Экономическое, политическое и социальное развитие Российской империи в начале ХХ в. требовало существенных изменений в праве, поэтому 1900-е гг. были периодом достаточно интенсивной правотворческой деятельности. Было разработано множество законопроектов, однако часть из них застопорилась на стадии обсуждения.
Система источников права в этот период пополняется новыми элементами – постановлениями Совета министров и мнениями Государственного совета. Эти формы, хотя и носили подзаконный характер, однако имели обязательную силу для всех исполнительных органов. Появляется большое число актов, именуемых «временные правила». Совет министров также издавал положения, носившие правоустанавливающий характер и обычно определявшие структуру новообразуемых органов власти и управления. В большом количестве императором издавались указы, направленные, как правило, на проведение, конкретных правовых акций. При реформировании системы и структуры государственных органов, принимались акты, носившие название учреждений.
Кодификационная работа проводилась в Особом отделении государственной канцелярии (по изданию Свода Законов), департаментах Сената, Государственном Совете и Думе, Совет министров и отдельных ведомствах. Руководство этой работой осуществлял Сенат. В начале революции было создано юридическое совещание, выполнявшее функции руководства всей кодификационной деятельностью.
Слово «закон» использовалось в наименовании наиболее фундаментальных актов. В начале XX в. именно закон как общее правило поведения для всех подданных становится главным источником права. При этом закон в материальном смысле отличался от закона в формальном смысле, т.е. распорядительной меры, принимаемой в конкретном случае.
Закон должен был выражать общую волю трех субъектов, которым принадлежала законодательная власть: Государственной Думы, Государственного Совета и императора (в отличие от указа, который мог исходить от одного монарха). По своему содержанию законы делились на предписывающие (в форме повеления или запрещения) и восполнительные (дополнявшие волю частных лиц).
По действию в пространстве и по кругу лиц законы делились на: общие (действовавшие на всей территории империи), местные (действовавшие на ее части), особенные (действующие в отношении особого рода дел) и специальные (действующие в отношении особых категорий лиц). Действие закона во времени начиналось с момента его опубликования, но в силу он вступал с момента получения на данной территории листа сенатского издания Собрания узаконений и распоряжений правительства (если в самом законе был указан срок вступления его в силу).
Правило о том, что закон не имеет обратной силы, было рассчитано на суд, а не на законодателя. Толкование законов осуществляли сам законодатель, Сенат, суд, ученые-правоведы.
Государственное право. 23 апреля 1906 г. Николай II утвердил Основные государственные законы. Основными они назывались потому, что содержали основополагающие нормы о государственной власти в Российской империи, а изменение их могло осуществляться только по инициативе императора, но не Государственной думы или Государственного совета.
В них дана формулировка верховной власти, при этом указание о неограниченности власти монарха было исключено. Законы определяли статус императора, членов императорской фамилии, Думы и Государственного совета, порядок принятия законов. Кроме того, в основных законах были закреплены некоторые общегражданские права и свободы: свобода слова, печати, собраний, создания союзов и объединений, вероисповедания, перемещения, выбора профессии, неприкосновенность собственности и жилища и др.
Некоторые ученые полагают, что Основные государственные законы 1906 г. стали первой российской конституцией. Но большинство все, же придерживается мнения, что в полном смысле они не таковой не являлись, а первая Конституция появилась в России только после Октябрьской революции в 1918 г. Вместе с тем, форму правления в России по Основным государственным законам 1906 г. можно считать ограниченной конституционной монархией.
К отрасли государственного права следует также отнести законодательство о выборах, законы об обществах, союзах и собраниях. Так, в марте 1906 г. были изданы указы «О временных правилах, об обществах и союзах» и «О временных правилах о собраниях».
Гражданское право. В Российской империи гражданское законодательство не было единым для всех подданных. Сложившееся в процессе присоединения новых территорий правило оставлять там старые законы сохранялось и в ХХ в. Поэтому в Финляндии продолжало действовать Шведское уложение 1734 г., а в царстве Польском применялся Французский гражданский кодекс (с дополнениями и изменениями). В Прибалтийских губерниях продолжал действовать Свод местных узаконений губерний Остзейских (т. 3). Кочевые и полукочевые народы азиатской части Российской империи (бродячие инородцы) жили по своим национальным обычаям.
