Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Древнекитайская философия




Смерть наступает один раз и человек опосля не возвращается – из этого исходит китайская культура.

Среди натурфилософских представлений Древнего Китая следует отметить учение о пяти стихиях: воде, огне, земле, дереве и металле. Пять стихий соотносятся с пятью вкусовыми ощущениями. «То, что увлажняет и течет вниз, создает соленое; то, что горит и поднимается вверх, создает горькое; то, что сгибается и выпрямляется, создает кислое; то, что подчиняется (внешнему воздействию) и изменяется, создает острое; то, что принимает посев и дает урожай, создает сладкое».

Цель китайцев – не изменение и прогресс, а благоденствие как результат постоянства, охраняемого ритуалом и долгом. Стремление к постоянству связано у китайцев с тем, что они признают неизменное более истинным.

Три китайских мыслителя: Лао-цзы, Конфуций и Мо-цзы. Лао-цзы – основатель даосизма.

Исходной идеей философии даосизма является учение о Дао. Это основа существования и одновременно Путь, Разум, Истина и благодать. Дао не переводимо и не определяемо привычным образом, хотя и сцеплено с «недеянием». Главным принципом даосизма является следование Дао, естественной природе вещей, достижение состояния однобытия с космическим целым, состояние свободного единения между человеческим миром и миром природы.

Центральным местом в учениях Конфуция занимает цзюнь-цзы («благородный муж»). Ему отведена роль идеального человека, наглядного примера для подражания «жэнь» (человек) и «сяо жень» (ничтожный человек). Цзюнь-цзы должен обладать, по Конфуцию, такими чертами как справедливость, скромность, правдивость, приветливость, почтительность, скромность, осторожность, умение сдерживать свои желания, отвращение к клеветникам, безумным и т.п.

Мо-цзы противник Конфуция. Он считал высшим нравственным принципом «всеобщую любовь и взаимную выгоду», призывал к воздержанию в христианском смысле. Страху перед неопределенностью «судьбы» Мо-цзы противопоставлял целенаправленные усилия человека.

Хотя китайские классические тексты описывают период «ста философских школ», которым приписывается зарождение философии в Китае, исторические и лингвистические данные свидетельствуют о том, что в реальности этих школ было значительно меньше, причём учение Конфуция возникло первым, в VI—V вв. до н. э., а остальные школы, самые известные из которых — даосизм и легизм, зарождались и развивались, формулируя свои учения уже по отношению к конфуцианству. В частности, тексты легендарного основателя даосизма Лао-цзы возникли после Конфуция.

Отличительной особенностью китайской философии является абсолютное преобладание в ней практической философии, в особенности этики и политической философии. Китайские философы в первую очередь задавались вопросами, каким должен быть идеальный гражданин и идеальный правитель, что требуется для поддержания гармонии и порядка в государстве и обществе, а полемика между различными школами вращалась вокруг истинного источника гармонии в мире и обществе. По большому счёту это связано, с одной стороны, с тем, что китайское общество этого периода только что пережило ряд политических потрясений и старалось переосмыслить политическую конфигурацию государства, а, с другой стороны, с тем, что грамотность, а, как следствие, и возможность заниматься философией находилась в Китае в зависимости от строгой иерархии общества. Философы, таким образом, оказывались приближенными к политикам и чиновникам, но изолированными от других слоёв общества.

В период становления китайской философии ряд философских школ ставили вопросы метафизики, эпистемологии и натурфилософии, что в особенности относится к моистам и инь ян цзя, однако серьёзного продолжения эта работа не получила. С одной стороны, философы в Китае подверглись серьёзным гонениям, а, с другой стороны, в Китае возобладала философия Конфуция, которая уделяла наибольшее внимание вопросам этики, а в вопросах бытия опиралась на традиционную китайскую мифологию, причём постулировала наилучшим источником знания древние тексты. Более того, в период династии Хань, с III в до н. э., конфуцианству был предан де-факто статус религии, и философия в Китае была вынуждена развиваться относительно конфуцианского канона.

Структурализм.

В философском плане структурализм представлен как идеями самих ученых- структуралистов, так и особой идеологией структурализма, распространившейся во Франции в 60-х г. XX века. Философский структурализм представляет собой определенный мировоззренческий подход к пониманию глобальных проблем человека и истории. Так, структура более важна, чем индивидуальный смысл объектов.

В психологии структурализм определяет рассмотр перцепций разума и их отношения.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-02; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 415 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Так просто быть добрым - нужно только представить себя на месте другого человека прежде, чем начать его судить. © Марлен Дитрих
==> читать все изречения...

2497 - | 2245 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.