Тайный сговор имеет место, когда фирмы достигают непосредственного или молчаливого соглашения в том, чтобы зафиксировать цены, разделить или распределить рынки или другим образом ограничить конкуренцию между собой. Тайный сговор позволяет уменьшить неопределенность, увеличить прибыли и, может быть, даже помешать вступлению новых конкурентов в отрасль.
Так как при тайном сговоре все три фирмы А, Б, В находятся в одинаковых или очень похожих условиях, то следующий график показывает положение каждой из трех фирм (рис. 6.12).
Рис. 6.12 - Тайный сговор и тенденция к максимизации общих прибылей
Какую комбинацию цены и выпуска выберет фирма?
Если бы фирма была монополистом, то, как было рассмотрено ранее, она выбрала бы такой объем Q, при котором MR = МС, чему соответствовала бы цена Pq максимизирующая ее прибыли.
Однако у фирмы есть еще два конкурента, и если они станут продавать свою идентичную продукцию по более низкой цене – это приведет к катастрофе для фирмы А. А если фирма А уравняет свою цену с этой более низкой ценой, то это вызовет перемещение всех трех фирм по кривым спроса вниз уменьшая их прибыли. Получается, что фирмам выгоднее договориться и назначить одинаковую цену. Т.е. результат окажется таким же, как если бы отрасль была чистой монополией, состоящей из трех одинаковых предприятий.
Тайное соглашение может принимать ряд форм. Наиболее простой формой является картель, которая предполагает формальное письменное соглашение относительно и цены, и производства. Рынок разделен. Примером картеля может быть ОПЕК.
Картели в США являются незаконными, следовательно, тайное соглашение оформляется неофициально, часто джентльменские соглашения достигаются на коктейльных вечеринках, во время игры в гольф или на собраниях в торгово-промышленных ассоциациях. Это является причиной того, что их трудно обнаружить для того, чтобы успешно предъявить иск.
Однако на практике и без постороннего вмешательства тайные соглашения трудно создать и сохранить. Тому препятствуют несколько важных барьеров:
1. Различие в спросе и издержках. Когда издержки и спрос на продукты олигополистов различаются труднее достичь соглашения о цене.
2. Число фирм. Чем больше число фирм, тем труднее достичь соглашения.
3. Мошенничество. Существует искушение для олигополистов заняться тайным снижением цен.
4. Спад. Спад деловой активности является врагом тайного сговора, т.к. все фирмы, испытывая на себе негативные влияния спада в экономике, пытаются выжить за счет своих конкурентов.
5. Возможное вступление. Возможное вступление в отрасль нового конкурента увеличивает предложение, снижает цену и прибыли.
6. Правовые препятствия: антитрестовское антимонопольное законодательство.
3. Третья модель олигополии, основанная на лидерстве в ценах, когда «господствующая» фирма, обычно наиболее крупная или наиболее эффективная в отрасли, меняет цену, а все другие фирмы, более или менее следуют этому изменению. Ценовой лидер придерживается следующей практики:
1. Поскольку изменение цен связано с некоторым риском, корректировки цен делаются редко, когда условия издержек и спроса изменятся значительно и во всей отрасли (например: повышение зарплаты, увеличение налогов, повышение цены какого- либо основного ресурса, например, энергии).
2. Информация о надвигающемся повышении цен сообщается прессе, что дает возможность конкурентам заключить молчаливое соглашение с ценовым лидером.
4. Последняя модель поведения олигополии основана на том, что известно как накидка, эмпирический метод или ценообразование по принципу «издержки плюс». В этом случае олигополист определяет издержки на единицу продукции и добавляет к ним накидку (в размере определенного процента), для того, чтобы определить цену. Однако, издержки на единицу продукции изменяются с изменением объема производства, поэтому фирма использует типичный или плановый уровень производства (например, при 75-80% загрузки производственных мощностей). Накидка расчитывается таким образом, чтобы обеспечить фирме плановую прибыль. Метод определения цены «издержки плюс» имеет преимущество для фирм, производящих много продуктов, однако, следует отметить, что этот метод является несовместимым с прямым тайным сговором или лидерством в ценах.
Теперь ответим на вопрос: является ли с точки зрения общества олигополия «эффективной» рыночной структурой?
Традиционная точка зрения полагает, что, поскольку олигополия близка по структуре к монополи то, следует ожидать, что она действует приблизительно аналогичным образом. Можно даже утверждать, что олигополия является, фактически, менее желательной, чем чистая монополия, по той простой причине, что чистая монополия в США часто подвергается государственному регулированию.
Другая точка зрения экономистов Шумпетера и Дж. Гелбрейта в том, что олигополия необходима для достижения быстрых темпов НТР.