Большевики и левые эсеры, пришедшие к руководству Россией в результате Октябрьской революции, конечно же, понимали, что завоеванную власть будет необходимо защищать. Первоначально они опирались на созданные в период революции отряды Красной гвардии и революционных солдат и матросов. Однако эти отряды были малочисленны и слабо вооружены. Старая армия также не могла обеспечить защиту государства от внешних врагов, т.к. была утомлена длительной войной и по существу распалась, причем для этого, немало сделали и сами большевики.
Начиная с октября 1917 г., различными органами власти Советского государства был издан ряд документов, направленных на слом старых армейских порядков. Они противоречили всем ранее принятым установлениям о военном управлении и во многих отношениях не имели аналогов в сфере военного строительства не только России, но и подавляющего числа зарубежных государств. К указанным актам следует отнести, прежде всего, декреты II Всероссийского съезда Советов от 26 октября 1917 г. об армейских революционных комитетах и об отмене смертной казни, а также декрет СНК РСФСР от 16 декабря 1917 г. «О выборном начале и об организации власти в армии». Конечно, введенные меры были временными, и впоследствии большевики были вынуждены вернуться к более «традиционным» принципам и способам построения и комплектования Вооруженных Сил, но они отразили сущность военной политики, проводимой силами, пришедшими к управлению страной.
Декретом СНК от 15 января 1918 г. было постановлено образовать новую армию под названием «Рабоче-крестьянская Красная армия». 12 февраля 1918 г. был принят декрет об организации Рабоче-крестьянского Красного флота. Новая армия имела классовый характер и строилась первоначально на добровольных началах.
Как вскоре осознало советское руководство, добровольческий принцип комплектования не мог обеспечить создания постоянной регулярной армии, необходимой для борьбы с многочисленными внутренними и внешними врагами советской власти: к лету 1918 г. вооруженные силы РСФСР, включая отряды по заготовке продовольствия (продотряды) и партизанские отряды, насчитывали всего лишь 450 тыс. человек. Поэтому были осуществлены мероприятия, подготовившие условия для перехода к комплектованию Красной Армии на основе обязательного призыва трудящихся в её ряды.
Во-первых, на местах создаются волостные, уездные и губернские комиссариаты по военным делам, решавшие задачи набора, обучения военнообязанных и формирования воинских частей. Во-вторых, постановлением ВЦИК «О порядке замещения должностей в Рабоче-крестьянской Красной Армии» (апрель 1918 г.) отменяется выборность командного состава – командиры стали назначаться. В-третьих, вводится всеобщее военное обучение трудящихся от 18 до 40 лет.
29 мая 1918 г. ВЦИК принял декрет о мобилизации в ряды Красной Армии военнообязанных ряда городов и губерний, а 10 июля 1918 г. V Всероссийский съезд Советов постановлением «Об организации Красной Армии» одобрил переход к всеобщей воинской повинности трудящихся и её распространение на всю территорию Советской Республики.
Воинская обязанность устанавливалась для всего населения, но принцип классового подбора в армию сохранялся. До сих пор нетрудовые элементы вовсе не допускались в Вооруженные Силы. Теперь их привлекали к несению воинской обязанности, но право и обязанность защищать страну с оружием в руках имели только трудящиеся. Буржуазные же элементы использовались в тыловом ополчении, для комплектования нестроевых частей, военно-строительных подразделений и т.п.
Переход к новому принципу комплектования не исключал возможности и добровольного поступления в ряды Красной Армии, в том числе и для иностранцев. В Красной Армии появились мадьяры, чехи, а также китайцы, представители других национальностей (всего около 250 тыс.).
Введение всеобщей воинской обязанности позволило увеличить численность Красной Армии: к осени 1918 г. – до 800 тыс. чел., к лету 1919 г. – до 3 млн. чел., а концу гражданской войны – до 5,5 млн. чел. Всего в ходе войны было сформировано 22 армии, из них 2 конные, и 174 дивизии.
Создание органов военного управления шло одновременно с формированием Красной Армии. При учреждении СНК в его составе был образован Комитет по делам военным и морским. В декабре 1917 г. он был реорганизован в Коллегию Народных комиссаров по военным делам, а затем – в Народный комиссариат по военным делам.
