ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Основные разделы стилистики и их характеристика
В связи с тем, что предмет стилистики сложен и неоднороден, существуют различные взгляды на выделение тех или иных разделов стилистики. В зависимости от конкретных задач исследования выделяют стилистику историческую, когда изучают развитие стилей в исторической перспективе, на протяжении определенного исторического отрезка; стилистику сопоставительную, когда сопоставляют стили разных языков; стилистику практическую, цель которой – обучить стилистическим нормам родного языка и т.д. Однако основными разделами стилистики (это признается большинством ученых) считаются: стилистика языка, стилистика речи, стилистика художественного произведения, стилистика текста.
Стилистика языка – это учение о единицах языка, имеющих дополнительную окраску. Этот раздел изучает различные выразительные возможности языковых единиц – экспрессивные, эмоциональные, оценочные. Таким образом, стилистика языка рассматривает в языковых единицах не основные значения, которые соотносят язык с реалиями окружающего мира, а лишь те дополнительные, сопутствующие оттенки, которые накладываются на понятийное значение слов. Например, в ряду сказать – произнести – ляпнуть слова имеют одно и то же реальное значение и различаются только дополнительной окраской, т.е. стилистически.
Стилистика речи – это учение о функциональных стилях речи. Она изучает функционально-стилистическую дифференциацию речи, т.е. анализирует состав тех языковых единиц, которые объединены в систему в каждом стиле, частоту их употребления; изучает механизм взаимодействия, взаимного сочетания, переплетения языковых единиц; выясняет приемы и способы использования их в текстах данного стиля.
Стилистика художественного произведения изучает закономерности организации языкового материала в художественных текстах, приемы и способы использования языка в эстетических целях. Она выясняет особенности образной речи, ее проявления в различных жанрах литературы. В этом разделе стилистики исключительно важную роль играют вопросы индивидуально-авторского стиля.
Стилистика текста изучает вопросы организации языковых средств внутри текста в соответствии с его содержанием, целями создания и композицией. В центре ее внимания способы и средства связи предложений в тексте
ФОНИКА
План
1.Основные задачи и предмет изучения фоники.
2.Благозвучие как основное требование фоники. Влияние на благозвучие
а) сочетания звуков;
б) частоты употребления звуков;
в) длины слова;
г) эстетической окраски звуков.
3.Словесное ударение как стилистически значимое фонетическое средство.
Основные задачи и предмет изучения фоники
Фоника – понятие многозначное. Это:
1)раздел стилистики, изучающий стилистические возможности фонетических средств языка;
2)сама звуковая организация речи, т.е. отбор и употребление языковых средств фонетического уровня с определенным стилистическим заданием;
3)стилистически значимые средства языка фонетического уровня.
Этот раздел стилистики:
1)дает оценку особенностям звукового строя языка;
2)исследует разнообразные приемы усиления выразительности речи;
3)учит наиболее совершенному и стилистически оправданному звуковому выражению мысли;
4)изучает эстетическую роль фонетических средств языка.
К фонетическим средствам языка, имеющим стилистическое значение, относятся прежде всего звуки речи, словесное ударение, длина слова, ритм, рифма.
Благозвучие как основное требование фоники
Основное стилистическое требование, которое предъявляется к фонетической стороне речи – это благозвучие. Что важно для создания благозвучия?
Важна сочетаемость звуков. Нужно помнить, что для русской речи наиболее естественно чередование гласных и согласных звуков (корова, собака, мама и т.п.) и лишь незначительный процент приходится на долю консонантных сочетаний, т.е. сочетаний нескольких согласных. В нашей фонетической системе это чаще всего сочетания двучленные (пл од), реже – трехчленные (взр ыв). Крайне редко встречаются слова с сочетание четырех или пяти согласных (взбр ыкнуть, встр епенуться, декаде нтств о, че рств). Консонантные сочетания могут привести к потере благозвучия в следующих основных случаях.
