Социологическое понимание культуры
Социальная структура современного российского общества
Проблемы стратификации современного российского общества
Социальные процессы в современном российском обществе
Социологическое понимание культуры.
Мультикультурализм российского общества
Роль социальных институтов в современном российском обществе
Значение института семьи в современном российском обществе
Трансформация института семьи в современном российском обществе
Институт государства
Институт собственности
Институт образования
Институт религии
Бюрократия в системе управления в современной России
Проблемы бюрократии и бюрократизма
12. Конспект лекций[1]
Тема 1. Формирование социологического знания
1.1. Социология в системе обществознания
Современное обществознание представляет собой довольно сложную систему, включающую философию, идеологию и науку. Чем же отличается социология от других форм знания об обществе?
Социология и философия. Социология вышла из недр философии. В нашей стране эти формы социальной мысли длительное время были тесно переплетены. Сейчас происходит их размежевание. Это действительно самостоятельные формы знания. Если социология производит научное знание, то философия — мировоззренческое. Философия сильна своей всеобщностью и концептуальностью. Она составляет ядро мировоззрения человека. В этом смысле философия больше, чем наука. Социолог, осмысливая совместную жизнь людей, обычно опирается на какую-то философскую идею, которая определяет исходные подходы к изучаемой проблеме.
Вместе с тем, философия в силу своей умозрительности способна решать лишь «вечные» вопросы человеческого бытия, т.е. вопросы, не имеющие ответа. Когда же требуется рассмотреть конкретный вопрос, то попытки умозрительного его решения демонстрируют свою ограниченность.
Социология, используя разнообразные методы научного познания, осмысливает общественную жизнь не как общую абстракцию, а как реальность. При анализе какого-либо социального явления она стремится исследовать конкретные механизмы, зависимости, связи, влияющие на изучаемый предмет. Все это позволяет социологии не только преодолеть умозрительность, но и существенно сузить возможности проявления субъективизма в понимании общественных явлений, повысить уровень доказательности полученного знания.
Социология и идеология. Идеология, являясь теоретическим выражением социального интереса какой-либо большой группы людей, представляет собой умозрительную модель общества, на основе которой оценивает реальные события. Социология же их изучает. Если идеология ориентирована на интерес, то социология — на истину. Задача социологии — доказывать, а не убеждать. Поэтому она не может непосредственно воздействовать на массы. Но призванная на службу пропаганды, социология способна совершенствовать ее практику.
Социология и социальные науки. В отличие от антропологии и психологии, политической и экономической науки, этнографии и др., социология изучает общество в целом, в единстве всех его сторон. Как это понимать?
Для социологии нет специально отведенной области жизни общества. Для нее характерно стремление познать природу социальных связей между людьми, по поводу чего бы они не возникли: политики, экономики, права и т.д. Речь идет об изучении всеобщих социальных свойств, независимо от отдельных сфер жизни общественного организма.
Компетентный врач, прежде чем диагностировать конкретную болезнь пациента, как правило, знакомится с историей его жизни, исследует весь организм в целом. Именно эту роль и выполняет социология в системе обществознания. Все частные явления и процессы она анализирует с точки зрения их места и значения в интеграции целостного социального организма. Когда социолог бросит взгляд на экономику, его будет интересовать не прибыль, а то, какую роль она играет в функционировании общества в целом.
Исследуя конкретную сферу общественной жизни, социолог стремится выяснить, как здесь преломляются общесоциальные свойства, связи, механизмы. Причем он это делает с точки зрения, интересов людей, их потребностей, предпочтений, ожиданий. Достигается это благодаря широкому использованию понятий, выработанных системой обществознания. Из философии пришли в социологию такие понятия, как общество, ценности, прогресс, из экономической науки — капитал, товар, прибыль, из юриспруденции — институт, статус и т.п.
1.2 Понятие, объект, предмет и метод социологии
Является ли социология наукой? Для того, чтобы убедиться в этом, надо разобраться в трех вопросах. Во-первых, что собственно мы изучаем? Иначе говоря, что такое общество? Этот вопрос касается объекта познания, т.е. того, что противостоит нам в качестве объективной социальной реальности.
Во-вторых, на каком основании мы можем утверждать, что получили достоверные сведения об обществе, т.е. сумели воспроизвести его в системе теоретических понятий? Здесь речь идет о предмете исследования, т.е. о тех закономерностях изучаемого объекта, которые являются специфическими для социологии.
Наконец, в-третьих, что нужно сделать для получения этого знания и как проверить его правильность? Данный вопрос решается с помощью метода социологии, который должен гарантировать научность ее предмета.
Казалось бы, проблема научного статуса социологии решается просто. Это наука об обществе. Такое определение вытекает из самого термина «социология», который происходит от латинского слова societas — общество и греческого logos — учение. Однако данного утверждения недостаточно. Ведь любая социальная дисциплина в качестве своего объекта имеет не общество вообще, а различные формы его проявления. Такой формой является социальная жизнь общества. Это область совместного бытия (события) людей, отличного от экономического, политического, духовного. В центре социальной жизни находится взаимодействие людей. Своеобразие социологии выражается в том, что она изучает общество над особым углом зрения — сквозь призму социальных явлений, процессов, отношений, составляющих основное содержание социальной реальности — социума как объекта исследования.
Причина, по которой феномен социального дал толчок возникновению социологии, кроется в трех способах отношений, с помощью которых человек может овладеть тем, что его окружает. Один хотел бы объяснить социальный процесс, происходящий у него на глазах. Другой — понять его значение для людей, третий желал бы изменять этот процесс. Благодаря этим трем мотивам в социологии возникли различные направления, которые не отрицают, а взаимодополняют друг друга.
Первое направление, трактующее общество как нечто, находящееся вне отдельных людей, опирается на непредвзятое наблюдение социальных фактов. Это эмпирический подход в познании, в соответствии с которым исследователь должен уметь собирать факты и строить из них свои теории. Второе направление можно назвать теоретическим. Такой подход утверждает, что человеческий разум способен сконструировать понятие и при его помощи понять действительность. Наконец, третье направление как бы объединяет два предыдущих. Для исследователя это означает, что в качестве объекта анализа может быть не только социум, но и представления (понятия) о нем. Такой подход называют диалектическим.
Исходя из сказанного, можно дать следующее определение предмета: социология — это эмпирическая и теоретическая наука о закономерностях социальной жизни современного общества как целостной системе, проявляющейся во взаимодействии, сознании, поведении людей и их общностей. Рассмотрим это определение.
Итак, социология есть теоретическая и эмпирическая наука одновременно. Это означает, что в ней теория опирается не на умозрительные модели, а на систематизированные наблюдения социальной действительности, поддающейся квантификации, измерению, точным методам анализа.
Вторая часть определения подчеркивает, что социология — наука о современном, т.е. гражданском, обществе. Она изучает общество в его актуальном состоянии: здесь и сейчас. Предмет этой науки связан не просто с социумом, взятым вне времени и пространства, а с конкретно-историческим социальным организмом.