В значительной степени гражданские правоотношения крестьян продолжали регулироваться обычным правом и в русских губерниях: обычай применялся по делам о наследстве и опеке, при решении мелких гражданско-правовых споров. Обычай использовался при разрешении дел и мировыми судами, причем безотносительно к сословию спорящих, если в праве существовал пробел, и хотя бы одна из сторон ссылалась на обычай. Законом от 15 июня 1912 г. это правило было распространено на окружные суды. Торговые споры все суды при неполноте закона также были обязаны решать на основе обычного права, а в делах о торговой поклаже и при толковании договоров нормы обычного права и вовсе имели преобладающее значение.
Нормы гражданского права содержались в основном в Своде законов гражданских (ч. 1, т. Х Свода законов Российской империи). Однако он во многом не удовлетворял требованиям развивающегося буржуазного общества. В 1882 г. была учреждена комиссия для составления Гражданского уложения, которая подготовила к 1905 г. два проекта, но они так и не были приняты.
Большую роль в приспособлении гражданского права к требованиям капиталистического производства начинает играть Сенат в качестве толкователя законов и создателя новых правовых норм. Правотворческая деятельность Сената проявилась, прежде всего, через деятельность его гражданского кассационного департамента. Юридическое значение сенатских кассационных решений оценивалось по-разному. Сенат претендовал на то, чтобы его решения были обязательными для всех судов. Но в науке сложилась иная точка зрения: на основании ст. 815 Устава гражданского судопроизводства большинство ученых признавали обязательными решения Сената только для конкретного суда, решение которого рассматривалось в кассационном порядке. Однако на практике все суды признавали решения Сената обязательными наравне с законом.
Сенатская практика не только развивала и преобразовывала институты гражданского права, но и создавала новые, опираясь на «общее разумение законов». Именно таким образом появилось, например, различие аванса и задатка, институт неосновательного обогащения, договор в пользу третьего лица.
В отличие от гражданских кодексов буржуазных государств, ч. 1 т. X Свода законов не имела раздела «Лица», что было вызвано серьезными различиями в правовом положении подданных Российской империи. Так, после отмены крепостного права на крестьян были распространены отнюдь не все нормы гражданского права (в частности, в отношении землевладения). Ограничения сохранялись также для евреев (иудеев) и женщин.
Институты вещного права в законодательстве были разработаны гораздо лучше по сравнению с нормами обязательственного права. Выделялись институты права владения (независимо от основания), права собственности, права на чужие вещи (сервитуты). Вместе с тем, в вещном праве сохранялись некоторые чисто феодальные институты, такие как заповедные и родовые имущества (имения). Правомочия собственника по распоряжению таким имуществом было ограничено (его нельзя было дарить, ограничивалась свобода завещания).
К правам на чужие вещи относились право пользования вещью и её плодами, право использования угодий в чужих землях, право застройки (с 1912 г.) – лицо могло пользоваться землей сроком от 36 до 99 лет для постройки здания.
Обязательственному праву были известны договоры: купли-продажи, запродажи (т.е. договор о будущей продаже), мены, поставки, дарения, имущественного найма или проката (в отношении недвижимости употреблялся термин «аренда»), договор безвозмездного пользования (ссуда). Максимальный размер процентов по договору займа был ограничен 12 %. Ч. 1 т. X Свода законов регулировались также договоры подряда, личного найма, страхования, товарищества.
В гражданском праве получили развитие такие подотрасли, как авторское и промышленное право. Объектом авторского права являлся продукт духовного творчества, выраженный во внешней форме (книги, речи, лекции и т.п.). После смерти автора его права переходили к наследникам на срок до 50 лет. К промышленным правам относились права изобретателя, право на фирму и товарный знак. В случае государственной необходимости право на изобретение, согласно закону от 28 июня 1912 г., могло быть принудительно отчуждено.