Затрудняет артикуляцию перемещение любых консонантных сочетаний в конец слова (до бр, кру гл). В этом случае надо по возможности изменить форму слова. Нарушает благозвучие сочетание четырех и более согласных, которое может появиться не только в некоторых словах, но и на стыке двух слов (вдру г взгр устнулось). Сочетаемость звуков и соотношение согласных могут нарушаться при создании сложносокращенных слов, особенно аббревиатур, типа МПТШП, ВЗТПП.
Русский язык выработал свои средства защиты против засорения его неблагозвучными сочетаниями:
1)возвращает речи благозвучие появление между согласными, расположенными на конце слова, беглых гласных (весна – весен, а не весн, интересный – интересен, а не интересн );
2)в устной речи при стечении согласных появляется слоговой гласный (Александ(э)р, минист(э)р);
3)в устной речи при стечении согласных один из них может выпадать, в результате чего появляются непроизносимые согласные в словах типа солнце, поздно;
4)в сложносокращенных словах есть несколько способов устранения неблагозвучия:
- смешанное чтение: часть аббревиатуры читается как слово (буква соответствует звуку), другая часть требует побуквенного произношения, например, ГИБДД читается как гибдэдэ;
- использование соединительных гласных, например, технорук, а не технрук (технический руководитель);
- исключение затрудняющей произношение согласной, например, лесхоз, а не леснхоз (лесное хозяйство);
- создание аббревиатур, совпадающих по звучанию с тем или иным несокращенным словом, например, АИСТ (автоматическая информационная станция), АМУР (автоматическая машина управления и регулирования). При этом способе надо избегать омонимии, которая вызовет нежелательные ассоциации, например, ГРОБ (гражданская оборона), МУСОР (московский уголовный сыскной отдел розыска).
Затрудняет русскую речь и стечение гласных, или зияние. Оно может быть внутренним, когда несколько гласных стоят в одном слове (рад иоу зел, пункт уа ция) и внешним(когда стечение гласных появляется при соединении слов (У Ии и у О ли). Зияние может возникнуть и в аббревиатурах (МОАУ, ЕАУС). Считается, что внутреннее зияние не вызывает особых сложностей и лишь в редких случаях затрудняет говорящих, например, когда им приходится произносить иноязычные названия, например, Нискауори, Папаиоанну. Внешнее зияние нарушает благозвучие речи и должно быть по возможности устранено.
На благозвучие оказывает влияние частота повторения звуков в речи. Скопление в предложении одинаковых или подобных звуков затрудняет произношение, кроме того, повторение созвучий в словах делает эти слова похожими, что отрицательно сказывается на логической стороне речи (Публика принимала это зачастую за чистую монету; Гол голландцев в ворота). Особенно нежелательно повторение некрасивых звуков, шипящих, свистящих (снижение опасности поражения насаждений пожарами). Повторение гласных менее заметно. Однако частое употребление редких для русской речи звуков у, ы также считается нарушением фонетической нормы (Убийства и ужасы в угрюмой усадьбе – универсальные формулы упомянутой художественной литературы).
На благозвучие речи оказывает влияние преобладание в тексте длинных или коротких слов. Речь благозвучна, если многосложные слова чередуются с короткими. Стечение в речи коротких слов делает фразу рубленой (Сад был стар, пуст, гол). Когда слова очень длинны, речь становится монотонной, вялой (Свидетельства поименованных авансодержателей запротоколированы). Следует иметь в виду, что нормы средней длины слова изменяются в различных функциональных стилях. Нейтральный вариант для русского языка – трехслоговые слова. В официально-деловой речи закрепилось много длинных слов: вышеупомянутый, военнообязанный и т.п. В научной речи, особенно в письменной, возможно употребление многоосновных слов-терминов. Так, в химии известны термины, возникшие в результате слияния пяти и более основ (пара-ацетамино-бензальдегида изоникотиноимидразон). Конечно, в устной речи они почти непроизносимы, поэтому вполне оправдано использование их сокращенных синонимов, например, в данном случае это аббревиатура ИНХА 17.
Благозвучие связано также с эстетической оценкой языка, звуков речи. В русском языке считаются некрасивыми свистящие, шипящие, глухие согласные. Напротив, музыкальные звуки, гласные, сонорные и другие звонкие согласные придают речи напевность, красоту звучания.