Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Теория социальных систем К. Маркса




Ключевым понятием данной теории является понятие «общественной формации».

Общественная формация – это социальная система, состоящая из взаимосвязанных элементов и находящаяся в состоянии неустойчивого равновесия. Структура этой системы имеет следующий вид: в основании ее лежит способ производства материальных благ, т.е. экономическая подсистема, для ее обозначения Маркс иногда использует такие понятия, как «экономическая формация» и «экономическая общественная формация». Способ производства имеет две стороны: производительные силы общества и производственные отношения. Производственные отношения выражаются, по Марксу, главным образом в различных формах собственности на средства производства.

Способ производства составляет системообразующий компонент социальной системы, определяющий остальные ее компоненты. Именно способ производства создает качественную определенность общественной формации и отличает одну формацию от другой.

Помимо производительных сил и производственных отношений формация включает в себя надстройку (суперструктуру). В нее включаются юридические и политические отношения и институты (находящиеся ближе всего к базису), и «выше» - остальные сферы социальной жизни, которые относятся к области «общественного сознания» (мораль, наука, религия, искусство). В целом, Маркс был убежден, что подлинной реальностью обладает, прежде всего, экономика, отчасти политика; все же остальные сферы обладают лишь ограниченным собственным бытием, поскольку они являются лишь отражением, осознанием «настоящего», «подлинного бытия» - производственных отношений.

Кроме базиса и надстройки формация включает в себя определенную структуру социальных классов, групп и слоев, которая также как и надстройка, выражает способ производства, базис. Наконец, в общественную формацию входят и такие компоненты, как определенные формы семьи, образа жизни и повседневная жизнедеятельность людей, в частности, потребление.

Типология формаций:

1. Первобытная формация – основана на коллективной общинной собственности и кровнородственных отношениях.

2. Рабовладельческая

3. Феодальная

4. буржуазная. Эти три формации основаны на частной собственности на средства производства, отношения в них носят антагонистический характер.

5. Коммунистическая, высшая, формация должна обладать следующими чертами:

1. Исчезновение подчинения человека порабощающему его разделению труда

2. Одновременное исчезновение противоположности умственного и физического труда

3. Превращение труда из средства в первую потребность жизни

4. Всестороннее развитие индивидов

5. Небывалый рост производительных сил и общественного богатства

6. Реализация принципа «Каждый по способностям, каждому по потребностям

Теория классов.

Анализ классов и классовых отношений в капиталистическом обществе. В капиталистическом обществе буржуазия прогрессивна, в процессе развития капиталистических отношений – пролетариат прогрессивнее. В самом широком смысле классы, по Марксу, это любые социальные группы, находящиеся в неравном положении по отношению друг к другу и борющиеся между собой. Основание – дихотомическое деление на антагонистические классы, но кроме этого, признавал и одновременное наличие других социальных групп и классов.

Доказывал следующие положения:

1. существование классов связано лишь с определенными историческими фазами развития производства;

2. классовая борьба необходимо ведет к диктатуре пролетариата;

3. эта диктатура сама составляет лишь переход к уничтожению всяких классов и к обществу без оных.

Конфликт как движущая сила в развитии общества. Рассмотрение конфликта как метод познания общественного развития.

Маркс рассматривает капиталистическое общество как общество, основанное на трудовых отношениях. Характер производства нацелен на увеличение капитала через: интенсивность производства, уменьшение зарплаты, увеличение рабочего времени. Поэтому происходит ухудшение положения рабочего класса, повышение эксплуатации, что способствует увеличению социальных конфликтов. Гибель капитализма заложена в его основе.. «Могильщик капитализма – пролетариат».

Маркс последователен в разграничении методов научного и ненаучного познания. Объясняет структуру, генезис, социальные функции исторически определенных форм общества, выявляет важную роль экономических отношений в обществе, но не сводит к ним всю совокупность общественной жизни.

Основные характеристики общества по Марксу:

· расчлененность и структурированность общества как целого;

· экономическая структура как база и различные типы надстроек (духовная сфера)

· изменчивость систем и структур общества.

