Формируя свою социальную организацию, участники банд не могут перешагнуть собственный опыт; поэтому их коды поведения и избранные способы действия должны изучаться в соотношении с моральными кодами и способами действия, с которыми они сталкиваются в сообществах, где они живут. Мораль банды развивается из первичной интерпретации или определения, которое банда дает событиям в свете собственного предшествующего опыта.
Определение ситуации, которое в своих социальных аспектах и представляет мораль, было дано Вильямом И. Томасом. Каждый акт самоопределения осуществляется в процессе изучения и осмысления ситуации индивидом, который дает ей в итоге определение. Однако эти определения ситуаций уже были даны группами, к которым ребенок принадлежит по факту своего рождения, и у него очень невелики шансы внести изменения в эти определения в соответствии со своими личными прихотями. Поэтому всегда существует конфликт между желаниями индивида и определениями, выработанными группой в результате ее социального опыта для обеспечения ее безопасности. Моральные коды, следовательно, появляются в целях обуздания индивидуального стремления к удовольствиям. «Мораль, таким образом, есть общепринятое определение ситуации, выраженное или
в общественном мнении и неписаном законе, или в формальной норме закона, или в религиозных заповедях и запретах»2.
Определение ситуации для подростка из банды проистекает большей частью из неупорядоченности самой жизни на ее экономических, моральных и культурных стыках, примером чего является жизнь мира банд. Поэтому проблема морали банд может быть сформулирована главным образом в терминах стандартов, которые преобладают в непосредственном социальном окружении членов банд.
Выбор механизма, с помощью которого подросток из банды выстраивает свою жизнь в соответствии со стандартами, почерпнутыми из его опыта, не является сугубо рациональным выбором. Этот процесс является общим для всей социальной жизни и обнаруживается уже в том, как ребенок воспринимает образ жизни своих родителей. Это тот же самый неосмысленный процесс, входе которого ребенок выстраивает структуру своих вербальных привычек, представленных в его речи.
Подобным же образом детская игра обычно следует стандартам взрослых. В Испании, например, мальчики играют чаще в корриду, чем в бейсбол, в то время как Ку-клукс-клан копируется в играх американских детей3.
Точно так же в жизни банд воплощаются стандарты, принятые в том социальном мире, к которому банда принадлежит. Лежащие в основе ее поведения принципы и механизмы одни и те же для всех групп этого типа. Вместе с тем природа преступного поведения резко различается в разных средах. Эта разница сразу бросается в глаза при сравнении банд на свалках с бандами Чикаго.
Неформальное воспитание
Многие авторы слишком узко рассматривали проблему обучения и воспитания. Истинное воспитание мальчика в плане становления его характера и формирования личности происходит естественным путем. Оно имеет место скорее за пределами классной комнаты, через те неформальные контакты, которые обычно не попадают в сферу общепринятого (conventional) контроля. Это — время свободы, и, вероятно, сам факт спонтанности и самодеятельности
2 William I. Thomas. The Unadjusted Girl. P. 42-43
3 «Десятилетний Сирил Стоддарт находился под наблюдением врачей вследствие
шока и незначительных телесных повреждений. Полиция ищет банду подростков,
которые, надев маски и заявив, что они куклуксклановцы, вершащие свой суд в
понедельник вечером, напали на мальчика, привязали его к телеграфному столбу и
вставили ему в рот кляп. В этом состоянии он пребывал в течение трех часов, пока
его не обнаружили» (Chicago Tribune, 27 сентября 1925 г.)
делает эти контакты более действенными в сравнении с формальными контактами, которые трактуются данными авторами как единственно имеющие воспитательно-образовательный характер. Воспитательное воздействие улицы, которому подвержен каждый подросток из мира банд, является основным в развитии вкусов и привычек, стремлений и идеалов.