Существует четыре группы неспецифических факторов, требующих обязательного учета в профилактической работе с подростками.
1. Нарушенная социальная микросреда: неполная семья; алкоголизм в семье; отрицательный психологический климат; низкий образовательный уровень родителей и неправильное семейное воспитание; асоциальная компания.
2. Индивидуально-биологические (сомато-неврологические) особенности личности: наследственная отягощенность в отношении психических заболеваний и алкоголизма; тяжелые соматические заболевания и нейроинфекции в раннем детстве.
3. Индивидуально-психологические особенности и нервно-психические аномалии личности: невротизация; выраженные акцентуации характера, преимущественно конформного, гипертимного, эпилептоидного неустойчивого типов; патохарактерологическое развитие личности и психопатия.
4. Нравственная незрелость личности: отрицательное отношение к обучению и низкий образовательный уровень; отсутствие общественно-политической активности и социально значимых установок; узкий круг и неустойчивость интересов, отсутствие увлечений и духовных запросов; неопределенность в вопросах профессиональной ориентации, отсутствие установки на трудовую деятельность; дефицит мотивации поведения, уход от ответственных ситуаций и решений; утрата «перспективы жизни» (видения путей развития своей личности).
В случаях раннего алкоголизма следует особо отметить и анатомо-физиологические особенности подростково-юношеского возраста, заключающиеся в усиленном росте и развитии организма, эндокринных сдвигах, усиленном половом созревании, формировании личности, психики.
Таким образом, алкоголизм — это во многом неспецифический маркер социально-психологической несостоятельности личности и индикатор порочности микросреды, это один из показателей невключенности человека в сферу общественно полезной деятельности.
Терминология наркотизма
Наркотические средства законно могут применяться только по назначению врача при соответствующих медицинских показаниях и в соответствующих дозах. Остальные варианты использования этих препаратов (т.е. их немедицинское употребление) относятся к категории злоупотреблений, поскольку являются нарушением морально-этических норм страны, гражданином которой является данный субъект.
Наркотики (от греческого narke — оцепенение; narkotikos — приводящий в оцепенение) — это сильнодействующие природные (в основном растительные), а также синтетические вещества, парализующие деятельность центральной нервной системы, вызывающие искусственный сон, иногда — неадекватное поведение и галлюцинации, а при передозировке — потерю сознания и смерть.
Понятие «наркотик», или «наркотическое средство», определяется тремя взаимосвязанными критериями — медицинским, социальным и юридическим.
Медицинский — если соответствующее вещество (средство, лекарственная форма) оказывает такое специфическое действие на центральную нервную систему (стимулирующее, седативное, галлюциногенное и др.), которое является причиной его немедицинского применения.
Социальный — если это немедицинское применение принимает такие масштабы, что приобретает социальную значимость.
Юридический — если, исходя из двух первых предпосылок, соответствующая инстанция (в нашей стране — это Министерство здравоохранения РФ) признала это средство наркотическим и включила в список наркотических средств.
В правовом отношении средство признается наркотическим только при наличии этих трех критериев. Юридический аспект определяет меру общественной опасности, связанной с приемом этих средств.
На международном уровне отнесение средств к наркотическим является прерогативой Организации Объединенных Наций. А на национальном — органа, уполномоченного национальным правительством. В нашей стране к наркотикам относятся вещества, которые входят в список, утвержденный Министерством здравоохранения СССР (а теперь РФ). Список периодически пересматривается. Например, химически обработанный эфедрин, употребляемый наркоманами, введен в список наркотиков недавно, хотя злоупотребления эфедрином отмечались более 30 лет назад, но тогда это средство не считалось наркотическим.
Согласно определению, предложенному ВОЗ, наркоман — это человек, у которого в связи с приемом наркотиков возникает состояние периодической или постоянной интоксикации (отравления), представляющее опасность для него самого и окружающих; который ввиду нарастающей толерантности (устойчивости к наркотику) постоянно повышает дозу вводимого вещества для получения желаемого эффекта; у которого наблюдается выраженная психическая или физическая зависимость от вводимого препарата, что проявляется в непреодолимом (компулъсивном) влечении к наркотику и заставляет добиваться его приобретения любыми путями.
Наркомания (от греческого narke — оцепенение и mania — безумие, восторженность, страсть) — это болезнь, которая проявляется влечением к постоянному приему в возрастающих количествах наркотических средств вследствие стойкой психической и физической зависимости от них с развитием синдрома лишения — абстиненции — в случае прекращения их приема.
Диагноз «наркомания» устанавливается только при развитии специфического комплекса клинических признаков заболевания, которые отражают динамику развития наркоманической зависимости. Развитие наркомании происходит в три стадии. Повторный, а иногда и однократный прием наркотика в некоторых случаях формирует признаки первой стадии наркомании — индивидуальную психическую зависимость.
Психическая зависимость — болезненное стремление принимать препарат с тем, чтобы испытать определенные ощущения или снять явления психического дискомфорта. Психическая зависимость возникает во всех случаях систематического употребления наркотиков. Ее признаки: ясно выраженное постоянное желание продолжать употребление данного вещества, добывая его любыми путями; тенденция увеличивать дозу приема, обнаруживая рост устойчивости; возникновение индивидуальных и социальных проблем. Перерыв в употреблении наркотика вызывает чувство тревоги и напряжения, но нет тяжелого физического дискомфорта. Внешние проявления сформировавшейся психической зависимости: создание соответствующего круга общения с людьми, злоупотребляющими наркотиками; начало употребления наркотического средства в одиночку и поиск заменителей в случае его отсутствия.