Этапы эволюции марксизма

1. Формирование исходных принципов новой теоретической интерпретации Маркса в работах Лукача и Корша (начиная с 1918 г.) и деятельность Франкфуртского Института социальных исследователей при первом директоре — Карле Грюнберге (1923-1930 гг.).

2. Реализация программы «материалистического социального исследования», сформулированной новым директором Института — Максом Хоркхаймером (1931—1936 гг.); появление феномена «Франкфуртской школы» и отход от нее Лукача.

3. Фаза формулирования собственно «критической теории общества» на страницах институтского журнала «Zeitschrift fur Sozialforschung» в конце 1930-х гг. и окончательное формирование Франкфуртской школы (1937-1941 гг.).

4. Философский анализ диалектики Просвещения и критика инструментального разума; социально-психологическое исследование системы предубеждений (1941—1948 гг.).

Эволюцию марксизма можно рассматривать через три основных аналитических среза:

1. политической и социальной истории тех движений и партий (главным образом компартий Германии, Венгрии и Коминтерна), с которыми была теснейшим образом связана интеллектуальная эволюция наших героев;

2. собственно истории идей, в первую очередь той общей методологической трансформации, которую претерпела область знания о человеке и обществе в Германии и Европе описываемого периода;

3. социальной истории ученых, учреждений и институций, а также академической политики, обеспечивавших возможность включения марксистских идей и принципов в корпус собственно науки и университетского набора дисциплин.

Значение марксизма: «Во-первых, в работах Маркса подчеркивается значение экономических факторов, определяющих социальную жизнь. Вторая ключевая идея Маркса состоит в том, что системы веры и мысли – это продукты той эпохи, в которой они локализованы. Третья главная идея – это концепция отчуждения труда. Столетие спустя после того, как Маркс писал об этом, продолжают использовать эту концепцию».

Неомарксизм.

М. Хоркхаймер (1895-1973), Т. Адорно (1903-1969), Г. Маркузе (1898-1979), Ю. Хабермас (рол. в 1929 г.).

Неомарксизм - течение западной социально-философской мысли, представители которого, интерпретируя философию Маркса в духе неогегельянства, фрейдизма, "философии жизни", экзистенциализма и структурализма, выступают с критикой "слева" позитивистского истолкования марксизма теоретиками II Интернационала (К. Каутским и др.). Основоположниками неомарксизма считаются Лукач ("История и классовое сознание", 1923) и К. Корш ("Марксизм и философия", 1923). С конца 20- начала 30-х гг.

В качестве центральной и основополагающей в неомарксизме выступает категория "отчуждение", понимаемая в социально-экономическом смысле. Результатом "отчуждения" оказывается не только социальная структура антагонистических обществ, форм, но и субстанциальное содержание мира, его предметно-вещественный характер.

Что касается России, то здесь отчетливо прослеживается активный нигилизм в отношении марксизма. Однако этот нигилизм диссонирует с тоном мировой социологической литературы. Она, в значительной своей части, признает значение Маркса как одного из первопроходцев в социологии.
8. Понимающая социология Макса Вебера.

Макс Вебер (1864-1920)

Работы: «О некоторых категориях понимающей социологии», «Хозяйственная этика мировых религий», «Политика как профессия», «Наука как профессия», «Хозяйство и общество»

Один из основателей современной социологии, т.к.:

1. Предложил ярко выраженный подход к понятийному аппарату социологического анализа;

2. последовательно отстаивал идею социальной науки, которая должна уделять внимание проблемам социальных действий;

3. глубоко и тонко подметил основные характеристики современной индустриальной цивилизации в различных областях;

4. В ходе эмпирических исследований современного ему общества определил ряд ключевых вопросов, которые приобрели значение центральных в социологических дискуссиях;

5. его собственная жизнь является убедительным примером социологии как призвания.

Основоположник понимающей социологии и теории социального действия. Разрабатывал концепцию идеальных типов (определенных образов-схем, используемых как наиболее удобный способ упорядочивания эмпирического материала). Эта концепция служила обоснованием научного плюрализма в социологии.

