Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Местное и военное управление




Местное управление в Византийском государстве играло особо важную роль из-за обширности и разноэтничности империи. Оно было неразрывно с военной организацией и менялось в зависимости от того, какие черты она приобретала.

В IV–VI вв. византийская армия строилась по позднеримскому образцу и состояла из ополченцев, служивших по 20-25 лет, и частично из рекрутов по набору. Для облегчения набора армии было до 13 пограничных округов во главе с герцогами (duces) и распределение военачальников по отдельным областям империи. Территориальное деление государства также было унаследовано от Римской империи. Византия подразделялась на 2 префектуры во главе с префектами претория (Восток и Иллирия), затем на 7 диоцезов – округов во главе с викариями и наконец на более чем 50 провинций. Во главе гражданского управления провинции стоял презид, ведавший ранее всего сбором налогов, надзором за местной администрацией. Он же был и главным судьей в своей провинции. Военные власти были представлены собственными чинами. При Юстиниане провинции были укрупнены, усилено разделение военных и гражданских полномочий чиновников.

В VII-VIII вв. в империи совершился переход к новому военному строю, основанному на полуфеодальной по своей природе службе крестьян и людей других сословий за предоставленную им государст­вом в пожизненное неотчуждаемое владение землю. Стратиоты получали разных размеров наделы (в 5 условных единиц для конной службы, в 4 – пешей, в 3 – службы на флоте). Для лучшей органи­зации и прямого управления новым родом военнослужащих провин­циальное устройство было заменено особыми округами – фемами. Первоначально фем было 3, затем до 29 (в сер. Х в.) и до 38 (в XI в.). Каждая фема должна была выставить от 4 до 10 тыс. воинов, главным образом легкой кавалерии. Со временем появились и тяже­лые кавалеристы – катафракты, служба в которых была обязанно­стью с особого, подобного рыцарскому на западе надела. Стратиоты платили основной в империи поземельный налог, но были свободны от всех других натуральных и денежных повинностей. В фемах граж­данская и военная власть были слиты воедино. Наместником был доместик фема. Хартуларий ведал интендантскими де­лами, чисто гражданскими – протонотарий. Во главе фема стоял военачальник – стратиг, а военный штаб был и органом общего управления. Одним из высших должностных лиц был и фемный судья. Фемы подразделялись на турмы во главе с турмархом, далее на наместничества и банды. В степях фемное устрой­ство заменялось на особые области – тагмы.

В правление династии Комнинов фемное устройство пришло в упадок и перестало служить основой военной и административной организации. Возродилось оно к XI-XII вв. уже в чисто военном об­личье, возглавлял новые фемы военачальник – дука.

Самостоятельную территориальную единицу представляла сто­лица – Константинополь вместе с отнесенной к нему округой (до 100 миль). Столицей управлял особый чиновник – эпарх, – обладавший и военной, и гражданской, и судебной властью. Помимо прочего, на нем лежала ответственность за безопасность дворца и государственных учреждений, как и за весь т.н. внутренний город. Он ведал городским устройством, организацией ремеслен­ных и торговых корпораций, рынками и морским делом, исполнял в широком смысле полицейские функции, в том числе начальствуя над стражей и специальными гвардейскими отрядами. В ранний пе­риод Византии некоторое время сохранялись также в качестве полупочетных должностей, связанных с организацией игр, празднеств, звания консулов и преторов в городах.

Города, особенно на побережье Малой Азии и в Иллирии, распо­лагали значительным самоуправлением – каждый по своему тради­ционному образцу. К IX в. самоуправление было упразднено в связи с общим укреплением централизации, усилением автократии вла­сти, а главное – возобладанием военных принципов в местном уп­равлении, «как не соответствующее порядку вещей, при котором обо всем печется император».

 

Государство и церковь.

Формально христианская церковь За­пада и Востока считалась единой. Од­нако с распадом Западной Римской империи единство стало фиктив­ным. Обособлению способствовали не только исторические особен­ности восточной церкви в вопросах вероисповедания и богослуже­ния, но и отличные от Запада отношения церкви с государственной властью.

Византийский император считался главой церкви в империи. Высшие церковные иерархи были как бы министрами священных дел и обязывались действовать во исполне­ние общегосударственных постановлений. За церковью признава­лись права самоуправления. Однако церковные соборы (высший орган церковной власти) в Византии собирались только по указу василевса. Он же утверждал постановления этих соборов и важные решения церковных властей. Император регулировал внутрицерковную жизнь, включая вопросы истолкования Священного писа­ния и даже богослужения. В церковно-политическом отношении та­кое главенство стало принятым обозначать как цезарепапизм, слияние церковной и светской высшей власти при доми­нировании государства.

До IV в. особой иерархии церковных властей не существовало. Всеми делами общин или области управляли епископы. В восточной церкви епископы в особенности были заняты и ведением церковного хозяйства. Епископы городов, где традиционно проводились церков­ные соборы или частные церковные съезды, со временем получили особый статус митрополитов. В V-VI вв. митрополиты, опираясь на учение отцов церкви, стали как бы верховными церковными иерар­хами; на место избрания епископов пришло их постановление мит­рополитами. Наиболее почетные и уважаемые из иерархов называ­лись патриархами. Первоначально этот титул не имел особого зна­чения. Позднее титул закрепился только для митрополитов Кон­стантинополя, Иерусалима, Антиохии и Александрии. За патриар­хами стали признаваться особые права, в том числе и по внутрицерковному управлению и взаимодействию с государственными властя­ми. Константинопольский патриарх получил значение вселен­ского, этому способствовала централизаторская политика импе­раторов. С IX в. патриарх стал проводить процедуру миропомазания елеем императора, которая означала передачу и божественной вла­сти.

Константинопольский патриарх возглавлял синод восточной цер­кви – постоянный административно-церковный совет, куда входи­ли митрополиты и архиепископы, настоятели крупных монастырей и высшие церковные администраторы. В восточной церкви благода­ря наличию крупных земельных владений и обширному хозяйству сложилась особая разветвленная администрация, значение которой для своего населения подчас превосходило государственную. Вы­сшую администрацию церкви представляли великий эконом, ведавший всем хозяйством, верховный управитель монастырей, верховный смотритель свя­щенных даров, ведавший церковной утварью и священными регалиями, великий канцлер, занимавшийся в том числе и внешними сношениями церкви, церковной дипломатией, вели­кий интендант монастырей, выполнявшие судебно-юридические функции дефенсор, протонотарий и др. К Х в. сложился и свой административный аппарат епископий. Его возглавлял начальник секрета-канцелярии (хартофилак). Финансово-казначейские дела вели эконом, сакелий. Было ведомство и внутрицерковного контроля. Территориальные и цент­ральные администрации были соподчинены. Большинство дел реша­лось в Константинополе, где под началом синода сложилась своя бюрократия, только формально имевшая церковный характер.

Поворотным пунктом в истории восточной церкви стал ее официальный разрыв в 1054 г. с западной, связанный с попыт­ками римских пап восстановить значение своей власти и в ви­зантийских владениях. Разрыв сделал восточную церковь в еще большей степени зависимой от государственной власти и импе­раторской политики.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-02; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 241 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Большинство людей упускают появившуюся возможность, потому что она бывает одета в комбинезон и с виду напоминает работу © Томас Эдисон
==> читать все изречения...

2565 - | 2225 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.