Правовой формой оказания услуг являются договоры, предусмотренные соответствующими главами ГК РФ. Например, договорам перевозки пассажиров и грузов посвящена глава 40, договорам поручения - глава 49, комиссии - глава 51.
Услуги, не охваченные отдельными главами, им посвященными, подпадают под действие норм главы 39 ГК РФ "Возмездное оказание услуг". Статья 779 ГК РФ содержит примерный перечень таких услуг (услуги связи, медицинские, ветеринарные, информационные, услуги по обучению, туристические, аудиторские). Помимо норм главы 39 ГК РФ они регулируются специальным законодательством. Например, отношения по оказанию услуг в сфере связи регулируются Федеральным законом от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи", Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи", аудиторские услуги - Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности".
Большинство договоров, предусмотренных ч. 2 ГК РФ, - это договоры об оказании услуг.
Указанные договорные отношения в силу специфики самих услуг (потенциальная опасность деятельности для потребителей, например, транспортной, опасность потерять средства в результате потребления финансовых услуг, охватывающих широкий круг клиентов банков, страховых компаний, профессиональных участников ценных бумаг, воздействие ряда услуг непосредственно на личность (медицинские, образовательные услуги) и прочие особенности) предопределяют необходимость активного государственного вмешательства в сферу услуг.
Назовем некоторые из них, оказывающие прямое воздействие на договорные отношения в сфере услуг:
а) лицензирование большинства видов деятельности в сфере услуг (медицинские, образовательные, ветеринарные, туристические, транспортные, услуги связи, страховые, банковские, услуги профессиональных участников рынка ценных бумаг и др.). Заключая договор, необходимо убедиться в наличии лицензии. Сделки, совершенные субъектом без лицензии, когда она необходима в силу закона, являются оспоримыми (ст. 173 ГК РФ).
В сфере связи лицензия выдается по результатам торгов (аукциона, конкурса) в случаях, если:
- доступный для оказания услуг радиочастотный спектр ограничивает возможное количество операторов на данной территории;
- на территории имеются ограниченные ресурсы сети связи общего пользования, в том числе ограниченный ресурс нумерации. Соответственно, федеральный орган исполнительной власти в сфере связи устанавливает, что количество операторов на данной территории должно быть ограничено (ст. 31 Федерального закона "О связи");
б) специальное государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий. Все виды деятельности указанных субъектов, перечисленные в ст. 4 Федерального закона от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях"*(1101), относятся к услугам (например, транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, услуги по передаче электрической и тепловой энергии). В отношении указанных субъектов применяется:
- ценовое регулирование путем установления твердого тарифа или его предельного уровня. В последнем случае при заключении договоров об оказании услуг услугодатель-монополист не имеет права предлагать клиенту оплату по тарифу, превышающему предельно допустимый. В сфере связи подлежат государственному регулированию услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи. Тарифы на услуги рассчитываются и устанавливаются с учетом того, что они должны компенсировать операторам связи экономически обоснованных затрат и получение прибыли от капитала, используемого для оказания услуг. Чтобы обеспечить доступ пользования универсальными услугами связи всем желающим, тарифы на такие услуги заведомо не возмещают всех затрат операторов.
К универсальным услугам отнесены услуги телефонной связи с использованием таксофонов и услуги по передаче данных и предоставлению доступа к сети Интернет с использованием пунктов коллективного доступа (ст. 57 Федерального закона "О связи");
- определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения. Указанный метод регулирования применяется в целях недопустимости отказа монополиста от оказания услуг клиентам, использующих жизненно важные объекты, определяемые с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей. Речь идет, например, о недопустимости одностороннего приостановления исполнения договорного обязательства путем прекращения подачи электроэнергии больницам, детским садам, военно-стратегическим объектам государства по формальной причине непоступления платежей за пользование электроэнергией;
в) установление обязанности любого монополиста - лица, занимающего доминирующее положение на рынке определенного товара (работ, услуг), заключать договор с покупателями (заказчиками) при наличии для этого производственно-технической возможности. При этом запрет отказываться от заключения договоров касается и любого лица из группы лиц, занимающей в целом на рынке определенного товара доминирующее положение (п. 1 ст. 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"). При этом практика исходит из того, что антимонопольный орган вправе давать предписание о заключении договора в случае нарушения ст. 5 указанного Закона не только обычному монополисту, но и субъекту естественной монополии*(1102);
г) регулирование ресурса нумерации в сфере связи. Федеральный орган власти в сфере связи распределяет этот ресурс среди операторов связи, а в случаях, предусмотренных законом, изменяет нумерацию, вправе изымать полностью или частично ресурс, выделенный оператору связи (ст. 26 Федерального закона "О связи").
