Успеха добиться легко. Эти шесть крий называются так:
1. Дхаути 3. Нети 5. Наули
2. Басти 4. Тратак 6. Капалабхати
Дхаути
Возьмите чистый кусок муслина шириной в 4 паль-цаидлинойв 15 футов. Края ткани должны быть со всех сторон аккуратно подрублены, нитки нигде не должны торчать. Смочите ткань теплой водой. Начните ее потихоньку заглатывать, а затем вытаскивать. В первый день проглотите один фут и каждый день понемножку увеличивайте длину. Это называется вастра-дхаути. Вначале у вас могут наблюдаться легкие позывы к рвоте. На третий день это прекратится. Этой практикой излечиваются болезни желудка, такие, как гастрит, диспепсия и отрыжка, лихорадка, радикулит, астма, болезни селезенки, проказа, кожные болезни и выделения мокроты и желчи. Не нужно заниматься этим ежедневно. Можно это делать раз в неделю или раз в две недели. Стирайте ткань мылом и заботьтесь о ее чистоте. После выполнения этого упражнения выпейте стакан молока, иначе у вас будет ощущение сухости во рту.
Басти
Это можно практиковать с помощью бамбуковой трубки или без нее, но лучше с трубкой. Сядьте в лохань с водой. Вода должна прикрывать ваш пуп. Примите позу утткатасана — сядьте на корточки, перенесите вес тела на переднюю часть ступней ног, пятки прижать к ягодицам. Возьмите маленькую бамбуковую трубочку, длиной в б пальцев, и введите ее на 4 пальца в задний проход, предварительно смазав трубку вазелином, мылом или касторовым маслом. Это заставит задний проход сократиться. Медленно втяните воду в кишки. Хорошо потрясите ее там, а затем выпустите воду. Это называется джала-басти. Излечивает болезни мочевого пузыря, диспепсию, миальгию, водянку, болезни, связанные с избытком газов, желчи и мокроты. Эту крийю нажну делать утром на пустой желудок. Выпейте после этого чашку молока или позавтракайте. Можно выполнять, стоя в реке.
Есть другой способ выполнить басти, без помощи воды. Он называется стхала-басти. Сядьте в пашчимоттанасану на землю и медленно, движением снизу вверх, перемещайте внутренности брюшной полости и кишечника. Сократите мышцы сфинктера. Это устраняет запор и все кишечные расстройства. Но это не так эффективно, как джала-басти.
Нети
Нети — это очищение ноздрей. Ноздри всегда следует содержать в чистоте. Нечистые ноздри приводят к нарушениям дыхания.
Возьмите тонкую навощенную нить примерно 12 дюймов длиной. На ней не должно быть ни единого узелка, она также не должна быть слишком тонкой и быстро рвущейся. Введите один конец ее в правую ноздрю, крепко держась за другой конец. С силой многократно вдыхайте воздух и втягивайте нитку. Затем медленно вытяните ее. Таким же образом введите нитку в левую ноздрю и медленно вытяните ее. Старайтесь не повредить ноздрей слишком энергичными движениями. После нескольких дней практики введите нитку в одну ноздрю и выведите ее через другую ноздрю. Сначала вы начнете сильно чихать, вводя нитку в ноздрю. Но после трех-четырех попыток это пройдет. Это можно практиковать, когда ваши ноздри заложены в результате простуды.
Существует и более легкий способ очищения ноздрей. Наберите немного воды в ладонь или в широкую чашку. Медленно втягивайте воду в нос, а затем с силой выпускайте ее. Или вы можете взять «чайничек для йети» и медленно закапывать воду сначала в более чистую ноздрю, а потом в другую. Голову при этом наклоните так, как показано на фотографии. Многим людям легко удается сделать это. После одной-двух попыток у некоторых может проявиться легкий насморк и кашель. Как только недомогание пройдет, можно опять учиться практиковать нети.
Эта крийя очищает череп и обеспечивает ясность и остроту зрения. Излечиваются риниты.
Тратак (пристальный взгляд)
Пристально, не мигая, сконцентрировав сознание, смотрите на любой маленький предмет, пока у вас не потекут слезы. Такой практикой устраняются все болезни глаз. Исчезает рассеянность. Достигается самб - хави-сиддхи. Развивается сила воли. Стимулируется ясновидение.