Следующая часть дефиниции — целостная система. Это важный отличительный признак социологии. Принцип системности выступает организующим началом социального познания. Он позволяет представить общество как органическую целостность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов.
Наконец, последняя часть определения возводит социальную мысль от общества к человеку. Реальная деятельность, живое общение, сознание и поведение отражают все многообразие жизни человека как общественного существа, выступают чутким показателем состояния и тенденций изменения социального организма.
Человек — исходный и конечный пункт социального познания. Здесь требуются пояснения. Ведь социология — это наука об обществе. Однако познание общества, тех процессов, которые в нем протекают, начинается с проявлений самой социальной жизни, т.е. с действия, акта человеческой деятельности. Причем с акта, имеющего общественное значение, а не с любого поступка индивида. Совокупность действий людей образует социальный процесс. Таким образом, двигаясь от отдельных поступков человека к социальным процессам, мы обнаруживаем тенденции функционирования и развития целостного общественного организма.
Широко используя понятия обществознания, социология выработала свою концептуальную схему социальной реальности, отражающую внутреннюю логику этой науки, конкретизирующую характеристику ее предмета и метода.
Как уже говорилось, исходной, наиболее общей категорией социологии выступает понятие «социальное». Первоносителем социального качества является человеческая «личность». Каждая личность занимает определенное положение в обществе. Эта позиция называется «статусом». Быть женщиной, русской, православной, дочерью, студенткой, спортсменкой значит занимать социальный статус. Любой статус включает права и обязанности. Студент, например, обязан аккуратно посещать занятия. Он имеет право пользоваться библиотекой, компьютером и т.п. Модель поведения, соответствующая правам и обязанностям, закрепленным за данным статусом, именуется «ролью». Всю жизнь человек обучается правильно исполнять социальные роли. Этот процесс называют «социализацией».
Социализация опосредует взаимосвязь и взаимодействие личности и общества. Категория «общество», заимствованная из философии, слишком сложна и абстрактна. Для ее конкретизации в социологии выработано целое «гнездо» понятий. Центральное место занимает понятие «социальная структура». Она складывается из совокупности статусов. Когда статусы заполняются людьми, они образуют «социальные общности»: этнические, исторические, поселенческие и др. Детальное изучение общностей предполагает выделение малых и больших «социальных групп». Иная версия строения общества описывается понятием «социальная стратификация». Дело в том, что люди соединяются не только по горизонтальной, но и по вертикальной оси социума. В этом случае они образуют страты, слои, сословия, отличающиеся друг от друга по признаку неравенства.
Строение общества можно сравнить с пчелиными сотами в улье. Социальные соты (статусы) плотно подогнаны друг к другу и представляют собой функциональную взаимосвязь социальных статусов. Выполняя свои обязанности, студент вступает в определенные отношения с преподавателем, а тот — с деканом, ректором и т.д. Социальная структура, статусы, функции и отношения дают статическую картину общества. Динамизм общественной жизни проявляется в «социальном взаимодействии» людей, исполняющих разнообразные роли. Взаимодействие осуществляется в формах сотрудничества, соперничества, конфликта и других «социальных процессов».
Чтобы упорядочить эти процессы общество выработало ряд механизмов социальной регуляции. Один из них — «культура». Она представляет соки совокупность социальных норм и ценностей, традиций и обычаев, определяющих поведение людей. Надзирает за этим механизм «социального контроля». Систему культурных норм и ценностей (предписаний поведения) он дополняет санкциями (поощрениями и наказаниями), стимулирующими соблюдение предписаний. Для удовлетворения фундаментальных потребностей общества созданы «социальные институты» и «социальные организации». Они стандартизируют взаимодействие людей и тем самым образуют «социальную систему общества». Такова в общих чертах предметная область социологии.
1.3 Структура социологического знания
Особое место социологии в системе обществознания, выработанные ее подходы к исследованию общественной жизни во многом определяют структуру социологического знания.
Прежде всего выделяются макро- и микроуровень. На макроуровне анализируются общество в целом, его структура, основные компоненты. Макросоциологические теории исходят из того, что лишь познав общество в целом, можно понять личность. Для исследования макросоциальной реальности в качестве основных методов используются анализ и синтез, индукция и дедукция, обобщение, сравнение и т.д.
На микроуровне изучаются межличностные отношения, внутренние механизмы поведения людей.
Сторонники микросоциологических теорий отстаивают идею о том, что именно повседневное взаимодействие людей (интеракция) есть первооснова социальной жизни. Соответственно используются более точные методы исследования, такие как наблюдение, эксперимент, опрос и др.
В структуре социологического знания выделяются также теоретический и эмпирический уровни. Длительное время эти две составляющие социологии развивались параллельно, не проявляя интерес к сближению. Сторонники эмпирической социологии свою задачу видят в том, чтобы бесстрастно описывать собранные факты, группировать, классифицировать их. Те, кто придерживается теоретической социологии, полагают, что факты сами по себе бессмыслены. Лишь теоретическая модель способна логически объединить эти факты, дать им смысловое объяснение.
Но теория, если не сдерживается отрезвляющим влиянием фактов, стремится обогнать ветер. Она становится настолько сложной, что ее невозможно проверить имеющимися методами. Эмпирическим исследованиям, когда они независимы от теории, свойственна тенденция заниматься тривиальными проблемами. Основываясь на предположениях здравого смысла, они зачастую не дают нового научного результата.
Можно выделить еще одну разновидность структуры социологического знания, включающую фундаментальный и прикладной уровни. Первый уровень связан с выявлением закономерностей функционирования и развития общества. Отвечая на вопрос «что познается?», фундаментальная социология решает гносеологические задачи. Второй уровень связан с преобразованием социальной действительности. Отвечая на вопрос «для чего познается?», прикладная социология решает практические задачи. Деление это условно, ибо речь здесь идет лишь о преимущественной ориентации социологии.
Таким образом, уровни социологического знания различаются по трем основаниям: по широте охвата изучаемых явлений (макро- и микросоциологический уровни знания); по степени обобщения изучаемого материала (теоретический и эмпирический уровни знания); по ориентации социологии (фундаментальный и прикладной уровни знания). Как видно, в любом случае мы имеем двухуровневую структуру социологического знания.
Высший уровень социологического знания составляют общесоциологические теории, исследующие общество как единую систему, взаимодействие ее элементов, основы функционирования и развития социального организма. Эти теории определяют общий подход к изучению социальных явлений, направленность научного поиска, интерпретацию эмпирических фактов. На низшем уровне социологического знания превалирует эмпирия. Здесь главная цель — добыча конкретных фактов, их описание, классификация.
Длительное время социология так и существовала. Однако в середине XX в. предпринимаются попытки к сближению высшего и низшего уровней социологического знания. В основу этого была положена концепция теорий «среднего ранга» американского ученого Р. Мертона, предложившего в рамках единой социологической науки создавать специальные и отраслевые теории. Исходя из общесоциологических подходов, они разрабатывают теоретические модели какого-либо социального явления (семья, государство и т.п.) на основе обобщения эмпирических данных.
