Важнейшей особенностью марксистской философии, определяющей ее научный характер, является то, что она представляет собой органическое единство материализма и диалектики.
Материалистический характер марксистской философии обосновывается тем, что объективный мир необходимо рассматривать таким, каков он есть на самом деле, а не объяснять природу исходя из заранее принятых принципов. Принципы объяснения природы должны выводиться из изучения этой природы. Именно это ставит философию на твердую научную почву, освобождает от схоластических умозрительных конструкций.
На начальном этапе своей философской деятельности Маркс искал ответ на вопрос, как преодолеть разрыв, характерный для кантианства, между идеалом и действительностью. Ответ Гегеля заключавшейся в том плане, что идеал присущ самой действительности,
в которой он диалектически-противоречиво развивается, показался Марксу убедительным, и он принял гегелевскую философию в том ее толковании, которое предложили левые последователи Гегеля – младогегельянцы Б. Бауэр, A. Pyгe, М. Штирнер и другие.
Суть этого толкования состояла в том, что идеал как воплощение разума – это не нынешняя прусская монархия, а будущая демократическая республика, за которую надо бороться прежде всего путем философской критики религии – духовной опоры монархии,
а затем и критики самого прусского государства. При этом Маркс обратил внимание на то, что Гегель впервые представил основные диалектические формы развития, которые он выводил из саморазвития абсолютной идеи, а не из объективной действительности, выступающей у него как инобытие абсолютной идеи.
В противоположность Гегелю Маркс и Энгельс обращают внимание на всеобщность диалектического процесса, который присущ не только мышлению, но и природе и обществу – диалектичным по своей сущности, так как материи внутренне присуще саморазвитие.
Так называемая субъективная диалектика, диалектическое мышление есть только отражение господствующего во всей природе движения. Поэтому диалектика у Гегеля стоит на голове, но надо ее поставить на ноги, чтобы вскрыть под мистической оболочкой рациональное зерно, т.е. превратить диалектику из идеалистической в материалистическую, принимающую за исходный пункт материальное начало.
В марксизме проводится мысль о том, что материя существует
в виде качественно многообразных, изменяющихся вещей и явлений. Основными атрибутивными формами существования материи выступают движение, пространство и время, которые существуют объективно, вне и независимо от субъекта. Благодаря движению различные формы материи превращаются друг в друга, представляя собой единый материальный процесс, осуществляемый по законам диалектики.
В рукописи «Диалектика природы» (опубликованной впервые
в 1925 году) Энгельс сформулировал три закона диалектики: закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные и обратно, закон отрицания отрицания. Указав, что эти законы имелись уже у Гегеля, он придал им иной статус, так как представил эти законы как абстрагируемые непосредственно из природы и общества, а не навязываемые свыше как законы мышления. К законам добавились взаимосвязанные парные категории: причина – следствие, необходимость – случайность, форма - содержание, явление – сущность, возможность – действительность, единичное – общее. В целом же Энгельс определил диалектику как науку о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления.
Наука XVIII столетия руководствовалась «метафизическим» методом мышления, так как она рассматривала природные объекты по отдельности вне связей и вне развития. И поскольку лидером среди естественных наук была механика, то адекватной философией для таких наук был механистический материализм.
В XIX веке три великих открытия – теория клеточного строения растений и животных, закон сохранения и превращения энергии, теория Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора – совершают, согласно Энгельсу, решающий прорыв в механистической картине мира.
Поэтому именно диалектика является для современного естествознания наиболее важной формой мышления, ибо только она представляет аналог и тем самым метод объяснения для происходящих в природе процессов развития, для всеобщих связей природы, для переходов от одной области исследования к другой. Поэтому старый «метафизический» и механистический материализм должен смениться современным материализмом, который является по существу диалектическим.
В марксистской философии по-новому поставлены гносеологические вопросы. Из научного решения основного вопроса философии следует, что познание есть отражение материальной действительности в сознании человека. Именно поэтому марксистская теория познания понимается как теория отражения. При этом акцентируется внимание на том, что процесс познания имеет конкретно исторический характер, в основе которого лежит предметно-практическая деятельность людей, практика.
В марксизме обосновывается необходимость единства теории и практики, тем самым преодолен их разрыв, свойственный предшествующей философии.
Важное место в реализации диалектики занимают разработанные и реализованные в основных работах Маркса теоретические методы: восхождение от абстрактного к конкретному; совпадение исторического и логического.