Теория социальных изменений в социологии существует в нескольких вариантах. Сконструировать модель социального изменения в традициях структурного функционального анализа попытался Роберт Мертон (род. в 1910), находящийся под сильным влиянием идей П.Сорокина и Т.Парсонса. Мертон предложил систему множественных моделей функционального анализа на уровне конкретных социальных систем и общностей. Он наряду с понятием функции ввел понятие «дисфункция», т.е. заявил о возможности отклонения системы от принятой нормативной модели, что, в свою очередь, должно повлечь за собой или новый этап в приспособлении системы к существующему порядку, или определенное изменение системы норм. Таким путем Мертон пытался ввести в функционализм идею изменения. Но он ограничил изменение «средним» уровнем – уровнем конкретной социальной системы, связав его с проблематикой «разлада» системы – с понятием аномии (безнормие).
Кроме разработанной Мертоном модели социального изменения, существует целый ряд других – однофакторных и многофакторных – моделей. Общее, что характеризует все модели, - это попытка выяснения причины становления и развития тех или иных социальных явлений, т.е. попытка дать им причинно-следственное объяснение.
Постиндустриализм.
В отличие от всех вышеназванных направлений это течение социологической мысли целиком и полностью сформировалось в послевоенные годы и посвящено теоретическому осмыслению перспектив развития наиболее развитых стран как образцу для всего человечества. Поэтому постиндустриализм отчасти является футурологией.
Основоположником постиндустриализма является американский социолог Дэниел Белл (род. в 1919), разработавший целостную теорию постиндустриального общества. Понятие постиндустриального общества, по мнению Д.Белла, является аналитической конструкцией, а не картиной специфического или конкретного общества. Он систематически рассматривает изменения, происходящие в трех основных, относительно автономных сферах общества: социальной структуре, политической системе и сфере культуры (при этом к социальной структуре Белл несколько нетрадиционно относит экономику, технологию и систему занятости). Концепция постиндустриального общества, по Беллу, включает пять основных компонент:
1) в экономическом секторе – переход от производства товаров к расширению сферы услуг;
2) в структуре занятости – доминирование профессионального и технического классов, создание новой «меритократии»;
3) осевой принцип общества – центральное место теоретических знаний;
4) будущая ориентация – особая роль технологии и технологических оценок;
5) принятие решений на основе новой «интеллектуальной технологии».
Основным производственным ресурсом постиндустриального общества является информация.
К постиндустриальному направлению в социологии можно отнести фундаментальную работу Мануэля Кастельса (род. в 1942) «информационная эпоха. Экономика, общество и культура» Предметом исследований Кастельса является осмысление новейших тенденций в развитии общества, связанных с информационно-технологической революцией, глобализацией, экологическими движениями. Кастельс фиксирует новый способ общественного развития – информационный. В этом способе развития источник производительности заключается в технологии генерирования знаний, обработки информации и символической коммуникации. Здесь происходит воздействие знания на само знание. Кастельс отмечает, что в информационном обществе возникает особая социальная организация, в которой операции с информацией становятся базовыми источниками производительности и власти.
Совокупность исследований в области постиндустриальной теории весьма обширна, а ее границы довольно расплывчаты.
Перечень современных школ и направлений можно было бы продолжить. Однако обратим внимание на наиболее крупные различия между ними обусловленные следующими условиями и факторами.
1. Традиционно фиксируется различие между так называемой восточной социально-культурной традицией и западной. Классические социологические концепции, развившиеся в странах Запада (структурный функционализм и др.) существенно отличаются от традиций восточного социологического мышления. Там взаимодействие человека с обществом и природой мыслится иначе. Это видно на примере концепции жизненных сил - универсальной парадигме в социологии, опирающейся на синергетику. (Синергетика - междисциплинарное направление научных исследований, возникшее в начале 70-х годов и ставящее в качестве своей основной задачи познание общих закономерностей и принципов, лежащих в основе процессов самоорганизации в системах самой разной природы: физических, химических, экономических, социальных).
2. Характер социологических теорий, концепций в значительной степени определяется той социально-культурной проблематикой, теми проблемами общественной жизни, которые решает общество в конкретно-историческое время. Именно время определяет актуальность конкретного социологического знания. Сегодня, например, активно обсуждается вопрос о формировании экосоциологической концепции в рамках инвайронментальной социологии. Это отражение того, что экосоциологическое мышление идет на смену антропосоциологической концепции. (Антропоцентризм - воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и конечная цель всего мироздания).
