Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Оригинальные комбинации и дополняя материальными артефактами и духовными составляющим




Молодёжная субкультура несёт определённую функциональную нагрузку и призвана реализовывать следующие функции:

- самоидентификация – она осуществляется молодежью, принадлежащей к субкультуре, через противопоставление «миру взрослых», обществу, сверстникам;

- социализация, которая происходит посредством восприятия и усвоения молодыми людьми специфических субкультурных норм и ценностей;

- просвещение как элемент социализации, реализующееся через понимание предпосылок формирования и развития данной субкультуры, ее истории, основных деятелей, принципов и идеологии;

- самореализация – молодые люди осуществляют ее через творчество, формирование особого стиля и образа жизни, свойственных субкультуре;

- легитимация конфликта и агрессии – многие субкультуры идеологически обосновывают правомерность и необходимость конфликта между ее представителями и обществом или другими контрагентами. Таким образом, агрессивность, присущая многим молодым людям, оправдывается и возводится в доблесть (группировки скинхедов, естественно, не просто дерутся или убивают, а борются за право русских жить в своей стране);

- коммуникация. Принадлежность к субкультуре дает возможность молодым людям найти круг общения, которого они очень часто лишены в семье, образовательных учреждениях, на работе и т.д. То, что это общение часто носит виртуальный характер (субкультура «хакеров»), в принципе, не имеет значения;

- организация развлечения и досуга. Субкультура обеспечивает проведение молодым людям свободного времени;

- компенсация маргинальности и исключенности – групповая субкультурная идентичность способствует адаптации молодых людей к низкому аутсайдерскому социальному статусу в обществе;

- социальные изменения. Эта функция реализуется уже не по отношению к молодежи, а по отношению ко всему обществу. Очень часто под воздействием той или иной субкультуры изменяются и базовые ценности и институты общества. В некоторой степени хиппи способствовали формированию большей толерантности в американском обществе по отношению к тем, кто одеждой и образом жизни отличается от большинства. Под влиянием субкультур может меняться язык, в нем получают распространение некоторые слова, употребление которых ранее было свойственно лишь «посвященным» (например, лагерная лексика, вошедшая в 1990-е гг. в разговорную и даже литературную речь в России, слово «тусовка» из хипповской «Системы» и др.).

Как и любой институт общества, субкультура может быть в равной или в разной степени функциональна и дисфункциональна: «Некоторые из молодежных субкультур могут создавать платформу для развития негативных тенденций в молодежной среде (проблемы наркотизма, насилия и т. д.), другие скорее имеют позитивное общественное значение (экология и т. д.). Во всех случаях важно, что через субкультурные формы для определенной части молодежи лежит путь к освоению социальности»

28. Типология молодежных субкультур в России.

 

Типологизировать молодежные субкультуры начали в 70-х годах прошлого

столетия [5, с. 276-277]. С тех пор создана не одна типология молодежной

субкультуры по различным признакам. Типологии дают возможности выявить

новые субкультуры и их смысл, которые оказываются скрытыми при изучении

одного лишь варианта типологии. Поэтому в данной статье мы рассмотрим

типологии по различным критериям.

А.В. Толстых [9] типологизирует молодежные субкультуры по

направлениям деятельности. Она выделяет общественно-политические группы

(своей целью они ставят пропаганду определенных общественно-политических

взглядов); радикалы (во главе стоят в основном представители старшего

поколения); эколого-этические группы; группы образа жизни (собственно

неформально-молодежные объединения: панки, хиппи); нетрадиционно-

религиозные группы (например, сатанисты); группы по интересам (спортивные

и музыкальные фанаты). Мы полагаем, что данная типология является весьма

продуктивной. Она позволяет проследить, что является связующим звеном,

объединяющим молодых людей в ту или иную субкультуру, поскольку явление

молодежных субкультур связано со стремлением молодежи найти себе

единомышленников и преодолеть сложность своего бытия не индивидуально, а

в коллективной форме, ощущая поддержку себе подобных. Однако, с другой

стороны, такая типология не охватывает всех разновидностей молодежной

субкультуры.

