Наркотическая зависимость от барбитуратов называется барбитуроманией или барбитуровой наркоманией. Зависимость от других средств этой группы — токсикоманией снотворными или седативными средствами.
Транквилизаторы и снотворные средства часто принимают больные алкоголизмом для усиления алкогольного опьянения, а страдающие другими формами наркоманий и токсикомании — для облегчения абстиненции из-за невозможности достать предпочитаемый наркотик.
Доказано, что даже непродолжительный регулярный прием этих средств чреват ухудшением памяти, снижением интеллекта и концентрации внимания. Успокаивающие и снотворные препараты снижают быстроту реакции на внешние раздражители. Наиболее характерным последствием приема успокаивающих и снотворных — транспортные происшествия, гибель людей, особенно подростков, при переходе улиц, в метро на эскалаторе, за рулем мотоцикла и в других ситуациях.
Объективные признаки, сопутствующие приему барбитуратов: расширенные зрачки, покраснение лица и верхней части туловища, резкая мышечная слабость. Последнее вынуждает вводить наркотик лежа во избежание падения. На следующем этапе наблюдается повышенная двигательная активность, сопровождаемая ничем не обоснованным весельем. Опьяненный не способен критически оценить свое поведение, речь его бессвязна, он как бы оглушен и не понимает смысла обращенных к нему вопросов.
Барбитуровая интоксикация у подростков приводит к искажению восприятия ими окружающего. Это одна из причин того, что в компаниях барбитуроманов часто случаются драки. Возникают ничем не обоснованные случаи агрессии по отношению к посторонним людям. В состоянии опьянения барбитуратами движения больного размашисты и несогласованны. При ходьбе человек пошатывается, у него подгибаются колени. Речь — как у основательно выпившего спиртное.
Проявление опьянения снотворными и седативными средствами во многом схоже с алкогольным опьянением, но проходит гораздо тяжелее, особенно в части координации движений и мышления.
Школьный врач может отличить у подростка опьянение снотворными от алкогольного опьянения по следующим признакам: расширенные зрачки, слабая их реакция на свет; качательные движения глазных яблок при крайнем их отведении в сторону; сероватый оттенок кожи, покрытой сальным налетом и пораженной гнойничковыми высыпаниями; коричневый плотный налет на спинке языка; редкий пульс и, соответственно, низкое артериальное давление (при алкогольном опьянении наблюдается повышенное артериальное давление и частый пульс); снижение температуры тела на 0,5-1°С ниже нормы (при опьянении алкоголем обычно наблюдается повышенная температура тела).
Если педагоги заметят учащегося, находящегося в состоянии, напоминающем опьянение, но без характерного запаха спирта, необходимо немедленно обследовать его у нарколога, так как промедление опасно для жизни подростка.
Третья фаза опьянения барбитуратами — тяжелый глубокий сои в течение 3-4 ч и последующее пробуждение (четвертая фаза) с ощущением вялости, разбитости, отупения, с головной болью и неспособностью сосредоточиться. Характерными признаками этой фазы являются также мышечная слабость, тошнота и рвота. Прием горячей воды может вызвать повторное опьянение за счет активизации ранее принятой дозы барбитуратов.
Барбитуромания опасна тем, что на определенном этапе утрачивается контроль за количеством принимаемого препарата, а передозировки очень часто заканчиваются смертью (если не оказана срочная реанимационная помощь). Причина в том, что смертельные дозы барбитуратов для больных барбитуроманией и здоровых людей, не злоупотребляющих этими препаратами, различаются незначительно.
Транквилизаторы по своему действию на организм менее опасны, чем барбитураты. При их употреблении дольше не развивается физическая зависимость. Но психические осложнения при регулярном приеме транквилизаторов проявляются уже на первой стадии, особенно в процессе интеллектуальной деятельности, а также если работа требует точности, согласованности действий и быстроты движений. Транквилизаторы стимулируют эмоциональные расстройства, усиливают озлобленность, конфликтность, агрессивность поведения. Физическая зависимость от транквилизаторов, выражающаяся тяжело протекающей абстиненцией, представляет смертельную опасность, поэтому требуется своевременная госпитализация и квалифицированная помощь больному.
Злоупотребление транквилизаторами, несмотря на то, что у них более высокий терапевтический индекс (т.е. значительна разница между комфортной и смертельной дозами), не исключает передозировок, особенно на начальных этапах, когда наркоман еще не определил степень переносимости препарата. Передозировки случаются и на более поздних стадиях токсикомании транквилизаторами, т.к. в состоянии опьянения (как при алкоголизме и барбитуромании) теряется контроль за количеством принятого препарата. Но опасность смертельного исхода возникает лишь в случае принятия очень большого количества препарата, превышающего в 30-40 раз терапевтические дозы. Это один из факторов, объясняющих предпочтение, оказываемое наркоманами в последние годы транквилизаторам по сравнению с барбитуратами.
Кокаин — это алкалоид, содержащийся в листьях тропического растения кокаиновый куст. По фармакологическому воздействию на организм кокаин может быть отнесен к группе стимуляторов, оказывающих одновременно эйфорическое действие. Выделение кокаина в отдельную группу наркотиков (в соответствии с Международной классификацией) обусловлено особенно широким его распространением, возможностью употребления путем вдыхания, а также тем, что каждая последующая доза принятого кокаинового порошка усиливает эйфорический эффект. Прием кокаина вызывает возбуждение, затем угнетение центральной нервной системы, подавляет чувствительность нервных окончаний, поэтому может использоваться как местное обезболивающее средство. При частом употреблении в качестве наркотического вещества приводит к кокаинизму.
