Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Сфера культуры - создание материальных и духовных ценностей




МИФОЛОГИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ –исторически первая форма мировоззрения. Возникает на ранних стадиях человеческой истории. Это способ видения, переживания и осмысления единства мира преимущественно в чувственно- эмоциональной форме. Мифологическое восприятие всегда пропитано эмоциональными качествами: радости, горя, волнения и т.д. Все вещи мира доброжелательны или зловредны, дружественны или враждебны. Для первобытного сознания специфично чувство жизни, но не логика.Первобытный человекполностью отождествляет себя с окружающей его средой, то есть природой и обществом. Мифологический образ мирасинкретичен: в нем нет четкого разделения мира и человека, причины и следствия; знания и веры. Мифологическое мировоззрение зафиксировано древними людьми в мифах (от греч. mythos -предание, сказание).

РЕЛИГИОЗНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ. Основа этого мировоззрения - вера в существование сверхчувственного мира (религия). Человек строит свою жизнь согласно этой вере в существование сверхчувственного мира. Религия и миф представляют собой принципиально различные явления. Религия предполагает не просто веру в сверхчувственный мир, но и в его решающее влияние на судьбы мира земного. Поэтому в ней практикуется особая технология целенаправленного воздействия на потусторонние силы - то, что называется культом. Миф, напротив, ничего сверхчувственного в себе не содержит, не требует никакой веры и тем более никакой обрядности.

ФИЛОСОФСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ - это такое мировоззрение, которое создаёт единую картину мира посредством интеллекта. Философское мировоззрение представляет собой совокупность теоретических взглядов на мир. Философия, религия и миф представляют собой принципиально различные явления. Миф формирует картину мира посредством чувства, религия - посредством веры в сверхчувственный мир, философия - посредством разума, интеллекта, логики. Философия также рационально проясняет ценностные установки и жизненные ориентиры человека.

 

ТЕОЛОГИЯ, богословие (греч. theos - Бог и logos - слово, учение) - совокупность религиозных учений о Боге. Центральная идея - Бог сообщает человеку знание о себе в откровении. Исторически теология формировалась как способ рационального осмысления и защиты понимания «слова Божьего» в борьбе с язычеством, «ересями», сектами.

« Классическая » теология пытается решить, в сущности, неразрешимую задачу: сочетать «истину откровения» и рационально осмысленную истину философии. Иными словами, соединить несоединимые в принципе феномены: либо у христианина есть непосредственное знание о Боге, которое невозможно адекватно выразить на языке слов, либо понимание Бога доступно человеческому разуму.

У разных богословов существуют различные представления о соотношении богооткровенной и человеческой истины. Эти различия определяют с два фактора: внутренняя логика развития теологической мысли и противоречия политической и духовной жизни. Расхождения между католическими, православными и протестантскими богословами существуют в отношении священных книг, образа Творца, путей спасения, отношения к данным науки и духовному опыту «старцев» и «святых», к догматизму традиционной ортодоксии, в конце концов, к самой правомерности существования теологии как рационалистической дисциплины. При этом в истории постоянно повторялись дискуссии по ключевым проблемам теологии; оживали древние богословские доктрины и вероисповедания.

В настоящее время наблюдается многообразие религиозных объединений, церквей и теологических доктрин, многие из которых возникли в 20 в. Например, протестантские: теология процесса, теология надежды, теология «смерти Бога», секулярная теология, «теология смерти теологии» и др. Схожие тенденции наблюдаются и в католицизме («теология революции», «теология освобождения»), и в наименьшей мере в православии -наиболее консервативной разновидности христианства. Одновременно возрастает интерес к внеконфессиональной теологии, свободной от церковных ограничений и, особенно в исламском мире, все агрессивнее проявляет себя фундаментализм.

Сколько бы ни сближала работа теологов религиозное мировоззрение с философией, все же существо религии не дает этого сделать. Религиозное и философское мировоззрение по сути своей различны, а потому противостоят друг другу.