Теории среднего ранга в свою очередь представляют многослойное образование. Прежде всего выделяются специальные социологические теории, изучающие закономерности функционирования и развития социальных общностей, т.е. то, что' обусловлено спецификой предмета социологического знания. Отраслевые социологические теории формируются на стыке социологии с другими науками — экономикой, политологии, менеджментом и др. Основой их различения служит объект исследования, что и отражается в названии той дисциплины, к которой они относятся: «экономическая социология», «политическая социология», «социология управления».
Разумеется, возможны и другие критерии структурирования социологического знания. Важно подчеркнуть, что все ветви и уровни социологии, используя базовые понятия, стремятся вскрыть общие процессы, установить их закономерности. Отсюда возникает потребность в общей теории, объясняющей явления, типичные для социальной жизни в целом. Стало быть, становится необходимым новый синтез социологии, дальнейшее прояснение ее логической структуры. Видимо, в конце концов эта задача будет успешно решена.
1.4. Специфика социального познания
Специфика социального познания прежде всего определяется особенностями его объекта – общества. Социальные явления и процессы гораздо сложнее природных. В результате взаимодействия людей в обществе складываются экономические политические отношения, которые настолько переплетены между собой, что отделить их друг от друга можно только в абстракции. А это представляет немало сложностей и трудностей.
В отличии от природы общество изменяется более динамично: меняются люди, условия жизни, психологическая атмосфера и т.д. Значит и наши знания о нем устаревают быстрее. Требуется их постоянно обновлять и обогащать новым содержанием. В противном случае можно отстать и впоследствии скатиться к догматизму, что крайне опасно для науки
Специфика социального познания определяется также особенностями взаимосвязи познающего субъекта с объектом. Здесь все вращается в сфере человеческого: объект –люди, субъект – люди, процесс познания также осуществляют люди. Отсюда велика роль субъективного фактора, что затрудняет достижение корректного знания.
Специфика социального познания определяется еще и тем, что оно тесно связано с практической | деятельностью людей, заинтересованных использовать полученные результаты в жизни. Поэтому познание вносит в содержание социологии не только то,, что имеется в обществе, но и то, что там должно быть: модели совершенствования человеческих отношений, социальных институтов и т.д.
Социальное познание опирается на факты. Факт есть объективное явление. Какие явления поддаются фиксации? Во-первых, человеческое поведение (что делают люди); во-вторых, продукты человеческой деятельности (что сделали люди); в-третьих, вербальные действия человека, т. е. мнения, взгляды, суждения (что высказывают люди).
Факты можно подразделить на индивидуальные и обобщенные. Индивидуальный – это отдельный, но не любой, а типичный факт. Только в этом случае он может представлять какой-либо вид социальных явлений. Обобщенный факт – это среднестатистический показатель – средняя величина, коэффициент и т. п. Отдельный факт здесь не имеет особого значения, он становится усредненным. Обобщенные факты дают возможность исследователю понять, например, правильно ли выявлена тенденция, каково направление движения, какова сила движения и т.д.
Индивидуальные и обобщенные факты служат основой для доказательства выдвинутых положений. Показывая обобщенные статистические величины того или иного социального явления, можно привести индивидуальные факты для иллюстрации случайных отклонений в какую-либо сторону. На фоне средних величин легко сопоставлять индивидуальные факты.
Социология имеет дело не только с фактами, но и с факторами, детерминантами, способствующими, тому, что люди принимают решения вступить в брак, или отдать голоса за какую-либо партию на выборах. Если бы таких причин не существовало, вряд ли можно было бы объяснить социальное поведение.
Наступил тот момент, когда следует сказать о законах социологии. Под законом обычно понимается существенная, устойчивая, всеобщая, необходимая и повторяющаяся связь. Но в обществе не существует законов, подобных законам природы. Здесь действуют закономерности и тенденции. Закономерность есть мера вероятности наступления какого-то события, тенденция же показывает приближение реального процесса к объективной закономерности. Поэтому для социологических исследований наибольшее значение приобретает типологизация не законов, а именно тенденций.
Таким образом, анализ социальных фактов, причинно-следственных связей между ними, выявление и типологизация тенденций общественной жизни составляют содержание социального познания.
Тема 2. Становление и развитие социологии
2.1. Происхождение социологической науки
Социальное знание появилось, безусловно, еще на заре человечества. Однако научную форму, т.е. то, что именуется сегодня социологией, оно приобрело недавно. Наряду с научной существуют мифологическая, философская и другие формы социального знания.
При каких условиях знание можно назвать научным? Во-первых, если оно отражает реально существующий объект; во-вторых, является истинным, т.е. соответствует действительности; в-третьих, имеет сущностный характер. В процессе становления научной формы социального знания условно можно выделить три этапа: 1) синкретизма; 2) дифференциации; 3) вычленения науки.
Представления о социальной жизни вначале находились в синкретической, слитной системе. Сюда входили элементы мифологического, религиозного, научного и других форм социального знания. Примером мифологического понимания общественной жизни могут служить легенды, записанные Гомером и Гесиодом. В сакральных сказаниях о богах и героях была представлена система социального порядка. Олимпийский пантеон богов (Зевс, Гера, Афина, Артемида и др.) дается в виде иерархизированной системы с достаточно четким разграничением позиций и ролей, отражающим различные сферы жизнедеятельности людей.
Дифференциация, отделение научного знания от других происходили в рамках философии. Так, Аристотель (384—322 гг. до н.э.) представлял общество как совокупность группировок. «Филиа» (племя) — это базовая общность. Они складываются в «Койнониа» (общее) — целевые социальные группировки. Самой обширной группой выступает «Политейа»— государство. Она интегрирует все социальности. При этом Аристотель пытается найти порядок их взаимодействия. Он выделяет «Номос» (закон) — особое социальное явление, регулирующее и контролирующее поведение людей с помощью обычаев, моральных и правовых норм. Как видно, для Аристотеля государство и общество одно и то же. В Древней Греции так и было: гражданское общество и государство практически совпадали.
Отождествление понятий «общество» и «государство» продолжалось вплоть до XVHI в., когда «королевская власть» стала отделяться от «гражданского общества». Однако вопрос о том, почему люди соединяются в общество, оставался спорным. Одни мыслители полагали, что общество сформировалось принудительно в результате завоеваний какого-либо правителя. Другие, напротив, считали, что общество образовалось вследствие заключения «государственного договора» (граждан с правителем) или «общественного договора» (граждан между собой) о взаимном отказе от посягательства на свободу, собственность и жизнь друг друга.
Понятия «общество» и «государство» впервые были введены Г. Лейбницем (1646-1716). В работе «Общественное деление» он утверждал, что общество — это совокупность различных группировок, одной из которых может быть и государство. Четко и основательно это сделал Г. Гегель (1770-1831). В своей «Философии права» он последовательно различает: 1) семью (как нравственную сферу); 2) гражданское общество (как систему всесторонней зависимости людей); 3) государство (как синтез первого и второго).
