Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Н.Г.Чернышевский (1828-1889)




[АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП В ФИЛОСОФИИ]

Политические теории, да и всякие вообще философские уче­ния, создавались всегда под сильнейшим влиянием того обще­ственного положения, к которому принадлежали, и каждый фи­лософ бывал представителем какой-нибудь из политических пар­тий, боровшихся в его время за преобладание над обществом, к которому принадлежал философ. [...] Их философские системы насквозь проникнуты духом тех политических партий, к кото­рым принадлежали авторы систем 1.IV.201—202).

Принципом философского воззрения на человеческую жизнь со всеми ее феноменами служит выработанная естественными науками идея о единстве человеческого организма; наблюдени­ями физиологов, зоологов и медиков отстранена всякая мысль о дуализме человека. Философия видит в нем то, что видят ме­дицина, физиология, химия; эти науки доказывают, что ника­кого дуализма в человеке не видно, а философия прибавляет, что если бы человек имел, кроме реальной своей натуры, дру­гую натуру, то эта другая натура непременно обнаруживалась' бы в чем-нибудь и так как она не обнаруживается ни в чем, так как все происходящее и проявляющееся в человеке происходит по одной реальной его натуре, то другой натуры в нем нет (1.IV.223).

Но при единстве натуры мы замечаем в человеке два различ­ные ряда явлений: явления так называемого материального порядка (человек ест, ходит) и явления так называемого нравст­венного порядка (человек думает, чувствует, желает). В каком же отношении между собою находятся эти два порядка явле­ний? Не противоречит ли их различие единству натуры челове­ка, показываемому естественными науками? Естественные науки опять отвечают, что делать такую гипотезу мы не имеем осно­вания, потому что нет предмета, который имел бы только одно качество, — напротив, каждый предмет обнаруживает бесчис­ленное множество разных явлений, которые мы для удобства суждения о нем подводим под разные разряды, давая каждому разряду имя качества, так что в каждом предмете очень много разных качеств (1.IV.225).

Словом сказать, разница между царством неограниченной природы и растительным царством подобна различию между маленькою травкою и огромным деревом — это разница по ко­личеству, по интенсивности, по многосложности, а не по ос­новным свойствам явления... (1.IV.233).

Принципы, разъясненные и доказанные теперь естествен­ными науками, были найдены и приняты за истину еще грече­скими философами, а еще гораздо раньше их — индийскими мыслителями, и, вероятно, были открываемы людьми сильного логического ума во все времена, во всех племенах. Но развить и доказать истину логическим путем прежние гениальные люди не могли. Она известна была всегда повсюду, но стала наукою только в последние десятилетия. Природу сравнивают с кни­гою, заключающею в себе всю истину, но написанную языком, которому нужно учиться, чтобы понять книгу. Пользуясь этим уподоблением, мы скажем, что очень легко можно выучиться каждому языку настолько, чтобы понимать общий смысл напи­санных им книг; но очень много и долго нужно учиться ему, чтобы уметь отстранить все сомнения в основательности смыс­ла, какой мы находим в словах книги, уметь объяснить каждое отдельное выражение в ней и написать хорошую грамматику этого языка.

Единство законов природы было понятно очень давно гени­альными людьми; но только в последние десятилетия наше зна­ние достигло таких размеров, что доказывает научным образом основательность этого истолкования явлений природы (1.IV.234-235).

...у нравственных наук готов теоретический ответ почти на все вопросы, важные для жизни, но во многих случаях у людей недостает средств для практического исполнения того, что ука­зывает теория. Впрочем, нравственные науки имеют в этом слу­чае преимущество над естественными. В естественных науках все средства принадлежат области так называемой внешней при­роды; в нравственных науках только одна половина средств при­надлежит этому разряду, а другая половина средств заключает­ся в самом человеке; стало быть, половина дела зависит только от того, чтобы человек с достаточною силою почувствовал на­добность в известном улучшении: это чувство уже дает ему очень значительную часть условий, нужных для улучшения. Но мы видели, что одних этих условий, зависящих от состояния впе­чатлений самого человека, еще недостаточно: нужны также ма­териальные средства (1.IV.255—256).