 

Неотомизм - официальная философская доктрина католической церкви с конца 19 века. Теоретическая база неотомизма – учение Фомы Аквинского (1225-1274). Центральный принцип – данные, доставляемые верой и разумом, представляют единство, установленное свыше. Из этого следует нерасторжимая связь между философией откровения (богословие) и философским умозрением (философия).

Неотомизм с середины 20 века переориентировался на антропоцентризм в связи с католической модернизацией, санкционированной II Ватиканским собором (1962-65). Это выразилось в том, что неотомизм стал использовать философский инструментарий феноменологии, экзистенциальной герменевтики, немецкой философской антропологии, персонализма. Ведущие представители Жильсон, Маритен ( Франция), Корет, Ранер (Австрия), Бохеньский (Швейцария), Ранер (Германия), Ван Стеенберген (Бельгия).

Человек в антропологии неотомизма понимается как сложная субстанция, состоящая из двух простых субстанций - души и тела. Душа - это основа личности. Телесное начало связывается с индивидуальностью, личность имеет универсальной целью и смыслом своего существования созерцание божественного блага. Личность направляема в своих деяниях «естественным законом», предписывающим творить добро и избегать зла. Стремясь к благу, личность обретает совокупность интеллектуальных, моральных и теологических добродетелей, на культивирование которых и должна быть ориентирована общественная жизнь.

Диалог церкви (Града Божьего) и общества (Града земного) понимается как средство внесения высших религиозно-нравственных ценностей в культуру современности. Неотомизм придает большое значение экуменическому движению как средству сближения религий и смягчения трагических противоречий современного общества.

Философия — (от греч. phileo — люблю, sophia — мудрость, philosophia — любовь к мудрости) - особая форма постижения мира, которая вырабатывает теоретическуюсистему знаний о фундаментальных основаниях мира, человеческого бытия, об отношении людей к природе, обществу, человеку, культуре. Философия стремится логическими (рациональными) средствами создать предельно обобщенную картину мира и места человека в нем. Главное предназначение философии в культуре: понять - каким должен быть этот реальный мир, в котором мы живем сейчас. Она стремится отыскать новые духовно-душевные ориентиры путем рационального осмысления культуры. Философское познание мира – процесс бесконечный и неостановимый, поскольку постоянно меняющаяся общественная жизнь требует новых мировоззренческих ориентиров, которые регулируют человеческую деятельность.

Основополагающие черты философии ( вместе взятые эти черты составляют особенность (специфику) философии как самостоятельной сферы духовной деятельности людей, в отличие, например, от литературы или искусства ):

Теоретичность -В самом общем виде философию можно определить как систему теоретических взглядов на мир.Это значит, что любое философское размышление базируется не столько на эмоциональных оценках, повседневном житейском опыте и здравом смысле, сколько на строгих и точных абстрактно-логических рас­суждениях, требующих обязательной аргументации и доказательности. А для выражения своих идей философия пользуется особым аппаратом ею же созданных философских понятий (категорий) - таких, как субстанция, бытие, небытие, человек, природа, общество, культура, субъект, объект, познание, сознание и другие.

Всеобщность (универсальность) -Философия решает проблемы, которые связаны не с отдельными людьми (Иванов, Сидоров), обществами (таджикское, узбекское, русское), культурами (китайской, американской, немецкой), а с человеком вообще (Что есть человек?), обществом вообще (Что есть общество?), культурой вообще (Что есть культура?) и т.д.;

Вечность -Проблемы, которые осмысливает философия являются актуальными, действительными не в отдельный исторический период, а для всех народов и во все времена. Эти проблемы всегда были и будут в центре внимания философов, пока существует человечество.Например, проблема смысла жизни; подлинного человеческого существования; проблема человека; проблема жизни и смерти и т.д.

