Активизация словаря — это перенесение как можно большего количества слов из пассивного словаря ребенка в словарь активный. Слова включаются в предложения и словосочетания, вводятся в пересказ прочитанного, в беседу, в рассказ.
Беседа – это один из методов опроса, представляющий собой относительно свободный диалог между исследователем и исследуемым (исследуемыми) на определенную тему, т.е. метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации. В беседе можно выявить отношения обследуемого лица к людям, собственному поведению, событиям; определить культурный уровень, особенности нравственного и правового сознания, уровень развития интеллекта и т.п.
В методике принято различать несколько типов пересказа:
подробный;
близкий к тексту;
выборочный;
краткий;
творческий.
Подробный пересказ – наиболее доступный детям вид пересказа, он помогает учить логике рассуждений, развивает речь ребенка, обогащает память, приучает детей фиксировать внимание на фактах произведения.
Пересказ, близкий к тексту, используется при работе над лирической прозой или художественным описанием. Обучая такому виду пересказа, следует добиваться от детей включения в речь слов и оборотов из произведения, употребления синтаксических конструкций, имеющих место в произведении.
Выборочный пересказ удобен в том случае, если надо привлечь внимание детей к одному эпизоду произведения, помочь проследить отдельные мотивы, отобрать материал для характеристики героя и т.п.
Краткий пересказ — наиболее трудный для освоения умственно отсталыми школьниками вид пересказа, так как при его подготовке требуется выявить в тексте самые существенные детали и передать их в собственной речи. Краткому пересказу нужно целенаправленно учить на уроках чтения.
Творческий пересказ – вид устного пересказа или письменного изложения, характеризующийся изменениями и дополнениями в тексте. Возможные творческие изменения и дополнения: изменение лица рассказчика (от изменения личной формы глагола до пересказа от лица одного из персонажей); продолжение сюжета, продолжение судьбы героя; введение новых эпизодов, пейзажных зарисовок и пр.; перестройка сюжетного произведения в составление диафильма, киносценария, составление рассказа по аналогии с прочитанным.
Внеклассное чтение - самостоятельное, педагогически организованное чтение учащимися художественной, научно-популярной и другой литературы.
Драма /от греч. drama – действие/ – один из трех родов литературы, имеющий диалогическую форму и предполагающий сценическое воплощение. Основа драмы – социально-исторические противоречия или вечные общечеловеческие конфликты. В драме доминирует драматизм – изображение такого состояния мира и человека, когда человеческие потребности и стремления остаются неосуществленными или под угрозой.
Драма /собственно драма, драма в узком смысле / – один из драматических: кадров /наряду с трагедией и комедией/. Специфика драмы – в особом типе конфликта, предполагающем столкновение личности, главным образом, с внешними, враждебными ей обстоятельствами.
Жанр /от франц. genre – род, вид/ – тип литературного произведения, выделяемый в границах вида /например, роман-вид, исторический роман-жанр; нередко и обратное словоупотребление/.
Композиция /от лат. compositio – составление, соединение / – построение литературно-художественного произведения, обусловленное его содержанием, жанром и назначением; расположение и соотнесенность компонентов художественной формы. Мотивированность /функциональная направленность/ композиционных компонентов предполагает их соотнесенность не только между собой, но и о общим замыслом /идеей/ произведения. Компонентом /единицей, элементом/ композиции является любой "отрезок" произведения, в котором сохраняется один способ изображения /диалог, пейзаж, авторское отступление и т.п./ либо единая точка зрения на изображаемое /автора, героя, рассказчика/. Наиболее; сложной /по составу/ и наиболее "ясной" /с точки зрения возможности выделения компонентов/ является композиция эпического произведения. Композиция драматического произведения – это, по существу, композиция сюжета. Композиция лирического произведения требует учета строфичности его построения либо характера движения авторской мысли /переживания/. В практике литературоведческого анализа нередко используются термины "архитектоника" и "структура", синонимичные понятию "композиция".