Наули
Это «взбалтывание» органов брюшной полости при помощи прямой мышцы живота. Для исполнения этого вы должны искусно исполнять уддияна-бандху.
бень» (см. фото). Сохраняйте их в таком положении, пока не почувствуете неудобства. Несколько дней делайте только это упражнение.
Потом пробуйте сокращать только ле-. ||р^ вые мышцы живота, не напрягая правые.
Затем, наоборот, сокращайте мышцы левой стороны, не трогая правую сторону. Пос- р| тепенно, с практикой, вы научитесь управ- щЛ лять мышцами живота. Практикуйте эти щ
движения в течение одной недели. *
Теперь пробуйте такую последовательность: соберите мышцы живота в центре. Медленно переведите их в правую сторону, а потом в левую, круговым движением. Проделайте это несколько раз справа налево и слева направо. Вы должны задействовать и расслаблять мышцы волнообразным круговым движением. Со временем это можно будет делать быстро, но вы можете получать полную пользу, даже делая это медленно. Последняя стадия наули называется «взбалтывание».
Начинающие будут чувствовать легкую боль в брюшной полости в течение нескольких первых тренировок. Не нужно бояться и прекращать тренировки. Боль пройдет через несколько дней. Это упражнение не смогут сделать те, у кого большой живот.
Польза: Наули-крийя излечивает хронический запор, диспепсию и другие болезни кишечника и брюшной полости. Тонизируются печень и щитовидная железа. Налаживается работа почек и других внутренних органов брюшной полости. Наули — это благословение человечества.
Капалабхати
Капала — это слово, которое на санскрите означает «череп». Бхати означает «сиять». Итак, капалабхати — это упражнение, заставляющее череп сиять. Эта крийя прочищает черепную коробку. Поэтому она считается одной из шат-карм.
Сядьте в падмасану. Руки держите на коленях. Закройте глаза. Быстро делайте вдохи и выдохи. Это нужно делать с силой. Человек должен обильно вспотеть. Это хорошее упражнение. Тем, кто хорошо умеет делать капалабхати, легко будет делать бхастрику.
В этой пранаяме дыхание не задерживается. Основную роль здесь играет выдох. Вдох тихий, медленный и продолжительный (диргха). Выдох следует делать быстро, с силой, с сокращением мышц брюшной полости и толчком назад. При вдохе расслабьте мышцы живота. (Некоторые при этом невольно сгибают позвоночник дугой и наклоняют голову. Это нежелательно. Голова и туловище должны быть выпрямлены.) Серия быстрых выдохов делается как в бхастрике. Для начала делайте один выдох в секунду. Постепенно вы научитесь делать два выдоха в секунду. Начните с одного сеанса по утрам, состоящего всего лишь из десяти выдохов. Вторую неделю делайте один сеанс утром и два вечером. И так каждую неделю, постепенно и осторожно, добавляйте при каждом сеансе по десять выдохов, пока вы не научитесь делать 120 выдохов за один сеанс.
Это очищает респираторную систему и носовые проходы, а также снимает спазмы бронхов. Соответственно, облегчаются приступы астмы, а впоследствии она постепенно излечивается. Верхушки легких получают достаточное количество кислорода и поэтому не создают благоприятных условий для туберкулезных бацилл. Чахотка лечится такой практикой и легкие значительно развиваются. Двуокись углерода удаляется в значительной степени и выбрасываются все нечистоты из крови. Ткани и клетки поглощают большое количество кислорода. Занимающийся этим обретает крепкое здоровье. Сердце работает правильно и значительно тонизируется система кровообращения и респираторная система.
ОСОБЫЕ УКАЗАНИЯ
1. Асаны следует делать в хорошо проветриваемой комнате, куда есть доступ свежему воздуху. Пол должен быть ровным и чистым. Асанами можно также заниматься на песчаном берегу реки, на открытых, овеваемых ветром местах и на берегу моря. Если вы делаете их в комнате, позаботьтесь, чтобы в ней не было много народу, с тем чтобы ничем не стеснялись движения рук, ног и тела.