Выдвижение в центр внимания социальной мысли проблемы гражданского общества стало одной из предпосылок возникновения социологии. Гражданское общество представляет собой масштабное социальное образование, связанное безличными узами интересов. До этого жизнь каждого человека ограничивалась кругом «большой семьи», связанной родственными узами, его принадлежностью к определенному «домохозяйству». Географическая и социальная подвижность была ничтожно мала. Люди умирали там же, где появлялись на свет, наследовали ремесло своих предков и соблюдали устав своего цеха.
Получение статуса «свободного гражданина» означало относительность социальной зависимости человека, признания за ним наделенного от природы права на собственное счастье и благополучие. Благодаря этому обычные люди получили возможность оказывать влияние на общество, причем в неменьшей степени чем элитарные слои, их политические организации. С тех пор человеческая жизнь стала отличаться нарастающим динамизмом.
Истоки этого заключены в двух великих революциях. Одна — промышленная. Она началась в Англии в конце XVIII в. Как правило, эту революцию связывают с изобретением паровой машины и другими техническими достижениями. Однако это лишь часть широкого спектра социально-экономических изменений. Наиболее существенное из них — массовая миграция рабочей силы из сельской местности в промышленные города. С тех пор процесс урбанизации становится глобальным явлением, охватывает все страны и народы.
Другая — социальная революция. В 1789 г. во Франции впервые в истории произошло полное разрушение общественного строя под воздействием социального движения, которое руководствовалось политическими идеалами всеобщей свободы и равенства. Несмотря на то, что эти идеалы не реализованы до сих пор, они тем не менее создали определенные условия для социально-политических преобразований во всем мире. Именно в этот период человек стал претендовать на то, чтобы стать творцом истории.
Таким образом, формирование гражданского общества., вызванного двумя великими революциями, породило потребность в социологии. В ней были заинтересованы предприниматели и управленцы. Ведь конкуренция в экономике и политике поставила результативность их деятельности в зависимость от того, насколько умело они используют знания социальных механизмов, реальных настроений и ожиданий людей. В этой науке нуждались и рядовые граждане. Социологические знания требовались им для того, чтобы эффективно воспользоваться обретенной свободой. Неслучайно, что социология возникла именно на родине великих революций (О. Конт — Франция и Г. Спенсер — Англия).
Зародыш основных идей этой науки содержится в трудах А. Сен-Симона (1760—1825). Его волновали нестабильность французского общества, причины, порождающие социальные беспорядки. В результате исследований общественных отношений Сен-Симон пришел к мысли, что старые, дореволюционные институты, такие как церковь и король больше не в состоянии управлять жизнью людей, а новые институты еще не получили должного развития. Исходя из этого, он создает утопический план построения правового общества на основе рационально устроенной «промышленной системы», в которой каждый должен занять соответствующее его реальному вкладу положение.
Рождение социологии принято датировать 1839 г. — с акта ее официального провозглашения секретарем Сен-Симона О. Контом, придумавшим сам неологизм этой науки о социальном порядке (статика) и социальном прогрессе (динамика).
2.2. Социологические парадигмы, доктрины, концепции и теории
Рассмотреть даже очень краткую историю социологии в небольшой главе невозможно. Поэтому мы покажем лишь ключевые моменты в процессе становления и развития социологии (табл. 2.1). С момента своего возникновения социология опиралась на ряд положений, каждое из которых имеет свои методологические принципы. Совокупность принципов, находящихся в основе той или иной теории, обладающих понятийным аппаратом, признанных научным сообществом, называется парадигмой.
Социологические парадигмы по характеру методологических подходов можно условно разделить на три группы. Первую образуют функциональные парадигмы, рассматривающие организацию общественной жизни как единое целое. Вторую — интерпретационные парадигмы, которые изучают поведение человека и истолковывают его. Третью формируют конфликтологические парадигмы, анализирующие общество как совокупность группировок с разными интересами, извлекающих для себя пользу за счет других.
В основе каждой парадигмы находится доктрина — учение, руководящий принцип. Так, в основе функциональных парадигм лежит позитивизм — доктрина, сформулированная О. Контом. Интерпретационные парадигмы опираются на психологизм — доктрину, выдвинутую В. Дильтеем. Фундаментом конфликтологических парадигм является исторический материализм — доктрина, обоснованная К. Марксом. Выдвижение основных доктрин знаменует собой становление социологии.
В процессе развития социологии выделяются этапы классического оформления науки, модерн и постмодерн. На протяжении всей истории социологии изменялись представления ученых о том, что представляет собой эта наука: объект дознания, отраженный в ее предметной области, метод познания объективной реальности, или субъект познания. В результате сложились стилистические особенности социологического мышления.
Классическая социология рассматривала свой объект, т.е. общество, как объективно существующую реальность, которую можно измерять, объяснять, интерпретировать полученные результаты, проверять их «истинность» практикой. В результате сложился стандарт конфигурации социологии как теоретико-прикладной науки. Э. Дюркгейм, М. Ве-бер, В. Парето и др. занимаются не только теоретическими изысканиями, но и полевой работой, создавая тем самым эмпирический уровень социологического знания. Происходит днституционализа-ция социологии. Она обретает академический, следовательно, и профессиональный статус.
Современная социология имеет две фазы развития: модерн и постмодерн. Социологи эпохи модернизма пришли к выводу, что на результат научного исследования оказывают влияние не только природа объекта, методы его изучения, но и сам познающий субъект, т.е. ученый. Разрушились классические представления о достоверности социального познания. Объективность всех структурных элементов процесса познания (объект, субъект, их взаимодействие) была поставлена под сомнение.
Перед социологами встала задача очищения процесса познания от налета субъективности. В этот период скрупулезно отрабатываются методология, методика и техника исследования, социологический инструментарий. Р. Мертон разрабатывает методологию построения теорий «среднего ранга». В результате происходит дифференциация и специализация социологического знания. На смену позитивизму приходит функционализм. Глубокой модернизации подвергается психологизм. В рамках данного направления возникают символический инте-ракционизм, феноменология и этнометодология. Изменяющая социология порождает конфликтологию. Вместе с тем предпринимаются попытки ликвидировать межпарадигмальные разрывы. Например, выдающийся русский социолог П. Сорокин создает интегральную социологию.
Усложнение структуры социологического знания потребовало повышения качества познания. Понимая, что одни и те же события, происходящие в различных обстоятельствах, имеют разный смысл, социологи сместили фокус с непосредственного объекта к его уникальным контекстам. Расшифровка конкретных значений наблюдаемых социальных явлений требовала их адекватной, концептуальной трактовки.
Для постмодерна характерен стиль плюрализма и культурного релятивизма. Мы не сможем понять поведение других народов, если будем интерпретировать его в системе собственных ценностей и убеждений. Культура каждого народа самобытна, она не может быть плохой или хорошей. Понять ее возможно только в рамках ценностной шкалы, присущей данной культуре. Поэтому нет никакой необходимости в универсальной социологической теории. В связи с этим стали появляться своеобразные теории, которые трудно отнести к какой-либо парадигме.