Определенные изменения произошли в наследственном праве. Законом от 3 июня 1912 г. были расширены права женщин-наследниц: дочери были уравнены с сыновьями в наследовании движимого имущества и недвижимости в городах. При наследовании недвижимого имущества за городской чертой доля дочерей была увеличена до 1/7. Для сестер при братьях порядок наследования был установлен аналогично наследованию дочери при сыновьях. Во вторую очередь к наследованию призывались боковые родственники, но минуя восходящих. Внебрачные дети могли по закону 1902 г. наследовать только благоприобретенное (т.е. не родовое) имущество матери.
Семейное право. Большинство институтов этой отрасли, сложившиеся еще в XVIII-XIX вв., продолжали действовать и в начале XX в., но некоторые изменения все, же произошли. Так, изменилось правило о местожительстве супругов (ранее местожительство семьи определялось местожительством мужа): закон от 14 марта 1914 г. установил возможность раздельного проживания, если для одного из супругов совместная жизнь представляется невыносимой; принудительное возвращение отменялось.
Закон 1902 г. предоставил некоторые права внебрачным детям, но существа их бесправного положения не изменил. Внебрачный ребенок мог требовать от отца пропитания, получал некоторое право на наследование после матери. Впрочем, допускалось усыновление внебрачных детей.
Уголовное право. В начале ХХ в. в России действовало несколько крупных уголовных кодексов: Уложение о наказаниях уголовных и исправительных (в редакции 1885 г.), Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, Воинский устав о наказаниях (в редакции 1899 и 1911 гг.), Устав о ссыльных и др.
22 марта 1903 г. императором было утверждено новое Уголовное уложение. Оно состояло из 37 глав и 687 статей, при этом в нем четко выделялись общая и особенная части, а число составов преступлений было сокращено до 615. Однако вступление в силу Уложения в полном объеме было отложено, оно вводилось в действие постепенно. В 1904 г. были введены в действие общие положения о преступлениях и наказаниях, а также главы о государственных преступлениях (бунте против верховной власти, государственной измене, смуте).
Уголовное уложение 1903 г. давало следующее определение преступления: «Деяние, воспрещенное законом во время его учинения, под страхом его наказания». Принцип аналогии отвергался: «Нет преступления, не наказания без указания на то в законе». Выделялось три группы преступлений:
1) тяжкие преступления, за совершение которых в законе предусматривалась смертная казнь, каторга или ссылка на поселение;
2) преступления, за которые как высшее наказание определялось заключение в исправительном доме, крепости или тюрьме;
3) проступки, за которые высшим наказанием являлся арест или денежный штраф.
Субъектом преступления было вменяемое физическое лицо, достигшее 10-летнего возраста. В качестве состояния невменяемости рассматривалось малолетство, душевная болезнь, глухонемота, а также крайняя необходимость (в том числе состояние голода) и необходимая оборона. «Условная» вменяемость относилась к лицам от 10 до 17 лет. Применение наказания его тяжесть связывались с вопросом о виновности правонарушителя. Вина могла быть умышленной или неосторожной. Приготовление к преступлению наказывалось лишь по наиболее тяжким преступлениям. Добровольный отказ исключал наказание. Покушение на преступление наказывалось только в случаях, предусмотренных законом.
Система наказаний в Уголовном уложении 1903 г. была упрощена. Все наказания делились на главные (8 родов), дополнительные (также 8 родов) и заменяющие. При их назначении учитывалась сословная принадлежность и преступника, и жертвы.
Самым тяжким наказанием по-прежнему являлась смертная казнь, хотя она в России и применялась по ограниченному количеству статей уголовных законов. Однако назначение ее по ст. 18 Положения о мерах к ограждению государственного порядка и общественного спокойствия 1881 г. значительно увеличивало число лиц, подвергнутых этому наказанию. Сохранялись и телесные наказания, однако круг лиц, к которым они применялись, и основания применения постепенно сужались. В 1900-1904 гг. были отменены розги для бродяг, плети для ссыльных, телесные наказания в войсках и по приговорам волостных судов.