2. Асаны следует делать на пустой желудок утром или хотя бы не ранее, чем через три часа после еды. Утреннее время —лучшее для выполнения асан.
3. Лучше всего начинать джапу и медитацию в 4 часа утра, как только вы встали с постели. В это время сознание свежее и спокойное. Вы можете очень легко создать настроение, подходящее для медитации. Медитация очень важна. Рано утром, как только вы встанете с постели, ваше сознание напоминает чистую доску, оно свободно от суетных мыслей. Сознание перейдет к медитации очень легко, без какого бы то ни было усилия или борьбы.
4. Большинство людей теряет это драгоценное раннее утреннее время, удовлетворяя в течение получаса свои естественные потребности, а потом еще полчаса тратится на чистку зубов. Солнце встает раньше, чем они успевают начать медитацию. Это плохо. Те, кто хочет делать асаны, должны постараться научиться испражняться за пять минут и чистить зубы тоже за пять минут. Если кишки забиты, энергично выполняйте ихалабжсану, бхуджангасану и дханурасану в течение пяти минут сразу после подъема с постели. Если вы привыкли удовлетворять свои естественные потребности позже, в течение дня, вы сможете этим заняться, закончив асаны и пранаяму, джапу и медитацию.
5. Перед тем, как начать практику асан, примите дозу противоглистного порошка сантонина, 1—2 грамма перед сном, и 2 унции касторового масла на следующий день рано утром. Разведите масло в мятной воде или чае перед приемом. Если хотите, выпейте чистое масло. Тщательное очищение кишок необходимо для занятий йогой.
6. Набирайте воду в рот, посылайте ее в желудок и кишки и заставляйте ее пройти сквозь задний проход сразу же, как при клизме. В хатха-йоге это называется шан-кха-пракшалана-крийя. (Даже дым сигареты можно выпустить через задний проход. Брахмачари Шамбхунатхджи из Кишкиндхи делал это. Йог Трилинга Свами из Варанаси очень умело выполнял эту крийю.) Для этого потребуется выполнение наули и басти-крийи. Это совсем не трудно для тех, кто искренне хочет заниматься йогой.
7. Выпейте десять стаканов воды ртом или носом. Задержите жидкость на 20 секунд. Затем медленно выпустите ее. Это кунджара-крийя, или кунджара-йога. Это процесс очищения желудка. Все разложившиеся вещества, вызывающие ферментацию в желудке, при этом будут выведены. У вас никогда не будет болезней желудка. Делайте это время от времени. Не вводите это в привычку. Это одна из крий хатха-йоги.
8. Те, кто страдает от хронических запоров, могут практиковать ганеша-крийю, удаление фекалий с помощью введения среднего пальца, смазанного растительным маслом или мылом, в задний проход. Периодические обливания также полезны для очищения перегруженного желудка.
9. Расстелите на полу одеяло и делайте асаны на одеяле. Подкладывайте подушку или сложенное вчетверо одеяло, выполняя ширшасану и ее варианты.
10. Для выполнения асан надевайте плавки или ланготпи (специальную набедренную повязку). Можете также надеть майку.
11. Снимайте очки, делая асаны. Они могут разбиться и повредить ваши глаза.
12. Те, кто занимается асанами подолгу, после их окончания должны съесть легкий завтрак или выпить чашку молока.
13. Если вы можете уделить полчаса и более для одной только ихиршасаны, то позволительно сократить время на другие асаны.
14. Занимайтесь асанами регулярно. Те, кто занимается бессистемно, не получают от этого никакой пользы.
15. «Без умеренности в еде, если человек начинает заниматься йогой, он не только не извлекает из этого никакой пользы, но и приобретает различные болезни» («Гхеранда-самхита», V:10).
16. Начинайте с недолгих занятий, а затем постепенно увеличивайте их продолжительность. Вы должны делать асаны до тех пор, пока вы не начинаете испытывать неудобство.
17. Асана — это третий анга, или член, аштанга- йоги (восьмичленной йоги). Когда вы хорошо научитесь делать асаны, лишь тогда вы получите пользу от пра-наямы.
18. Максимальной пользы вы можете достичь, соединяя практику асан и прана-ямы с джапой.