В марте 1918 г. при СНК был образован Высший военный совет, а 2 сентября вместо него создан новый высший орган военного управления – Реввоенсовет (его председателем назначался Нарком по военным и морским делам), и одновременно учреждена должность Главнокомандующего всеми вооруженными силами Республики. Управление войсковыми объединениями возглавляли созданные летом и осенью 1918 г. реввоенсоветы фронтов и армий.
Создание массовой регулярной Красной Армии потребовало поиска соответствующих командных кадров. Организовывалась широкая сеть военно-учебных заведений. Еще в конце 1918 г. в Москве были открыты Академия Главного штаба, Артиллерийская и Военно-инженерная академии и другие высшие учебные заведения. Для подготовки высших военно-политических кадров в 1920 г. был создан Красноармейский университет. Кроме того, с 1918 г. стали создаваться многочисленные школы и курсы для ускоренной подготовки командных кадров всех родов оружия и всех рангов.
Однако, военная обстановка, развертывание армии требовали немедленного обеспечения всех частей и подразделений командирами. В таких условиях Советское правительство посчитало возможным привлечь к командной службе специалистов старой армии и флота, обладавших военными знаниями и боевым опытом.
На основании постановления V Всероссийского съезда Советов все офицеры брались на учет и, по возможности и необходимости, назначались на соответствующие командные посты. В тоже время они предупреждались, что будут строго караться за злоупотребление своим положением в контрреволюционных целях. Всего до конца гражданской войны в РККА было призвано 48,5 тыс. офицеров и генералов. Кроме того, было призвано 10,3 тыс. военных чиновников, около 14 тыс. военных врачей. В 1919 г. военные специалисты составляли 53 % командного состава Красной Армии.
Привлечение военных специалистов требовало строгого контроля за их деятельностью и политического руководства ею. В тоже время приход в армию широких, в большинстве своем крестьянских масс, ставил вопрос о необходимости серьезной политико-воспитательной работы. Решение этих задач возлагалось на военных комиссаров. Институт военных комиссаров был введен весной 1918 г. При этом комиссары наделялись правами, равными правам командиров. Они руководили политической работой в войсках, контролировали работу бывших офицеров, воодушевляли бойцов личным примером. При Наркомвоенделе образуется Всероссийское бюро военных комиссаров, возглавившее систему комиссаров воинских частей и подразделений. Весной 1919 г. функции бюро перешли к Политическому отделу Реввоенсовета республики.
Одним из направлений деятельности военных комиссаров была борьба за установление железной дисциплины и порядка в Красной Армии. Дело в том, что в РККА долгое время сохранялись партизанские и добровольческие традиции, поддерживаемые некоторыми членами политического руководства страны (так называемой «военной оппозицией»). V съезд Советов указал, что вооруженные силы надлежит строить по единому плану, на научной основе, с учетом опыта войны, так, чтобы при наименьших затратах сил и средств был достигнут наибольший результат. В 1919 г. VIII съезд РКП (б) признал укрепление централизма и дисциплины в Красной Армии неотложной задачей советского военного строительства. Укреплению организованности способствовало введение в Красной Армии своих знаков различия. В отличие от царской и белых армий в советской погоны были заменены нарукавными нашивками и петлицами разного цвета.
В период иностранной интервенции и гражданской войны части и соединения Красной Армии использовались не только для борьбы с врагами, но и для хозяйственного строительства. В начале 1920 г. ряд воинских частей и соединений был направлен на трудовой фронт. Так, 15 января 1920 г. СРКО преобразовал 3-ю Армию без изменения ее внутренней структуры в 1-ю Революционную Армию Труда. Она предназначалась для решения хозяйственных задач на Урале и в Приуралье (заготовка продовольствия, дров, строительные, сельскохозяйственные работы и т.п.). С аналогичными целями была создана Украинская трудовая армия, а затем Трудовая армия юго-востока России. Части, входившие в состав трудовых армий, оставались боевыми единицами. Они могли быть в любой момент вновь брошены в бой, если в этом возникла необходимость.