Ссылка на каторжные работы являлась следующим по тяжести наказанием после смертной казни. С 1906 г. в связи с отменой отбывания каторги на о. Сахалин в пределах европейской части России организуются каторжные тюрьмы.
В качестве дополнительного наказания Уголовное уложение 1903 г. знало три вида лишения прав:
1) лишение всех прав состояния, т.е. потеря сословных прав, титулов, чинов и знаков отличия, права поступать на государственную или общественную службу, ограничение имущественных и некоторых других прав;
2) лишение всех особенных прав и преимуществ, как личных, так и по состоянию присвоенных, выражавшееся в запрещении поступать на государственную и общественную службу, записываться в гильдии, выступать свидетелем в гражданском процессе, быть опекуном, поверенным;
3) лишение некоторых прав и преимуществ зависело от сословий принадлежности лица и выражалось главным образом в лишении права избирать в сословные учреждения.
Наиболее опасным государственным преступлением по уголовному уложению являлось «посягательство на жизнь, здоровье, свободу и вообще на неприкосновенность» императора, императрицы и наследника престола, лишение его верховной власти или ее ограничение, а также на ниспровержение императора с престола. Это преступление, как и приготовление к нему карались смертной казнью.
Остальные, кроме государственных и некоторых должностных, преступления продолжали квалифицироваться по статьям Уложения о наказаниях уголовных и исправительных. Хотя Уголовное уложение 1903 г. и содержало статьи о преступлениях против имущественных интересов казны, общественного благоустройства и благочиния, против законов о состояниях, имущественных преступлениях, они так и не были введены в действие.
В 1909 г. был принят закон о досрочном освобождении, которое могло применяться к осужденным к лишению свободы в тюрьме, исправительном доме, или исправительном арестантском отделении. Условия и порядок досрочного освобождения были достаточно сложными.
С 1910 г. время, проведенное арестованным в предварительном заключении, стало засчитываться в срок заключения. В 1913 г. суду предоставлено право восстановления в правах или реабилитации.
Процессуальное право. Следует обратить внимание на несколько актов, принятых в годы первой русской революции. В июне 1905 г. было издано Мнение Государственного совета о некоторых изменениях и дополнениях Закона «О порядке производства по делам о преступных деяниях государственных», а в марте 1906 г. – Указ «О мерах к сокращению производства наиболее важных уголовных дел».
Особое место занимает Положение об учреждении военно-полевых судов, утвержденное императором в августе 1906 г. Такие суды могли создаваться по требованиям генерал-губернаторов и военного командования в местностях, объявленных на военном положении или на положении чрезвычайной охраны. Фактически они являлись карательными органами, имеющими возможность рассматривать по упрощенной процедуре уголовные дела различных категорий в отношении всех граждан фактически без каких-либо ограничений. Перечень преступлений, за совершение которых виновные лица предавались военно-полевому суду, конкретно определен не был, что давало возможность органам военного управления решать этот вопрос по собственному усмотрению.
Согласно Положению на рассмотрение военно-полевых судов могло быть передано любое дело, лишь бы «учинение преступления было настолько очевидным, что нет надобности в его расследовании». Военно-полевые суды создавались не как постоянные судебные органы, а учреждались начальником гарнизона из числа офицеров для рассмотрения «каждого дела в отдельности». Характерно, что на их деятельность не распространялись принципы гласности судопроизводства и права подсудимых на защиту. Поэтому уголовные дела рассматривались в закрытых судебных заседаниях и в течение не более 2-х суток с исполнением вынесенного приговора в течение суток, т.к. процедура обжалования приговора не соблюдалась.
Положение о военно-полевых судах действовало меньше года и утратило силу в апреле 1907 г. в соответствии со ст. 87 Основных государственных законов. Однако, по имеющимся данным, за это время военно-полевыми судами было осуждено около 1300 человек, подавляющее большинство из которых (1102 человека) было расстреляно, а остальные приговорены в основном к каторге и ссылке.
Глава X.