Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Наша работа внутри фракции 15 страница





______________________ ЛИБЕРАЛЬНЫЙ ПРОФЕССОР О РАВЕНСТВЕ____________________ 363

Даже самый недогадливый и неразвитый человек может сообразить, что отдельные люди, принадлежащие к дворянскому сословию, не равны по своим телесным и душев­ным способностям, как не равны между собой и люди, принадлежащие к «податному», «черному», «низшему» или «непривилегированному» крестьянскому сословию. Но по правам своим все дворяне равны, а все крестьяне равны по своему бесправию.

Понимает ли теперь г. ученый и либеральный профессор Туган разницу между ра­венством в смысле равноправия и равенством в смысле равенства сил и способностей?

Перейдем теперь к равенству в смысле экономическом. В Соединенных Штатах Америки, как и в других передовых государствах, средневековых привилегий нет. Все граждане равны в смысле политических прав. Но равны ли они по положению в обще­ственном производстве?

— Нет, г. Туган, не равны. Одни владеют землей, фабриками, капиталами и живут на счет неоплаченного труда рабочих; — таковых ничтожное меньшинство. Другие, именно громадная масса населения, не имеют никаких средств производства и живут только продажей своей рабочей силы; это — пролетарии.

Дворян в Соединенных Штатах Америки нет, а буржуа и пролетарии имеют равные политические права. Но они не равны по своему классовому положению: одни, класс капиталистов, владеют средствами производства и живут на счет неоплаченного труда рабочих; другие, класс наемных рабочих, пролетариев, не имеют средств производства и живут продажей на рынке своей рабочей силы.

Уничтожить классы — это значит поставить всех граждан в одинаковое отношение к средствам производства всего общества, это значит — все граждане имеют одинако­вый доступ к работе на общественных средствах производства, на общественной земле, на общественных фабриках и так далее.

Это разъяснение того, что есть социализм, необходимо было для просвещения уче­ного либерального


364___________________________________ В. И. ЛЕНИН

профессора г. Тугана, который, может быть, понатужившись, поймет теперь, что равен­ства сил и способностей людей в социалистическом общество ждать нелепо.

Кратко говоря: когда социалисты говорят о равенстве, они понимают под ним всегда общественное равенство, равенство общественного положения, а никоим образом не равенство физических и душевных способностей отдельных личностей.

Читатель спросит, пожалуй, в недоумении: как могло быть, чтобы ученый либераль­ный профессор позабыл эти азбучные истины, известные всякому из любого изложения взглядов социализма? Ответ простой: личные особенности современных профессоров таковы, что среди них можно встретить даже редкостно-тупых людей вроде Тугана. Но общественное положение профессоров в буржуазном обществе таково, что пускают на эту должность только тех, кто продаст науку на службу интересам капитала, только тех, кто соглашается против социалистов говорить самый невероятный вздор, бессове­стнейшие нелепости и чепуху. Буржуазия все это простит профессорам, лишь бы они занимались «уничтожением» социализма.

«Путь Правды» № 33, Печатается по тексту

11 марта 1914 г. газеты «Путь Правды»


АНГЛИЙСКИЕ ЛИБЕРАЛЫ И ИРЛАНДИЯ

То, что происходит теперь в английском парламенте в связи с законопроектом об ирландском гомруле (самоуправлении или, вернее, автономии для Ирландии), пред­ставляет выдающийся интерес и с точки зрения классовых отношений, и с точки зрения выяснения национального и аграрного вопросов.

Англия веками порабощала Ирландию, доводила ирландских крестьян до неслыхан­ных мучений голода и вымирания от голода, сгоняла их с земли, заставляла сотнями тысяч и миллионами покидать родину и выселяться в Америку. В начале XIX века в Ирландии было 5 /г миллионов населения, теперь только 4 /з. Ирландия обезлюдела. В течение XIX века свыше 5 миллионов ирландцев переселилось в Америку, и в Соеди­ненных Штатах теперь больше ирландцев, чем в Ирландии!