3. Специфика социальных отношений как объект исследований в социологии также определяет специфику социологических теорий.
4. На характер социологических школ, направлений накладывает свой отпечаток личность самого социолога.
В последние 20 лет в западной социологии предпринимаются настойчивые попытки преодолеть "мультипарадигмальность" (вавилонское столпотворение несовместимых друг с другом "социологических парадигм"), найти некоторые устойчивые "метапарадигмы", объединяющие враждующие социологические ориентации. (Парадигма - это совокупность принципов и подходов, лежащих в основе соответствующих теоретических и методологических концепций, школ, направлений. Описывается она такими терминами, как "системный подход", "принцип развития", "причинный анализ" и т.п. Парадигма социологическая - это также система методологических и теоретических положений, которые кладутся в основу конкретно-социологического исследования).
ПАРАДИГМЫ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ. В настоящее время основными социологическими теориями являются на макроуровне: структурно-функциональный и конфликтологический подход, а на микроуровне: теории межличностного взаимодействия.
Сравнительный анализа структурно-функционального подхода и конфликтологического подхода представлен в таблице 1.
Таблица N 1
СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД | КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД |
Общество в целом состоит из тесно взаимосвязанных друг с другом компонентов; они тесно взаимодействуют друг с другом и в целом поддерживают существование всей системы. Социальная интеграция происходит на основе следования большинством граждан единой системе ценностей. Армия, правоохранительные и правозащитные органы - средство контроля за единством общества. Общество развивает свои институты, которые адаптируются к внешней среде и обеспечивают этим выживаемость всей системы. Социальная структура общества есть результат разделения социальных функций. Смена важности и полезности функций ведет к смене социальной группы, находящейся на верху. Изменения в обществе происходят путем эволюции. Дисфункциональные формы поведения и институты угрожают самовыживанию общества; подобные формы поведения и институты подлежат контролю и устранению. Основатели:.Спенсеp,Э.Дюpкгейм Современные представители Т.Парсонс, Р.Мертон | Трение и конфликты между социальными группами – естественное состояние общества; социальная жизнь есть нескончаемый процесс борьбы за власть. Каждая социальная группа обладает своей системой ценностей. В обществе господствует система ценностей правящего класса (идеология), все прочие подавляются. Армия, правоохранительные и правозащитные органы - средство подавления правящими угнетенных. Формирование институтов стихийно. Общество не в силах управлять эти процессом. Отсюда, конфликт между обществом и природой Социальные структуры закрепляют преимущества одних социальных групп по отношению к другим; группы находящиеся наверху, так организуют общество, чтобы поддерживать и укреплять свое господство. Изменения в обществе происходят путем революции. Почти каждое социальное действие служит выгоде одних общественных элементов и наносит вред другим элементам, но благодаря этому идет процесс развития Основатели: К.Маpкс, М.Вебеp Современные представители: Р.Дарендорф. |
В 1993-1994 гг. было проведено исследование, одной из задач которого являлось сравнение парадигмы и структуры знаний в российской и западной социологии за период с 1987 по 1992 г., выявление их сходства и различия, выявление зависимости научного (социологического) сознания от ненаучного (общественного); сравнение общественного сознания, а также менталитета российского и западного обществ (культур). На основе анализа данных были получены следующие результаты.
Российское сознание характеризуется преобладанием духовных ценностей. Оно имеет профетический (пророческий) характер, связанный с устремленностью в будущее. Российское сознание целостно-гуманитарно (явно преобладает проблема личности), западное – прагматически-рационалистично (преобладает тематика здравого смысла). Российское сознание является более историческим и эстетическим (художественным), западное - теологическим и этическим. Западное сознание озабочено проблемами социального устройства. В российском менталитете явно преобладает проблема творчества.
В западной социологии преобладают проблемы свободы и равенства, в российском – проблемы творчества. Социология отражает устроительный (умеренный) характер западного менталитета в отличие от преобразовательного (радикального) характера российского. Российскую социологию характеризует фундаментальность (теоретичность) знания, западную – формализация (категоризация) знания.
В российском социальном знании преобладает социальная философия, в западном – социальная теория. Российская социология характеризуется явным доминированием исторического подхода, а западная – подхода стратификационного. В российской социологии преобладает теория деятельности, в западной – теория действия. Западную социологию характеризует организационная проблематика, Российскую – управленческая.