Понимающая социология

Необходимость понимания предмета своего исследования, согласно Веберу, отличает социологию от естественных наук. Вебер не противопоставляет «понимание» «причинному объяснению», а напротив, тесно их связывает.

Социология, также как и история, должна брать в качестве исходного пункта своих исследований поведение индивида или группы индивидов. Отдельный индивид и его поведение является «простейшим единством» как социологии, так и истории.

Принцип «понимания» оказывается критерием, с помощью которого отделяется сфера, релевантная для социолога, от той, которая не может быть предметом социологического исследования. Задача социологии – свести категории определенного рода действий людей к «понятным» действиям, т.е. к действиям отдельных участников.

«Специфически важным для понимающей социологии является прежде всего поведение, которое, во-первых, по субъективно предполагаемому действующим лицом смыслу соотнесено с поведением других людей, во-вторых, определено также этим его осмысленным соотнесением и, в-третьих, может быть, исходя из этого (субъективно) предполагаемого смысла, понятно объяснено».

Разработка методологии: важнейшим является анализ содержания, форм и механизмов социального действия, а также системы социальных конструктов, названной Вебером «идеальными типами». Термин «понимающая социология» введен в противовес позитивизму и материализму в социологии.

Общество конструируется индивидами в их духовном бытии. Для его изучения Вебер и разрабатывает метод.

Социальное действие

Социальное действие – термин введен Вебером, означает простейшую единицу социальной действительности.

Предметом социологии является действие в субъективно понимаемом смысле.

Социология должна быть понимающей, т.к. действие индивидуально осмыслено. Социальным действием являются не все действия. Условия социального действия:

1. если это сознательное действие, обладающее рациональной осмысленностью;

2. если оно ориентировано не только на поведение вещных объектов, но и на поведение других людей, либо только на поведение других людей.

Типы социального действия:

Целерациональное действие – характеризуется однозначностью и ясностью осознания действующим субъектом своей цели, рационально соотнесенной с отчетливо осмысленными средствами, адекватными для достижения поставленной цели;

Ценностно-рациональное действие – основано на вере в безусловную ценность самого этого действия, взятого в своей ценностной определенности как нечто самодостаточное и независимое от его возможных результатов. Заключается не в достижении какой-либо внешней цели, а в его собственном определенном характере;

Аффективное – основано на определенном эмоциональном состоянии действующего лица (любовь, гнев, страх, страсть и т.д.). Находится за пределами осмысленного человеческого поведения;

Традиционное действие – основано на привычке к определенным действиям, получающим в связи с этим почти автоматический характер и минимально опосредовано целеполаганием.

Идеальные типы

Все 4 типа с точки зрения методологии, по своему характеру являются идеальными типами. Идеальные типы – некоторые обобщения, с помощью которых исследователь анализирует действительность и классифицирует изучаемые социальные факты.

Типология действий:

· Более или менее приближено достигнутый правильный тип;

· Целерационально ориентированный тип;

· Действие более или менее осознанно и более или менее однозначно, Целерационально ориентировано;

· Действие, ориентированное нецелерационально, но понятное по свому смыслу;

· Действие, по смыслу более или менее понятное, но ориентирование, однако, нарушено вторжением непонятых элементов;

· Совершенно непонятные психические и физические факты в человеке и связанные с ним.

Чистая модель целенаправленного действия – методологическое средство социологического и исторического исследования.

Примерами идеальных типов социальных явлений могут быть: социальные действия, инстинкты, отношения, формы общественной организации, историко-культурные феномены, экономические отношения и т.д.

Сам идеальный тип не является гипотезой, не охватывает конкретной реальности. Идеальный тип – это предельное понятие, с которым сравнивается социальная реальность для того, чтобы выявить в ней сущностные моменты. Различия между действительным ходом поведения и его идеально типической конструкцией облегчает открытие мотивов и условий, раскрывающих сущностную ситуацию. Идеальный тип – логический конструкт, не являющийся чисто позитивным. Идеальные конструкты должны удовлетворять ряду условий:

1. они не должны противопоставляться уже добытому научному знанию;

2. в них должна быть показана и доказана причинная связь элементов, вводимых в идеальный тип с другими его элементами.

