Символический интеракционизм, как теория социального взаимодействия, рассматривает человеческое общение как постоянный диалог, осуществляемый с помощью символов.
Предшественниками данной теории были американские социологи Ч.Х.Кули (1864-1929) и У.Томас (1863-1947). Однако основоположником символического интеракционизма считается американский ученый Джордж Герберт Мид (1863-1931). При операционализации своей теории Мид ввел различие между знаками, жестами и значимыми символами. Главная характеристика человеческого действия, по Миду, - использование символов. Мид различает две формы или две ступени социального действия: общение при помощи жестов (сокращенная схема действия, когда по отдельному жесту можно восстановить действие в целом) и символически опосредованное общение (взаимодействие с помощью языка). Значимые символы (например, мать, отец, хорошо, плохо) могут выполнять координирующую функцию только в том случае, если они являются достоянием группы. Ситуации недопонимания или ошибочного понимания из-за разности в языках приводит к нарушению взаимодействия. Эти нарушения могут быть исправлены с помощью метакоммуникации, т.е такого общения, в процессе которого партнеры сравнивают смысл употребляемых ими понятий и вырабатывают общую систему значений. Отсюда вытекает, что
- человек осуществляет деятельность в отношении объектов на основании тех значений, которые он им придает;
- сами значения есть продукт социального взаимодействия;
- значения возникают и изменяются посредством их интерпретации, переопределения.
При операционализации своей теории Мид ввел различие между знаками, жестами и значимыми символами. Главная характеристика человеческого действия, по Миду, - использование символов. Мид различает две формы или две ступени социального действия: общение при помощи жестов (сокращенная схема действия, когда по отдельному жесту можно восстановить действие в целом) и символически опосредованное общение (взаимодействие с помощью языка). Значимые символы (например, мать, отец, хорошо, плохо) могут выполнять координирующую функцию только в том случае, если они являются достоянием группы.
Феноменологическая социология.
Представителями данной теории являются Альфред Шюц (1899-1959), Питер Бергер (род. в 1929), Томас Лукманн (род. в 1927). Более детальный анализ феноменологии поведения провел австро-американский ученый Альфред Шюц. он подчеркивал, что разница ценностных и смысловых значений обусловлена спецификой социализации и зависит от принадлежности индивида к той или иной культуре, социальному слою, профессиональной группе. Задача социологии, по Шюцу, - понять процесс становления объективности социальных явлений на основе субъективного опыта индивидов. Ученый приводит несколько постулатов (правил), которым должен придерживаться социолог, создавая теоретическую модель жизненного мира:
1. Постулат релевантности (представительности). Модель социального мира должна учитывать только те моменты, которые фиксируют типичные связи и отношения исследуемого предмета.
2. Постулат адекватности. Социологическая модель и содержащиеся в ней знания, мотивы, планы, действия должны быть выстроены таким образом, чтобы с точки зрения здравого смысла они тоже воспринимались как «разумные и понятные».
3. Постулат логической последовательности. Понятия, которыми пользуется социологическая наука, следует согласовывать друг с другом, и основанные на них высказывания не должны противоречить друг другу.
4. Постулат согласования. Социолог не изобретает мир заново, он строит свою объяснительную модель таким образом, чтобы ее можно было эмпирически проверить.
Феноменологическая социология впервые рассматривает повседневность как основу и необходимую предпосылку исследования в социальных науках и как тему, предмет этого исследования.
Социология конфликта.
В противовес структурно-функциональным теориям, ориентированным на социальное равновесие и рассматривающим конфликт односторонне, как дисфункцию или угрозу социальной системе, ряд современных исследователей (Ч.Миллс, Л.Козер, Р.Дарендорф и др.) видят в конфликте естественную и прогнозируемую составляющую социального организма. У истоков теории «социального конфликта» стоял американский социолог Ч.Миллс.
Опираясь на идеи К.Маркса, М.Вебера, В.Парето и Г.Моска, Миллс утверждал, что любой макросоциологический анализ чего-то стоит лишь в том случае, если он касается проблем борьбы за власть между конфликтующими социальными группами.
Американский социолог Л.Козер определяет социальный конфликт как «борьбу за ценности или статусные привилегии, за власть и дефицитные ресурсы, в которой цели противостоящих сторон состоит не только в овладении ими, но и в нейтрализации или устранении своего соперника». Конфликт, по его мнению, - важнейший элемент социального взаимодействия, каждое общество, хотя бы потенциально, содержит конфликты.
В качестве основных функций социального конфликт выделяются:
- интеграция социальной структуры;
- сохранение солидарности внутри групп;
- укрепление межчеловеческих отношений;
- управление социальными изменениями.
Обосновывая главные положения теории социального конфликта, немецкий социолог Ральф Дарендорф (род. в 1929) утверждает, что все социальные организации основываются на перераспределении власти. Возможности распределения власти и авторитета крайне ограничены, и поэтому члены любого общества борются за их перераспределение. Эта борьба может не проявляться открыто, но основания для нее существуют в любой социальной структуре. Острота конфликта и оперативность его регулирования зависят от типа социальной структуры, степени ее открытости. Таким образом, согласно Дарендорфу, в основе конфликтов человеческих интересов лежат не экономические причины, а стремление человека к перераспределению власти, наиболее адекватной для регулирования социальных конфликтов формой общества является демократическое, открытое общество, в котором развертывание и протекание конфликтов предельно формализовано.