Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


А) Макса Вебер - одним из основателей современной социологии




Макса Вебера, немецкого социального философа, экономиста и историка, также часто называют одним из основателей современной социологии. Аргументы в пользу этого утверждения таковы:

1) он дал систематическое изложение концептуаль­ных основ социологической перспективы;

2) он разработал последовательную философию со­циальной науки, которая осмыслила сущностные основы социального действия;

3) в ряде самостоятельных областей он уловил основ­ные характеристики современной индустриальной цивилизации;

4) через эмпирические исследования современного общества он идентифицировал ряд ключевых воп­росов, которые стали средоточием дальнейших принципиальных дискуссий в рамках данной дис­циплины;

5) его собственная жизнь представляет собой убеди­тельный пример социологии как призвания.

Б) Идеальные типы социальных действий.

Одним из центральных понятий веберовской со­циологии выступает социальное действие. Качественное своеобразие чисто социо­логических подходов заключается в том, что соци­ология изучает обобщенное поведение людей — как если бы оно протекало в неких идеальных условиях. При этом ее интересует не только ориентированность действий на других людей, но и степень наполненно­сти их определенным смыслом. Понятие же смысла выводится из соотношения цели и средств. Изучение различных вариантов такого соотношения приводит Вебера к построению идеальной типологии социальных действий. Речь идет о том, что любые поступки и действия, совершаемые человеческими существами, могут быть «измерены» с помощью этих своеобразных эталонов, то есть могут с большей или меньшей степенью при­ближения отнесены к одному из четырех идеальных типов:

Целерациональное действие. Этот в максимальной степени рациональный тип действия характеризуется ясностью и осознанием поставленной цели, причем, это соотносится с рационально осмысленными средствами, обеспечивающими достижение именно этой, а не какой-то иной цели.

Ценностно-рациональное действие. Этот идеаль­ный тип социального действия предполагает соверше­ние таких поступков, которые основаны на убежден­ности в самодостаточной ценности поступка как тако­вого, другими словами, здесь в качестве цели выступает само действие.

Традиционное действие. Этот тип действия фор­мируется на основе следования традиции, то есть под­ражания тем или иным образцам поведения, сложив­шимся в культуре и одобряемым ею, а потому практи­чески не подлежащим рациональному осмыслению и критике.

Аффективное действие. Наименее осмысленное из приведенных в таблице идеальных типов. Главной его характеристикой является определенное эмоцио­нальное состояние — вспышка страсти, ненависти, гнева, ужаса и т. п. Аффективное действие имеет свой «смысл», главным образом, в скорейшем снятии воз­никшего эмоционального напряжения, в разрядке.

В) Социология господства.

Один из вопросов, который постоянно занимает Вебера и к которому он возвращается вновь и вновь в своих работах,— причины, по которым одни люди под­чиняются другим, а также механизмы, с помощью ко­торых осуществляются социальные отношения господ­ства—подчинения. Следует сразу отметить, что Вебер различает власть и господство.

Власть становится господством, когда она расценивается людьми как легитимная. При этом, утверждает Вебер, «...легитимность порядка может быть гарантирована только внутренне, а именно:

1) чисто аффективно: эмоциональной преданностью;

2) ценностно-рационально: верой в абсолютную зна­чимость порядка в качестве выражения высочай­ших непреложных ценностей (нравственных, эс­тетических или каких-либо иных);

3) религиозно: верой в зависимость блага и спасения от сохранения данного порядка».

Существуют три идеологических основания леги­тимности, которые могут облекать правителей властью: традиционное, харизматическое и легально-рациональное. В соответствии с этим Вебер обосновывает три идеальных типа господства, каждый из которых полу­чает наименование по своему идеологическому осно­ванию.

Легально-рациональное господство. (Его иногда называют просто рациональным). Здесь основным мотивом подчинения выступает, в известной степени, удовлетворение собственных интересов каждого от­дельного индивида. При этом люди подчиняются не столько другим людям, сколько общепринятым зако­нам, правилам, которые этими другими людьми выра­жаются и от имени которых они выступают.

Традиционное господство. Оно покоится на при­вычном, чаще всего не вполне осознанном, убеждении в святости и незыблемости общепринятых традиций и в законности прерогатив власти, предоставляемых ими. Приверженец традиционной власти принимает прави­ла, которые воплощают обычай и древнюю практику. В рамках этого типа господства право власти чаще всего носит наследственный характер

Харизматическое господство. Оно основано на исключительных качествах, приписываемых лидеру. Сам термин харизма (от греч. harisma — божественный дар, благодать) в свое время ввел в социологический концептуальный аппарат немецкий теолог Э. Трёльч. При наличии этого типа господства приказы исполня­ются потому, что последователи или ученики убежде­ны в совершенно особом характере своего вождя, власть которого превосходит обычную существующую практику.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-02; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 840 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студенческая общага - это место, где меня научили готовить 20 блюд из макарон и 40 из доширака. А майонез - это вообще десерт. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2346 - | 2304 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.