Главные задачи советской внешней политики в период Великой Отечественной войны определялись общими целями Советского Союза и сводились к обеспечению благоприятных международных условий для разгрома агрессора. По мнению историков, советская дипломатия внесла весьма весомый вклад в достижение общей победы. Сразу же после нападения фашистской Германии на СССР создались предпосылки для более тесного сотрудничества СССР с другими странами, испытавшими на себе тяжесть борьбы с фашизмом. Уже 22 июня 1941 г. премьер-министр Великобритании У. Черчилль, а 24 июня президент США Ф. Рузвельт заявили о решимости их государств оказать помощь России, а уже 12 июля 1941 г. было заключено советско-английское соглашение, положившее начало формированию антигитлеровской коалиции.
С целью улучшения отношений с союзниками, СССР предпринял серьезные шаги по пересмотру некоторых аспектов своей дипломатической деятельности, которые шли по линии сокращения активности Коминтерна, а также большей демократизации внешней политики и привлечения к контактам с зарубежными государствами общественных организаций и рядовых граждан. Кроме того, были осуществлены некоторые кадровые перестановки. В частности, в Наркомат иностранных дел был возвращен М. М. Литвинов, который пользовался большой симпатией в определённых кругах США, Англии и Франции.
Благодаря настойчивости советской стороны уже через несколько недель после начала фашистской агрессии Советскому Союзу удалось перейти к практической реализации планов по созданию широкой коалиции государств, враждебных фашистской Германии. Одним из первых шагов в этом направлении стало прошедшее в Москве с 29 сентября по 1 октября 1941 г. совещание, в котором приняли участие представители СССР, Англии и США. Московское совещание явилось отправным пунктом формирования антигитлеровской коалиции. В ходе встречи страны-участники взяли на себя конкретные обязательства, как в военной, так и экономической сфере. Военный союз государств, борющихся с фашизмом, был закреплен 1 января 1942 г. специальной Декларацией, которую подписали 26 государств, в том числе Советский Союз. Заключенные двусторонние соглашения СССР с США и Великобританией означали окончание юридического оформления ядра антигитлеровской коалиции.
Важным этапом в развитии межсоюзнических отношений стала работавшая с 28 ноября по 1 декабря 1943 г. Тегеранская конференция. Она проходила в благоприятных для СССР условиях, после целого ряда побед на Восточном фронте. Главным достижением Тегеранской конференции стало согласие на открытие к 1 мая 1944 г. Второго фронта (который был открыт с серьезной задержкой). Вопросы дальнейшего сотрудничества, особенно после войны, рассматривались в феврале 1945 г. на Крымской (Ялтинской) конференции. На ней были согласованы действия великих держав по окончательному разгрому Рейха и по послевоенному устройству Европы.
Последней конференцией, на которой руководители стран антигитлеровской коалиции встретились как союзники, была Потсдамская конференция, проходившая с 17 июля по 2 августа 1945 г. Посвящена конференция была преимущественно вопросам послевоенного урегулирования в мире. В центре внимания был германский вопрос. Западные страны, уступив Советскому Союзу, согласились не расчленять Германию, но настояли на разделе военных зон оккупации. В дальнейшем именно это решение впоследствии привело к разделу Германии на ГДР и ФРГ. Германия должна была выплатить репарации, половина которых, на сумму 10 млрд долларов, полагались СССР.
Уже на Берлинской конференции страны Запада начали оказывать давление и предпринимать дискриминационные меры по отношению к государствам Восточной Европы. Советский Союз стал гарантом их экономической и политической стабильности и независимости. В частности, исключительно по настоянию Сталина Польше были переданы земли Восточной Германии и Восточной Пруссии. Серьезные территориальные приращения получила также Чехословакия — страна, в 1938 г. в результате Мюнхенского сговора ставшая первой жертвой разгоравшегося мирового пожара.
Существенным моментом в развитии сотрудничества между великими державами в борьбе с фашизмом стала экономическая помощь, оказанная Советскому Союзу Америкой и Великобританией. Вопрос о военной помощи союзников является одним из наиболее дискуссионных для военных историков. Если зарубежные авторы резко переоценивали ее роль, то советские их коллегии стремились преуменьшить вклад союзных поставок в дело победы над общим врагом. В наши дни эти споры не только не утихли, но и приобрели новый смысл. В целом экономическое сотрудничество военного времени не может быть оценено однозначно.
Следует признать, что поставки по ленд-лизу были весьма существенны. Так, союзники поставили до 70% автомобилей, имевшихся на вооружении советской армии, 12% танков, 10% самолетов. В то же время общий объем поставок не превысил 4 % от советского военного производства. Самими лидерами западных стран помощь СССР расценивалась как «акт рассчитанного своекорыстия». Это означало, что целью союзников было не облегчить страдания советских людей, а как можно дольше сохранять Восточный фронт и не дать Германии перебросить свои силы против Англии или на Африканский континент. Уже 11 мая 1945 г. президент США Г. Трумэн издал директиву, запрещающую поставки в СССР по ленд-лизу для продолжения боевых действий в Европе, а в августе — помощь была свернута полностью. Эти шаги свидетельствовали о кардинальном изменении позиции США.
Становление антигитлеровской коалиции не всегда шло гладко. Между союзниками время от времени возникали различные трения. Главным вопросом, по которому долго не удавалось прийти к согласию, было открытие Второго фронта на севере Франции. В основном этому противился Черчилль. Он стремился навязать США план нанесения удара в Италии и на Балканах. По его мнению, это позволило бы преградить СССР пути продвижения в Европу, а заодно и ослабило бы позиции Германии в Средиземноморье. Позже возникли трения из-за планов западных союзников заключить сепаратный мир с Германией. Некоторые силы на Западе видели в нем гарантию от распространения советского влияния.
Сложно складывались взаимоотношения СССР с эмигрантскими правительствами, в частности, с Польским правительством в Лондоне. После победы над фашистской Германией, Англия не стала разоружать до 2 млн немецких военнопленных. Эти манёвры англичан не были случайностью. Ещё в апреле 1945 г., т.е. ещё до взятия Берлина, премьер-министр Великобритании Черчилль поручил своим генералам разработать план войны против СССР. К 22 мая этот план, получивший кодовое название «Немыслимое» был подготовлен. Долгое время о нём широкой общественности было ничего не известно, пока в октябре 1998 г. англичанам не пришлось его рассекретить.
Согласно разработкам британских штабистов очередной «крестовый поход» против СССР должен был начаться 1 июля 1945 г. Помимо англичан и американцев предполагалось задействовать указанных выше немецких военнопленных, а так же армию Польши. Благодаря действию советской разведки, в частности Кембриджской пятёрки, эти человеконенавистнические замыслы стали сразу же известны Сталину. По его приказу за пару дней до дня «Ч» Г. К. Жуков произвёл передислокацию советских войск в Германии, чем (в прямом смысле) спутал Черчиллю все карты. Войны тогда удалось избежать.
Советское руководство отнеслось к двуличию союзников крайне болезненно. Вместе с тем нельзя не признать, что в целом боевое братство по оружию между великими державами оказалось оправданным и существенно ускорило победу над фашисткой Германии. Антигитлеровская коалиция войдет в мировую историю как пример сотрудничества и взаимопомощи государств для достижения общих целей мирного сосуществования и прогресса.