1. Политический режим - способ функционирования политической системы, определяющий характер политической жизни в данной стране. Политический режим, сложившийся в какой-либо конкретной стране, уникален, но все же имеется ряд общих признаков, позволяющих выделять различные виды политических режимов.
Существует несколько классификаций политических режимов. Самая известная и распространенная – политические режимы делят на демократические и недемократические, а недемократические делят на тоталитарные и авторитарные.
Основаниями для такой классификации выступают следующие признаки политических режимов: роль, политические функции, полномочия и место главы государства в системе политического руководства; способ формирования и компетенция представительных органов государственной власти; степень реализации принципа разделения властей; положение и деятельность силовых государственных органов; положение, влияние и условия деятельности политических партий, общественно-политических движений и организаций; характер законодательной базы жизни граждан страны; степень реализации прав и свобод человека и гражданина; компетенция местных органов власти; идеологические аспекты духовной жизни общества; наличие, деятельность и положение оппозиции.
Охарактеризуем демократический политический режим.
Главой государства в условиях демократии является выборный, сменяемый, подконтрольный гражданскому обществу политический лидер с четко определенными законом полномочиями. При демократическом режиме главой государства может быть демократически избранный всем народом президент в президентской республике или избранный парламентом премьер-министр в парламентской республике, конституционной (парламентской монархии).
Представительные органы государственной власти при демократическом режиме формируются посредством всеобщих, равных, прямых, с тайной подачей голосов, честных, соревновательных и регулярно проводимых выборов. Итак, вот признаки демократических выборов: всеобщие, равные, прямые, с тайной подачей голосов, честные, соревновательные (альтернативные), регулярно проводимые. Это идеальная модель демократических выборов. Если какой-либо признак отсутствует, выборы не могут быть признаны демократическими.
Принцип разделения ветвей государственной власти в условиях демократии реализуется на практике путем создания системы сдержек и противовесов. Подлинная демократия достигается не путем формального закрепления в праве разделения законодательной, исполнительной и судебной ветвей государственной власти, а путем закрепления в праве эффективного механизма сдержек и противовесов, т.е. рычагов, позволяющих одной ветви государственной власти приостанавливать реализацию политических решений двух других ветвей.
Силовые государственные органы (вооруженные силы, спецслужбы) при демократическом политическом режиме занимают установленное законодательством положение в структуре исполнительной ветви государственной власти, действуют в рамках установленной законом компетенции и под жестким контролем всех ветвей государственной власти. Вооруженные силы и спецслужбы в условиях демократического режима находятся под контролем всех трех ветвей государственной власти. Очень эффективно разделение командования (штабов) видов и родов вооруженных сил. Гарантией демократии является также создание нескольких самостоятельных спецслужб, что ведет к конкуренции между ними.
В условиях демократии имеет место политический плюрализм, т.е. политические партии, общественно-политические движения и организации действуют свободно в рамках требований закона. В любом демократическом политическом режиме запрещена деятельность политических партий, общественных организаций и движений, призывающих к насильственному свержению режима, проповедующих классовую, национальную, религиозную, расовую рознь и нетерпимость. Подобные политические субъекты могут действовать нелегально, т.е. вне закона.
При демократическом политическом режиме реализуется принцип верховенства закона, существует постоянно обновляющееся многоотраслевое законодательство. Принцип верховенства закона обеспечивается независимостью правоохранительных органов. Законодательная власть при демократическом режиме стремится максимально отразить в праве общественные отношения.
В условиях демократии действует принцип «разрешено все, что не запрещено законом», провозглашается полный набор прав и свобод человека и гражданина и создается механизм их реализации и защиты.
При демократическом политическом режиме складывается местное самоуправление, т.е. местные органы власти формируются местными сообществами посредством демократических выборов, имеют четко определенную законом компетенцию и собственные источники финансирования.
В духовной сфере демократического общества складывается духовный и культурный плюрализм, т.е. полная свобода духовного творчества, производства и потребления духовных ценностей. Но практически в каждом демократическом государстве запрещены призывы к насильственному свержению существующего режима, запрещена пропаганда национальной, религиозной, расовой, социальной розни, ограничена или запрещена порнография.