Фундаментальность -Философия рассматривает фундаментальные, т.е. первичные вопросы. Например, сначала философия должна ответить на вопрос: «Что есть человек?». Только после этого возможно решать и конкретные, житейские проблемы – здоровье, семья, образование, материальное благополучие, и вопрос о смысле жизни - отказаться от суеты материального мира и всю жизнь свою посвятить духовному самосовершенствованию. А можно вообще не искать ответа на этот вопрос и тогда прожить жизнь абсолютно незаметно, подобно известному чеховскому персонажу – «человеку в футляре»;

Критичность -Философскому мышлению свойственна способность сомневаться. Философия сомневается и в собственных результатах, и в том, что обычному человеку кажется само собой разумеющимся. Французский философ 20 века Мишель Фуко написал книгу «История сексуальности» и объявил ее первой в многотомном исследовании по данной теме. Через 6 лет Фуко на вопрос журналиста - почему следующие тома отличаются по содержанию от заявленной тематики, ответил: «Работать – это значит решиться думать иначе, чем ты думал прежде» (Фуко М. Воля к истине: По ту сторону знания, власти, удовольствия. Работы разных лет. – М., 1996. – С. 309). Конечная цель критичности - расширение границ познания, разрушение догм, обретение нового смысла жизни.

Критичность – не самоцель философии, не способ разрушить установленный порядок вещей, но исходная база рефлексии.

Рефлексивность (от рефлексия; лат. reflexio - обращение назад) — способность человеческого мышления критически анализировать себя. Существует несколько видов рефлексии. Элементарная - анализ индивидом собственных знаний и поступков; она присуща почти каждому человеку: каждый из нас хотя бы изредка задумывается над причинами собственных неудач и ошибок, с тем чтобы изменить свои представления о мире или об окружающих людях, исправить ошибки и постараться не допускать их в будущем. Научная - критическое исследование научного знания, методов получения научных результатов, способов обоснования научных теорий. Эта научная рефлексия находит выражение в специальных дисциплинах — логике, методологии научного познания, психологии научного творчества и т.п. Философская - критические размышления о фундаментальных основаниях мира, человека и отношении человека к миру. Со времен Сократа (5 в. до н.э.) рефлексия стала важнейшим средством самопознания человека и основой его духовного совершенствования. Именно способность к критической оценке себя самого является особенностью человека как разумного существа. Рефлексия устраняет человеческие предрассудки, что делает возможным непрестанное духовное совершенствование человечества.

 

Предмет философии

Предметом философии являются четыре большие области мира: бытие, познание, человек, общество.

БЫТИЕ - это философское понятие, которое обозначает действительность как таковую: существование явлений и предметов самих по себе или их данность в сознании. Проблема бытия – одна из главных в философии. Проблема бытия – первоначальный предмет философии. Становление философии начиналось именно с изучения проблемы бытия. Древнеиндийская, древнекитайская, античная философия в первую очередь занималась онтологией, т.е. пыталась понять сущность бытия. Впоследствии философия включила в свой предмет гносеологию (учение о познании), логику, иные философские проблемы. Проблемы бытия изучает философская дисциплина - ОНТОЛОГИЯ.

ПОЗНАНИЕ - категория, которая описывает процесс получения любых знаний о мире. Функция познания состоит в том, чтобы накладывать на мир сети обозначений - научные формулы, нравственные нормы, художественные образы, магические символы. Все эти обозначения позволяют человеку упорядочить свое бытие в мире и сделать свою психику мобильной для деятельности и общения. Познание пронизывает все аспекты человеческого мира. Существуют разнообразные философские концепции понимания познания: - аналитическая, феноменологическая, герменевтическая, психоаналитическая, марксистская, эволюционная и др. Помимо философских концепций познания существуют и специально-научные концепции познания: психологическая, нейрофизиологическая, лингвистическая, социологическая, логическая, информационная, синергетическая. За пределами науки и философии сформировалось также обыденное понимание познания: в религии и теологии идет речь о способах и формах познания Бога; магия и оккультные науки стремятся разработать методы познания таинственных субстанций, астральных влияний, демонических сил. Весь круг вопросов, связанных с проблемами познания (пути достижения истины, условия возможности и адекватности познания, соотношение научного и вненаучного знания, соотношение познания и переживания) изучает философская дисциплина- ГНОСЕОЛОГИЯ.

