На самостоятельную работу выносятся темы, вопросы и задания, требующие от студента более глубокого и детального изучения. При этом студенту предлагается обобщить изученный материал в виде различных материалов, таблиц, схем, что потребует от него умения сопоставлять различные точки зрения и определять самые приемлемые, критически анализировать публикуемые в СМИ материалы, устанавливать их жанровые и стилистические особенности, работать с первоисточниками, специальными словарями и т.д. Подобная работа в определенной степени формирует научное мышление, позволяет студенту ориентироваться в мире современной журналистики.
№ | Содержание заданий | Кол. часов | Срок сдачи | Форма контроля |
СРС №1 | Проанализируйте газетный материал. Определите жанр публикации, его особенности, структуру. Выявите недостатки и ошибки (если таковые имеются) | 3-я неделя | Письменный анализ | |
СРС №2 | Напишите очерк об известном в вашем крае человеке, используя арсенал изобразительных средств публицистического стиля. | 7-я неделя | Очерк | |
СРС №3 | Возьмите интервью у одного из преподавателей вашего вуза на любую тему. | 8-я неделя | Интервью | |
СРС №4 | Напишите и опубликуйте заметку в вашей газете. | 14-я неделя | Публикация в газете. |
ГЛОССАРИЙ №1
1. | Содержание – действительность, отраженная автором под углом его мировоззрения |
2. | Форма – словесная структура, выражающая данное содержание |
3. | Образ – способ отражения жизни в искусстве |
4. | Тема – общественно значимая проблема, изображенная автором через картину жизни |
5. | Идея – авторское отношение к изображаемым событиям и характерам |
6. | Сюжет – авторская система событий |
7. | Фабула – цепь основных событий |
8. | Композиция – построение произведения |
9. | Жанр – конкретная разновидность журналистского материала |
10. | Жанры новостные – отвечают на 6 основных вопросов |
11. | Жанры рациональной публицистики – устанавливают связь события с другими событиями |
12. | Жанры эмоциональной публицистики – о человеке, его переживаниях. |
13. | Короткая новость – жанр новостной |
14. | Расширенная новостная заметка – жанр новостной |
15. | «Песочные часы» - жанр новостной |
16. | Информационное интервью – жанр новостной |
17. | Ньюс-фиче – жанр рациональной публицистики |
18. | Комментарий – жанр рациональной публицистики |
19. | Аналитическая статья – жанр рациональной публицистики |
20. | Экспертное интервью – жанр рациональной публицистики |
23. | Репортаж – жанр эмоциональной публицистики |
24. | Фиче – жанр эмоциональной публицистики |
25. | Личностное интервью – жанр эмоциональной публицистики |
26. | Портрет – жанр эмоциональной публицистики |
27. | «Перевернутая пирамида» - схема, нарушающая хронологию события: в начале – самое важное, затем – менее важное. |
28. | Ядро, деталь и бэкграунд – элементы новости |
29. | Непосредственная актуальность – событие свежее |
30. | Латентная актуальность – давно существует |
31. | Календарная актуальность – привязана к датам |
32. | Кажущаяся актуальность – все больше, все чаще… |
33. | Многопредметная новость – заметка о нескольких событиях, связанных общей темой |
34. | «Оживленная» новость – добавление в заметку живых примеров |
35. | «Мягкая» новость рассказ о событии в хронологическом порядке |
36. | Репортаж – рассказ очевидца |
37. | Верстка |
38. | Монтаж |
39. | Дизайн газеты |
40. | Кодекс этики журналиста Республики Казахстан от 30.10.2012 г. |
Методические указания и рекомендации по выполнению письменных работ (эссе и контрольных тестовых работ)
Список тем письменных творческих работ (эссе) и докладов предлагается студентам в начале учебного года. Студент вправе выбрать тему из данного списка или предложить свою (согласовав с преподавателем). Не разрешается представлять одну и ту же работу более чем по одному предметному курсу. Вопросы и задания по контрольным работам становятся известны непосредственно при тестировании. Требования к набранным на компьютере творческим работам: двойной интервал, кегль -14, цитирование и сноски в соответствии с принятыми стандартами, тщательная выверенность грамматики, орфографии и синтаксиса. Текст эссе должен быть не менее от 8 до 12 страниц.
Творческая работа не должна быть ни в коем случае реферативного, описательного характера, большое место в ней должно быть уделено аргументированному представлению своей точки зрения студентами, критической оценке рассматриваемого материала и проблематики, что должно выявить их аналитические способности. То же касается и устного выступления-доклада, который должен представлять собой не пересказ чужих мыслей, а попытку самостоятельной проблематизации и концептуализации определенной, достаточно узкой и конкретной темы, связанной с той или иной категорией теории или истории декоративно-прикладного искусства. Тестирование проводится с тем, чтобы проверить усвоение студентами материала курса, их умение успешно концептуализировать литературно-критический материал, предложенный их вниманию, а также, применять полученные знания на практике, в анализе и в процессе «понимания» разнообразных произведений декоративно-прикладного искусства. Поэтому в контрольную работу включены как вопросы, проверяющие собственно степень знакомства и понимания студентами теоретического и исторического материала, так и более свободные, творческие задания, рассчитанные на проверку способности студентов к практике анализа произведений декоративно-прикладного искусства. Объем контрольной работы, включая творческие задания, - 2 академических часа.
Комплект индивидуальных занятий (рефератов, эссе) по мастерству журналиста, тематика курсовых работ (проектов)
1. Типология современного телевидения
2. Этика журналистского творчества.
3. Телевидение: предпосылки возникновения и дальнейшее развитие.
4. Система современных аудиовизуальных СМИ.
5. Жанры тележурналистики.
6. Интернет: особенности развития.
7. Теория тележурналистики в ее историческом развитии.
8. Контрапунктная вязь слова и изображения.
9. Информационные жанры телевизионной журналистики.
10. Правовое регулирование СМИ.
11. Особенности закона о рекламе.
12. Телевидения – становление и развитие.
13. Информационная безопасность.
14. Типология современного телевидения.
15. Типология ТВ.
16. Социальная позиция журналиста.
17. Социальные функции телевидения.
18. Аналитические жанры тележурналистики.
19. Права и обязанности журналистов
20. Свобода журналистики
21. Цензура и ее роль в истории тележурналистики.
22. Информационная функция тележурналистики.
23. Культурно-рекреативная функция тележурналистики.
СМК ЖГУП/УМКД.09-2015 Ф.4.09-33