19. Если фундамент строения заложен неправильно, все здание быстро развалится. Точно так же, если изучающий йогу не сумеет мастерски выполнять асаны, он не сможет успешно перейти к высшим этапам йоги.
20. Регулярность занятий очень важна, если вы хотите извлечь максимальную пользу из асан. Обычно люди первые два месяца занимаются с большим интересом и энтузиазмом, а потом прекращают занятия. Это печальная ошибка. Они хотят, чтобы рядом с ними постоянно находился учитель йоги. У таких людей изнеженное, слабое сознание. Они ленивы, вялы и апатичны.
21. В наше время игры на свежем воздухе стали стоить очень дорого. Приходится покупать сетки, ракетки, мячи и насосы. Однако для занятий асанами не требуется никаких расходов.
22. Физические упражнения выводят прану из организма. Асаны же посылают прану внутрь организма и равномерно распределяют ее по всему телу и между разными его частями. Асаны имеют не только физическую, но и духовную природу, так как они пробуждают змеиную силу кундалини, спящую в муладхаре.
23. Асаны — это не просто физические упражнения. Это гораздо больше, чем упражнения. Асаны имеют духовную основу. Они очень помогают в контролировании чувств, сознания и тела. Очищаются тело, нервы и мышцы (uiapupa-uiyddxu и нади-шуддхи). Асаны пробуждают кундалини, которая дает практикующему блаженство, силу и самадхи. Но, делай вы гимнастические упражнения хоть по 50 раз в день в течение пяти лет, это никоим образом не поможет пробудить эту таинственную силу — кундалини. Теперь вы видите разницу?
24. Женщины тоже должны делать асаны. Тогда у них будут здоровые, сильные дети. Если матери сильны и здоровы, то и дети будут сильными и здоровыми. Духовное возрождение молодых женщин означает духовное возрождение всего человечества. Я надеюсь, что они прислушаются к моим честным и искренним словам и начнут делать эти асаны с того самого дня, как прочтут этот курс йоги. Слава тем новым ученицам, которые пойдут по дороге йоги! Дети, рожденные от женщин-йогинь, тоже станут йогами.
25. Джапа и пранаяма должны идти рука об руку с асанами. Тогда это будет настоящая йога.
26. С самого начала вам не удастся безукоризненно выполнять некоторые асаны. Регулярная практика принесет совершенство. Для этого требуются терпение и настойчивость, честность и искренность.
27. Ширшасана, сарвангасана, пашчимоттанасана, дханурасана и маюрасана составляют хорошее сочетание. Ширшасана, сарвангасана и пашчимоттанасана
— это тройственная асана. Вы можете сократить количество асан, если у вас мало времени. Эти три асаны дадут вам все преимущества и пользу, которую вы могли бы получить от всех других асан.
28. Четыре асаны предназначены для джапы и медитации, а именно: падмасана, сиддхасана, свастикасана и сукхасана. Большинство людей считает, что лучшая из них — это падмасана. Тем, кто хочет соблюдать брахмачаръю, следует практиковать сиддхасану.
29. Составьте цикл из нескольких асан, которые соответствуют вашему темпераменту, способностям, запросам, времени, которое вы можете на них отвести, и которые вы считаете наиболее для вас подходящими. Никогда не меняйте асаны. Упорно держитесь одного набора. Если вы будете делать один набор асан сегодня, а другой завтра, это принесет вам мало пользы.
30. Чем устойчивее вы будете сидеть в асане, тем легче вам будет сконцентрировать внимание и придать однонаправленность вашему сознанию. Без устойчивости позы вы не сможете хорошо медитировать.
31. При выполнении асан нужно руководствоваться здравым смыслом. Если какой-то тип пищи вам не подходит, поменяйте его, предварительно хорошо подумав или посоветовавшись со своим гуру. Если вам не подходит какая-то асана, выберите другую. Это называется юкти (соответствие квалификации). Когда есть юкти, есть и сиддхи, бхукти и мукти (совершенство, удовольствие и освобождение).
32. Если вам не удается выполнить удовлетворительно какую-то асану, не унывайте. Было бы желание, а успех придет со временем. Рим не за один день построился. Старайтесь, старайтесь и еще раз старайтесь. Постоянная практика позволит вам добиться успеха.