Неслыханные бедствия и мучения ирландских крестьян — один из поучительных образчиков того, до чего доходят помещики и либеральные буржуа «господствующей» нации. Англия созидала свое «блестящее» экономическое развитие, «процветание» сво­ей промышленности и торговли в значительной степени на таких подвигах по отноше­нию к ирландскому крестьянству, которые напоминают русскую крепостную барыню Салтычиху.

Англия «процветала», Ирландия вымирала и оставалась неразвитой, полудикой, чис­то земледельческой


366__________________________ В. И. ЛЕНИН

страной, страной нищих крестьян-арендаторов. Но, как ни хотелось «просвещенной и либеральной» буржуазии Англии увековечить порабощение Ирландии и нищету ее, ре­форма все же надвигалась с неизбежностью, — тем более, что революционные взрывы борьбы ирландского народа за свободу и за землю становились все более грозными. В 1861 году образовалась ирландская революционная организация фениев. Переселив­шиеся в Америку ирландцы всячески помогали ей.

С 1868 года, с министерства Гладстона, этого героя либеральных буржуа и тупых мещан, начинается эпоха реформ в Ирландии, — эпоха, которая преблагополучно затя­нулась до настоящего времени, т. е. без малого на полвека. О, мудрые государственные люди либеральной буржуазии умеют очень «медленно спешить» со своими «реформа­ми»!

Карл Маркс жил тогда уже свыше 15 лет в Лондоне и с величайшим интересом, с ве­личайшим сочувствием следил за борьбой ирландцев. 2 ноября 1867 г. он писал Фрид­риху Энгельсу: «Я всячески старался вызвать со стороны английских рабочих демонст­рацию сочувствия борьбе фениев. Раньше я считал отделение Ирландии от Англии не­возможным. Теперь я считаю его неизбежным, хотя бы после отделения и наступила федерация...» В письме от 30 ноября того же года Маркс опять возвращается к этой теме: «... Спрашивается, что мы должны советовать английским рабочим? По-моему, они должны сделать пунктом своей программы отмену союза» (отмену союза Ирлан­дии) — «говоря короче, восстановить требование 1783 года, только демократизовать его и применить к современным условиям. Отделение Ирландии — единственно ле­гальная и потому единственно возможная форма ирландского освобождения, которая должна войти в программу английской рабочей партии». И Маркс доказывал далее, что ирландцы нуждаются в самоуправлении и независимости от Англии, в аграрной революции, в таможенных пошлинах против Англии.

Такова была программа, которую К. Маркс предлагал английским рабочим в интере­сах свободы Ирландии,


_______________________ АНГЛИЙСКИЕ ЛИБЕРАЛЫ И ИРЛАНДИЯ_____________________ 367

ускорения общественного развития и свободы английских рабочих; ибо английские ра­бочие не могли добиться свободы, пока они помогали (или даже позволяли) держать в рабстве другой народ.

Но увы! Английские рабочие в силу целого ряда особых исторических причин ока­зались в последней трети XIX века зависимыми от либералов, пропитанными духом либеральной рабочей политики. Они оказались не во главе народов и классов, борю­щихся за свободу, а в хвосте презренных лакеев денежного мешка, господ английских либералов.

И либералы на полвека растянули освобождение Ирландии, не законченное и поны­не! Ирландский крестьянин только в XX веке стал превращаться из арендатора в сво­бодного владельца земли, но гг. либералы навязали ему выкуп по «справедливой» оцен­ке! Миллионы и миллионы дани платит он и будет платить еще долгие годы англий­ским помещикам в награду за то, что они несколько столетий грабили его и доводили до постоянных голодовок. Английские либеральные буржуа заставили ирландских кре­стьян отблагодарить за это помещиков чистыми денежками...

Теперь проходит через парламент закон о гомруле (самоуправлении) Ирландии. Но в Ирландии есть северная провинция Ольстер (или Ульстер, как иногда неправильно пи­шут); она населена частью выходцами из Англии, протестантами в отличие от католи­ков-ирландцев. И вот английские консерваторы с помещиком-черносотенцем Пуриш-кевичем..., то бишь Карсоном, во главе подняли бешеный вопль против автономии для Ирландии. Это-де значит отдать ольстерцев на подчинение иноверцам и инородцам! Лорд Карсон грозил восстанием и организовывал вооруженные банды черносотенцев.