Западный исследователь М. Брейк [11, с. 23] рассматривает молодежные

субкультуры с точки зрения девиантности (социологи и психологи трактуют

данное понятие как отклонение от общепринятых норм поведения). Он

выделяет четыре основных типа молодежных субкультур: нормальная

(молодежная группа, не нуждающаяся в специальной субкультуре для решения

своих социальных проблем); делинквентная (группа, объединяющая тех, кто

потенциально способен совершить противоправные действия); культурные

бунтари (выходцы из среднего класса, имеющие высшее образование и

являющиеся поклонниками искусства); политически активная молодежь

(группа, включающая широкий спектр политических предпочтений, от

экологических движений до прямых политических актов) [7, с. 250]. Данная

типология учитывает психологические характеристики личности, а также их

проявление в социуме. Но поскольку молодежная субкультура – феномен

многогранный и развивающийся, данная типология, на наш взгляд, не является

исчерпывающей.

Г.А. Нигматулина в своем исследовании [6, с. 123-124] предлагает

типологизировать молодежные субкультуры по характеру проявления в

обществе. Так, она выделяет толерантные (субкультуры, отстраненные от

внешнего мира и не демонстрирующие своего отношения к нему: байкеры,

брейкеры, реперы); нигилистические (субкультуры, демонстрирующие свой

собственный стиль и ценности, но не в качестве протеста, а как альтернативу:

мажоры, битники); негативно-настроенные (демонстрирующие свое

отрицательное отношение к господствующей культуре, но не стремящиеся ее

разрушить: хиппи, панки); агрессивные (представляющие активные формы

протеста против существующей культуры: скинхеды). Эта типология

представляется нам очень конструктивной, поскольку она позволяет выявить

отношение конкретной субкультуры к обществу, а также, что представляется не

менее важным, посмотреть, как осуществляется культурно-ценностный выбор

людей, пред которым они оказываются в силу несформированности и

неустойчивости личности человека в молодом возрасте.

Исследователь Т.В. Латышева в своей работе [4, с. 94] типологизирует

молодежные субкультуры по стадиям их внутреннего развития. Согласно

данной типологии выделяются субкультуры прошлого (40 - 80-е гг. XX в., не

существующие в настоящее время: моды, стиляги тедди-бойз);

реанимированные субкультуры (воспроизводящие стилистику субкультур 60 -

90-х гг. XX, их идеология и основные ценностные ориентации подверглись

значительной трансформации: хиппи, готы); современные субкультуры

(зародились многие десятилетия назад и сейчас не теряют популярности).

Данная типология представляется нам весьма ценной, поскольку она позволяет

выделить этапы становления молодежных субкультур и проследить их

эволюцию.

Поскольку молодежная субкультура динамична и изменчива, создаваемые

типологии являются правомочными для конкретного исторического времени и

социума. Такой подход характерен и для следующей типологии молодежных

субкультур, предложенной отечественным автором С.И. Левиковой.

Исследователь учитывает долю участия молодого человека в той или иной

субкультуре и выделяет «чистые» молодежные субкультуры (являющиеся

самоцелью для молодых людей и закрытыми для представителей не только

других поколений, но и для «чужих» вообще) и «смешанные» (участие в

которых – не самоцель, а дополнение, компенсация недополученного молодым

человеком в формальных социальных институтах). Развивая идею, положенную

в основу данной типологии С.С. Карпиленя в своей диссертации [3, с. 29]

дополняет ее степенью «открытости» молодежных субкультур для других

молодых людей. По этому критерию автор выделяет «закрытые» молодежные

субкультуры (членство в которых строго фиксируется); «полузакрытые»

(допускающие приток некоторого количества молодых людей в свои ряды, не

полностью разделяющих идеи и взгляды данной группы) и «открытые»

(состоящие из представителей различных молодежных течений и направлений,

но группирующихся вокруг одного идейного центра).

Существуют и другие виды типологий. Так, Т. Исламшина делит

молодежные субкультуры по ведущим ценностным устремлениям молодежи [2,

с. 70-71]; С.С. Фролов предлагает типологизации по принадлежности, по

взаимоотношениям и по степени общения молодых людей [10]; А Башлачев

делит молодежные субкультуры по степени конформности [1]; критерий

«непересекаемости молодежных миров» положен в типологию А. Тарасова [8]

и множество других





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-02; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 356 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Логика может привести Вас от пункта А к пункту Б, а воображение — куда угодно © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2254 - | 2184 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.