ГЛАВА ХVII
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ОСНОВНЫХ ТИПОВ ФИЛОСОФИИ [57]
В современной философии изучение истории философии
и критика ее положений стали отправной точкой для создания новых критических философских концепций. Изучая историю философии, многие сталкиваются с парадоксальной ситуацией.
Если история науки обычно отличается от теории науки (космологические взгляды Птолемея – это не более чем факт истории астрономии и физики, поскольку его взгляды устарели уже после открытий Коперника), то философия часто включает свою историю
в качестве элемента своей теории.
Философское знание остается актуальным несмотря на смену эпох. При этом сохраняются смыслы понятий и концептуальная наполненность прежних философских систем. Они не отвергаются новыми теоретическими построениями.
Вопрос лишь в том, для чего именно оно нам нужно и каким образом мы к нему относимся.
Философия – это особая сфера человеческой мысли. С точки зрения проблем, которые она решает, ее можно считать универсальной. Философия возникла приблизительно одновременно в Китае, Индии и Греции. Поэтому философию можно считать и многообразной, и одновременно монолитной, единой. Она всегда является выражением самых важных вопросов, которые волнуют всех людей без исключения. Однако конкретный философ предлагает такое решение бытийных и познавательных проблем, которое пригодно лишь для определенного времени. Выделение исторических, культурных типов философии, а также мировоззренческих типов позволяет нам упорядочить то многообразие идей и решений, которые мы обнаруживаем в философских текстах.
Существование философии как самостоятельного явления связано прежде всего с Древней Грецией. Само название «философия» происходит от древнегреческого слова, которое означает «любовь к мудрости». По этой причине неправильно было бы говорить о том, что существует единая мировая философия. Так, например, восточная философия длительное время развивалась самостоятельно, в отрыве от европейской традиции. А следовательно, восточная философия – это особое явление, которое неуместно привязывать к европейской философии. Русская философия также самобытна: у нее свои задачи, свои методы их решения, и с точки зрения преемственности философского знания русскую философию нельзя сводить к западной философской традиции.
Основная задача, которая стоит перед историей философии
и отличает ее от философии в собственном смысле этого слова, заключается в упорядочении того многообразия идей, которые были высказаны на протяжении ее истории различными мыслителями.
Невозможно учесть все типологические основания философии, поэтому назовем наиболее масштабные принципы, определяющие историю философии в качестве самостоятельной дисциплины.
Культурный принцип: философия зависит от культуры, представляет собой ее концентрированное выражение и в то же время оказывает на нее влияние. Именно эта общая закономерность лежит в основании противопоставления европейской
и восточной философии. Восток и Запад очень долгое время развивались независимо друг от друга. Первые контакты между Востоком и Западом произошли примерно в середине первого тысячелетия,
в эпоху великих географических открытий, а восточная философия стала частью европейской культуры только в XIX веке благодаря
А. Шопенгауэру. Да и сейчас культуры Востока и Запада резко отличаются друг от друга. Конечно, определенный обмен происходит:
с одной стороны, в той же Индии можно найти христиан (поскольку Индия длительное время была колонией Британского королевства), а с другой – в Европе достаточно распространен буддизм. Но эти примеры не оказывают определяющего влияния на культуру.
В то же время нельзя говорить о целостности западной или восточной философии. Так, индийская философия существенно отличается от китайской (хотя в них есть и пересечения), а древнегреческая философия – от философии Средних веков. Однако в самом общем смысле противопоставление восточной и западной (европейско-американской, или просто европейской) философии остается верным.
Исторический принцип: философия является выражением духа эпохи. Именно это легло в основу общего деления философии на древнюю, средневековую, философию Нового времени
и современную (новейшую) философию. Подобное выделение не является бесспорным для восточной философии, хотя и там можно выделить аналогичные этапы. Например, древняя философия, т.е. философия Древней Греции и Рима, имеет свою специфику – хотя бы потому, что она не испытала на себе влияния христианства. Однако средневековая философия все же очень многое взяла от античности, в частности от философии Платона и Аристотеля, – но уже преломив их учения и как бы «подогнав» под нужды христианства.
Типологический принцип: типы философии можно выделить и в зависимости от того, как решается основной вопрос философии – вопрос о том, что первично – мышление или бытие. Это совершенно особый способ упорядочения философских учений, который отличается как от культурного, так и от исторического принципа. Идеализм и материализм, рационализм и иррационализм в одинаковой степени присущи любой философской системе, независимо от ее культурной или исторической принадлежности.
Онтологический аспектосновного вопроса философии заключается в следующем: что первично в мире – бытие или сознание? Согласно первому решению, которое получило название идеализма, первичным признаются мышление, дух, а не бытие.
В зависимости от того, признаются ли идеи объективно существующими, или они рассматриваются как существующие исключительно в сознании человека, принято выделять объективный и субъективный идеализм. Второе решение заключается в том, что первичным являются не мышление, не сознание, не дух, а бытие. Философские направления, склоняющиеся к такой точке зрения, объединяются под общим названием материализм.
Кроме того, существует и третье решение основного вопроса философии, признающее, что и идеалистическое, и материалистическое решения правильны, но лишь отчасти. Направления философии, которые склоняются к такому промежуточному решению, получили название дуализма. Основателем дуализма считается французский философ Нового времени Рене Декарт.
Гносеологический аспект основного вопроса философии формулируется иначе: что первично в процессе познания – бытие или сознание? Первое решение получило название рационализм, оно предполагает признание первичным не бытия или материи,
а сознания. С точки зрения рационализма подлинно истинное знание не зависит от чувственного опыта и может быть выведено только из разума. Основателем этой линии философского размышления был Рене Декарт.
Второе гносеологическое решение основного вопроса философии состоит в том, что в процессе познания первичным является бытие. Философские направления, которые принимают эту точку зрения, получили название эмпиризма. У истоков этого философского направления стоял английский философ Нового времени Фрэнсис Бэкон.
Имеется и третий вариант ответа на этот вопрос, вообще отрицающий возможность познания мира, – иррационализм. Основатель иррационализма Артур Шопенгауэр считал, что мир не имеет внутренней логики, а следовательно, он не может быть познан. Грубо говоря, поскольку мир не упорядочен, то не может существовать
и того результата, к которому стремится любое познание, – логичных и обоснованных законов, которым подчиняется действительность.
В современной философии основной вопрос звучит в ином смысловом подтексте: как сориентировать практическое применение знания, чтобы при этом сохранить саму природу, человеческую цивилизацию, человека и способствовать их развитию?