Сущность принципа акселерации заключается в следующем: возросший доход, полученный в результате возрастания первоначальных инвестиций, вызывает рост спроса на потребительские товары. Отрасли, производящие потребительские товары, начинают расширяться, а это, в свою очередь, приводит к росту спроса на товары производственного назначения, т.е. на средства производства. Причем изменения в спросе на потребительские товары вызывают гораздо более резкие изменения в спросе на товары производственного назначения.
Математически принцип акселерации в наиболее общем форме выглядит:
I = (Yt-Yt-1), (2)
где I — индуцированные инвестиции; Yt — доход в период t; Yt-1 - доход в предшествующий ему период; — коэффициент акселерации.
Математически принцип мультипликатора – акселератора можно записать:
Yt = Ct + It + Gt, (3)
где – Yt - национальный доход; Ct - объем потребления; It - индуцированные чистые инвестиции в частном секторе; Gt - автономные инвестиции (государственные расходы); t - индексы дискретного периода времени.
Кроме того, считаются выполненными соотношения
Ct = kYt - 1, (4)
It = (Ct – Ct - 1), (5)
Gt = const, (6)
где k - коэффициент мультипликации; - коэффициент акселерации.
Эффект мультипликатора-акселератора показывает механизм самоподдерживающихся циклических колебаний экономической системы.
Эта модель основывается на кейнсианской концепции функционирования макроэкономических рынков и описывает процесс перехода от одного равновесного состояния к другому после изменения экзогенных параметров, дополняя тем самым анализ сравнительной статики.
В 3.3 этот процесс был представлен в виде мультипликативного эффекта приращения автономных расходов; при этом предполагалось, что восстановление равновесия происходит мгновенно и существующий объем избыточных производственных мощностей достаточен для полного удовлетворения возросшего в результате действия мультипликатора эффективного спроса. Оба эти ограничения снимаются в модели взаимодействия мультипликатора и акселератора. Она является динамической (содержит переменные, относящиеся к разным периодам) и учитывает необходимость осуществления индуцированных инвестиций при исчерпании наличных производственных мощностей. Индуцированные инвестиции, становясь составляющей совокупного спроса, порождают очередной мультипликативный эффект, который снова увеличивает эффективный спрос и побуждает тем самым к новым индуцированным инвестициям.
Несмотря на то, что в модели время учитывается в явном виде, она остается краткосрочной: приращение объема инвестиций, как и в статических моделях, увеличивает только совокупный спрос; воздействие инвестиций на совокупное предложение через вступление в строй новых производственных мощностей не учитывается; это ограничение снимается в моделях экономического роста.
Вернется ли экономика в этих условиях к равновесию после экзогенного импульса или нет, будет ли процесс приспособления к новой обстановке монотонным или колебательным - это предмет исследования рассматриваемой модели.
Суть модели взаимодействия мультипликатора-акселератора заключается в следующем: исходя из модели мультипликатора рост автономных инвестиций оказывает умноженное воздействие на доход; в свою очередь, доход возрастает в соответствии с величиной мультипликатора, а рост доходов приводит к росту темпов спроса на потребительские товары, что вызывает ускоренный (акселеративный) спрос на новые инвестиции. Причем рост инвестиций равен произведению акселератора на прирост дохода. Таким образом, увеличение автономных инвестиций как внешнего фактора ведет к росту дохода, который приводит к росту новых инвестиций - уже как внутреннего фактора, вновь вызывающего рост дохода, который опять увеличивает инвестиции. Сочетание действий мультипликатора и акселератора объясняет процесс расширения и сокращения деловой активности. При наличии достоверной статистической базы можно рассчитать и мультипликатор, и акселератор, и соответственно дать прогноз экономической активности.
По Кейнсу, если частные инвестиции постоянны (в период депрессии), то государственные расходы имеют благоприятное первичное влияние на доход и занятость. Однако некоторые считают, что государственные расходы или дефицит не могут реально добавить многого к покупательной способности в период депрессии. Даже возникает вопрос: могут ли государственные расходы или дефицит отпугнуть частные инвестиции? И некоторые экономисты утверждают, что “это, конечно, возможно”. Например, частная электрическая компания может сократить инвестиции из страха перед проектами строительства государственных гидростанций. Или когда государство снабжает население деньгами для приобретения товаров в розничной торговле, эффект в период глубокой депрессии может просто свестись к тому, что это позволит торговцам ликвидировать их избыточные товарные запасы; если торговцы не заказали новых товаров, то это значит, что государственные расходы были полностью нейтрализованы производным частным дезинвестированием (расходованием запасов) и цепь мультипликации-акселерации останется мертвой.
Итак, есть две противоположные тенденции - расширительного и ограничительного влияния на частные инвестиции, т. е. может иметь место и благоприятное влияние на частные инвестиции, и неблагоприятное. Ясно лишь одно: когда текущее производство находится в упадке и имеются избыточные производственные мощности, вряд ли разумный бизнесмен проявит склонность производить новые инвестиции. Если государство способно помочь оживить производство потребительских товаров, тогда бизнесмен будет обладать финансовыми возможностями и, по крайней мере, известным стремлением к обновлению капитала и строительству новых предприятий.
Статистика дает основание считать, что частные инвестиции в целом имеют тенденцию изменяться соответственно движению уровня национального дохода. Если разделим все товары на две группы: средства производства и предметы потребления, то общество должно решить - сколько производить средств производства и сколько предметов потребления? Иначе говоря, решать вопрос о соотношении инвестиционного и потребительского спроса. Зададимся вопросом: зачем и почему нужно решать эти проблемы? Ответ: из-за редкости ресурсов. Причем непросто решать проблему выбора, а проблему более эффективного использования ресурсов, или инвестиций.
19. Полная модель равновесия товарного рынка «доходы-расходы».
20. Инвестиции и сбережения: проблема равновесия (неоклассический и кейнсианский анализ).