Формирование нового гуманитарно-ориентированного мышления связано с переосмыслением всемирно-исторического места
и роли человека и значения его глобальной деятельности для судеб мировой цивилизации – биосферы и ноосферы, для развития Галактики, Вселенной. Осознание людьми своего общечеловеческого родства служит одной из самых важных предпосылок нового мышления, содержанию которого присуща забота о сохранении уникального в природном мироздании бытия разумных существ. Неслучайно движение за безъядерную эру, за устранение глобального чувства страха за судьбу истории, за выживание человечества и охрану живой природы объединяет многих людей на планете.
Если раньше, как отмечал английский философ Б. Рассел, люди с помощью науки и техники объединялись во имя зла, то сегодня наступило реальное время объединения человечества во имя добра. Современная эпоха требует нового уровня гуманного развития цивилизации, т.е. создания для человека максимально благоприятных условий существования.
Понимание человека как части природы и требование беспрепятственного удовлетворения его земных потребностей стали основанием гуманистических идей, особенно в эпоху Возрождения. Гуманизм (от латинского слова Humanus – человеческий, человечный, образованный) – система взглядов, признающих ценность человека, его прав на жизнь, творчество, счастье, социальное равенство
и ориентирующих на уважение принципов справедливости и милосердия как норм отношений между людьми. В основе гуманизма лежит убеждение в безграничности возможностей человека, требования свободы и защиты достоинства личности. Центральным вопросом для современного гуманизма является учет и удовлетворение потребностей и интересов конкретных людей, улучшение жизни каждого человека на нашей планете.
Гуманизм органично связан с социокультурными изменениями общества на пути развития образования и демократии. Гуманизм определяет программу деятельности, дает этическую жизненную установку человеку как существу, является стержнем глобального мировоззрения, и в этом смысле основывается на здравом смысле, разуме и науке. Нынешний период цивилизационного развития характеризуется тем, что абстрактные, зачастую чисто пропагандистские рассуждения о гуманизме переводятся в область конкретной практики. Наблюдается ренессанс гуманитарных знаний, прирост которых в настоящее время опережает естественно-научные
в 1,5 раза. Гуманизм, глобализм и экология перестали быть отвлеченными понятиями, а превратились в атрибутивные условия реализации жизненных потребностей людей.
Ныне внимание философов все чаще сосредотачивается на исследовании человеческой субъективности, индивидуального человеческого бытия. Происходит переосмысление односторонне-рационалистических представлений о человеке, отказ от трактовки человека всего лишь как агента социальных сил и социальных отношений. В этом нельзя не видеть возобновления гуманистических традиций как отечественной философии и культуры, так и классической и современной мировой философии.
В философской классике принято различать теоретическую
и практическую философию. Под последней понимается учение
о морали и человеческом долге. Ныне эта проблема, долгое время рассматривавшаяся как второстепенная, возвращается на передний план. Особую значимость ей придает то, что в условиях перехода от мобилизационной экономической системы к рынку и стимулирования предпринимательства важное значение приобретает деловая этика, этика бизнеса, которую наши специалисты в области человеческого общения только-только начинают разрабатывать.
«Смысл жизни» как вопрос приобретает звучание для каждого человека, когда его ориентируют на гармоничное развитие его индивидуальности и создают объективные условия для раскрытия его интеллектуального потенциала и физического совершенства. Причем активность и результативность человеческого действия в определенной мере зависят от зрелости индивидуального с знания в целом, от уровня понимания личностью того, во имя какой цели ей предстоит действовать. Вне зрелости сознания невозможно становление субъективности в качестве способности, которая позволяет возвыситься человеку над сиюминутностью своей жизни, сделать ее предметом своего сознания, воли. Важное значение при этом в условиях демократизации общества приобретают такие глобальные мировоззренческие проблемы: «что есть общедемократические ценности?», «что есть возрождение России?», охрана природы, выживание человечества и т.д. И какой бы вопрос прошлого, настоящего и будущего цивилизационного развития ни рассматривался бы, везде затрагиваются проблемы, которые наряду с политическими, правовыми, нравственными знаниями требуют и значительных познаний в области биологии человека. Поэтому весьма актуальна тема биоэтики (Вопросы философии. 1992. № 10. С. 89), ставшая сегодня одним из наиболее перспективных направлений развития мировой цивилизации и отечественной философии. Ее возникновение обусловлено все более массированным проникновением в медицину современных высоких технологий, расширением практики экспериментирования на человеке и человеческих эмбрионах, пересадки органов. Приходится переосмысливать сами определения рождения, жизни и смерти человеческого существа. Другим стимулом развития биоэтики является распространение движения за права человека на такие сферы, как право на достойные жизнь и смерть, на сохранение структур наследственности и т.п.