Вдыхание порошка кокаина создает ощущение благополучия, возбуждает, бодрит, стимулирует прилив сил, повышает самоуверенность, веселит, подавляет ощущение голода и усталости, активизирует сексуальную функцию. В результате паралича окончаний нервов снижается чувствительность слизистых оболочек в местах их соприкосновения с кокаином. После окончания действия наркотика паралич самоустраняется, а ощущения голода и усталости не только восстанавливаются, но и возрастают. Поэтому возникает потребность в приеме новой порции кокаина, обеспечивающей повторное появление приятных зрительных, слуховых и осязательных ощущений.
Время приятного воздействия порции кокаина не превышает 25-40 мин. Возрастание повторно принимаемых доз кокаина вызывает привыкание и толерантность к наркотику втечение нескольких суток и приводит к полному изнеможению наркомана, его нервному истощению, бессоннице, подавленности.
Воздержание при кокаинизме сопровождается менее мучительной ломкой, чем у морфинистов. Но симптомы отчуждения проявляются четко: бессонница, крайняя усталость, нервозность, подавленность, мания преследования, отсутствие аппетита. У мужчин к этому времени формируется импотенция.
Предпочтение кокаину отдают богатые наркоманы из-за того, что отравление им наступает не сразу, а лишь при длительном употреблении. Привлекает и то, что не надо вводить его внутривенно, приводя в негодность кровеносные сосуды. Даже втягивать в себя дурно пахнущий дым, как при гашишизме, тоже не нужно. Вдохнул в себя немного «серебристой пыли» — порошка кокаина — и получил желаемое состояние: после первых доз — легкое головокружение и незначительную боль в голове, которые вскоре сменяются повышенной интеллектуальной активностью и приятным самочувствием.
Особенности действия кокаина: возникновение графомании — пишутся письма, заявления с неоднократно повторяющимися пространными рассуждениями. Возбуждение, продолжающееся около двух часов, сменяется упадком сил, апатией, подавленным состоянием. Появляются иллюзии и галлюцинации, нередко сопровождающиеся страхом. По мере привыкания к кокаину снижается память. Характер наркомана изменяется, приобретая такие черты, как черствость, мнительность, подозрительность и, главное, — эгоизм.
Внешние признаки кокаиниста: зрачки расширяются, их реакция на свет вялая, глаза приобретают своеобразный блеск, аппетит снижается. Кожа становится бледной, мышцы — дряблыми. Некоторым представляется, что под кожей у них заложены кристаллы кокаина или что там ползают черви, жуки, пауки, клопы.
Постоянный прием кокаина приводит к полному физическому истощению организма, сердечно-сосудистым нарушениям, снижению иммунитета, а в результате возникает повышенная предрасположенность к инфекционным заболеваниям, в том числе гепатиту, заражению крови; часты тромбозы вен. Для нюхальщиков кокаина характерно разрушение носовой перегородки с последующим западением спинки носа. При длительном употреблении кокаина после приема дозы больным кажется, что их в пустой комнате окружают звери (чаще всего мелкие животные — мыши, крысы и т.д.), люди, которые строят им зловещие рожи, угрожают. Возникают также слуховые галлюцинации комментирующего, осуждающего характера в виде монологов и диалогов. В диалогах одни голоса их ругают, оскорбляют, другие — жалеют, защищают. Больным кажется, что они попали в сферу действия потусторонних сил, электромагнитного поля, космического излучения. И выхода нет. Нередки случаи смерти кокаиниста от острой сердечной недостаточности или из-за передозировки, в состоянии психоза, в результате суицида.
В середине 80-х гг. в США появился новый супернаркотик под названием «крэк», представляющий собой кокаин, особым способом очищенный до кристаллизованной формы, устойчивой к нагреванию. Из-за высокого эйфоризирующего действия крэка достаточно однократного приема, чтобы пристраститься к этому наркотику навсегда. Его курят, делают инъекции. Наркофирмы Америки используют этот наркотик для массовой наркотизации детей как наиболее «эффективный» и дешевый. По циничному признанию одного из торговцев крэком, школьники «до обеденного перерыва расхватывают все запасы».
Внутривенное введение крэка чревато теми же последствиями, что и при внутривенном введении других наркотиков: чаще всего это сывороточный гепатит В, тромбоз вен и заражение крови, включая ее ВИЧ-инфицирование.
Наступление и скорость развития абстинентного синдрома в значительной степени зависит от способа употребления крэка: быстрее его симптомы проявляются при внутривенном введении интоксиканта.
Состояние абстиненции у наркоманов, употребляющих крэк, может продолжаться от нескольких дней до нескольких недель, в течение которых у них наблюдается вялость, повышенная утомляемость, чувство тревоги и вины, беспомощность, осознание собственной никчемности и безнадежности.
По общему признанию, рекордсменами по наркотизации крэком являются жители городских районов США, населенных латиноамериканцами и неграми. Этому соответствует и самый высокий уровень совершаемых там преступлений.