Универсалии — это то общее, что присуще всем конкретным объектам определенного вида или рода. К примеру, как уже было сказано, все конкретные лошади, несмотря на множество индивидуальных различий, обладают некой общей ʼʼлошадностьюʼʼ, благодаря чему они, собственно говоря, и являются лошадьми.
Средневековое понятие универсалий возникло на базе учения Платона об идеях, которые, будучи ʼʼприсущиʼʼ конкретным вещам некоторого вида, определяют их природу, являясь их идеальной моделью, а кроме того — причиной и целью этих вещей; близко к этому и учение Аристотеля о формах.
В том виде, в котором она обсуждалась в Средневековье, проблема универсалий впервые была поставлена в работах неоплатоника Порфирия, хотя в средневековую схоластику она вошла через Боэция и его комментарии к работам Порфирия.
Порфирием были поставлены три вопроса.
1. Существуют ли универсалии (ᴛ.ᴇ. роды и виды˸ животное, человек, лошадь и т.д.) самостоятельно (ᴛ.ᴇ. вне конкретных вещей)?
2. В случае если да, то являются ли они в таком случае телесными или бестелесными?
3. В случае если они бестелесны, то имеют ли они единую природу с чувственными вещами?
Сам Порфирий не дал на них никаких ответов, но эти три вопроса и особенно первый из них стали предметом ожесточенных споров в эпоху Средневековья. В решении вопроса ʼʼсуществуют ли универсалии самостоятельно?ʼʼ все философы поделились на два больших лагеря˸ реалисты и номиналисты.
Реалисты — это философы, считавшие универсалии существующими реально вне конкретных вещей.
Номиналисты (от лат. ʼʼnomenʼʼ — ʼʼимяʼʼ) — это философы, считавшие, что вне конкретных вещей общее (универсалии) существует только в словах (именах), которыми называются вещи определенного вида.
Так, с точки зрения реалистов, кроме конкретных лошадей и вне их Реально существует ʼʼлошадностьʼʼ, присущая всем лошадям как таковым, вне конкретных быков — ʼʼбыковостьʼʼ, вне любых четвероногих животных — ʼʼчетвероногостьʼʼ и т.д. А с точки зрения номиналистов, вне конкретных объектов нет никакой ʼʼлошадностиʼʼ, ʼʼбыковостиʼʼ и ʼʼчетвероногостиʼʼ, а есть только слова (имена) ʼʼлошадьʼʼ, ʼʼбыкʼʼ, ʼʼчетвероногоеʼʼ, применимые, соответственно, к любой лошади, быку, четвероногому.
Борьба шла не только между реалистами и номиналистами, но и внутри каждого этого лагеря, среди и тех и других можно выделить ʼʼкрайнихʼʼ и ʼʼумеренныхʼʼ.
К крайнему реализму можно отнести многих представителей ранней схоластики IX—XII вв.˸ Эриугену, членов Шартрской и Сен-Викторской школ, а также Ансельма Кентерберийского. Важно заметить, что для сторонников крайнего реализма, опирающихся прежде всего на Платона и неоплатоников, характерно не просто признание реального существования универсалий вне и до конкретных вещей, универсалии понимаются еще как опосредствующие звенья между Богом-Творцом и конкретными сотворенными вещами.
Универсалии понимались как содержащиеся в уме Бога образцы, соответствии с которыми создаются конкретные вещи; при этом более общие — родовые — универсалии содержатся в менее общих — видовых (к примеру, универсалия ʼʼчетвероногоеʼʼ содержится в универсалиях ʼʼлошадьʼʼ, ʼʼбыкʼʼ, ʼʼсобакаʼʼ), а видовые универсалии содержатся в конкретных предметах (универсалия ʼʼлошадьʼʼ во всех конкретных лошадях). При этом универсалии считаются сущностями более высокого порядка и в некотором смысле более реальными, нежели отдельные объекты.
Умеренный реализм ближе к учению Аристотеля и перипатетиков, у которых общее (форма) принято понимать как содержащееся в конкретных вещах (так как любая конкретная вещь есть соединение материи и формы). Соответственно, сторонники умеренного реализма считали, что универсалии существуют только в конкретных вещах.