2.3. Ранняя социология
Обычно к пионерам социологии относят О. Конта и Г. Спенсера. Добавим в этот список еще двух действующих лиц, оказавших влияние на судьбу и со-% держание этой науки, — В. Дильтея и К. Маркса.
Огюст Конт (Франция, 1798-1857) выдвинул доктрину позитивизма, направленную на освобождение науки, в том числе социологии, от умозрительной философии (метафизики). Только положительные знания, полученные с помощью позитивизма, эмпиризма и физикализма, могут помочь людям преодолеть кризис, в котором так долго находятся цивилизованные народы.
Предметом позитивизма являются только факты. Эмпиризм означает, что единственным источником науки является опыт, а физикализм — что самыми современными понятиями являются те, которые выработала физика. Поэтому по аналогии с физикой Конт подразделяет социологию на социальную статику и социальную динамику. Первая призвана изучать законы функционирования общества, вторая — законы его развития.
Социальная статика — это, по сути, анатомия общества, подчиняющегося законам «порядка». Общество Конт сравнивает с живым организмом, который имеет различные органы, выполняющие специфические функции. Препарируя общество на отдельные структурные элементы, он выделяет важнейшие из них — семью, государство и религию. Семья представляет собой прообраз высшей формы социальности, она является связующим звеном между индивидом и родом. В этом институте господствуют отношения неравенства полов и поколений, что полагает Конт, можно считать естественной основой всех других отношений в обществе. Поскольку социальное неравенство существует объективно, что ведет к подрыву органического единства общества, постольку необходимым институтом является государство. Оно сохраняет социальный порядок. Органическое единство общества опирается на моральное единство и здесь велика роль института религии.
Социальная динамика представляет собой теорию развития общества. Не отрицая определенное значение природных, демографических и др. факторов общественного развития, Конт отдавал приоритет духовным, умственным. Он вывел закон трех стадий развития человеческого ума: теологической, метафизической и позитивной. Им соответствуют и стадии исторического прогресса.
Первая стадия — теологическая (мифология, религия) — охватывает древность вплоть до XIII в. Она характеризуется господством религиозного мировоззрения и вождизма. Вторая — метафизическая — охватывает XIV-XVIII вв., для которых характерно преобладание абстрактных философских принципов, выдвижение на первый план философов, литераторов, публицистов. Третья, позитивная стадия сосредоточивает человеческий разум на анализе реальных фактов. Здесь наступает расцвет науки, промышленности. На смену аристократии приходит социократия.
Итак, общество, по мнению Конта, представляет собой реальный социальный организм, определяющий состояние его субъектов: семьи, государства, религии. Однако при этом остается не решенным вопрос: «почему» возникло общество, какова его сущность? Истинный позитивный дух, утверждает Конт, не находя ответа на этот вопрос, заменил его другим вопросом — «как» функционирует и развивается общество? Для ответа на данный вопрос требуется наблюдать и замерять все проявления общества. Этим и отличается научное знание от метафизического, не поддающегося любым формам проверки.
Оценивая вклад Конта в становление социологии, следует выделить его идею научного подхода к изучению общества, опирающегося на наблюдения. Несомненной заслугой Конта следует считать его попытку определить предмет и метод социологии, поиск факторов, определяющих историческое развитие, введение понятий социальной интеграции, стабильности социальной системы. По существу они стали ведущими в мировой социологии.
Вильгельм Дильтей (Германия, 1833—1911) родоначальник психологизма, послужившего толчком: созданию понимающей социологии. Он подчеркивал необходимость познания «жизни» средствами переживания и интуитивного понимания. Жизнь Дильтей трактует как процесс, создаваемый душой получающий свое выражение в конкретных куль-урно-исторических формах. В таком опыте жизни субъект и объект неразделимы. Опыт жизни и есть действительность.
Задача «науки о духе» — понять жизнь из нее самой: не жизнь объяснять из человеческого мира, мир разъяснять исходя из жизни. Социальный мир создается и видится духом, он обладает мотивацинно-смысловой сферой. Проблема заключается в том, как проникнуть в эту сферу. В связи с этим Дильтей разрабатывает метод «понимания», т.е. правила, позволяющие распознать (раскодировать) смысловые значения. Понимание, интуитивное проникновение одной жизни в другую он противопоставляет методу объяснения, используемому в «науках о природе», которые конструируют свой предмет посредством рассудка.
Особенностью метода понимания является реконструкция духовного мира творцов культуры (другого) посредством «сопереживания», «вживания», «вчувствования», т.е. обращения к субъективному миру человека, его культуре, которая выражается в языке, текстах и символах. В результате мы знаем то, что имеет значение, смысл. Именно в этом и заключается суть понимания, как иррационального способа познания социальной реальности, пронизанного человеческой субъективностью.
Субъективный смысл — это то, что может быть понято. Постигнутый смысл приводит к продуктивному знанию. Природа сама по себе смыслом не обладает, а значит, непостижима. Она дается человеку лишь во внешних чувствах. Поэтому полученное на данной основе знание не может быть достоверным. Только человек с его внутренним миром понятен другому человеку благодаря их однородной духовной жизни. Отсюда вытекает задача создания «науки о человеке» (сферы его духа, культуры общества, истории), принципиально отличающейся от «науки о природе» (естествознания).
Значение концепции «жизни» Дильтея для социологии заключается в том, что она предложила новую иррациональную парадигму понимающего познания. Социология, опираясь на эту парадигму, предстает как наука, обращенная к субъективному миру человека. Доктрина Дильтея оказала большое влияние на развитие социальной мысли, в частности, на экзистенциализм, герменевтику, историческую социологию.
Карл Маркс (Германия, 1818—1883) — основатель исторического материализма. Ключевой вопрос материалистического понимания истории — это вопрос о взаимодействии бытия и сознания. Маркс утверждал, что не сознание людей определяет их бытие а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. При этом он отстаивал положение о первичности бытия в смысле его решающей роли в процессе взаимодействия с сознанием.
По мнению Маркса, независимой переменной общества является способ производства материальной жизни. Он обусловливает социальные, политические и духовные процессы жизни вообще. История человечества есть, по сути, история развития производства. В качестве единицы измерения социального развития выступает общественно-экономическая формация.
Такой подход позволяет соединить два принципа: 1) историзма (история — это непрерывный процесс развития человеческой деятельности); 2) материализма (сама история является действительной частью истории природы). В результате, создается картина развития общества как естественно-исторического процесса, подчиняющегося объективным законам.
Маркс рассматривал общество как объективную саморазвивающуюся реальность. Источником этого саморазвития являются материальные противоречия между производительными силами и производственными отношениями. В результате разрешения этого противоречия происходит смена способа материального производства.