33. Легкая кумбхака (задержка дыхания) во время практики асан увеличивает их эффективность и дает занимающемуся ими дополнительную силу и жизнеспособность.
34. Без пробуждения кундалини невозможно достижение самадхи, или состояния сверхсознания. Для пробуждения кундалини существуют разные способы: асаны,мудры, бандхи, пранаяма, религиозные обряды, милость iуру, джапа, сильная аналитическая воля и сила вопрошения. Те, кто старается пробудить кундалини, должны быть абсолютно чисты в помыслах, словах и делах; г,нп должны соблюдать духовную и физическую брахмачаръю —лишь тогда они с к о гут наслаждаться блаженством самадхи. Когда пробуждается кундалини, исчезают старые самскары и разрывается на части хридайягрантхи (сердечный узел неьел^ствз). Ви будете освобождены от колеса сансары (рождений и смертей) и, возможно, достигнете бессмертного состояния сатчидананды (то есть Абсолютного Бытия, Абсолютного Знания, Абсолютного Блаженства).
35. Те, кто занимается джапой, могут повторять мантру, практикуя асины. Если вы будете повторять одну мантру в течение шести месяцев, у вас возк^кне г привычка, и это поможет вам повторять ее без перерыва даже во врем:] исполнения различных асан. Вам это будет легко. Деловые люди, у которых есть очень мало свободного времени, могут совмещать джапу с практикой асан. Можно сказать, что таким образом вы как бы сбиваете четыре плода одним камнем. Вы обрето-.тс многие сиддхи.
36. Только наули и уддияна не могут привести вас к мокше. Э го способ поддержания хорошего здоровья. Но не считайте это началом и концом всего на свете. Высшее счастье бытия —это познание Атмаиа. Очищайте свое сознание, концентрируйтесь и медитируйте.
37. Занятия асанами до начала джапы и медитации очень полезны и благоприятны. Они устраняют лень и вялость тела и духа. Они укрепляют сознание. Они наполняют сознание новой силой и покоем.
38. Если вы будете соблюдать диету, заниматься асанами и медитацией, скоро ваши глаза засияют, цвет лица улучшится и в сознании воцарится покой. Хатха-йога предоставляет красоту, здоровье, силу и долгую жизнь занимающимся ею.
39. Избегайте ненужных волнений. Не нервничайте, не беспокойтесь. Не ленитесь, не теряйте напрасно время. Не беспокойтесь, если успех заставляет себя ждать. Вы обречены на успех, если вы искренни.
40. Не пропускайте ни одного дня для своей духовной практики, или садханы.
41. Не совершайте лишних телодвижений. Лишние движения приводят сознание в беспокойство. Не чешитесь. Ваша асана должна быть прочной, как скала.
42. Дышите спокойно. Не меняйте часто место ваших занятий. Садитесь в асану ежедневно в одном и том же месте в одно и то же время. Помните, что говорил вам ваш гуру о вашем духовном настрое.
43. Тщетные желания, рожденные в течение сотен жизней, никогда не исчезают сами по себе, их могут устранить только длительные занятия йогой.
44. Не увлекайтесь сиддхами. Без сожаления избегайте их, Они вас могут подвести.
45. Яма и нияма — это основа йоги. Если вы хорошо их усвоите, самадхи последует автоматически.
46. Вы не должны допускать изнеженности сознания. Если сегодня вы позволите своему сознанию одно излишество, завтра оно потребует два. Излишества будут Накапливаться с каждым днем. Вы превратитесь в избалованного ребенка. «Побереги розги, и ты испортишь ребенка» — это относится также к сознанию. Оно еще *УЖе, чем ребенок. Вам придется наказывать его постом за клждую курьезную ошибку, которую оно допустит. Махатма Ганди так поступал, поэтому он очистился, он сделал свою волю чистой, сильной и неотразимой. С помощью практики вы достигнете концентрации сознания.
47. Если вы будете внимательно следить за своими недостатками, если вы честно будете бороться с ними, рано или поздно они исчезнут. Разрушайте все нечистые мысли, одну за другой, мало-помалу, полностью.