Разумеется, угроза эта пустая. О восстании горстки хулиганов не может быть и речи. Об «угнетении» протестантов ирландским парламентом (власть которого определена английским законом) не могло быть тоже и речи.


368___________________________________ В. И. ЛЕНИН

Дело просто в том, что помещики-черносотенцы запугивают либералов.

И либералы трусят, кланяются черносотенцам, идут на уступки им, предлагают про­извести особое всенародное голосование (так называемый референдум) в Ольстере и на шесть лет отложить реформу для Ольстера!

Торгашество между либералами и черносотенцами продолжается. Реформа подож­дет: ждали полвека — подождут ирландцы и еще, не «обижать» же помещиков!

Конечно, если бы либералы обратились к народу Англии, к пролетариату, — черно­сотенная банда Карсона сразу растаяла бы и исчезла. Мирная и полная свобода Ирлан­дии была бы обеспечена.

Но чтобы либеральные буржуа обратились за помощью к пролетариату против по­мещиков — разве это мыслимо? Ведь либералы в Англии тоже лакеи денежного мешка, способные только раболепствовать перед Карсонами.

«Путь Правды» № 34, Печатается по тексту

12 марта 1914 г. газеты «Путь Правды»


СИСТЕМА ТЕЙЛОРА — ПОРАБОЩЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА МАШИНОЙ125

Капитализм ни на минуту не может стоять на месте. Он должен идти вперед и впе­ред. Конкуренция, особенно обостряющаяся в эпохи кризиса, подобные нашей, застав­ляет изобретать все новые средства для удешевления производства. А господство капи­тала превращает все такие средства в орудия дальнейшего угнетения рабочего.

Система Тейлора — одно из таких средств.

Недавно в Америке сторонники этой системы применяли такие приемы.

К руке рабочего прикрепляют электрическую лампочку. Фотографируют движения рабочего и изучают движения лампочки. Находят, что известные движения были «из­лишни» — и рабочего заставляют избегать этих движений, т. е. работать интенсивнее, не терять ни секунды на отдых.

Составляют целые планы новых фабричных построек — таким образом, чтобы не терялась ни одна лишняя минута при доставке материалов на фабрику, при передаче их из одной мастерской в другую, при вывозе готового продукта. Кинематограф применя­ется систематически для изучения работы лучших рабочих и для увеличения ее интен­сивности, т. е. для большего «подгонянья» рабочего.

Например, в течение целого дня кинематографировали работу монтера. Изучив его движения, ввели особую скамейку настолько высокую, чтобы монтеру


370__________________________ В. И. ЛЕНИН

не надо было терять времени на то, чтобы наклоняться. Приставили мальчика в по­мощники монтеру. Мальчик должен был подавать ему каждую часть машины опреде­ленным, наиболее целесообразным способом. Через несколько дней монтер исполнял данную работу по сборке машины в четверть того времени, которое он употреблял раньше!

Какой успех производительности труда!., но плату рабочему повышают не вчетверо, а всего в полтора раза, самое большее, да и то только на первое время. Как только ра­бочие привыкнут к новой системе, плату опять понижают до прежнего уровня. Капита­лист получает громадную прибыль, а рабочий трудится вчетверо интенсивнее, выматы­вая свои нервы и мускулы вчетверо быстрее.

Новопостулающего рабочего ведут в заводский кинематограф, который показывает ему «образцовое» производство его работы. Рабочего заставляют «догонять» этот обра­зец. Через неделю рабочему показывают в кинематографе его собственную работу и сравнивают ее с «образцом».

Все эти громадные усовершенствования делаются против рабочего, ведя к еще большему подавлению и угнетению его и притом ограничивая рациональным, разум­ным, распределением труда внутри фабрики.