Качественное изменение производительных сил приводит к новому разделению труда, иным формам собственности. Класс, являющийся собственником средств производства, подчиняет себе тех, кто такой собственностью не обладает. В силу противоположных интересов этих классов между ними происходит борьба, что является движущей силой изменений в обществе. Маркс допускал разные формы (мирные и насильственные) классовой борьбы. Но радикальное решение проблемы он усматривал в социальной революции.
Таким образом, Маркс заложил конфликтологическую парадигму социологии, предложил соответствующие механизмы и технологии «революционного терроризма», «слома», «ликвидации», «уничтожения» существующей действительности. По сути, это первая форма критической радикальной социологии. Она была положена в основу организации общественной жизни социалистических стран. Однако результаты великого социального эксперимента оказались катастрофическими.
Вместе с тем исторический материализм оставил заметный след в процессе становления социологии. Он демонстрировал опору на факты общественной жизни, использования социологических методов сбора информации. Сам Маркс занимался не только «кабинетной», но и «полевой» работой. Он владел методом анкетного опроса, о чем свидетельствует разработанная им «анкета для рабочих».
2.4. Классическая социология
Классическая социология связана с творчеством трех выдающихся исследователей — Э. Дюркгейма, М. Вебера и В. Парето. Каждый из них создал свою неповторимую социальную картину мира и тем самым во многом предопределил дальнейшее развитие социологии.
Эмиль Дюркгейм (Франция, 1858—1917) считал, что предметом изучения социологии выступают «социальные факты». К ним он относил так называемые «коллективные представления», т.е. различные явления моральной жизни — традиции, обряды, обычаи. Эти явления существуют объективно, независимо от индивида. Их можно изучать как «вещи», т.е. методами, аналогичными методам естественных наук.
Основой методологии Дюркгейма является «социологизм», который базируется на первичности социальной реальности и вторичности, подчиненности ей индивидов. В конкретной исследовательской практике «социологизм» означает необходимость изучения социального через него самого, т.е. объяснение общественных явлений социальной средой их существования.
«Социологизм» тесно связан с методом, предложенным Дюркгеймом. Каковы его правила? Во-первых, рассматривать социальные факты, как существующие объективно, независимо от человека. Во-вторых, сопоставлять объясняемые социальные факты. Таким образом, социология должна иметь дело с социальными фактами, а не с представлениями о них.
Центральной в творчестве Дюркгейма является концепция «социальной солидарности». Она представлена в его основной работе «О разделении общественного труда». Ее назначение — определить природу социальных связей и механизмов, обеспечивающих социальную интеграцию. Выделяются два типа связей: механическая и органическая солидарность. Прототипом первого выступает архаическое общество, в котором действия людей однородны, подобны поведению молекулы в механическом агрегате. Такое общество стремится целиком подчинить себе индивида. Солидарность обеспечивается высокой степенью интенсивности общественного сознания, пронизанного религиозными верованиями, обычаями, традициями, жестко регулирующими поведение индивида. Иная картина наблюдается в современном обществе с органической солидарностью. Социальная сплоченность здесь обеспечивается общественным разделением труда и экономическими взаимосвязями индивидов. Интегративная роль общественного сознания значительно слабее, так как религия не играет прежней роли. Индивид существует независимо от общества, что обеспечивает ему свободу и автономию. В то же время современное общество менее стабильно, оно находится в состоянии аномии. Под этим явлением он понимал состояние, которое характеризуется ослаблением моральной регуляции поведения? неэффективной деятельностью социальных институтов, конфликтами.
Серьезной болезнью общества Дюркгейм считал социальное неравенство. Для того чтобы избавиться от него, надо обеспечить условия для процветания каждой личности. Источник этого — дифференциация общества, в основе которой не социальные привилегии, а индивидуальные способности человека. Именно в этом проявляется равенство, справедливость и свобода — три кита, на которых должно основываться прогрессивное устройство.
Анализ социологического наследия Дюркгейма будет неполным, если не коснуться трактовки им самоубийства как социального явления. Исходя из постулата «социологизма», он видел основную причину самоубийства в характере социальной среды, точнее, интенсивности коллективных связей и механизмов социальной интеграции. Опираясь на большой фактический материал, исследователь обосновывает мысль о том, что чем выше интеграция общества, тем ниже уровень самоубийств и, наоборот, этим объясняется неодинаковый уровень самоубийств в различных социальных группах: у католиков, например, он ниже, чем у протестантов, в городах выше, чем в сельской местности и т.п. Такой подход позволил Дюркгейму выделить 4 основных типа самоубийств:
эгоистические: в результате отчуждения личности от общества, разрыва социальных связей и чувства одиночества;
альтруистические: в результате избыточного поглощения личных интересов человека общественными, когда он утрачивает самостоятельность индивидуального существования;
аномические: в результате общественных катаклизмов, разрушающих адаптационные способности индивида;
фаталистические: предопределяются невыносимой, избыточной регламентацией и чрезмерным контролем общества над личностью. Это исследование заложило основы социологического изучения преступности и других форм девиантного поведения, хотя в современных работах подчеркивается важная роль психологических мотивов, которые Дюркгейм игнорировал.
Подводя итог, отметим, что Дюркгейм дал социологии разработанную систему, основными характеристиками которой являются: 1) понимание общества как саморегулирующегося структурно-функционального организма; 2) трактовка общественного порядка как нормального его состояния; 3) рассмотрение в качестве основного регулирующего механизма общества морали и признание ведущей роли в его функционировании социальных институтов воспитания.
Макс Вебер (Германия, 1864-1920) подчеркивал, что все общественные образования: группы, институты, формы взаимодействия людей, регулируются тем смыслом, которым их наделяют люди. Это — рациональность, т.е. соответствие социальных действий определенному образцу, который, в свою очередь, выражает суть общественного интереса, или идеального типа. Социология и есть наука об идеальных типах, которые регулируют социальные действия людей.
Согласно Веберу, идеальный тип — это логически сконструированная модель, позволяющая выделить основные черты изучаемого явления. Например, идеальный вариант принятия управленческого решения должен включать в себя все основные процедуры, присущие реальному процессу. Идеальный тип разрабатывается дедуктивно из реального мира, а не из умозрительных построений. Это преувеличенное отражение того основного, что свойственно реальному явлению.
Основу социологии Вебера составляет концепция социального действия. Она будет подробно рассмотрена в гл. 6. Здесь же отметим, что человеческое действие обретает социальный характер, если в нем имеют место два момента: мотивация индивида и ориентация на другого или других. Понимание мотивации (субъективно подразумеваемого смысла) и отнесение его к поведению других людей — составляет суть социологического исследования.
Вебер конструирует идеальный тип действия индивида, в котором смысл действия и смысл действующего совпадают. Такое действие он называет «целерациональным». По мере убывания степени рациональности Вебер выделяет еще три типа действия: ценностно-рациональное, традиционное и аффективное. Строго говоря, социальными являются лишь два первых типа действия. Они характерны для современного индустриального общества, где рационально организовано хозяйство, рационализируется управление и т.д.