Физиология и медицина находят, что человеческий организм есть очень многосложная химическая комбинация, находящая­ся в очень многосложном химическом процессе, называемом жизнью (1.IV.260).

Люди видели по опыту, что каждый человек думает все толь­ко о себе самом, заботится о своих выгодах больше, нежели о чужих, почти всегда приносит выгоды, честь и жизнь других в жертву своему расчету, — словом сказать, каждый из этих лю­дей видел, что все люди — эгоисты. В практических делах все рассудительные люди всегда руководились убеждением, что эго­изм — единственное побуждение, управляющее действиями каж­дого, с кем имеют они дело. Если бы это мнение, ежедневно подтверждаемое опытом каждого из нас, не имело против себя довольно большого числа других житейских фактов, оно, ко­нечно, скоро одержало бы верх и в теории над гипотезами, ут­верждавшими, что эгоизм есть только испорченность сердца, а неиспорченный человек руководится побуждениями, противо­положными эгоизму: думать о благе других, а не о своем, готов жертвовать собою для других и т.д. Но вот именно в том и состояло затруднение, что гипотеза о бескорыстном стремле­нии человека служить чужому благу, опровергаемая сотнями еже­дневных опытов каждого, по-видимому, подтверждалась доволь­но многочисленными фактами бескорыстия, самопожертвова­ния и т.д. (1.IV.278).

Отдельный человек называет добрыми поступками те дела других людей, которые полезны для него; в мнении общества добром признается то, что полезно для всего общества или для большинства его членов; наконец, люди вообще, без различий наций и сословий, называют добром то, что полезно для чело­века вообще,...общечеловеческий интерес стоит выше выгод отдельной нации, общий интерес целой нации стоит выше вы­год отдельного сословия, интерес многочисленного сословия выше выгод малочисленного (1.IV.283—284).

...действительным источником совершенно прочной пользы для людей от действий других людей остаются только те полез­ные качества, которые лежат в самом человеческом организме;

потому собственно этим качествам и усвоено название добрых, потому и слово «добрый» настоящим образом прилагается только к человеку. В его действиях основанием бывает чувство или сердце, а непосредственным источником их служит та сторона органической деятельности, которая называется волею; пото­му, говоря о добре, надобно специальным образом разобрать законы, по которым действуют сердце и воля. Но способы к исполнению чувств сердца даются воле представлениями ума, и потому надобно также обратить внимание на ту сторону мыш­ления, которая относится к способам иметь влияние на судьбу других людей (1.IV.291-292).

Антропология — это такая наука, которая о какой бы части жизненного человеческого процесса ни говорила, всегда помнит, что весь этот процесс и каждая часть его происходит в челове­ческом организме, что этот организм служит материалом, про­изводящем рассматриваемые ею феномены, что качества фено­менов обусловливаются свойствами материала, а законы, по ко­торым возникают феномены, есть только особенные частные случаи действия законов природы (1.IV.293).

 

П.Я.Чаадаев (1794-1856)

[ОСОБЕННОСТИ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ]

В жизни есть обстоятельства, относящиеся не к физическо­му, а к духовному бытию; пренебрегать ими не следует; есть режим для души, как есть режим и для тела: надо уметь ему подчиниться. Я знаю, что это старая истина, но у нас она, ка­жется, имеет всю ценность новизны. Одна из самых прискорб­ных особенностей нашей своеобразной цивилизации состоит в том, что мы все еще открываем истины, ставшие избитыми в других странах и даже у народов, гораздо более нас отсталых. Дело в-том, что мы никогда не шли вместе с другими народами, мы не принадлежим ни к одному из известных семейств чело­веческого рода, ни к Западу, ни к Востоку, и не имеем тради­ций ни того, ни другого. Мы стоим как бы вне времени, всемир­ное воспитание человеческого рода на нас не распространи­лось. Дивная связь человеческих идей в преемстве поколений и история человеческого духа, приведшие его во всем остальном мире к его современному состоянию, на нас не оказали ника­кого действия (1.323).

