МЕТАФИЗИКА (от греч. metaphysic — то, что после физики) - философское учение о сверхчувственных (недоступных непосредственному чувственному опыту) основаниях бытия. В истории философии под метафизикой чаще всего понимается подлинная философия. В современной философии термин «метафизика» часто употребляется как синоним философии.
Онтология – (от греч. On — сущее и logos — учение) — учение о сущности бытии, его происхождении, о его формах и фундаментальных принципах.Философская теория бытия или онтология - центральный элемент в структуре философского знания. В онтологии вырабатывается понятие о реальности, о том, что существует. Без ответа на вопрос, что такое бытие, что существует, невозможно решить ни один более конкретный вопрос философии: о познании, истине, человеке, смысле его жизни, месте в истории и т.п. Все эти вопросы рассматриваются в других разделах философского знания: гносеологии, антропологии, аксиологии.
С вопроса о бытии явно или неявно начинается любая философская концепция. Философская категория бытия предполагает не просто описание всего того, что есть в наличии. Философия пытается прояснить вопрос об истинном бытии. Например, одним из фундаментальных вопросов является вопрос о соотношении бытия и небытия. Сосуществуют ли бытие и небытие на равных, или же бытие есть, а небытия нет? Что такое небытие?
Другой бытийной категорией является становление: что такое быть, и что такое становиться? становится ли бытие или оно пребывает в неизменности?
Возможность и действительность - еще одна пара онтологических категорий. Возможность - это потенциальное бытие, а действительность - актуальное. Возможность и действительность - формы бытия, которые охватываются понятием реальность. Реальность это и физическое, и психическое, и культурное, и социальное бытие.
В последние годы в связи с широким распространением сети «Интернет» также о виртуальной форме бытия - виртуальной реальности. Вопрос о критериях существования этих типов и форм бытия также решается в рамках философской онтологии.
ГНОСЕОЛОГИЯ ( от греч. "gnosis" - знание и "logos" - понятие, учение, разум). Гносеология или теория познания - раздел философского знания, который занимается изучением вопросов, связанных с сущностью познавательной деятельностью: возможности познания, пути достижения истины, соотношение научного и вненаучного знании. я, ее предпосылок, условий достижения адекватного знания. Познание - категория, которая описывает процесс получения любых знаний о мире (природе, обществе, человеке, культуре).
Гносеологию следует отличать от эпистемологии (от греч. "episteme"- "знание", "умение", "наука")- раздела теории познания, в котором рассматриваются проблемы только научного познания. Научное знание является одним из видов знания, а гносеология должна изучать сущность любой познавательной деятельности. Одной из важнейших проблем теории познания является вопрос о роли чувства и разума в получении знания.
Центральная проблема теории познания (гносеологии) - проблема истины. Эта проблема состоит из ряда вопросов: что такое истина? как отличить истину от заблуждения? и т.д. Самое первое определение истины принадлежит Платону и Аристотелю, согласно которым мысль истинна, если она соответствует своему предмету. Если вы утверждаете, что Сократ - грек, то ваше утверждение будет истинно, если Сократ действительно является греком; если же на самом деле Сократ - не грек, а варвар, то ваша мысль будет ложна. Идея соответствия мысли (утверждения, теории) действительности легла в основу классической, или корреспондентной теории истины. Именно такое понимание истины было господствующим вплоть до конца 19 в.
В 20 в. появляются иные концепции истины. Наиболее влиятельной из них является прагматизм (Ч. Пирс, У. Джеймс, Дж. Дьюи). Прагматисты отождествляют истину с практическим успехом: истинно то, что приводит к успеху во всех жизненных, практических делах. Наибольшее распространение прагматизм получил в США. Однако до сих пор в учении об истине наибольшим признанием пользуются все-таки исходные идеи Платона и Аристотеля.
Современная теория познания выделяет обыденное, мифологическое, религиозное, художественное, философское, квазинаучное знание. Эти виды знания рассматриваются как равноценные и одинаково необходимые для понимания сущности познавательной деятельности
ФИЛОСОФИЯ НАУКИ - область философии, которая исследует природу научного знания.
Философия науки как самостоятельная отрасль знания сформировалась в рамках философии в 20 веке.
Основные проблемы философии науки - проблема возникновения научного знания, специфика научных и вненаучных форм познания (проблема демаркации), проблема строения научного знания и основных функций науки, проблема развития науки.