Например, концепция витацентризма рассматривает жизнь как всемирную стихию. Человек с его разумом представляется в качестве особой высокоразвитой формы жизни. Культура человеческого общества, гуманистические традиции раскрываются в общей биосоциологической перспективе, истоком витацентризма, далеко выходящего за пределы биологии как таковой, была этическая концепция «благоволения перед жизнью», выдвинутая Швейцером. Один из вариантов витацентризма получил название «гуманистика» (Вопросы философии. 1992. № 11. С. 148–159). Гуманистика, объединяя идеи возрожденной натурфилософии, современной науки и европейского гуманизма, концентрирует внимание на человеке и видит свою задачу в том, чтобы достичь понимания мира через понимание человека. Гуманистика понимает человека не только со стороны его общественного бытия, т.е. его обязанностей и функций, участия
в политической и экономической жизни, но и во всей сложности его внутренней, духовной жизни, выражающейся в чувстве прекрасного, стыда, в способности различать добро и зло, любить, перевоплощаться и проецировать себя в окружающем мире.
Гуманистика приложима, в первую очередь, ко всем тем свойствам, которые объединяют все живое на планете, и она вдохновляет ученых на:
- создание концепций, перекидывающих мост между биологией и науками о человеке и обществе;
- распространение идей, касающихся воздействия человека
и общества на прочие живые организмы и их структуры;
- использование идей, первоначально созданных в рамках биологии, в социальных и гуманитарных науках.
Примеров биологических концепций, в основе которых лежат принципы гуманистики, можно привести много. Так, Г. Шэфер, председатель Международной Комиссии по биологическому образованию, выдвинул идею о жизненных потребностях. Она разработана им как применительно к человеку, так и к другим живым существам, подвержена данным биологии и социологии. Биологический и социологический материал был представлен также в поддержку концепции взаимопомощи (кооперации) как принципа, распространяющегося на все живое на Земле. Один из известных вариантов этой концепции был разработан П.А. Кропоткиным, который рассматривал взаимопомощь среди живых существ, а не борьбу за существование как основную движущую силу эволюции. Учет основных положений данной концепции существенен для понимания судьбы биосферы и путей формирования ноосферы. Становится ясным
и понятным, что без выживания живого на планете само выживание человеческого рода невозможно.
Среди новых проблем философии, одной из самых перспективных является проблема насилия. ХХ век не только век разрушительных мировых войн и масштабных классовых столкновений, национальных конфликтов. Он вместе с тем являлся веком, когда этические идеи человеческой солидарности становятся духовной основой социально-политических движений. Успешный опыт ненасильственной борьбы за социальную справедливость еще невелик, но он есть, и будущее человечества связано именно с ним, поскольку ныне на смену всеобщей конфронтации общества и природы, людей, народов и стран между собой идет их глобальная взаимозависимость. Научные результаты и общественная эффективность этой работы пока еще невелики, но важно, что общее направление поиска выбрано правильно и что ненасилие рассматривается в единстве его теоретических и практических аспектов. Мирное, процветающее общество является сегодня синонимом высшей мудрости человечества, еще только начинающего постигать глубинный смысл новой ситуации, складывающейся в наш ядерный век.
Гуманистически осмысливается и роль науки в современном мире. Речь идет, с одной стороны, о глубоких преобразованиях, которые претерпевает сама наука. Они настолько существенны, что сегодня можно говорить о переходе всей науки в целом в качественно новое состояние. С другой стороны, быстро изменяется тот социальный контекст, в котором развивается наука и формы ее взаимодействия с другими сферами культуры. В этой ситуации среди специалистов раздаются голоса о том, что необходимо, образно говоря, пересмотреть условия социального договора между наукой и обществом; более того, иногда утверждается, что наука должна регулироваться так же, как регулируется движение транспорта. Как бы то ни было, научному сообществу надлежит осознать тот факт, что новые условия взаимодействия науки и общества требуют
от него новой стратегии поведения, намного более широкого участия в диалоге с общественностью. Именно в процессе такого диалога должна формироваться научно-техническая политика, определяться и, по мере надобности, уточняться приоритетные программы развития науки.
Прояснение в новом мышлении дальнейших пределов и возможностей цивилизационного развития, путей преодоления противоречий НТП в определенной степени зависят от содержания и характера взаимодействия общества и природы. Развитие эргономики, изучающей систему «человек-машина-производственная среда», дает достаточные основания для того, чтобы вести обсуждение роли социокультурного и биологического начал в создании предметно-чувственной стороны жизнедеятельности человека. Эргономика вносит важный вклад потому, что она рассматривает воздействие человека на природу в качестве основной проблемы. Будучи междисциплинарной наукой и вбирая в себя социологию, инженерные дисциплины, психологию, физиологию, гигиену труда, антропометрию, технику безопасности, дизайн, эргономика способствует рождению новых идей, создаваемых предметов, в основе которых лежат целевые установки и ориентации на человека. На примере эргономики видно, насколько многогранно в новом мышлении может быть обсуждение проблем природопользования, гуманизации «техносферы» и роли социокультурного и биологического начал в жизнедеятельности человека.