У всех народов есть период бурных волнений, страстного беспокойства, деятельности без обдуманных намерений. Люди в такое время скитаются по свету и дух их блуждает. Это пора великих побуждений, великих свершений, великих страстей у народов. Они тогда неистовствуют без ясного повода, но не без пользы для грядущих поколений. Все общества прошли через такие периоды, когда вырабатываются самые яркие воспомина­ния, свои чудеса, своя поэзия, свои самые сильные и плодотвор­ные идеи. В этом и состоят необходимые общественные устои....Эта увлекательная эпоха в истории народов, это их юность;

это время, когда всего сильнее развиваются их дарования, и память о нем составляет отраду и поучение их зрелого возраста. Мы, напротив, не имели ничего, подобного... Эпоха нашей соци­альной жизни, соответствующая этому возрасту, была наполне­на тусклым и мрачным существованием без силы, без энергии, одушевляемом только злодеяниями и смягчаемом только рабст­вом....Окиньте взором все прожитые века, все занятые нами пространства, и Вы не найдете ни одного приковывающего к себе воспоминания, ни одного почтенного памятника, который бы властно говорил о прошедшем и рисовал его живо и картин­но. Мы живем лишь в самом ограниченном настоящем без про­шедшего и без будущего, среди плоского застоя (1.324—325).

Первые наши годы, протекшие в неподвижной дикости, не оставили никакого следа в нашем уме и нет в нас ничего лично нам присущего, via что могла бы опереться наша мысль; выделен­ные по странной воле судьбы из всеобщего движения человечест­ва, не восприняли мы и традиционных идей человеческого рода. А между тем именно на них основана жизнь народов; именно из этих идей вытекает их будущее и происходит их нравствен­ное развитие. Если мы хотим подобно другим цивилизованным народам иметь свое лицо, необходимо как-то вновь повторить у себя все воспитание человеческого рода. Для этого мы имеем историю народов и перед нами итоги движения веков (1.325).

...Мы же, явившись на свет как незаконнорожденные дети, без наследства, без связи с людьми, предшественниками наши­ми на земле, не храним в сердцах ничего из поучений, остав­ленных еще до нашего появления....То, что у других народов является просто привычкой, инстинктом, то нам приходится вбивать в свои головы ударом молота. Наши воспоминания не идут далее вчерашнего дня; мы как бы чужие для себя самих. Мы так удивительно шествуем во времени, что, по мере движе­ния вперед, пережитое пропадает для нас безвозвратно. Это ес­тественное последствие культуры, всецело заимствованной и подражательной. У нас совсем нет внутреннего развития, есте­ственного прогресса; прежние идеи выметаются новыми, пото­му, что последние не происходят из первых, а появляются у нас неизвестно откуда. Мы воспринимаем только совершенно го­товые идеи, поэтому те неизгладимые следы, которые отлага­ются в умах последовательным развитием мысли и создают ум­ственную силу, не бороздят наших сознаний. Мы растем, но не созреваем, мы продвигаемся вперед по кривой, т.е. по линии, не приводящей к цели.

Народы — существа нравственные, точно так, как и отдель­ные личности. Их воспитывают века, как людей воспитывают го­ды. Про нас можно сказать, что мы составляем как бы исключе­ние среди народов. Мы принадлежим к тем из них, которые как бы не входят составной частью в род человеческий, а существуют лишь для того, чтобы преподать великий урок миру (1.326).

[РОССИЯ И ЗАПАД]

Уже триста лет Россия стремится слиться с Западной Евро­пой, заимствует оттуда все наиболее серьезные свои идеи, наиболее плодотворные свои познания и свои живейшие наслаж­дения. Но вот уже век и более, как она не ограничивается и этим. Величайший из наших царей... полтораста лет тому назад перед лицом всего мира отрекся от старой России. С этого вре­мени мы только и делали, что, не сводя глаз с Запада,...вбирали в себя веяния, приходившие к нам оттуда, и питались ими (1.524—525).