 

ЧЕЛОВЕК - главная тема всех философских школ и направлений с древних времен. Для человека существует самая большая загадка - загадка его собственной сущности. Человек всю свою жизнь и на протяжении всей истории пытается ее разгадать. Тема человека в виду своей сложности и неисчерпаемости порождает самые разные интерпретации. В истории изучения человека были самые разные попытки его определения: человек - разумное животное, человек - образ и подобие Бога, человек -мыслящий тростник (Б.Паскаль), человек играющий, человек человечный, «млекопитающее с мягкой мочкой уха» (Г.В.Ф. Гегель), «животное, умеющее обещать» (Ф. Ницше) и т.д. и т.п. Все они используют один отличительный признак человека и этим ограничивают понимание человека как целостности.

Человек не детерминирован жестко ни своей биологической природой, ни законами культурной эволюции. Человек не рождается с определенной профессией или вкусом, не привязан к какому-то одному климату или пище, к определенному месту. Он - бесконечная потенциальность, с огромной, в сравнении со всеми остальными существами, степенью свободы. Он никогда не совпадает ни с одной своей телесной или психической особенностью, ни с профессией, ни с делом, ни с одной из сотворенных им форм и вещей, он никогда не выражает в них себя полностью, он всегда выше, значительнее любого своего дела и свершения. Человек никогда не может выразить себя до конца в своих делах и поступках, в нем всегда есть много незавершенного, непроявленного. Человека нет как чего-то законченного, оформленного, автоматически длящегося и сохраняющегося. Человек - это стремление быть человеком. Он существо сверхъестественное, потому что его невидимую, метафизическую природу составляют: любовь, совесть, честь, достоинство, ум, свобода и т.д. Метафизические качества человека определяют физическое существование человека: он может отдать жизнь за свою честь или свою свободу.

Карл Ясперс о пяти свойствах человека как метафизического существа: - неудовлетворенность. Человек постоянно чувствует свою неудовлетворенность тем, чем он является сегодня: он не удовлетворен своим знанием, своим духовным миром, своим положением. Чувство неудовлетворенности — показатель его человечности;

- стремление к безусловному. Жизнь человека постоянно обусловлена внешними и внутренними причинами, а потому ему нужно найти безусловную опору для своего бытия. Эту опору невозможно найти ни в обществе, ни в природе, ибо все это для него — вещи относительные;

- беспрестанное стремление к единому. Человека не удовлетворяет ни один из видов единства мира - материального и духовного. Единственное, что может его удовлетворить, - это вечность и, соответственно, непосредственная связь с бытием;

- сознание непостижимого воспоминания. Человек как будто знает о творении мира или может вспомнить о том, что было до этого творения;

- сознание бессмертия. Человек сознает бессмертие не как продолжение жизни в другом образе, а как свою укрытость в вечности.

Вопросы, связанные с сущностью человека, изучает философская дисциплина - ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ.

ОБЩЕСТВО (социальность, социаль­ное) - это совокуп­ность всех способов взаимодействия и форм объединения людей (в широком смысле слова ). В узком смысле слова - это тип общения, предстающий как историче­ски определенная целостность. Общество - ос­новополагающая кате­гория социальной философии и тео­ретической социологии.

Основные области жизни общества: экономика; политика; социальная; культура.

Экономическая сфера – базовая, поскольку она создает материальный фундамент для существования общества;

Политическая сфера общества -совокупность учреждений и организаций, которые осуществляют руководство обществом (государство, политические партии и др.), а также выражают интересы социальных групп. Главным элементом политической системы общества является государство. Основной вопрос политической жизни - вопрос о власти;

Социальная сфера - система внутреннего устройства общества, основанная на разделении труда. Основные элементы - социальные группы: профессиональные, демографические, этнические, гендерные и т.д.;

Сфера культуры - создание материальных и духовных ценностей.