В условиях демократии оппозиция действует открыто в рамках существующего законодательства.
Теперь рассмотрим основные черты авторитарного политического режима.
Главой государства в условиях авторитаризма является диктатор с неограниченными полномочиями, опирающийся на силу. При авторитарном режиме главой государства может быть наследственный абсолютный монарх в абсолютной монархии, наследственный монарх в дуалистической монархии, назначенный, самоназначенный или избранный с помощью недемократических выборов диктатор в должности президента (в президентской республике) или премьер-министра (в парламентской республике).
В условиях авторитарного политического режима представительные органы государственной власти либо отсутствуют, либо формируются без выборов или посредством недемократических выборов. При авторитарном режиме чаще всего нарушается признак «честные выборы», т.е. проводятся фальсификации результатов подсчета голосов.
Разделения ветвей государственной власти при авторитаризме либо отсутствует, либо формально провозглашается, но вся реальная власть с помощью подзаконных актов и прямого насилия сосредотачивается в руках диктатора. Формально разделение законодательной, исполнительной и судебной ветвей государственной власти закрепляется в законодательстве ряда авторитарных политических режимов. Но в условиях этих политических режимов отсутствует механизм сдержек и противовесов, что позволяет сосредоточивать всю государственную власть в руках диктатора.
В условиях авторитаризма силовые государственные органы занимают привилегированное положение в структуре государства, подчиняются непосредственно диктатору и выполняют его волю. Опорой авторитарного диктатора всегда является армия, главнокомандующим которой, как правило, он назначает себя. Для авторитарных политических режимов характерна также централизация спецслужб, подчинение их либо непосредственно диктатору, либо лично ему преданному доверенному лицу (часто близкому родственнику).
При авторитарном политическом режиме политические партии, общественно-политические движения и организации либо отсутствуют, либо действуют в поддержку диктатора. Авторитарные политические режимы крайне редко допускают существование политических партий, общественных организаций и движений.
В условиях авторитаризма существует многоотраслевое законодательство но воля диктатора – выше закона. Авторитарный диктатор не связан в своих действиях законом. Его политические решения и действия легитимизируются задним числом.
При авторитарном политическом режиме действует принцип «разрешено все, кроме политики», т.е. формально провозглашается определенная совокупность прав и свобод, отсутствуют или ограничены политические и гражданские права.
В условиях авторитаризма местные органы власти назначаются руководителями вышестоящих уровней управления или их персональный состав рекомендуется ими для формального избрания местным сообществам, входят в вертикаль исполнительной власти и финансируются ею.
В духовной сфере авторитарного общества запрещена открытая критика диктатора и его режима, существует цензура продукции духовного производства.
При авторитаризме оппозиция режиму запрещена и преследуется вплоть до физического устранения ее представителей.
Тоталитарный политический режим также имеет свои характерные особенности. Фактическим главой государства является лидер правящей тоталитарной партии, формально избираемый, сменяемый и подконтрольный высшему руководству этой партии. При тоталитарных режимах были и парламентские и президентские республики, и одна конституционная монархия. И президенты, и премьер-министры избирались из лидеров тоталитарных правящих партий с помощью недемократических выборов.
В условиях тоталитаризма представительные органы государственной власти формируются посредством недемократических выборов, проводимых под жестким контролем правящей тоталитарной партии и преимущественно из числа ее членов. При этом, как правило, нарушается признак «честные выборы», т.е. проводятся фальсификации результатов подсчета голосов.
При тоталитаризме принцип разделения ветвей государственной власти формально провозглашается, но вся реальная власть с помощью подзаконных актов и прямого насилия сосредотачивается в руках высшего руководства правящей тоталитарной партии. Формально разделение законодательной, исполнительной и судебной ветвей государственной власти закрепляется в законодательстве всех тоталитарных политических режимов. Но в условиях этих политических режимов отсутствует механизм сдержек и противовесов, что позволяет сосредоточивать всю государственную власть в руках руководства правящей тоталитарной партии.