Надо сознаться — оно было прекрасно, это создание Петра Великого, эта могучая мысль, овладевшая нами и толкнувшая нас на этот путь, который нам суждено было пройти с таким блеском. И не только для своей нации работал великий чело­век. Эти люди, отмеченные Провидением, всегда посылаются для всего человечества. Сначала их присваивает один народ, затем их поглощает все человечество, подобно тому, как боль­шая река, оплодотворив обширные пространства, несет затем свои воды в дань океану. Никогда ни один народ не был менее пристрастен к самому себе, нежели русский народ, каким вос­питал его Петр Великий, и ни один народ не достиг также бо­лее славных успехов на поприще прогресса (1.525—526).

Петр Великий нашел у себя дома только лист белой бумаги и своей сильной рукой написал на нем слова Европа и Запад; и с тех пор мы принадлежим к Европе и Западу. Не надо заблуж­даться: как бы велик ни был гений этого человека и необычай­на энергия его воли, то, что он сделал, было возможно лишь среди нации, чье прошлое не указывало ей властно того пути, по которому она должна была идти, чьи традиции были бес­сильны создать ей будущее, чьи воспоминания смелый законо­датель мог стереть безнаказанно. Если мы оказались так послуш­ны голосу государя, звавшего нас к новой жизни, то это, оче­видно, потому, что в нашем прошлом не было ничего, что могло бы оправдать сопротивление. Самой глубокой чертой нашего исторического облика является отсутствие свободного почина в нашем социальном развитии. Присмотритесь хорошенько, и вы увидите, что каждый важный факт нашей истории был нам на­вязан, каждая новая идея почти всегда была заимствована. Но в этом наблюдении нет ничего обидного для национального чув­ства... Есть великие народы..., которые нельзя объяснить нор­мальными законами нашего разума, но которые таинственно объясняет верховная логика Провидения: таковы и мы; но, повторяю, все это нисколько не касается национальной чести. История всякого народа представляет собою не только верени­цу следующих друг за другом фактов, но и цепь связанных друг с другом идей. Каждый факт должен выражаться идеей; чрез события должна нитью проходить мысль или принцип, стре­мясь осуществиться: тогда факт не потерян, он провел борозду в умах, запечатлелся в сердцах, и никакая сила в мире не может изгнать его оттуда. Эту историю создает не историк, а сила ве­щей (1.527).

Г.В.Плеханов (1856-1918)

[МАТЕРИАЛИЗМ] Что такое «материализм в общефилософском смысле»?

Материализм есть прямая противоположность идеализма. Иде­ализм стремится объяснить все явления природы, все свойства материи теми или иными свойствами духа. Материализм посту­пает как раз наоборот. Он старается объяснить психические явле­ния теми или другими свойствами материи, той или другой орга­низацией человеческого или вообще животного тела. Все те фи­лософы, в глазах которых первичным фактором является мате­рия, принадлежат к лагерю материалистов; все же те, которые считают таким фактором дух — идеалисты. Вот все, что можно сказать о материализме вообще, о «материализме в обще-фило­софском смысле»; так как время возводило на его основном по­ложении самые разнообразные надстройки, которые придавали материализму одной эпохи совершенно иной вид, сравнительно с материализмом — другой. Материализм и идеализм исчерпыва­ют важнейшие направления философской.мысли. Правда, рядом с ними почти всегда существовали те или другие дуалистические системы, признававшие дух и материю за отдельные, самостоя­тельные субстанции. Дуализм никогда не мог ответить удовлетво­рительно на неизбежный вопрос о том, каким образом эти две I отдельные субстанции, не имеющие между собой ничего общего, i Могут влиять одна на другую. Поэтому наиболее последователь­ные и наиболее глубокие мыслители всегда склонялись к мониз­му, т.е. к объяснению явлений с помощью какого-нибудь одного основного принципа (monos по-гречески значит единый). Всякий последовательный идеалист есть монист в такой же степени, как ч всякий последовательный материалист. В этом отношении нет никакой разницы, например, между Берклеем и Гольбахом. Один ()ыл послед овательным материалистом, но и тот, и другой одина­ково были монистами; и тот, и другой одинаково хорошо пони­мали несостоятельность дуалистического, до сих пор едва ли не наиболее распространенного миросозерцания.