Естественно является мысль: а распределение труда внутри всего общества? Какая бездна труда пропадает даром в настоящее время от безалаберности, хаотичности всего капиталистического производства! Сколько теряется времени на переход сырого мате­риала к фабриканту через сотни скупщиков и перекупщиков при неизвестности требо­ваний рынка! Не только время, но и самые продукты теряются и портятся. А потеря времени и труда на доставку готового продукта потребителям через бездну мелких по­средников, которые тоже не могут знать требований покупщиков и делают массу не только лишних движений, но лишних закупок, поездок и так далее и тому подобное!

Капитал организует и упорядочивает труд внутри фабрики для дальнейшего угнете­ния рабочего, для


_____________ СИСТЕМА ТЕЙЛОРА — ПОРАБОТТЩНИЕ ЧЕЛОВЕКА МАТТТИНОЙ_________ 371

увеличения своей прибыли. А во всем общественном производстве остается и растет хаос, приводящий к кризисам, когда накопленные богатства не находят покупателей, а миллионы рабочих гибнут и голодают, не находя работы.

Система Тейлора — без ведома и против воли ее авторов — подготовляет то время, когда пролетариат возьмет в свои руки все общественное производство и назначит свои, рабочие, комиссии для правильного распределения и упорядочения всего общест­венного труда. Крупное производство, машины, железные дороги, телефон — все это дает тысячи возможностей сократить вчетверо рабочее время организованных рабочих, обеспечивая им вчетверо больше благосостояния, чем теперь.

И рабочие комиссии при помощи рабочих союзов сумеют применить эти принципы разумного распределения общественной работы, когда она избавлена будет от порабо­щения ее капиталом.

«Путь Правды» № 35, Печатается по тексту

13 марта 1914 г. газеты «Путь Правды»,

Подпись: M. M. сверенному с рукописью


«ОТВЕТСТВЕННАЯ ОППОЗИЦИЯ»

И УЧАСТИЕ К.-Д. В СОВЕЩАНИИ ПЕРВОГО МАРТА

Газеты много уже говорили по поводу совещания представителей правительства с некоторыми депутатами Думы первого марта. Но значение этого совещания с точки зрения положения и задач «оппозиции» в Думе освещено далеко недостаточно.

Припомним, что как раз перед первым марта в целом ряде органов либеральной пе­чати, и в Петербурге, и в Москве, и в провинции, поднят был и усиленно обсуждался общий вопрос о мертвом затишье в Думе, о бессилии и безжизненности ее, о бегстве депутатов из Думы, о задачах оппозиции и т. д.

Как раз перед первым марта виднейшие вожди «конституционно-демократической» партии, гг. Милюков и Шингарев, выступали в печати обеих столиц и против г-на Струве за его призывы к «оздоровлению власти» и против правого кадета В. Маклакова за его «пессимистически-оптимистические» призывы к соглашению с октябристами. Как раз перед первым марта г. Милюков изо всех сил старался показать себя противни­ком «вехизма», т. е. последовательных и откровенных идей контрреволюционного ли­берализма.

Состав и характер совещания первого марта еще и еще раз доказали, что все эти ого-ворочки вождей партии к.-д. против Струве и В. Маклакова, все эти усилия изобразить себя «левее» названных политиков — одно лицемерие и обман демократии. На деле торжествовала на этом совещании именно политика «вехи-


______________ «ОТВЕТСТВ. ОППОЗИЦИЯ» И УЧАСТИЕ К.-Д. В СОВЕЩАНИИ_____________ 373

стов» среди либералов, именно политика гг. Струве и В. Маклакова, а не официальных вождей и дипломатов к.-д. партии, гг. Милюкова, Шингарева и К.

Участвовали в совещании только представители правительственных партий и либе­рально-буржуазной оппозиции, — ни социал-демократы, ни трудовики (буржуазная демократия) не были приглашены (будто бы потому, что они «принципиальные анти­милитаристы и голосуют всегда против всех военных кредитов», а на деле — по неже­ланию получить мотивированный и публичный отказ, который был обеспечен по край­ней мере со стороны социал-демократов).