Власть и её механизмы

Наиболее весомой является концепция Вебера анализа механизмов власти.

Идеальными типами господства являются харизматический, патриархальный (традиционный) и рациональный. Идеальный тип вносит элемент общего в историю, в социологии выполняет функцию замены связей, управляемых закономерностями, на типичные.

Идеальные типы в области господства:

Харизматический тип («харизма» - дар Божий) – это чрезвычайная способность, отличающая выдающихся людей от всех других. Харизма не приобретается, а дается от природы.

Патриархальный тип – люди управляются наследственными правилами, а подчиняются в силу привычки к определенному типу подчинения. Основано на вере в святость вечносущего порядка вещей (традиционное подчинение).

Рациональный тип – подчинение происходит не личности и не определенному порядку, а установленным законам, аппарат власти состоит из чиновников, которым необходимо действовать по строго формальных правилам (не взирая на лиц). Легальный принцип подчинения приводит к развитию современного капитализма, системы формальной рациональности.

Социология религии

Вебер считается родоначальником социологии религии наряду с Дюркгеймом. К числу работ по данной тематике относятся: «Протестантская этика и дух капитализма», «Хозяйственная этика мировых религий», «Социология религии». Социология религии начата с исследования протестантизма и завершилась анализом 5 основных мировых религий (конфуцианство, индуизм, буддизм, христианство, ислам). Христианство и ислам рассматривались через иудаизм, т.к. в нем коренятся исторические предпосылки этих религий.

2 этапа исследования религии:

1. Решение вопроса, какую роль сыграло изменение религиозной этики в связи с переходом к протестантизму на формирование современного капитализма с его культом рациональности.

Проблемы связи между религиозно-этическими принципами и формами экономической деятельности. Связь через формальные системы мотивации в трудовой и иных сферах человеческой деятельности. Со временем социология религии М. Вебера получала новую нагрузку: именно с помощью социологии религии он пытался вскрыть содержание категории «социальное действие». Социология религии имеет своим предметом субъективно подразумеваемый смысл, а это есть основа социального действия. Вебер в социологии религии типологизирует основные виды смыслов так, как они выступали в истории, т.е. социология религии становится одним из центральных разделов социологии Вебера в целом.

При анализе религиозной этики эталоном сравнения является целерациональное действие, в ходе которого исполняются одни и те же методы. Чистым вариантом целерационального действия является экономическое действие, поэтому Вебер ставит акцент на установлении связи между религией и хозяйственной деятельностью, что является обязательным в его анализе.

Хозяйственная этика не есть форма хозяйства организаций. Нет хозяйственной этики, которая формировалась только от религии. Детерминанта хозяйственной деятельности – географические, исторические особенности, религия, либо религиозная обусловленность жизненного поведения. Религия диктует характер поведения, отношений и вне церкви. Но вопрос о происхождении и сущности религии не является для Вебера центральным, его интересуют не теологические теории, а коренящиеся в психологических прагматических религиозных связях практические импульсы к действию, т.е. мотив, либо смысл действия.

2. Сосредоточенность на роли необычных, сверхъестественных способностей индивида, благодаря которым он в состоянии быть магом, пророком, основателем новой религии.

Индивидуальная харизма – способности, представляющие огромную социальную силу, но силу иррациональную, которую Вебер противопоставляет рациональным факторам.

Харизматический авторитет – господство над людьми, народная вера в качества человека.

Прорабатывает понятия религии и культа, колдовства. Религия и культ есть форма отношений к сверхчувственным силам, выражающиеся в первопричинах. Колдовство – магическое принуждение. Бог – тот, кому поклоняются, Демон – на кого воздействуют и заставляют повиноваться магическими силами. Бог и Демон – харизматические лидеры.

Питирим Сорокин оценил социологию религии Вебера как социологию культуры в целом.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-02; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2187 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наука — это организованные знания, мудрость — это организованная жизнь. © Иммануил Кант
==> читать все изречения...

2282 - | 2079 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.