В условиях тоталитаризма силовые государственные органы занимают привилегированное положение в структуре государства, подчиняются непосредственно высшему руководству правящей тоталитарной партии, выполняя его волю, и действуют под ее жестким контролем. Опорой тоталитарного режима является единая спецслужба, формируемая исключительно из членов тоталитарной партии. Вооруженные силы не всегда удается полностью контролировать, поэтому они могут представлять опасность для самого существования тоталитарного режима. В различных тоталитарных государствах применялись различные системы партийного контроля вооруженных сил. Наиболее эффективной показала себя советская система, при которой личный партийный контролер (комиссар, политрук, замполит) приставлялся к каждому командиру Красной (Советской) Армии, начиная с командира роты.
При тоталитарном политическом режиме существует монополия на власть одной партии, группы интересов действуют в поддержку правящей тоталитарной партии под жестким контролем ее руководства на всех уровнях политического управления. Тоталитарные политические режимы нуждаются в существовании профессиональных союзов, молодежных, детских, женских общественных организаций, но ставят их деятельность под контроль правящей тоталитарной партии. Существование других политических партий допускается при условии признания их лидерами руководящей роли тоталитарной партии.
В условиях тоталитаризма существует многоотраслевое законодательство но политические решения руководства правящей тоталитарной партии – выше закона. Правящая тоталитарная партия в своих решениях и действиях совершенно не ориентируется на существующее законодательство, которое также может быть изменено задним числом для легитимизации этих решений и действий.
При тоталитарном политическом режиме действует принцип « разрешено только то, что предписано правящей партией», формально провозглашается определенная совокупность прав и свобод, отсутствует механизм их реализации и защиты.
В условиях тоталитаризма местные органы власти формально избираются местными сообществами под контролем местных органов правящей тоталитарной партии и преимущественно из числа ее членов, входят в вертикаль исполнительной власти и финансируются ею.
В духовной сфере тоталитарного общества имеет место господство одной идеологии во всех областях духовной жизни общества, нетерпимость к любому инакомыслию.
При тоталитарном политическом режиме преследуются даже мысли и неосуществленные намерения оппозиционного содержания, по решению высшего руководства партии в целях устрашения периодически осуществляется массовый террор в отношении политической элиты и рядовых граждан.
Существуют и другие классификации политических режимов. Они отражают все большее многообразие реально существующих политических устройств. В современном мире практически не осталось тоталитарных политических режимов: Северная Корея (КНДР), элементы тоталитаризма присутствуют в политическом режиме КНР, Кубы, Вьетнама, Лаоса и Камбоджы. Разнообразным стал авторитарный политический режим. Значительное число стран заявило о своем демократическом выборе.
Ряд современных политологов считают, что в современном мире можно выделить пять основных типов режимов: западные полиархии (western polyarchies), новые демократии (new democracies), восточноазиатские режимы (East Asian regimes), исламские режимы (Islamic regimes), военные режимы (military regimes)[15].
Западные полиархии («старые демократии») изначально появились в странах Северной Америки, Западной Европы и Австралии. Термин «полиархия» (букв. «правление многих») в основном относится к описанию институтов и процессов в механизме современной представительной демократии. «Полиархия» функционирует благодаря институтам, принуждающим правителей принимать во внимание интересы и пожелания электората. Основными чертами полиархии являются следующие: правительство состоит из избираемых чиновников; выборы свободны и открыты; практически все достигшие совершеннолетия имеют право голосовать; право избираться на государственный пост не ограничено; наличие свободы слова и права на критику и протесты; у граждан есть доступ к независимым источникам информации; группы и сообщества получают относительную независимость от правительства.
Новые демократии – политические режимы, в которых еще не завершены процессы демократической консолидации. Новая волна демократизации в мире началась в 1974 г. свержением правых правительств в Греции, Португалии и Испании, затем проявилась в заметном ослаблении позиций военных диктаторов в Латинской Америке и завершилась крахом недемократических режимов в СССР и странах Восточной Европы. Многое заимствовалось от западной либеральной модели: введение многопартийных выборов в политике и начало рыночных реформ в экономике. Многие прежние коммунистические режимы претерпевают переходный период («демократический транзит»), который со временем выведет их на модель западных полиархий.