В первой половине нашего столетия в философии господство-нал идеалистический монизм; во второй половине его в науке — с которой тем временем совершенно слилась философия, — вос­торжествовал материалистический монизм, далеко, впрочем, не всегда последовательный и откровенный (1.VII.65—66).

Несостоятельность идеалистической точки зрения в деле объ­яснения явлений природы и общественного развития должна была заставить и действительно заставила «мыслящих» людей (т.е. не эклектиков, не дуалистов) вернуться к материалистиче­скому взгляду на мир. Но новый материализм не мог уже быть простым повторением учений французских материалистов кон­ца XVIII века. Материализм воскрес, обогащенный всеми при­обретениями идеализма. Важнейшим из этих приобретений был диалектический метод, рассмотрение явлений в их развитии, в их возникновении и уничтожении. Гениальным представите­лем этого нового направления был Карл Маркс (1.VII.155).

Марксизм, это — целое миросозерцание. Выражаясь кратко, это современный материализм, представляющий собой высшую в настоящее время ступень развития того взгляда на мир, осно­вы которого были заложены еще в древней Греции Демокри­том, а отчасти и предшествовавшими Демокриту ионийскими мыслителями: так называемый гилозоизм есть не что иное как наивный материализм. Самая главная заслуга в разработке со­временного материализма принадлежит, без всякого сомнения, Карлу Марксу и его другу Фридриху Энгельсу. Историческая и экономическая стороны этого миросозерцания, т.е. так называ­емый исторический материализм и тесно связанная с ним сово­купность взглядов на задачи, метод и категории политической экономии и на экономическое развитие общества, в особенности же капиталистического, являются в своих основаниях почти ис­ключительно делом Маркса и Энгельса. То, что внесено было в эти области их предшественниками, должно быть рассматривае­мо лишь как подготовительная работа собирания материала, под­час обильного и драгоценного, но еще не систематизированно­го, не освещенного одной общей мыслью и потому не оценен­ного и не использованного в своем истинном значении. То, что сделано было в тех же областях последователями Маркса и Эн­гельса в Европе и Америке, представляет собою лишь более или менее удачную разработку отдельных, правда, иногда в высшей степени важных, вопросов (1.XVIII. 182).

Остановимся прежде всего на ходе развития философской мысли Маркса и Энгельса, оговорив раз навсегда, что сущест­вует полная философская и научная солидарность между этими двумя мыслителями-материалистами, которых объединяет бес­примерная в истории идеальная дружба двух гениальных умов, как бы слившихся в один для одной общей творческой работы. Многие историки философии, говоря о Марксе, просто при­числяют его к левому гегельянскому крылу. Это не вполне точ­но: им просто неизвестна была одна из крупнейших философ­ских работ Маркса («Святое семейство», написана в 1844 г. и появилась в печати в начале 1845 г.). В этой работе, как мы покажем далее, Маркс самым резким образом критикует так называемых левых гегельянцев — Бруно Бауэра и его едино­мышленников. Но не подлежит также сомнению, что Гегель сыграл в философской эволюции Маркса немаловажную роль....Маркс и Энгельс ушли, освободились от Гегеля,...но весь путь их представляет три этапа: первый этап — абстрактное Ге­гелевское самосознание, второй этап — конкретно-абстракт­ный человек Фейербаха, третий и последний этап — реальный человек, живущий в реальном классовом обществе в опреде­ленной общественно-экономической обстановке. Линия разви­тия основателей материалистического понимания истории для нас, таким образом, вполне выяснена. Мысль их, постоянно углубляясь и расширяясь, развивается от абстрактного к конк­ретному, от исторически бессодержательного к исторически оп­ределенному, от психологического индивидуализма и субъек­тивного морализма к историческому объективизму и материа­лизму (1.XVIII.325—326, 333—334).

