

• преобладание материалистического взгляда на мир (Эпикур);

• признание высшим благом — счастья и удовольствия отдельного

человека (физическое - киренаики, моральное - Эпикур).

 

Наиболее известными философами римского периода являлись:

• Сенека;

• Марк Аврелий (император Рима в 161 - 180 гг.);

• Тит Лукреций Кар;

• поздние стоики;

• ранние христиане.

 

Для философии римского периода было характерно:

• взаимовлияние древнегреческой и древнеримской филосо­фий (древнегреческая философия развивалась в рамках римской государственности и испытывала на себе ее влияние, в то время как древнеримская философия вырастала на идеях и традициях древнегреческой);

• фактическое слияние древнегреческой и древнеримской фи­лософий в одну — античную философию;

• влияние на античную философию традиций и идей филосо­фии покоренных народов (Востока, Северной Африки и др.);

• близость философии, философов и государственных инсти­тутов (Сенека воспитывал римского императора Нерона, Марк Аврелий сам являлся императором);

• небольшое внимание к проблемам окружающей природы;

• повышенное внимание к проблемам человека, общества и го­сударства;

• расцвет эстетики (философии, предметом которой были мысли и поведение человека);

• расцвет стоической философии, сторонники" которой видели высшее благо и смысл жизни в максимальном духовном раз­витии личности, учености, уходе в себя, безмятежности (ата­раксии, то есть невозмутимости);

• преобладание идеализма над материализмом;

• все более частое объяснение явлений окружающего мира волей богов;

• повышенное внимание к проблеме смерти и загробной жизни;

• рост влияния на философию идей христианства и раннехри­стианских ересей;

• постепенное слияние античной и христианской философий, их превращение в средневековую теологическую философию.

3. В целом древнегреческая (античная) философия имеет сле­дующие особенности:

материальной основой расцвета данной философии был эко­номический расцвет полисов (торгово-ремесленных город­ских центров);

• древнегреческая философия была оторвана от процесса ма­териального производства, а философы превратились в са­мостоятельную прослойку, не отягощенную физическим трудом и претендующую на духовное и политическое руко­водство обществом;

• стержневой идеей древнегреческой философии являлся кос­моцентризм (страх и преклонение перед Космосом, проявле­ние интереса прежде всего к проблемам происхождения мате­риального мира, объяснению явлений окружающего мира);

• на поздних этапах — смешение космоцентризма и антропо­центризма (в основе которого были проблемы человека);

• допускалось существование богов;

• древнегреческие боги были частью природы и близки людям;

• человек не выделялся из окружающего мира, был частью природы;

• были заложены два направления в философии — идеалисти­ческое ("линия Платона") и материалистическое ("линия Де­мокрита"), причем данные направления поочередно домини­ровали: в досократический период — материалистическое, в классический — имели одинаковое влияние, в эллинистиче­ский — материалистическое, в римский — идеалистическое.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-02; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1141 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наука — это организованные знания, мудрость — это организованная жизнь. © Иммануил Кант
==> читать все изречения...

2308 - | 2104 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.