Субъективные проявления первой стадии зависимости: постоянное стремление к повторному употреблению интоксиканта, нарушение сна, снижение настроения, раздражительность, неспособность сконцентрировать внимание, депрессия, угасание рефлексов (например, рвотного при чрезмерной дозировке). Начиная с первой стадии и на всем протяжении болезни растет толерантность к наркотику, а следовательно, требуется непрерывное увеличение принимаемой дозы для достижения ожидаемого состояния. В некоторых случаях проявляется социальная дезадаптация.
Вторая стадия — физическая зависимость характеризуется непреодолимым, т.е. компульсивным, влечением к наркотику, потерей контроля за принимаемой дозой, физическим комфортом в состоянии интоксикации и проявлением синдрома лишения, т.е. абстинентного синдрома, в случае прекращения приема наркотического средства.
Прием наркотиков наркоманом с длительным стажем осуществляется не столько для эйфоризации, сколько для выравнивания своего физического состояния при синдроме лишения (отнятия) наркотика, т.е. абстиненции. Синдром отмены проявляется обычно через 12-48 ч после прекращения приема наркотика. Состояние абстиненции (называемое ломкой при опийной наркомании) доставляет наркоману физические страдания: сильнейшие спазмы внутренних органов и мышц, нарушение функций желудочно-кишечного тракта и сердечно-сосудистой системы, слюнотечение, повышенную секрецию желез. Такие явления сопровождаются и психическими симптомами: бессонницей, подавленностью, разбитостью, чувством тревоги и страха, приступами истерии, психомоторным возбуждением. Все помыслы человека в состоянии абстиненции направлены только на одно — во что бы то ни стало, любой ценой найти и ввести себе определенную дозу наркотика, быстро снимающего страшные симптомы абстиненции. Как показывает практика, наркоманы самостоятельно, без помощи врача, не в состоянии преодолеть этот синдром.
Третья стадия развития наркомании — синдром измененной реактивности — отражает наиболее глубокую перестройку организма при хронической интоксикации, максимально возросшую толерантность, многократно превышающую физиологические возможности обычного человека, снижение защитных реакций, изменение формы потребления наркотика и формы опьянения. Возникает истощение всех систем организма, возможна полинаркомания. В подростковом возрасте развитие наркомании обычно не успевает достичь третьей стадии.
Фармакологическая зависимость у наркомана формируется из-за включения употребляемого им наркотического средства в систему метаболизма (обмена веществ), что обусловлено биохимическим сродством наркотика с определенными метаболитами (промежуточными продуктами обмена веществ). Дело в том, что наркотики (или их ближайшие аналоги) содержатся не только в растениях, но и — самое главное! — вырабатываются нашим организмом. Они необходимы для тонкой нейрогормональной регуляции основных жизненных функций. Так, например, в наркотиках эйфорического действия содержатся вещества, по структуре приближающиеся к индолу. А в организме человека индол входит во многие соединения, используемые в работе нервных клеток. Это родство навело ученых на мысль о химической мимикрии. «Подделываясь» под индольные соединения, наркотики проникают через оболочки тех нервных клеток, возбуждение которых вызывает у человека состояние блаженства.
Однако за вторжение наркотиков в организм с целью получения иллюзорного удовольствия, не имеющего ничего общего с эмоциями, возникающими в обычном, нормальном состоянии, человеку приходится расплачиваться.
Когда наркотики вводятся извне, организм, стремясь сохранить присущий ему оптимальный уровень саморегуляции, прекращает внутреннее производство собственных наркотических продуктов до тех пор, пока их аналоги, введенные в составе наркотического средства, не будут выведены из организма естественным путем. Так, к примеру, происходит при использовании наркотиков из группы опиатов с целью обезболивания при хирургических операциях.
Если же введение наркотических средств извне становится регулярным, их эндогенное, т.е. внутреннее, производство постепенно подавляется, иногда полностью. Организм воспринимает это как острое (а затем и хроническое) голодание, т.е. испытывает дефицит определенных нейрогормональных компонентов, необходимых для нормального функционирования.
Механизм этого процесса можно рассмотреть на примере морфина и морфиноподобных веществ. По своей структуре опиаты близки к находящимся в организме естественным биоорганическим соединениям, так называемым опиоидным пептидам мозга — эндорфинам и энкефалинам, являющимся межклеточными и межтканевыми регуляторами нервных процессов. Эти вещества так же, как и морфин могут притуплять чувство боли и давать другие эффекты. Однако количество их в организме очень невелико, и при выходе из «депо» они быстро разрушаются специальными ферментами.
При первых приемах морфина и морфиноподобных веществ они остаются в организме довольно долгое время, но при повторных приемах значительно активизируются ферменты, разрушающие эти наркотики. Поэтому для получения желаемого эффекта приходится повышать их дозы. При медицинском применении с целью обезболивания дозы морфина не превышают определенного предела. Кроме того, морфиноподобные препараты чередуются с другими обезболивающими средствами, что помогает избежать привыкания, т. е. возникновения зависимости от препарата.