Лирика /от греч» lyra – название музыкального инструмента/ – род литературы, содержанием которого является изображение внутреннее мира автора в форме его субъективных переживаний и размышлений /медитаций/. Лирический о0раз-переживанив может вмещать в себя общечеловеческий смысл /т.е.. быть типическим/. Лирика бессюжетна /в родовом смысле/, поэтому изображение внешнего мира здесь лишено самоценности. Формы лирического высказывания чрезвычайно разнообразны, поэтому жанровая классификация лирики не установилась и проводится либо по жанрам /ода, элегия, сатира, послание, многочисленные твердые формы/, либо по темам /гражданская, любовная, философская, пейзажная/. В лирике огромную роль играет ритмическая организация стихотворного текста.
Метод обучения (от др.-греч. μέθοδος — путь) – процесс взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения..
По сложившейся традиции в отечественной педагогике методы обучения подразделяются на три группы:
- Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: 1. Словесные, наглядные, практические(По источнику изложения учебного материала). 2. Репродуктивные объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и др.(по характеру учебно-познавательной деятельности). 3. Индуктивные и дедуктивные(по логике изложения и восприятия учебного материала);
- Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: Устные, письменные проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками;
- Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: Определённые поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками.
В практике обучения существуют и другие подходы к определению методов обучения, которые основаны на степени осознанности восприятия учебного материала: пассивные, активные, интерактивные, эвристические и прочие. Эти определения требуют дальнейшего уточнения, т.к. процесс обучения не может быть пассивным и не всегда является открытием (эврикой) для учащихся.
Объяснительно-иллюстративный метод обучения (или информационно-рецептивный, как его иногда называют) заключается в том, что учитель передает учащимся готовую информацию с помощью различных средств обучения, а учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию.
Прием семантизации слова - это метод превращения незнакомого звукокомплекса в слово-знак, т.е. закрепление в сознании учащихся звучания и значения в единое целое - слово. Приемы семантизации предназначены, во-первых, для соединения в сознании ученика слова и реалии, в результате чего слово в языке ученика выполняет назывную функцию, во-вторых, раскрытия семантических множителей, составляющих смысловую структуру слова. С учетом этих двух функций приемами семантизации являются семантическое определение, структурно-семантическая мотивация, сопоставление с известным учащимся словом, наглядность, контекст.
Развитие словаря – это длительный процесс овладения ребенком словарным запасом родного языка. Это подразумевает как накопление словесных знаков, освоение внешней и внутренней стороны, так и их свободное использование в речи.
Словарная работа – целенаправленная деятельность педагога направленная на обогащение и активизацию словаря детей и на его использование детьми в различных ситуациях общения.
Словарно-фразеологическая работа, направленная на обогащение словарного запаса школьников и на активизацию его употребления.
Сочинение — вид письменной школьной работы, представляющий собой изложение своих мыслей, знаний на заданную тему.
Типы уроков:
● уроки изучения нового учебного материала (1-й тип);
● уроки совершенствования знаний, умений и навыков (сюда входят уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.) (2-й тип урока);
● уроки обобщения и систематизации (3-й тип);
● комбинированные уроки (4-й тип);
● уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков (5-й тип).
Эвристический метод обучения (от греч. эвристика - "отыскиваю", "нахожу", "открою") — частично-поисковый метод, организация поисковой, творческой деятельности на основе теории поэлементного усвоения знаний и способов деятельности.
Эпос – литературный род, воспроизводящий действительность как процесс, протекающий во времени и пространстве. Специфика эпоса – организующая роль повествования, взаимодействующего с описанием и рассуждением. Предмет эпоса – событие, предполагаемое в прошлом и /как бы/ вспоминаемое повествователем. В более узком смысле – это героический эпос, т.е. эпопея /см./, содержащая целостную картину народной жизни и образы героев-богатырей, возникает на ранних ступенях, развития литературы.