48. Люди не хотят устранять нечистые мысли при помощи самоотречения и беспокойство сознания с помощью молитвы и поклонения. Они сразу бросаются пробуждать кундалини. Так они только переломают себе ноги. Служите и жертвуйте собой. Старайтесь изо всех сил. Тогда джиннам мокша придут сами. Кундалини пробудится сама.
49. Человек может неподвижно просидеть тринадцать часов в одной асане и все еще быть полным желаний. Это просто физическое упражнение, как акробатика или цирковые трюки. Не закрывая глаза, не моргая, не поворачивая зрачков, человек может делать тратак в течение трех часов и все-таки быть преисполненным желаний и эгоизма. Это также вид физического упражнения, ничего общего не имеющий с духовностью. Люди могут обманываться ложным совершенством таких трюков.
50. Сейте зерна духовности, когда вы молоды. Не тратьте вирью (семя). Дисциплинируйте свой разум и свои чувства. Выполняйте садхану (духовную практику). Концентрируйтесь. Очищайтесь. Медитируйте. Служите. Любите. Будьте добры ко всем. Действуйте. Постарев, вы избавитесь от тревоги и от страха смерти, но очень трудно будет соблюдать строгую садхану в старости. Поэтому тренируйтесь в молодые годы.
51. Не думайте о своих земных заботах больше, чем это необходимо для выполнения своих обычных обязанностей. Делайте свое дело и предоставьте остальное Богу.
52. Вы вскоре сами убедитесь, какую конкретную пользу вы можете извлечь из определенных видов садханы.
53. Если человек хочет преуспеть в жизни, он должен избавиться от азартных игр, пьянства, долгого сна, сонливости, страха, гнева, лени и откладывания дел со дня на день.
54. У вас есть все необходимые исходные качества для обретения мудрости, для того, чтобы стать йогом или джняни. Занимайтесь. Развивайтесь. Доказывайте. Осуществляйте.
5 5. Когда вы продвинетесь в своей садхане, вы должны будете сутками, в течение нескольких месяцев соблюдать обет молчания.
56. Соблюдайте умеренность в еде, питье, сне и вообще во всем. Срединный путь всегда самый хороший и самый надежный. Придерживайтесь золотой середины. Тогда вы быстро станете йогом.
57. Достойное поведение, пытливость и хорошее общество необходимы для занятий йогой.
58. Откажитесь полностью от кислой, горькой и соленой пищи, с удовольствием пейте молоко, соблюдайте половое воздержание, будьте умеренны в еде.
59. Саттвическая еда необходима во время практики асан и пранаямьи Пейте молоко, ешьте топленое масло, творог, фрукты, миндаль, сметану и т. п. Откажитесь от чеснока, лука, мяса, рыбы, курения, алкоголя, от кислых и острых блюд. Следует избегать переедания. Питайтесь умеренно. Будьте регулярны и пунктуальны в приеме пищи. Есть что попало и когда угодно — очень опасно для йога.
60. Вы должны есть лишь несколько отобранных вами видов пищи. Это могут быть дал*, топленое масло, пшеничная мука, картофель или молоко и фрукты.
61. Вы должны быть сдержанны в пище. Управление аппетитом означает управление сознанием. Не позволяйте своему языку поднимать бунт.
62. Практика полового воздержания очень важна. Еда должна быть саттвичес-кой. Следует избегать острых приправ —чили, карри и чатни.
63. Человек, горячо привязанный к своим сыновьям, жене, землям и богатству, не получит от занятий йогой никакой пользы. Он лишь напрасно тратит свое драгоценное время и свою энергию* Те же, кто вовлечен в бесконечную садхану, — это люди, подобные богам.
64. Мужчина считает, что он неполноценен, если у него нет жены. После женитьбы он опять начинает думать, что он неполноценен, пока у него не появится сын или дочь. Как бы много человек ни зарабатывал материально, все равно он чем-нибудь будет недоволен или неудовлетворен. Такова жизнь.
65. Поэтому не следует ли нам попытаться обрести что-то более удовлетворительное и длящееся вечно? Или мы удовлетворимся тем, что будем вести жизнь рабскую и зависимую, повинуясь побуждениям нашей физической природы? Этот вопрос в конечном счете зародится в сердце каждого человека.