Каждая из этих проблем, в свою очередь, представляет собой довольно сложный комплекс подпроблем. Например, проблема структуры научного знания требует выяснения следующих вопросов: какое знание считать эмпирическим, а какое - теоретическим, что такое научный факт и что такое научная гипотеза, что является законом науки, а что является научной теорией, и т.д. Определенное решение каждой из этих проблем оказывает влияние на решение остальных, а иногда даже может завести решение других проблем в тупик (знаменитая "дилемма теоретика" - К.Г.Гемпель).
Философия науки 20 века сосредоточила внимание на проблеме методов научного познания, а именно: на их познавательных возможностях и областях применения. В связи с этим сложилась традиция говорить о философии науки и методологии науки как о едином направлении исследований. Долгое время философия и методология науки ориентировалась на анализ естественнонаучного знания (физического и математического), поскольку именно оно считалось эталоном точности. К концу 20 века исследовательский интерес сместился в сторону гуманитарных и социальных наук: стали активно изучать проблемы методологии истории, психологии и социологии.
МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ - систематический анализ методов, которые применяются для получения научного знания.
СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ - раздел философии, который занимается исследованием сущностных характеристик общества и законов его развития
Социальная философия описывает и представляет общество как целое. Такое видение общества как некоей целостности дает возможность осуществить типологию обществ и представить последовательность их исторического развития.
На сегодняшний день последовательность развития трёх основных типов общества выглядит так: " доиндустриальное (традиционное) общество - индустриальное общество - постиндустриальное общество".
Традиционное общество
Традиционное общество занимает самый большой отрезок времени в истории человечества: первобытность, античность, феодализм. В традиционном обществе все существенные стороны социальной жизни определяются традицией. Традиции (система образцов, норм, правил жизни) воспринимаются и осознаются людьми как нечто постоянное, непреходящее. По существу своему традиция - это сохранение того, что есть, сохранение, осуществляющееся при любых исторических переменах.
Традиционное общество - это общество закрытого типа. Закрытость традиционного общества связана с отсутствием социальной мобильности. Человек в таком обществе не имеет возможности подниматься по социальной лестнице, менять (повышать) свой социальный статус, расти в зависимости от личных успехов и достижений. Конкретные примеры - кастовая и сословная системы стратификации. Каста - это замкнутая группа людей, занимающая строго зафиксированное место в обществе. Сословие -общественная группа с наследственными правами и обязанностями, закрепленными обычаями или/и законами. Феодальное общество средневековой Европы, например, делилось на три основных сословия: духовенство (символ - книга), рыцарство (символ - меч) и крестьянство (символ - плуг). Сословное деление общества, как и кастовое, закреплялось религией: у каждого своя судьба, свой удел, свой угол на этой земле. Оставайся там, куда поместил тебя Бог, возвышение - проявление гордыни (один из семи смертных грехов).
Отношения между людьми в традиционном обществе были насквозь пронизаны личной преданностью и зависимостью. При том уровне технологического развития (во всех областях общественной жизни) только непосредственные контакты могли обеспечить движение знаний, навыков, умений от учителя к ученику, от мастера к подмастерью. Движение это имело форму передачи тайн, секретов, рецептов.
Традиционное общество выстроено как жесткое целое, доминирующее над каждым человеком. Каждый член этого общества всецело подчинен этому обществу.
Традиционное общество брало от природы ровно столько, сколько нужно, и ничего сверх того. Его экономику можно было бы назвать природосберегающей. Натуральное хозяйство - столь характерное для традиционного общества, органически вписывалось в природные циклы.
Индустриальное общество
Начало индустриальному обществу было положено промышленной революцией в Англии (конец ХVIII в.), затем перекинувшейся на Францию (начало ХIХ в.), далее - Германию (с 40-х гг. XIX в.) и другие страны. Это был переход от ручного труда к машинному производству, от мануфактуры к капиталистической фабрике. Символами промышленной революции стали паровая машина, поточная линия, сборочный конвейер. Характерные черты индустриального общества - массификация (массовость, омассовление всего и вся) и гигантомания: Эйфелева башня в Париже, английский пароход Титаник, небоскребы типа Эмпайр стейт билдинг..
Индустриальное общество - общество экономическое. Экономика - его базовая структура. Все общество предстает здесь как единая индустриально-экономическая машина.
Индустриальное общество, пожалуй, самое грязное в истории человечества. Индустриальное освоение природы, достигнув невиданных ранее масштабов, превратилось в настоящую борьбу с ней. Не выдержав антропогенного натиска, природа стала умирать.
Базовые ценности индустриального общества - свобода и прогресс.