Когда депутаты оппозиции, — но высоко-официальному сообщению «Речи» — «сделали попытку возбудить вопрос и о нашей внутренней политике», им было заявле­но, что речь должна идти только о военных кредитах и что «в настоящем совещании представители правительства не считают возможным выступать с объяснениями по во­просам внутренней политики».

«Тем не менее, — писала «Речь», — некоторые депутаты, в том числе И. Н. Ефремов, А. И. Шингарев и другие, затрагивали в своих речах вопросы и о нашем внутреннем положении».

Тем более — придется сказать по поводу этого заявления — неуместна, смешна, не­лепа и недостойна была роль кадетских, конституционно-демократических депутатов. Если бы партия их называлась умеренной либерально-монархической партией, — т. е. носила название, правильно выражающее классовую сущность и действительную поли­тическую природу, — то тогда поведение депутатов к.-д. было бы партийно-нормально! Но людям, которые хотят, чтобы их считали демократами, людям, из кото­рых даже наиболее правые, вроде В. Маклакова, объявляют публично, что они утрати­ли веру «в возможность найти выход из тупика без революционных взрывов и катаст­роф» (именно так излагал взгляды В. Маклакова сам г. Шингарев в № 55 «Речи» 26 февраля, — в том же духе писал сам г. Милюков в номере от 25 февраля), — таким лю­дям участие


374___________________________________ В. И. ЛЕНИН

в совещании с правыми и октябристами наносило публичную пощечину.

Господа к.-д. сами нанесли себе пощечину. Они публично отрекались — своим уча­стием — от своих слов насчет «утраты веры». Они публично демонстрировали свою готовность доказать живость своей веры, равносильную готовности служить и при­служивать.

Ибо — кто другой, а кадеты-то уж превосходно понимают и связь неразрывную внутренней политики с внешней и значение «ассигновки» кредитов...

«Путь Правды» № 36, Печатается по тексту

14 марта 1914 г. газеты «Путь Правды»


ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ



НАБРОСОК РЕЗОЛЮЦИИ ПО НАЦИОНАЛЬНОМУ ВОПРОСУ126

Резолюция по национальному вопросу

I. 1. Настоятельно необходимо определить подробно и во всех деталях свое отно­шение к национальному вопросу по причинам

(а) историческим (объективным): реакционный национализм и буржуазно-прогрессивный (даже буржуазно-демократический) национализм контр­революционной эпохи

(β) партийной жизни: раскол Бунда, его сепаратизм, его блок с несоциал-демократическими партиями, сохраняющими националистические чер­ты (P.P.S.), его разрушение компромиссным решением Стокгольмского съезда. Распад «федерации худшего типа».

П. 2. § о самоопределении означает только политическое отделение. {3. Необходимость этого § для России вследствие (а) общего принципа демократии (β) нахождения на окраинах угнетенных наций

(γ) незаконченности буржуазно-демократического переворота на востоке Европы вообще, в России особенно


378__________________________ В. И. ЛЕНИН

(δ) наибольшей реакционности государственного строя (монархии) в Рос­сии сравнительно и с Западом и с Востоком.

4. Признание права на самоопределение означает только

(а) требование решения вопроса демократическим путем à la Норвегия (β) ведение борьбы и с черносотенцами и с либералами, отрицающими это право, — воспитание масс (мужик!) в антинационалистическом духе.

5. Это право отнюдь не исключает самостоятельной пролетарской оценки, а, на­
против, требует ее.

6. Пример Польши и Финляндии в 1905 г. показывает сближение помещичьих и
буржуазно-националистических партий с монархией Николая II, — показывает
обман рабочих Польши и Финляндии националистической буржуазией своей
страны, — показывает, что рабочие, предпочитавшие политическое (и идейное)
сближение с своей буржуазией единству с пролетариатом других наций, совер­
шили бы измену и социализму, и демократии, и своей родине.

I. 7. Безусловное равноправие наций и языков. Обеспечение на государственный счет языка для местного населения.

8. Отвергнуть «государственный» язык.

9. Переделка административного деления государства.

10. Общегосударственный закон о гарантии прав меньшинства наций и т. д.