 

Ленин (1870-1924)

[ОБЩЕСТВЕННОЕ БЫТИЕ И ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ]

Каждый отдельный производитель в мировом хозяйстве со­знает, что он вносит такое-то изменение в технику производст­ва, каждый хозяин сознает, что он обменивает такие-то про­дукты на другие, но эти производители и эти хозяева не сознают, что они изменяют этим общественное бытие. Сумму всех этих изменений во всех их разветвлениях не могли бы охватить в Капиталистическом мировом хозяйстве и 70 Марксов. Самое большее, что открыты законы этих изменений, показана в глав­ном и в основном объективная логика этих изменений и их ис­торического развития, — объективная не в том смысле, чтобы общество сознательных существ, людей, могло существовать и развиваться независимо от существования сознательных су­ществ..., а в том смысле, что общественное бытие независимо от общественного сознания людей. Из того, что вы живете и хозяй­ничаете, рожаете детей и производите продукты, обмениваете их, складывается объективно необходимая цепь событий, цепь развития, независимая от вашего общественного сознания, не охватываемая им полностью никогда. Самая высшая задача че­ловечества — охватить эту объективную логику хозяйственной эволюции (эволюции общественного бытия) в общих и основ­ных чертах с тем, чтобы возможно более отчетливо, ясно, кри­тически приспособить к ней свое общественное сознание и со­знание передовых классов всех капиталистических стран. [...]

Общественное бытие и общественное сознание не тождест­венны, — совершенно точно так же, как не тождественно бытие вообще и сознание вообще. Из того, что люди, вступая в общение, вступают в него, как сознательные существа, никоим образом не следует, чтобы общественное сознание было тожде­ственно общественному бытию. Вступая в общение, люди во всех сколько-нибудь сложных общественных формациях — и особенно в капиталистической общественной формации — не сознают того, какие общественные отношения при этом скла­дываются, по каким законам они развиваются и т.д. [...] Обще­ственное сознание отражает общественное бытие — вот в чем состоит учение Маркса. Отражение может быть верной при­близительно копией отражаемого, но о тождестве тут говорить нелепо. Сознание вообще отражает бытие, — это общее поло­жение всего материализма (1.XVIII.343, 345).

[СООТНОШЕНИЕ ДЕМОКРАТИИ И ДИКТАТУРЫ]

Главное в учении Маркса есть классовая борьба. Так говорят и пишут очень часто. Но это неверно. И из этой неверности сплошь да рядом получается оппортунистическое искажение мар­ксизма, подделка его в духе приемлемости для буржуазии. Ибо учение о классовой борьбе не Марксом, а буржуазией до Марк­са создано и для буржуазии, вообще говоря, приемлемо. Кто при­знает только борьбу классов, тот еще не марксист, тот может оказаться еще невыходящим из рамок буржуазного мышления и буржуазной политики. Ограничивать марксизм учением о борь­бе классов — значит урезывать марксизм, искажать его, сводить его к тому, что приемлемо для буржуазии. Марксист лишь тот, кто распространяет признание борьбы классов до признания диктатуры пролетариата. В этом самое глубокое отличие мар­ксиста от дюжинного мелкого (да и крупного) буржуа. На этом оселке надо испытывать действительное понимание и призна­ние марксизма. [...] (1.XXXIII.34).

Главное, чего не понимают социалисты и что составляет их теоретическую близорукость, их плененность буржуазными пред­рассудками и их политическую измену по отношению к пролета­риату, это то, что в капиталистическом обществе, при сколько-нибудь серьезном обострении заложенной в основе его классовой борьбы, не может быть ничего среднего, кроме диктатуры бур­жуазии или диктатуры пролетариата. Всякая мечта о чем-либо третьем есть реакционная ламентация мелкого буржуа. Об этом свидетельствует и опыт более чем столетнего развития буржуаз­ной демократии и рабочего движения во всех передовых стра­нах и в особенности опыт последнего пятилетия. Об этом гово­рит также вся наука политической экономии, все содержание марксизма, выясняющего экономическую неизбежность при вся­ком товарном хозяйстве диктатуры буржуазии, которую некому сменить, кроме класса, развиваемого, умножаемого, сплачива­емого, укрепляемого самим развитием капитализма, т.е. класса пролетариев.