Вопросы, связанные с сущностными характеристиками общества как единого целого, изучает философская дисциплина - СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ.

 

Основные методы

МЕТОД (от греч. methodos — путь, способ исследования, обучения, изложения) - способ достижения определенных результатов в познании и практике. Каждая сфера человеческой деятельности имеет свои методы: можно говорить о методе художественного творчества; методе познания, методе обработки информации; методе ведения войны и т.д.

МЕТОДЫ ФИЛОСОФИИ - способы с помощью которых осуществляется философское исследование мира - Диалектика; Метафизика; Догматизм; Эклектика; Софистика; Герменевтика:

Диалектика – метод, который основан на двух принципах: в мире все вещи и явления связаны между собой; все в мире находится в развитии. Используя этот метод исследователь рассматривает вещи во взаимной связи и развитии;

Метафизика – метод, противоположный диалектике. Все вещи и явления исследователь рассматривает сами по себе - обособленно (вне связи друг с другом), статично (вне изменения, развития), однозначно (не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство);

Догматизм – мир воспринимается согласно догмам. Догмы – это раз и навсегда принятые убеждения, которые «даны свыше», а потому не подлежат сомнению, вечны, неизменны, абсолютны. Данный метод был присущ средневековой теологической философии.

Эклектика – метод, который основан на произвольном соединении разрозненных понятий, концепций, в результате чего достигаются поверхностные, кажущиеся достоверными выводы. Часто эклектика применялась для обоснования идей, привлекательных для масс, но не имеющих достоверности (в средние века – в религии, в настоящее время – реклама;).

Софистика – метод, который основан на определенном логическом приеме, а именно: из ложной посылки софист выводит новую посылку, ложную по смыслу, но верную логически. Пример: софизм «Рогатый» - «У тебя есть то, чего ты не терял. А не терял ты рога, следовательно у тебя есть рога». Софистика была распространена в Древней Греции; имела цель не получить истину, а победить в споре, доказать «что угодно кому угодно», использовалась также как прием ораторского искусства.

Герменевтика – метод адекватного истолкования смысла текста(печатного и вербального).Широко распространен в западной философии.

 

ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ -это задачи, решение которых берет на себя именно философия. Принято выделять: мировоззренческую, методологическую, мыслительно-теоретическую, гносеологическую, критическую, аксиологическую, социальную, воспитательно-гуманитарную, прогностическую.

Мировоззренческая - Формировать представления о мире как едином целом, о его устройстве, принципах взаимодействия человека с миром;

Методологическая -Вырабатывать основные методы познания мира - природы, общества, человека, культуры;

Мыслительно-теоретическая - Учит концептуально мыслить и теоретизировать: предельно обобщать действительность, создавать мыслительно-логические системы окружающего мира;

Гносеологическая – Познавать правильно и достоверно мир: человека, общество, культуру;

Критическая – Подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм;

Аксиологическая (В переводе с греческого axios – ценный). - Оценивать вещи и явления мира с точки зрения различных ценностей – нравственных, этических, эстетических, религиозных, научных, социальных и др. Цель этой функции - проводить отбор ценного и полезного. Эта функция усиливается в переломные периоды истории: крушение Римской империи; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма конца XIX – начала ХХ вв. и др. Например, в начале средних веков в Европе - после крушения Римской империи (5 век н.э.) - были установлены новые ценности, а именно: религиозные;

Социальная - Объяснить общество: причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути совершенствования общества;

Воспитательно-гуманитарная - Культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу; помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.

Прогностическая - Прогнозировать тенденции развития человека, общества, культуры, природы на основании уже существующих философских знаний.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-02; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 611 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинайте делать все, что вы можете сделать – и даже то, о чем можете хотя бы мечтать. В смелости гений, сила и магия. © Иоганн Вольфганг Гете
==> читать все изречения...

2269 - | 2052 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.