V. 11. Отрицательное отношение к культурно-национальной автономии

(а) идейно-политическая неверность лозунга «национальной культуры» (β) противоречит интернационализму пролетариата (γ) вовлекает массы в идеи буржуазного национализма


_______________ НАБРОСОК РЕЗОЛЮЦИИ ПО НАЦИОНАЛЬНОМУ ВОПРОСУ______________ 379

(δ) отвлекает от задач централизованного] демократического переворота (указывает путь якобы национального отделения, а на деле возможен лишь централизованный] демократический переворот)

(ε) пропаганда этого лозунга всеми буржуазными партиями одной из наций (еврейской), поставленной в положение касты

(ζ) разделение пролетариата (живущих вместе наций) вредно в школьном деле, нужно объединение.

V. 12. Слияние рабочих всех наций во всех организациях.

13. Не федеративный, а целостный строй партии (Кавказ etc).

Написано в сентябре 1913 г.

Впервые напечатано в 1937 г. Печатается по рукописи

в Ленинском сборнике XXX


КОНСПЕКТ ДОКЛАДА НА МЕСТАХ О ПОРОНИНСКОМ СОВЕЩАНИИ ЦК РСДРП С ПАРТИЙНЫМИ РАБОТНИКАМИ (1913)ш

Конспект доклада на местах

12/ХП.

Общая тема — события стачечного движения и партийной жизни с лета 1913 года. Резолюции совещания. В частности, наиболее выдвигаются следующие пункты:

1. Всеобщая стачка на 9 января 1914 г. Решение совещания. Необходимость стачки.
Ее лозунги (демократическая республика, 8-часовой рабочий день, конфискация поме­
щичьих земель). Усиленная подготовка стачки.

2. Страховая кампания. Усиленное распространение журнала «Вопросы страхова­
ния». — Образование партийных ячеек внутри всех касс и всех правлений. Проведение
своего, партийного, большинства в правления (то же в профессиональные союзы, клу­
бы etc. etc).

3. 6-ка и 7-ка. Главные основы раскола: (а) ликвидаторство = разрушению партии.
Из-за этого борьба. 7-ка клонит к ликвидаторству; (б) 7-ка не признает решений пар­
тии; (в) доказано, что за 6-ку большинство партии. Основные цифры из «Правды».
Иметь с собой номера с материалами к вопросу о расколе. (Необходимо усиленно
продолжать резолюции за 6-ку).

4. Партийный съезд. Его необходимость. Участие в нем всех нелегальных партийных
ячеек. Его подготовка: главное деньги. Собирать фонд съезда (главным образом через
депутатов). Задача — к весне собрать двойную сумму расходов каждой группе или сою­
зу


__________________________ КОНСПЕКТ ДОКЛАДА НА МЕСТАХ________________________ 381

групп (расход на 1 делегата — 150 р. Группа или союз близко находящихся групп должны собрать 300 р.).

5. Необходимость развить связи, — укрепить их (обучение переписке с С.-
Петербургским и Заграничным бюро). Переписка хромает: от этого плох транспорт.
Доверенные лица должны быть везде.

6. Из резолюций совещания обзор главного. Например, по национальному вопросу:
(а) борьба со всяким национализмом, даже утонченным (культурно-национальная авто­
номия); (б) единство рабочих всех национальностей; (в) борьба с великорусским черно­
сотенным национализмом. (То же вкратце об остальных резолюциях.)

7. Нелегальная и легальная печать. Усилить сборы. Легальная погибнет неминуемо:
все силы на создание нелегальной (см. «Извещение», стр. 9—10 особенно).

Написано 29 ноября (12 декабря) 1913 г.

Впервые напечатано в 1923 г. в книге Печатается по копии,

«Из эпохи «Звезды» и «Правды» написанной рукой

(1911—1914 гг.)», вып. III #. К. Крупской


ТЕЗИСЫ РЕФЕРАТА ПО НАЦИОНАЛЬНОМУ ВОПРОСУ130

Национальный вопрос (Тезисы по памяти)

A) Значение национального вопроса в современный момент.