Указанный государственный орган устанавливает нормативные требования к сетям связи в части использования ресурсов нумерации; обязательные для операторов связи требования к построению сетей связи, управлению и защите сетей связи от несанкционированного доступа к передаваемой по ним информации, использованию радиочастотного спектра, порядку пропуска трафика, условиям взаимодействия сетей связи, оказанию услуг связи;
д) возложение обязанности (на основе акта индивидуального регулирования - распоряжения) на операторов связи, занимающих существенное положение в сети связи общего пользования, оказывать универсальные услуги связи. Такая обязанность возлагается в каждом отдельном случае Правительством РФ по представлению федерального органа в области связи (Федерального агентства связи) в случае, если по каким-либо причинам невозможно было выявить победителя конкурса на предоставление универсальных услуг связи или провести конкурс из-за отсутствия заявок для участия в нем (ст. 58 Федерального закона "О связи"). По общему же правилу оператор для оказания универсальных услуг связи отбирается на конкурсной основе. Поскольку, как выше отмечалось, тарифы не возмещают всех затрат такого оператора, естественно возникает вопрос о целесообразности участия операторов в подобных конкурсах. В Законе о связи подчеркивается, что в Российской Федерации гарантируется оказание универсальных услуг связи. С другой стороны, создана и система гарантий для операторов универсальных услуг связи. В целях обеспечения возможных убытков операторам универсального обслуживания формируется специальный резерв средств - резерв универсального обслуживания. Основным источником формирования указанного резерва являются обязательные отчисления операторов сети связи общего пользования (ст. 60 Федерального закона "О связи").
Средства отчислений операторов сети связи общего пользования поступают в доходы федерального бюджета. В соответствии со ст. 55 Федерального закона от 23 декабря 2004 г. N 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год"*(1103) Правительство РФ направляет поступающие в 2005 г. указанные средства отчислений в полном объеме в резерв универсального обслуживания. Порядок формирования и расходования средств резерва устанавливается Правительством РФ.
Итак, клиенты, потребители универсальных услуг связи имеют возможность получать эти услуги по ценам ниже рыночных.
Количество операторов универсального обслуживания в регионе определяется исходя из необходимости обеспечения универсальными услугами связи всех потенциальных пользователей указанными услугами.
Отметим также, что в сфере услуг весьма распространены публичные договоры, к тому же являющиеся договорами присоединения (банковские, страховые услуги, транспортные, услуги связи и проч.). Стороны в таких договорах не разрабатывают их условия "с чистого листа", основной текст договора содержится в предлагаемых клиенту бланках договоров, стандартных формах (ст. 428 ГК РФ). Клиент обычно присоединяется к предложенному договору в целом, если нет другого, более выгодного для него варианта оформления договорных отношений с другим контрагентом.
Содержание договоров присоединения определяется с учетом норм ГК РФ и норм специального законодательства, формулирующих права и обязанности исполнителей и клиентов. Например, Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ" содержит ст. 14 - "Права оценщика", ст. 15 - "Обязанности оценщика". Указанные права и обязанности составляют содержание правоспособности независимого оценщика, а после заключения договора о проведении оценки объекта оценки входят в содержание обязательства в качестве соответствующих субъективных прав и обязанностей сторон.
Завершая общую характеристику договорных услуг, отметим, что именно в сфере услуг встречается предусмотренная непосредственно законом ограниченная гражданская ответственность исполнителя. Например, ст. 796 ГК РФ предусмотрено, что перевозчик возмещает в случае утраты, недостачи, повреждения груза ущерб в пределах стоимости груза, а если груз был сдан к перевозке с объявленной ценностью - в размере объявленной его ценности.
Другие прямые убытки (например, от простоя цехов из-за непоступления груза - сырья, материалов), а тем более упущенная выгода перевозчиком не возмещаются.
Ограничена и ответственность оператора связи за утрату, недостачу, повреждение ценного почтового отправления (в размере объявленной ценности), за искажение текста телеграмм, изменившего их смысл, недоставку телеграммы или вручение телеграммы по истечении 24 часов со дня ее подачи (в размере внесенной платы за телеграмму). В последнем случае ответственность фактически отсутствует, поскольку фактически лишь возвращаются деньги в связи с неоказанием услуги.