13. Другая теоретическая и политическая ошибка социали­стов состоит в непонимании того, что формы демократии неиз­бежно сменялись в течение тысячелетий, начиная с зачатков ее в древности, по мере смены одного господствующего класса другим. В древних республиках Греции, в городах средневековья, в передовых капиталистических странах демократия имеет раз­личные формы и различную степень применения. Величайшей нелепостью было бы думать, что самая глубокая революция в истории человечества, первый в мире переход власти от мень­шинства эксплуататоров к большинству эксплуатируемых может произойти внутри старых рамок старой, буржуазной, парламен­тарной демократии, может произойти без самых крутых пере­ломов, без создания новых форм демократии, новых учрежде­ний, воплощающих новые условия ее применения и т.д.

14. Диктатура пролетариата тем сходна с диктатурой других классов, что она вызвана необходимостью, как и всякая дикта­тура, подавить насильственно сопротивление класса, теряющего политическое господство. Коренное отличие диктатуры пролета­риата от диктатуры других классов, — от диктатуры помещиков в средние века, от диктатуры буржуазии во всех цивилизован­ных капиталистических странах, — состоит в том, что диктату­ра помещиков и буржуазии была насильственным подавлением сопротивления громадного большинства населения, именно тру­дящихся. Напротив, диктатура пролетариата есть насильствен­ное подавление сопротивления эксплуататоров, т.е. ничтожно­го меньшинства населения, помещиков и капиталистов.

Отсюда, в свою очередь, вытекает, что диктатура пролетари­ата неизбежно должна принести с собой не только изменение форм и учреждений демократии, говоря вообще, но именно та­кое их изменение, которое дает невиданное еще в мире расши­рение фактического использования демократизма со стороны угнетенных капитализмом, со стороны трудящихся классов.

Сущность Советской власти состоит в том, что постоянной и единственной основой всей государственной власти, всего го­сударственного аппарата является массовая организация именно тех классов, которые были угнетены капитализмом, т.е. ра­бочих и полупролетариев (крестьян, не эксплуатирующих чу­жого труда и прибегающих постоянно к продаже хотя бы части своей рабочей силы). Именно те массы, которые даже в самых демократических буржуазных республиках, будучи равноправ­ны по закону, на деле тысячами приемов и уловок отстраня­лись от участия в политической жизни и от пользования де­мократическими правами и свободами, привлекаются теперь к постоянному и непременному, притом решающему, участию в демократическом управлении государством.

15. То равенство граждан, независимо от пола, религии, расы, национальности, которое буржуазная демократия всегда и везде обещала, но нигде не провела и, в силу господства капитализма, провести не могла, Советская власть, или диктатура пролетариа­та, осуществляет сразу и полностью, ибо в состоянии сделать это только власть рабочих, не заинтересованных в частной собствен­ности на средства производства и в борьбе за раздел и передел их.

16. Старая, т.е. буржуазная, демократия и парламентаризм были организованы так, что именно массы трудящихся всего более были отчуждены от аппарата управления. Советская власть, т.е. диктатура пролетариата, напротив, построена так, чтобы сблизить массы трудящихся с аппаратом управления. Той же цели служит соединение законодательной и исполнительной власти при советской организации государства и замена терри­ториальных избирательных округов производственными едини­цами, каковы: завод, фабрика.

20. Уничтожение государственной власти есть цель, которую ставили себе все социалисты, Маркс в том числе и во главе. Без осуществления этой цели истинный демократизм, т.е. равенст­во и свобода, неосуществим. А к этой цели ведет практически только советская, или пролетарская, демократия, ибо, привле­кая к постоянному и непременному участию в управлении го­сударством массовые организации трудящихся, она начинает немедленно подготовлять полное отмирание всякого государ­ства (1.XXXVII.498-501).

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-02; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 477 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Бутерброд по-студенчески - кусок черного хлеба, а на него кусок белого. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2474 - | 2394 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.