Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Экзогамия. Родовая община земледельцев и скотоводов и род




Важную роль в сохранении единства общины играл институт экзогамии. Экзогáмия (в буквальном переводе означает «брак вне») - это запрет всех половых как брачных, так и внебрачных отношений между членами данной группы (или запрет на браки внутри, в пределах определённой группы лиц) и обязанность вступать в половые отношения и в брак вне определённого коллектива.

Цель экзогамии состояла в том, чтобы соединить в семье людей, чуждых друг другу, создать родовое ядро общины, состоящее из мужчин, и тем самым укрепить общину и ослабить семью. Сильная семья и сильная община были несовместимы. Поэтому институт экзогамии служил ослаблению семьи и укреплению общины. Чтобы община не распалась на отдельные семьи, следовало ослабить связь мужчины с его семьей. Экзогамия создавала семью, при которой муж и жена были людьми чужими, принадлежали к разным родам, что предохраняло общину от распада.

Брак, благодаря институту экзогамии, являлся делом всей общины. Мужчины общины решали, кому, когда, на ком жениться; кого, когда выдавать замуж. Мнение самих жениха и невесты, а также их родителей никого не интересовало. Они не имели права на отказ от брака. Нередко жених и невеста впервые видели друг друга только на свадебном обряде.

Община не совпала с родом, а род - с общиной. Община состояла из семей, а муж и жена при наличии строго соблюдаемой экзогамии всегда принадлежали к разным родам. Родовая община в родовом отношении состояла из двух частей. Одна постоянная часть - члены одного рода - это мужчины, составляющие родовое ядро общины. Другая временная часть - люди, пришедшие сюда из других общин, к родичам по браку - это матери и жёны мужчин. Жена, пришедшая в деревню мужа, становилась членом его общины, но не становилась членом его рода. В состав полноправных членов рода входили только мужчины, живущие вместе, в одной деревне, и составляющие родовое ядро общины.

В основе рода лежала общая территория. Общность территории, совместная жизнь создавали родство. Термин «родство» происходит от слов «роды», «рождение». Родство - это связь по рождению, или связь по крови. Родство начинается с мужа и жены, то есть с семьи. В семье появляются дети. Муж становится отцом, жена - матерью. Их дети по отношению к ним - сын и дочь, а по отношению друг к другу - брат и сестра. Наряду с родством по крови, существовало общинное родство. В основе общинного родства лежала жизнь людей в одной деревне, совместное проведение обрядов и празднеств, взаимная помощь, социальная и хозяйственная зависимость. Не род создавал общину, а община род. Все члены общины считали себя родственниками и поэтому обязывались помогать друг другу. Люди вместе жили. Поэтому считали себя родичами и, как следствие этого, верили в своё происхождение от общего родового предка.

Члены рода полагали, что все они происходят от одного общего предка, хотя и не могли генеалогически это доказать. Члены рода знали имена дедушек и бабушек. На этом их память и обрывалась. Они устанавливали свою связь с предком рода, своё происхождение с помощью обрядов инициáции. Цель обрядов инициации состояла в том, чтобы обособить подростков мужского пола от матерей, ослабить связи подростков с их семьями и включить в группу полноправных членов родового ядра общины. Обряды инициации символизировали смерть подростка и «второе рождение», на этот раз взрослым мужчиной, членом рода. Отныне они считались детьми родового предка и членами родового ядра общины, состоящего из мужчин.

Экзогамия помогала налаживать связи между общинами. Посредством брачного союза стремились расширить свои родственные связи и иметь много родственников. Наконец, экзогамия вводилась для того, чтобы сохранить мирные отношения в общине, устранить конфликты. В самом деле, если разрешить вступление в брак, половые отношения между членами одного рода, проживающими в одной общине, то это приведёт к ревности, к распрям за женщин. Между тем родовая община могла существовать только при условии внутреннего мира.

Лекция № 2. Причины и исторические условия возникновения государства: соседская община земледельцев и скотоводов, появление имущественного неравенства - социальной дифференциации в соседской общине, создание коллективного фонда соседской общины, отделение функций управления от физического труда, появление чужаков и рабов в соседской общине, возникновение социального неравенства - социальной дифференциации





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-02; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 546 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Не будет большим злом, если студент впадет в заблуждение; если же ошибаются великие умы, мир дорого оплачивает их ошибки. © Никола Тесла
==> читать все изречения...

2602 - | 2280 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.