Новые демократии сталкиваются с политико-культурными последствиями прежних режимов. Не получила развития гражданская культура. Слабая и раздробленная партийная система, не способная выражать подлинные интересы общества. «Шоковая терапия», сопровождавшая переход от центрального планирования к свободному капитализму, существенно ухудшила положение многих слоев общества и усилила социальное неравенство. Темпы экономической либерализации сегодня резко замедлились — во многом из-за отрицательной реакции общества на рыночные реформы. Заметная слабость государственной власти, особенно перед лицом центробежных сил. Новые демократии неодинаковы. Главные различия существуют между индустриально развитыми и живущими «по-западному» странами Центральной Европы — Чехией, Венгрией и Польшей, с одной стороны, и более отсталыми «восточными» странами — Румынией, Болгарией и Россией. Другая граница — между государствами, которым коммунизм в конце Второй мировой войны был «навязан» военной силой, и теми, кто до того был частью СССР. Уникальность России проистекает из ее имперского прошлого, склонности российской государственности принимать авторитарные и экспансионистские формы.
Восточноазиатские режимы (Южная Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур, Малайзия, постепенно к такому режиму трансформируется Китай).
В конце XX в. наметился подъем Азии. Центр мировой экономики заметно сдвинулся с Запада на Восток. Даже полиархические институты в Азии (Японии, Таиланд, Южная Корея и Тайвань) функционируют не так, как на Западе. Азиатские ценности (социальная гармония, уважение к власти и вера в семейные ценности) резко отличаются от западных ценностей. Восточноазиатские режимы всегда организованы в большей степени вокруг экономических, нежели политических целей; их главная задача - содействовать экономическому росту и благосостоянию, а не расширять круг индивидуальных прав и свобод. В них распространена идея «сильного» правительства — уважение к государству и всегда достаточно высокий уровень поддержки правящей в данный момент партии. Считается, что государство в роли «главы семьи» должно руководить общественными и частными институтами и отвечать за общую стратегию национального развития. Руководитель и лидер пользуются уважением по конфуцианской традиции лояльности, дисциплины и долга. В этих режимах много думают об обществе и социальных связях.
Восточноазиатские режимы неодинаковы: проявляются культурные различия между Китаем (вместе с родственными ему Тайванем и Гонконгом), Японией и этнически смешанными государствами (Сингапур и Малайзия); различия между принятыми стратегиями развития: у Японии, Тайваня и Сингапура экономический рост все последнее время базировался на технических инновациях, образовании и профессиональной подготовке работников, а Китай все еще продолжает полагаться на свое громадное сельское население как на бескрайний рынок дешевого труда.
Исламские режимы (Саудовская Аравия, Иран, Судан, Пакистан, Ливия и др.).
Ислам - не просто религия. Это целостный образ жизни, определяющий нормы этического, политического и экономического поведения как людей, так и государств. Политический ислам стремится к созданию теократического государства, в котором политические и иные отношения были бы подчинены «высшим» принципам веры. Существуют самые разные его течения, резко отличающиеся друг от друга: от непримиримого фундаментализма до форм, вполне совместимых с политическим плюрализмом.
Фундаменталистская версия ислама (Афганистан, Саудовская Аравия, Иран) предполагает клерикальное управление обществом. Шариатское право является господствующим правовым и моральным кодексом. Суннитский режим Саудовской Аравии отличается более мягкими формами, нежели шиитский режим Ирана. Ислам вполне совместим с политическим плюрализмом, примером служит Малайзия. Ислам здесь является официальной государственной религией, и высший правитель страны выступает одновременно главой и государства и церкви, но в стране сложились элементы демократии, власть в рамках многопартийной системы принадлежит Объединенной национальной организации малайцев во главе с премьер-министром.
Военные режимы (в большинстве африканских стран) опираются на чисто военную силу, систематическое принуждение и репрессии. Власть переходит в руки военных в соответствии с их положением в иерархии военного командования; действие политических и конституционных учреждений приостанавливается, а все институты, через которые может быть выражена публичная оппозиция, такие, как парламент и пресса, подвергаются ослаблению или запрету. Между ними есть различия: в ряде случаев армия присваивает себе прямой контроль над правительством (военная хунта); другая форма военного режима — это личная диктатура при военной поддержке, в хунте или режиме выделяется один человек.