Своеобразный вариант умеренного реализма представляет собой позиция Фомы Аквинского, который, как и Ибн-Сина, признавал троякое существование универсалий1˸
1) до конкретных вещей (ante rem) — в уме Бога;
2) в конкретных вещах (in re);
3) после конкретных вещей (post rem) — в уме человека (как впечатления от них).
Основоположником крайнего номинализма был Росцеллин (ок. 1050—1110). Он утверждал, что существуют только конкретные вещи, а все, что есть вне их — в виде общего, присущего этим вещам, — так это только слова, последовательности звуков (ʼʼдуновение звукаʼʼ).
Сторонники умеренного номинализма чаще всего признавали существование универсалий в человеческом уме (после конкретных вещей). Свой вариант умеренного номинализма — концептуализм — предложил Пьер Абеляр˸ универсалии обладают определенным существованием как понятия (концепты) в уме человека, возникая на базе чувственного восприятия единичных вещей благодаря абстрагирующей деятельности ума. При этом Абеляр признавал, что в чистом виде эти понятия существуют в Божественном уме, ᴛ.ᴇ., строго говоря, эта позиция может расцениваться и как умеренный реализм или как промежуточная между реализмом и номинализмом.
Важнейшие представители умеренного номинализма — Дунс Скот и Уильям Оккам. Наиболее интересно учение Оккама, получившее название ʼʼтерминизмʼʼ. Оккам считал, что реально существуют только конкретные индивидуальные объекты. Так как могущество Творца бесконечно, то Он не нуждается ни в каких опосредствующих звеньях в виде универсалий, а способен создать множество конкретных вещей непосредственным актом своей Божественной воли. Универсалий нет в вещах и до вещей, они представляют из себялишь термины, знаки вещей, фиксирующие посредством слов сходство между всеми объектами, называемыми одним и тем же термином. При этом эти термины не случайны, им соответствуют определенные состояния человеческого ума (души), и рождаются они как некие сократительные знаки (аббревиатуры) при проведении ментальных операций над сходными предметами.
Особую остроту проблеме универсалий в Средневековье придавало то, что она обсуждалась не как чисто философская проблема соотношения общего и отдельного (частного, индивидуального), а в связи с определенными богословскими проблемами. Для учения католической церкви одинаковую опасность представлял как крайний реализм, так и крайний номинализм — особенно в связи с догматом о триединстве Бога. Так, крайний номинализм вел к отказу от идеи единства трех ипостасей Бога, а крайний реализм — от идеи троичности единого Бога
13 ФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ:ОБЩАЯ ХАКАТЕРИСТИКА И ПРЕДСТАВИТЕЛИ.
1. Философией эпохи Возрождения называется совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Европе в XIV — XVII вв., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер.
Предпосылками возникновения философии и культуры эпохи Возрождения были:
• совершенствование орудий труда и производственных отношений;
• кризис феодализма;
• развитие ремесла и торговли;
• усиление городов, превращение их в торгово-ремесленные, военные, культурные и политические центры, независимые от феодалов и Церкви;
• укрепление, централизация европейских государств, усиление светской власти;
• появление первых парламентов;
• отставание от жизни, кризис Церкви и схоластической (церковной) философии;
• повышение уровня образованности в Европе в целом;
• великие географические открытия (Колумба, Васко да Гамы, Магеллана);
• научно-технические открытия (изобретение пороха, огнестрельного оружия, станков, доменных печей, микроскопа, телескопа, книгопечатания, открытия в области медицины и астрономии, иные научно-технические достижения).
Философия Возрождения прошла три периода:
I. Период - гуманистический (14 - сер. 15 в.). (Данте Алигьери, Франческо Петрарка).
II. Период - неоплатонический (сер. 15 - 16 в.). (Николай Кузанский, Пико делла Мирандолла, Парацельс).
III. Период - натурфилософский (16 -нач.17 в.). (Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей).