Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Начальный этап развития социологии в США (Л.Уорд, Ф.Гиддингс, У.Самнер)




Американская социология стремительно прошла этап формирования и предстала к рубежу XIX—XX вв. как институционализировавшаяся наука. Особенностью процесса институционализации социологии в США было то, что она сразу же получила доступ на университетские кафедры, а ученые, внесшие большой вклад в становление социологии, — У. Самнер, А Смолл, Ф. Гиддингс, Л. Уорд — выступили одновременно и в роли первых ее профессоров.

Чикаго + Нью-Йорк – полигоны изучения урбанизации => сц города.

Отличительной чертой ранней американской социологии является ярко выраженная гуманистическая направленность и склонность к социальному реформаторству общества.

Уорд, Лестер Франк (1841-1913)

Его основные работы: «Динамическая социология» (1883; рус. пер.1891), «Психические факторы цивилизации» (1893; рус. пер. 1897), «Очерки социологии» (1898; рус. пер. 1901), «Чистая социология» (1903), «Прикладная социология» (1906) и «Учебник социологии» в соавторстве с Джеймсом Куэйлом Дили (1905).

Желание – первичная социальная сила. Действуя в соответствии с ними, человек изменяет и условия своего существования и самого себя. Говоря об отличии социальной жизни от природы, Уорд подчеркивает ее телический характер, который, формируется на основе осознанного стремления к счастью (наиболее свободное проявление творческих сил человека) множества индивидов.

Государство – носитель «коллективного телезиса». В будущем конкуренция и монополия должны будут уступить место сознательной кооперации. Уорд придерживался принципа мирного устранения классового неравенства, достижение всеобщего согласия.

Главной движущей силой исторического развития считал интеллект; касты, классы, государство и право возникают из борьбы рас. Выступал защитником равенства рас, классов и полов, резко критиковал религию; в то же время противник марксизма. Выдвинул идею "социократии", научного контроля социальных сил, преобразующей капитализм в "общество всеобщего благоденствия". Л. Уорд в своей работе "Динамическая социология" (1883) в духе институционалистов пытался обосновать идеи позитивной миссии государства и необходимости управления социальными процессами.

Человеческое существо раздвоено между миром природного и миром социального. Таким же раздвоенным оказалось и общество. В нем одновременно царствуют слепые законы естественного отбора, заставляющие людей не щадить друг друга в конкурентной борьбе, и разумные законы добра, основанные на высоких гуманистических ценностях.

Социология – наука, синтезирующая достижения других наук, посвященных изучению социальных институтов. Социологии вменялось также обеспечение социальной интерпретацией преподавания биологии и психологии. Социология представляет собой, прежде всего, науку о законах и принципах человеческой ассоциации, прогресс цивилизации зависит от самого человека и что с помощью научного предвидения общество может реализовать свой собственный путь развития.

Социальные институты — результат развития скорее психических, чем витальных сил. «Социальные силы — это те же психические силы, действующие в коллективном состоянии человека». Отсюда следует, что основанием социологии должна быть не биология, как у Спенсера, а психология.

Гиддингс, Франклин Генри (1855-1931)

Его главные книги: «Принципы социологии» (1896; рус. пер. 1898), учеб- к «Элементы социологии» (1898), «Индуктивная социология»)01), «Исследования по теории человеческого общества» (1922), Научное исследование человеческого общества» (1924).

Первые труды Гиддингса явились результатом поисков общего культурного знаменателя социальных явлений в сфере т.н. «родового сознания». Его «индуктивная социология» была признана важным направлением исследований. Свою методологию Гиддингс изложил в 12 книгах и более чем 200 статьях, опубликованных в ведущих научных журналах.

«Основания социологии»: общественная эволюция - результат и физических и психических причин, работающих вместе, а социология должна объединять объективное (подчиняющееся законам природы) и субъективное (результат сознательной деятельности людей) истолкование общества. На становление и развитие социальной организации влияет «сознание рода», благодаря которому человек становится общественным существом, а общество структурируются, исходя из степени группового сознания. Цикл социальной причинности, по Гиддингсу, начинается и заканчивается естественным процессом, а между его началом и завершением действует сознательный выбор, определяемый сознанием рода.

Социологу предстоит решить три задачи:

- каковы условия формирования простого сообщества,

- каковы законы субъективного процесса,

- каковы законы объективного процесса, формирующего общество как структурное подразделение, поглощающее отдельных индивидов и требующего приспособления их к себе.

В 20-е годы Гиддингс оказывает заметное влияние на становление эмпирической социологии США.

Социология, по Гиддингсу, — это «наука, которая стремится понять общество в целом и пытается объяснить его посредством космических законов и причин».

Общество не просто организм, а организация, которая возникает отчасти вследствие бессознательной эволюции, а отчасти как результат «сознательного плана». Общество, по Гиддингсу, — это «психическое явление, обусловленное физическим процессом, а потому социология «должна соединить в себе как субъективное, так и объективное объяснения». Сам Гиддингс сосредоточивает внимание на субъективной, психологической стороне дела.

Самнер, Уильям Грэм (1840-1910)

Американский социолог, находящийся под влиянием дарвинизма. Самнер - один из отцов американской социологии, представивший студентам систематизированный курс лекций по социологии "Наука об обществе". Основные принципы его социологических воззрений, которые во многом устарели, впитали идеи Ч.Дарвина: естественный отбор и борьба за существование, имеющие решающее и универсальное значение; неотвратимость и неуклонность социальной эволюции; нормальность и необходимость социального неравенства; стихийность социального развития, не подлежащего реформированию. Сохранили свое значение идеи Самнера, изложенные им в "Народных обычаях" (1906 г.): механизмы формирования обычаев, их роль в развитии общества как условие этого развития и как код связи между поколениями; разработка понятий "мы-группа" и "они-группа", "этноцентризм" как основа межгруппового отношения.

Общество, согласно У. Самнеру, необходимо рассматривать в социокультурном контексте, основой которого выступают социальные нормы, традиции и обычаи. Обычаи (folkways) напоминают правила приличия, например требование пользоваться ножом и вилкой. Они различаются у разных народов и культур. Нравы (mores) - более строгий вид норм. Они составляют групповую мораль, или нравственность. К ним относятся требования уважать старших, помогать родственникам. Нравы включают философские и этические оценки поступков. На обычаях и нравах основываются «естественные» институты, например религия, семья, собственность, а на законах – «предписанные» институты (банки, система выборов).


10. Эмпирическая социология: становление, эволюция, успехи и трудности (Чикагская школа: У.Томас, Ф.Знанецкий, Р.Парк, Г.Мид)

ЧИКАГСКАЯ ШКОЛА в период 1915—1935 гг. занимала доминирующее положение в американской социологии. Именно в Чикагском ун-те были развёрнуты прикладные исследования. Это направление ориентировалось на осмысление конкретной жизнедеятельности человека и следовало сугубо американской традиции – прагматическому взгляду на знание, критерием истинности которого идеологи школы считали уровень удовлетворения потребностей человека.

Основателем и первым деканом факультета социологии Чикагского ун-та был Альберт Смол. Первыми лидерами, создавшими социологическую школу в Чикаго, были Дж. Винсент, Ч. Хендерсон, У. Томас. Свой значительный вклад внесли становление школы л. Уорд, У. Самнер, Ф. Гиддингс, Э. Росс, Ч. Кули., ф. Знанецкий. В рамках школы сформировалось несколько поколений исследователей.

Первое поколение – период развития с основания школы до 1 Мировой войны. Его бесспорным лидером был А. Смол. С ним тесно сотрудничали ведущие профессора других депратаментов Чигакского ун-та: Дж. Дьюи, Д.-Г. Мид, Т. Веблен. Благодаря им в теории и правктике социальной жизни США начала века сформировалась мощная реформаторская традиция, а необходимость преобразований различных сторон жизни стала рассмтриваться как один из главных приоритетов в ОМ США. Их сама гл заслуга – установление тесных связей с городским правлением Чикаго и его административными службами. Именно Смол, Винсент, Томас, Хендерсон утвердили либерализм (возм-ть социального прогресса и улучшение кач-ва жизни с помощью изменений и инноваций в соц. организации О.) в качестве основной социально-философской доктрины социологической школы.

Второе поколение Ч.ш. охватывает социологов, проявивших себя между 1 Мировой войной и серединой 30-х годов ХХ века. Лидеры этой генерации – Р. Парк и Э. Берджесс. Их основная проблематика – различные аспекты урбанизации, социология семьи, социальная дезорганизация. В середине 30-х Парк покинул Чикагский ун-т, после чего серьёзными оппонентами в области социологии стали бостонский Гарвард и нью-йоркская Колумбия. В это время активную научную и идеологическую работу в США вели департаменты социологии ун-тов Дьюка, Вандербильта, Мичигана, Питтсбурга. Их 1933г. В Чикаго было выпущено около 100 докторов, 60% которых были заняты в администрации, бизнесе, на исследовательских должностях и вузовском преподавании.

Третье поколение Ч.ш. (середина 30-х- начало 50-х г.г.) связывают с руководством департаментом У. Огборна, который в 1929г. избрался президентом Американского социологического общества. Помимо Огборна оно представлено Э. Хьюзом, С. Стауффером, Л. Виртом. И уже после 2 Мировой войны – Ф. Фразье, П. Кресси, Шилз, Бейкер.

Четвёртое поколение (с начала 50-х г.г.) представлено Г. блумером, М. Яновиццем, который также возглавил социологический департамент социологии 1967 – 1972г.г.

Центральными проблемеми для изучения Чикагской школы на рубеже XXIвека являются экологические процессы в большом городе; социальная организация и дезорганизация; формы социального и личного контроля; символическая интеракция; управление личности собою; расовые и этнические отношения; ОМ; СМИ; отклоняющееся поведение и преступность; демографические сдвиги; МТСИ.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-02; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 567 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент всегда отчаянный романтик! Хоть может сдать на двойку романтизм. © Эдуард А. Асадов
==> читать все изречения...

2429 - | 2175 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.