Для менеджеров представляет интерес подход Вебера к изучению власти. Он и в этой проблематике использует концепцию социального действия, анализирует взаимные ожидания поведения субъектов политических отношений. В зависимости от ожиданий определяются легитимные типы господства, критерием выделения которых выступают мотивы повиновения, содержащие ту или иную долю рациональности.
При первом типе господства мотивом повиновения является осознанный интерес индивида, что порождает целерациональное действие. В государствах с таким типом господства граждане подчиняются не личности, а закону. При втором типе господства мотивация повиновения определяется верой в священность существующих ценностей и властей. Это патриархальный тип господства, при котором аппарат управления зависит от господина. Поэтому личная преданность, а не профессионализм чиновника служит основанием для замещения должности. При третьем типе господства (харизматическом) повиновение вызывает пророческий дар, сила слова и духа выдающихся политиков
По мнению Вебера, образцовый тип власти связан с утверждением рационально-бюрократического управления (подробнее об этом в гл. 9). В соответствии с такой моделью управленцы совершают только целерациональные действия. Рационализация политической жизни ведет к превращению политики в своеобразное «предприятие», которому требуются профессионально подготовленные чиновники.
Любопытны рекомендации Вебера по предотвращению коррупции. Он полагает, что в общих интересах требуется сформировать слой чиновников, как «высококвалифицированных специалистов духовного труда, профессионально вышколенных многолетней подготовкой, с высокоразвитой сословной честью, гарантирующей безупречность, без чего возникла бы роковая опасность чудовищной коррупции и низкого мещанства, а это ставило бы под угрозу чисто техническую эффективность государственного аппарата, значение которого для хозяйства, особенно с возрастанием социализации, постоянно усиливается и будет усиливаться впредь».
Коррупцию можно минимизировать посредством функционального разделения государственной бюрократии и партийных лидеров. Подлинной профессией настоящего чиновника, подчеркивает Вебер, не должна быть политика. Он должен «управлять» беспристрастно. Чиновник не должен делать именно того, что всегда должен делать политик — бороться.
Весомый вклад внес Вебер в историческую социологию. На большом эмпирическом материале он выявляет роль протестантской «хозяйственной этики» в становлении капитализма, а также связь экономической жизни общества, интересов различных социальных групп с религиозным сознанием. Его работы имели большое значение для становления социологии религии. Словом, социология Вебера оказала решающее воздействие на дальнейшее развитие социологической мысли.
Вильфредо Парето (Италия, 1848-1923) — прирожденный бунтарь, — как его называли современники, — он поддерживал всех, кто конфликтовал со своими правительствами. Парето в целом отрицательно относился к идеологии марксизма, но признавал научное значение исторического материализма, особенно концепцию классовой борьбы. Больше того, он интерпретировал эту концепцию шире, полагал, что классовая борьба не отомрет вместе с исчезновением конфликта «труда и капитала».
Парето предложил экспериментальную социологию. Метод, при помощи которого он пытался открыть всеобщие принципы устройства, функционирования и изменения общества, получил название логико-экспериментального. Это означает, что основаниями научного доказательства служат лишь наблюдение, опыт и построенные на них логические выводы.
Парето рассматривает общество как систему, состоящую из взаимозависимых частей. С его точки зрения, состояние социальной системы определяется внешними (природно-климатическими условиями и другими сообществами людей) и внутренними факторами, среди которых основным является раса, ее способность к рассуждению и наблюдению. Развитие социальной системы носит маятниковый, циклический характер. В ней имеет место чередование сменяющих друг друга тенденций, что поддерживает равновесное состояние системы.
Представление о циклическом характере социальных изменений Парето реализует в концепции круговорота элиты. Менеджерам полезно ее усвоить. Согласно этой концепции, люди неравны в физическом, интеллектуальном и нравственном отношениях. Те, кто обладает высокими качествами, составляют элиту, остальные — социальную массу.
Для правящей элиты характерны высокая степень самообладания, способность убеждать, применять силу, когда это необходимо. Само же управление осуществляется посредством силы или с помощью убеждения. Если правящая элита неспособна проявить какое-либо из этих качеств, она уступает место другой элите. Между элитой и массой происходит непрерывный обмен: худшая часть элиты перемещается вниз, а лучшая часть массы — вверх, заполняя освободившееся место. Процесс обновления пополнения высшего Парето называет «циркуляцией элит». Этот процесс возможен, если правящий слой открыт для замещения. В противном случае элита деградирует, а наиболее способная часть низов обретает способность применить насилие для захвата власти, Парето утверждает, что политические революции происходят вследствие накопления в правящем слое элементов низкого качества, обусловленного замедлением круговорота элиты. Революция выступает как альтернатива циркуляции. Она нужна для резкой насильственной смены состава правящего слоя. При этом вождями революции становятся представители того же высшего слоя, потому что они обладают для борьбы необходимыми качествами.
В историческом развитии общества элиты постоянно сменяют друг друга. При этом происходит не просто замена состава элит. Чередуются типы элит.
Тех, кто управляет посредством убеждения, подкупа, обмана, манипуляции, Парето называет «лисами». Тех, кто отдает приоритет насилию, проявляет агрессивность, непримиримость, упорство, — «львами».
Оценивая творчество Парето, следует подчеркнуть его вклад в формирование представлений об обществе как системе, факторах и условиях ее равновесия. Важное значение имеет анализ мотивации человеческих действий («логических» и не логических»), а также циркуляции элит.
2.5. Современная социология
На основе классических принципов, выработанных Дюркгеймом, Вебером и Парето, формируются различные школы и направления современной социологии. Обычно под школой понимают группу специалистов, работающих в рамках самостоятельной исследовательской традиции. В отличие от нее направление объединяет ученых, занимающихся разработкой идентичной проблематики. В результате деятельности разнообразных групп социологов возникают теории, т.е. совокупность идей и принципов, отражающих объективные закономерности общественной жизни. Различные школы, направления и теории можно условно «уложить» в три группы парадигм объясняющей, понимающей, изменяющей социологии.
Начнем с чикагской школы эмпирической социологии — группы американских ученых, установивших новый стандарт социологического исследования — опытный. Формирование стандарта, опирающегося на наблюдение, эксперимент, математические методы обработки информации, актуализировало проблему: что может социология. Может ли, например, социолог принимать участие в управленческих решениях? В отличие от классиков, новое поколение социологов дало положительный ответ.
Так, первый декан первого (1892) в мире факультета социологии А. Смолл (1854-1926) ориентировал исследователей на выработку рекомендаций для руководителей по совершенствованию деятельности тех или иных институтов посредством «социальных технологий». Он утверждал, что каждое такое исследование должно начинаться с составления теоретически обоснованной программы и рабочего плана.
В результате распространения заказных эмпирических исследований правящие и деловые круги США стали рассматривать социологию как «социальную инженерию», обеспечивающую управленческий персонал компаний исходной информацией для
принятия оптимальных решений, а социологов включать в процесс разработки и внедрения управленческих проектов.
