При отсутствии у супругов общих несовершеннолетних детей и наличии взаимного согласия на развод расторжение брака производится в органах загса независимо от наличия или отсутствия между супругами имущественных споров (п. 1 ст. 19, ст. 20 СК РФ): о разделе их общего имущества и о выплате средств на содержание (алиментов) нетрудоспособному нуждающемуся супругу. Исключение из этого правила составляют случаи, когда один из супругов, несмотря на отсутствие у него возражений, уклоняется от расторжения брака в органах загса. Например, отказывается от подачи совместного заявления о расторжении брака. В этих случаях расторжение брака производится судом по заявлению другого супруга (п. 2 ст. 21 СК РФ).
С совместным заявлением о расторжении брака супруги вправе обратиться в орган загса по месту жительства их обоих (или одного из супругов) или по месту государственной регистрации заключения брака. В заявлении супруги должны подтвердить взаимное согласие на расторжение брака и отсутствие у них общих несовершеннолетних детей (ст. 33 Федерального закона «Об актах гражданского состояния»).
Расторжение брака производится по истечении месяца со дня подачи заявления в орган загса в присутствии хотя бы одного из супругов, расторгающих брак.
О расторжении брака органом загса составляется соответствующая актовая запись. На основании данной записи выписывается свидетельство о расторжении брака, которое выдается на руки каждому из бывших супругов.
Непосредственно в органах загса брак может быть расторгнут также в случаях (независимо от наличия общих несовершеннолетних детей), когда один из супругов признан судом безвестно отсутствующим или недееспособным, а также осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет (п. 2 ст. 19 СК РФ). Право на расторжение брака в органах загса в этих случаях имеет только супруг, не находящийся в одном из перечисленных в п. 2 ст. 19 СК РФ состояний. Государственная регистрация расторжения брака производится по его одностороннему заявлению по истечении месяца после подачи заявления. Одновременно с заявлением о расторжении брака он должен предъявить решение суда о признании другого супруга безвестно отсутствующим или недееспособным либо приговор суда об осуждении другого супруга к лишению свободы на срок свыше трех лет.
Согласие другого супруга на расторжение брака правового значения не имеет и не запрашивается, но в целях обеспечения его прав и решения в дальнейшем вопросов, вытекающих из прекращения брака (о детях, об имуществе и др.), он или его опекун, либо управляющий имуществом безвестно отсутствующего супруга (если таковой имеется) извещаются органом загса о поступившем заявлении и дате, назначенной для государственной регистрации расторжения брака (ст. 34 Федерального закона об актах гражданского состояния).
При наличии общих несовершеннолетних детей расторжение брака возможно только в судебном порядке (за исключением случаев расторжения брака с лицами, признанными судом безвестно отсутствующими, недееспособными и осужденными к лишению свободы на срок свыше трех лет) независимо от того, согласны или нет оба супруга на расторжение их брака. Последнее обстоятельство влияет только на судебную процедуру расторжения брака.
Брак расторгается судом, если распад семьи очевиден, сохранение такого брака не отвечает интересам ни самих супругов, ни их детей, ни общества.
Рассмотрение судом дел о расторжении брака производится в порядке искового производства, установленного ГПК РСФСР. Иск о расторжении брака предъявляется в районный суд по месту жительства супругов, если они проживают вместе, или супруга-ответчика, если они проживают раздельно. Иск о расторжении брака с лицом, место проживания которого неизвестно, может быть предъявлен по выбору истца или по последнему известному месту жительства ответчика, или по месту нахождения его имущества. В случае, когда с истцом находятся несовершеннолетние дети или когда по состоянию здоровья выезд истца к месту жительства ответчика представляется для него затруднительным, иск о расторжении брака может быть предъявлен по месту жительства истца (ст. 117 и 118 ГПК РСФСР).