На протяжении XX – начала XXI столетия все чаще раздаются голоса об утрате человеком своей самоценности, взаимосвязи с социальной средой и, в конечном счете, смысла своего существования. Это сопровождается мрачными рассуждениями о кризисе «духа»: кризисе науки и искусства, кризисе культуры вообще и даже о смерти культуры и надвигающейся на человечество ночи варварства. Действительно, век двадцатый оказался временем тяжелых испытаний для гуманистически ориентированной философии. Но в человеке
и человечестве не угасает не только прометеев огонь творческого созидания, но и дарованная ему Прометеем, как первая добродетель, Надежда – одно из важнейших и иррациональных по природе своей проявлений творческих сил души. «Надежда живет даже у самых могил», – говорил Гете. Она выражает неиссякаемую способность человека видеть впереди общечеловеческий гуманный идеал.
«Наука для человека» – только такая общая социально-этическая гуманистическая ориентация дает универсальную основу для оценки науки с точки зрения ее способности к обслуживанию человека и совпадения ее целей с общей целью цивилизованного человечества, сводящейся к созданию условий, в которых реализация сущностных сил человека становится самоцелью. Истоки проблем, широко обсуждаемых в науке, публицистике и художественной литературе о феминизации мужчин и маскулинизации женщин (процессы приобретения противоположным полом черт поведения и внешнего облика другого), кроются, по-видимому, в том, что в качестве образца для подражания подрастающему поколению предлагают чаще всего «человека вообще». Распространением гуманных идеалов мужественности и женственности, формированием ясности сознания в вопросах пола для жизни и самореализации личности и человеческого рода в цивилизациях, особенно европейской, занимаются недостаточно. Мировоззренческий, философско-жизненный смысл образования, усвоения научных знаний и самопознание для каждого человека заключается в активном управлении, саморегулировании своего поведения и действий с учетом биологических и социальных характеристик человеческого индивида, среды его обитания.
Философия, можно сказать, обречена все время возвращаться к проблеме человека и рассматривать его в качестве предмета своего изучения. В современных условиях она особенно актуальна прежде всего потому, что впервые в истории под вопросом оказывается само выживание человечества как рода. Во многом изменяются условия человеческого бытия.
С одной стороны, неизмеримо возрастают возможности и могущество человека благодаря бурному научно-техническому прогрессу. С другой стороны, резко возрастают и требования, которые предъявляет технизированный мир, и перегрузки – причем не только физические, но и психические, которым человек подвергается.
Сегодня с особой силой разрабатываются научные и гуманистические аспекты глобальных, общечеловеческих проблем. Философы выдвинули представление о доминировании общецивилизационных процессов над формационными. Можно с полным основанием сказать, что если гуманистическая сущность науки и техники состоит в их способности создавать универсально-практический тип отношения человека к миру, то сущность нового (реального) гуманизма заключается в превращении этой способности в способность самого человека, в условие его индивидуального существования и развития.
Подлинный смысл нового реального гуманизма как раз и состоит в присвоении человеком «человеческой сущности», всего предшествующего материального и духовного богатства, в превращении его в человеческое богатство, в жизненно необходимое условие существования каждого индивида.
Гуманизация общественной жизни, человеческого бытия не предопределена заранее. Она несомненно «таится» в сегодняшнем бытии, но в качестве одной из возможностей развития цивилизации. Результат может быть достигнут лишь на основе сознательно выбранных человеком целей применительно к сложившимся ныне объективным условиям.
Понимание человека в качестве высшей ценности исторического развития означает, что личность, ее проблемы становятся основными в сфере социального управления, а сама система все более гуманизируется, преодолевая бесчеловечность в любых ее проявлениях. Игнорирование человека в качестве центрального фактора стабильности общества приводит к серьезным осложнениям, особенно в области межнационального общения. Для подлинных общечеловеческих гуманных ценностей неприемлем также антигуманизм «масскульта», эксплуатирующего низменные человеческие инстинкты – проявления садизма, агрессивности и пр.
В практике сегодняшнего дня конвергенция (рыночных идей
и социальной справедливости) стала насущной проблемой международной жизни. Общечеловеческие гуманистические идеалы мира, труда, свободы, социального равенства, дружбы народов, развитие интеллектуализма человеческого рода должны утвердиться в совокупной деятельности народов по их реализации. Отметим, что А.Д. Сахаров, как и другие сторонники теории конвергенции, видел в сближении систем необходимое условие «решения глобальных проблем мира, экологии, социальной и геополитической справедливости».
Лишь когда гуманистические принципы глобальной этики станут идеалом и делом каждой личности и когда станет новым человечеством, осознавшим себя как действительную общность людей
в их целостности, тогда и наступит новый Ренессанс человека и гуманизма, воплощение надежды на будущее для исстрадавшегося, но не разуверившегося человечества. Будущее человечества – за гуманизмом не только в новом мышлении, но и в практике действительных гуманных общественных отношений между людьми и народами мира. Вера в прогресс придает людям уверенность и решимость трудиться, действовать и дерзать во имя справедливого
и гармоничного общества.