Так, большую известность получили хоторнские эксперименты, проводимые Элтон Мейо (1880-1949). Они позволили сложить новые представления о поведении человека в производственных процессах. По мысли Мейо, в индустриальном обществе идут разрушительные процессы дезинтеграции людей. Они во многом обусловлены бюрократической формой управления, основанной на административном принуждении.
Отсюда подчеркивалась роль социально-психологических факторов в решении вопросов повышения производительности труда. В частности, это: 1) уровень доверия и доброжелательности людей, чувство товарищества и взаимопомощи; 2) демократический стиль административного руководства; 3) участие работников в общих делах, стабильность и престижность их положения и др. В итоге организаторы эксперимента пришли к выводу, что решающим моментом эффективности производственной деятельности являются: взаимоотношения работников; корпоративный дух; реальный уровень сплоченности трудовых коллективов. Для их достижения необходимы новые средства организации и управления производством, ориентированные больше на людей, чем на продукцию.
Формирование такого стандарта социологических исследований определило управленческий характер этой науки. В этих условиях от социолога требовалась строгая объективность, идеологическая нейтральность, следование так называемому «научному» методу: постановка проблемы, выдвижение и обоснование гипотез, сбор эмпирических данных, их анализ, обобщение и т.д.
Однако по мере расширения масштаба прикладных исследований сужался диапазон сугубо научной деятельности, в результате чего специалисты стали замечать «распредмечивание» социологии, мелкотемье, поверхностность практических рекомендаций. Поэтому предпринимаются усилия по созданию приемлемой для эмпирических исследований теории. Одна из удачных попыток решения этой задачи принадлежит функциональной школе США.
Основатель этой школы Толкотт Парсонс (1902— 1979) полагал, что эмпирическая работа социолога обретает смысл благодаря определенной системе координат категорий. По аналогии с системой координат в биологии (организм — среда) он вводит систему координат в социологию: «действующее лицо — ситуация».
Для этого ему понадобился функциональный анализ «осложняющих обстоятельств», возникающих в результате взаимодействия субъектов действия, например, личности и общества. В своей схеме Парсонс представил общество и личность как две относительно самостоятельные подсистемы общей системы действия. Сюда же он включил еще две подсистемы — поведенческий организм и культуру.
В схеме Парсонса понятие «роль» соединяет подсистему действующего лица как психической единицы с определенной социальной структурой. От стандартизации поведения действующих лиц зависит устойчивость социальных структур. Отсюда особое значение имеет процесс интериоризации (усвоение культурных образцов) и социализации (усвоение групповых стандартов). Эти процессы связаны с исполнением основных подсистем общества функций адаптации, целедостижения, интеграции и латентности (об этом подробнее в гл. 4).
Парсонс утверждал, что предложенная им система координат в социологии претендует на всеохватность и универсальность. Однако далеко не все его последователи согласились с этим. Например, Роберт Мертон (1910) призывал социологов не к общим рассуждениям, а к изучению реальных последствий функций социальных систем. В этих целях он предложил «теории среднего ранга», которые, как уже отмечалась в гл. 1, находятся между частными гипотезами и общей теорией.
Определив таким образом поле исследования, Мертон выдвинул ряд ключевых постулатов (принципов) функционализма: «постулат функционального единства» у согласно которому общество представляет собой единую систему, все части которой работают согласованно; «постулат универсальности», согласно которому всякий элемент социальной структуры имеет положительную функцию в рамках целостной системы; «постулат необходимости», согласно которому любой элемент социальной структуры является необходимой частью в рамках целого; «постулат динамического равновесия», согласно которому всякая социальная система имеет специальные механизмы, сохраняющие ее в равновесии или после его нарушения возвращающие в прежнее состояние.
Функциональный анализ рассматривает только стандартизированные объекты, т.е. повторяющиеся, типовые социальные явления (структуры, институты, роли и т.д.). Объективные следствия, которые проистекают из того или иного социального явления, составляют главное содержание функции. Поэтому функциями признают те наблюдаемые следствия, которые служат саморегуляции данной системы, а дисфункциями — те, которые ослабляют саморегуляцию этой системы.
Еще одна попытка создания приемлемой для эмпирических исследований теории была предпринята школой символического интеракционизма. Ее основатель Джордж Мид (1863—1931) исходил из того, что общественную жизнь людей можно понять только путем рассмотрения принципов поведения индивидов. Он концентрирует внимание на «смысле», который вкладывают действующие лица («акторы»), когда они вступают в «интеракцию» (взаимодействие).
Эта теория детально рассмотрена в гл. 6. Поэтому здесь лишь вкратце объясним ее содержание. За актами поведения людей всегда стоят общественные символы. Например, отказ от участия в войне для одних означает личную трусость, а для других — пацифизм. Такого рода символы возникают только во взаимодействиях людей. Человек как бы примеряет их на себя, объясняет себе их значение, определяет на этой основе свое поведение.
В рамках «понимающей» социологии работали школы феноменологии и этнометодологии. Феноменологическая традиция заложена Альфредом Щюцем (1899-1959). Он построил теорию интерсубъективного мира повседневной жизни (ее называют социологией повседневности). По мнению Щюца, социальный мир существовал задолго до нас и интерпретировался предками. Благодаря воспитанию в семье и школе мы приобщаемся к этим интерпретациям, что помогает нам легко ориентироваться в привычных ситуациях. Сложнее строить свои отношения с незнакомыми людьми, потому что трудно определить значимость для них сложившейся ситуации, приемлемую модель поведения. Поэтому свойственные для повседневного взаимодействия идеализации помогают нам преодолеть ограниченность индивидуального опыта. Идеализации формируют стандартизированную структуру восприятия социального мира.
Гарольд Гарфинкель (1917), основатель школы этнометодологии, разработал ряд методов анализа повседневных форм речи для выявления скрытых структур поведения людей. Такие формы речи он называет индексивными выражениями. Именно они обеспечивают «фоновое взаимопонимание». Например, чиновники, обсуждая какой-то вопрос, подразумевают, публично не высказывая, некий смысловой «фон» (регламент работы). Для того, чтобы узнать «тайну» повседневного поведения, Гарфинкель предложил в подобных ситуациях резко нарушить привычный порядок взаимодействия собеседников.
Особняком стоят конфликтологические теории. Они не разрабатывались национальной американской школой и составляют одно из направлений современной социологии. Видный специалист в этой области, немецкий ученый, работающий в Англии, Ральф Дарендорф (1929) пытается выявить позитивные функции конфликта в нормальных условиях социальной жизни. Он полагает, что конфликт связан с интересом. Для того чтобы понять природу конфликта, надо понять природу защищаемого интереса: объективного (латентного) и субъективного (явного). Их противоречие обнаруживается уже в самом начале конфликта.
Содержание конфликта связано с характером власти, ресурсами, которыми она распоряжается. Неодинаковый доступ людей к ресурсам влечет за собой неравенство их социальных положений и противоположность интересов. Таким образом, согласно Дарендорфу, в основе конфликтов человеческих интересов находит