Б) Историческое место национальных движений (resp. историческая постановка на­ционального вопроса).

B) Две теории по национальному вопросу.
Г) Самоопределение наций.

Д) Равноправие и гарантия прав меньшинства. Автономия.

Е) Культурно-национальная автономия.

Ж) Национальный принцип в строительстве партии.

А. Введение.

Значение национального вопроса в переживаемый ис­торический момент

1. Национализм правительства. Вся контрреволюция окрашена в националисти­
ческий цвет.

2. Тоже — буржуазный либерализм (Струве & К0).

3. При невероятном, неслыханном угнетении наций (57% населения России) —
национа-

- respective — или, соответственно. Ред.




Первая страница рукописи В. И. Ленина «Национальный вопрос (Тезисы по памяти)». — Январь 1914 г.

Уменьшено


TOO


_________________ ТЕЗИСЫ РЕФЕРАТА ПО НАЦИОНАЛЬНОМУ ВОПРОСУ________________ 385

лизм в угнетенных нациях (панъевропейская драка).

4. Нарушение программы РСДРП (извращение самоопределения + культурно-
национальная автономия).

5. Раскол еврейского сепаратизма. Национальная обособленность.

Б. 6. Национальный вопрос должен быть поставлен исторически и экономически. На­циональный вопрос — явление мировое.

7. Эпоха национальных движений — конец средних веков и начало нового вре­
мени, эпоха буржуазно-дем ократ ических революций. В езде и всю­
ду национальные движения в это время.

8. Экономические основы? Капитализм требует сплочения внутреннего рынка.
Рынок есть центр торговых сношений. Главное орудие человеческих торговых
сношений есть язык.

9. Сплочение национальных областей (воссоздание языка, национальное пробу­
ждение etc.) и создание национального государства. Экономическая
необходимость его.

10. Политическая надстройка над экономикой. Демократизм, суверенность нации.
Inde «национальное государство»...

11. Национальное государство м up о в о е пр а в ил о (К. Каутский в I, 18, с. 23 и
2325 «Internationalität»), а «государство национальностейисключение»131.

К. Каутский об О. Бауэре: Бауэр недооценивает стремления к нацио­нальному государству.

ЭтоКВ

(«силу Drang'a»)

— Отсюда. Ред. Ссылка на 18-ю страницу первой тетради по национальному вопросу. Ред.


386__________________________ В. И. ЛЕНИН

В скобках: некоторые люди думают, что национальное государство есть больший национализм, чем культурно-национальная автономия. Наивное и смешное заблуждение! Национальное государство — пра­вило в опыте мировой истории. Культурно-национальная автономия выдумка плохоньких интеллигентов, нигде не осуществленная.

12. Эпоха национальных (буржуазно-демократических) революций XIX века (Ита­
лия, Германия). На Западе Европы она кончилась. На Востоке только
началась и в Азии...

В. Две теории марксизма по национальному вопросу.

13. Возникновение пролетарских партий в национальных государствах. Отсталый
Восток. «Теории» национального вопроса. (Мало обращено внимания на тео­
ретическую
базу. К. Каутский + О. Бауэр.)

14. О. Бауэр. Нация = Kulturgemeinschaft. Лозунг «национальной культуры»
((красной нитью)). Национальный характер — главное. (Куча оговорок, но это
не важно.)

(Оценка Каутского: Kulturgemeinschaft = главная ошибка О. Бауэра.)

15. «Социализм усилит принцип национальности» (О. Бауэр I, 5 — стр. 532 его
книги).

16. Коренная ошибка Бауэра — утонченный национализм. Чистенький, без экс­
плуатации, без драки национализм.

Прудон капитализм подчищал, идеализировал, подкрашивал, О. Бауэр — на-NB

ционализм.

— культурная общность. Ред.

Здесь и ниже дается ссылка на 5-ю, 6-ю и 17-ю страницы первой тетради по национальному вопро­су. Ред.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-02; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 273 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Ваше время ограничено, не тратьте его, живя чужой жизнью © Стив Джобс
==> читать все изречения...

2196 - | 2142 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.015 с.