Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Национальный и международный правопорядок 5 страница




Правила, касающиеся процессуальных аспектов судопроизводства смешанных судов на территории Косово, изложены, в частности, в распоряжениях МООНВАК от 15 декабря 2000 г. N 2000/64 "О привлечении к разбирательству международных судей/прокуроров и (или) изменении места рассмотрения дела", от 19 сентября 2001 г. N 2001/20 "О защите жертв преступлений и свидетелей в уголовном процессе", от 20 сентября 2001 г. N 2001/21 "О взаимодействии со свидетелями в уголовном процессе", от 6 июля 2003 г. N 2003/26 "Временный Уголовно-процессуальный кодекс Косово", от 29 июня 2007 г. N 2007/21 о продлении действия распоряжения от 15 декабря 2000 г. N 2000/64 "О привлечении к разбирательству международных судей/прокуроров и (или) изменении места рассмотрения дела".

Назначение международных судей и прокуроров в суды Косово происходит следующим образом.

На любой стадии уголовного судопроизводства компетентный обвинитель, обвиняемый или адвокат вправе подать в Департамент по судебным делам Косово ходатайство о назначении международных судей или прокуроров, а также об изменении места рассмотрения дела, если это считается необходимым в интересах правосудия.

Департамент по судебным делам передает Специальному представителю Генерального секретаря ООН рекомендации в отношении привлечения к разбирательству международных судей, прокуроров или изменения места рассмотрения дела. Специальный представитель Генерального секретаря ООН утверждает данную рекомендацию.

После этого Департамент по судебным делам назначает: (a) международного прокурора; (b) международного следственного судью или (c) палату, состоящую из трех судей, включая двух международных и одного косовского судью. Один из международных судей назначается председательствующим судебного состава.

При этом Генеральный секретарь ООН наделен правом назначать и отрешать от должности международных судей и международных прокуроров в любой суд или прокуратуру, находящиеся на территории Косово. Международные судьи и прокуроры вправе сами выбирать те дела, из числа новых или незаконченных, в рассмотрении которых они хотят принимать участие. Международные судьи и прокуроры, как правило, участвуют в рассмотрении дел о военных преступлениях и преступлениях на этнической почве, начиная с актов геноцида и похищения людей. Международные судьи и прокуроры участвуют в формировании временной нормативной материально-правовой и процессуальной базы борьбы с преступностью на территории Косово.

Временная администрация ООН в Восточном Тиморе (ВАООНВТ) была создана в соответствии с Резолюцией Совета Безопасности ООН 1272(1999). Возложив на ВАООНВТ общую ответственность за административное управление в Восточном Тиморе, Совет Безопасности наделил ее всеми законодательными и исполнительными полномочиями, включая отправление правосудия. В указанной выше Резолюции Совет Безопасности, выразив озабоченность сообщениями, указывающими на то, что в Восточном Тиморе были совершены систематические, широкомасштабные и грубые нарушения международного гуманитарного права и прав человека, подчеркнул, что лица, совершившие такие нарушения, несут личную ответственность, и призвал все стороны сотрудничать в расследовании указанных в этих сообщениях фактов.

Распоряжения ВАООНВТ от 3 декабря 1999 г. N 1999/3 об учреждении Переходной комиссии по судебной системе; от 6 марта 2000 г. N 2000/11 "Об организации судов в Восточном Тиморе"; от 6 июня 2000 г. N 2000/15 "Об учреждении Коллегий с исключительной юрисдикцией в отношении серьезных преступлений"; от 25 сентября 2000 г. N 2000/30 "О временных правилах уголовного процесса" заложили правовую основу деятельности Коллегии с исключительной юрисдикцией в отношении серьезных преступлений в Восточном Тиморе.

Предметную юрисдикцию Коллегий с исключительной юрисдикцией составили преступления геноцида, военные преступления, преступления против человечности, а также убийства, сексуальные преступления и пытки, ответственность за которые предусмотрена УК Восточного Тимора.

Юрисдикция Коллегий распространяется на физических лиц - граждан Восточного Тимора и физических лиц-иностранцев, виновных в совершении в период с 1 января по 25 октября 1999 г. преступлений, отнесенных к предметной юрисдикции Коллегий на территории Восточного Тимора.

Универсальная юрисдикция Коллегий подразумевает их компетенцию по привлечению к уголовной ответственности и наказанию индивидов безотносительно к месту совершения преступления либо гражданству обвиняемого или потерпевшего.

Организационно Коллегии с исключительной юрисдикцией включают: Группу по расследованию серьезных преступлений; Судебные составы Коллегий (каждый из двух международных судей и одного судьи из Восточного Тимора); Апелляционный суд округа Дили, состоящий из двух международных судей и двух восточно-тиморских судей; Прокурорскую службу Восточного Тимора, осуществляющую функции поддержания государственного обвинения.

Правовой статус и деятельность Иракского специального трибунала (ИСТ) не получили однозначной оценки в отечественной и зарубежной доктрине международного права. Убедительной представляется позиция тех, кто считает, что несмотря на то, что материально-правовой основой деятельности ИСТ является его Устав, предусматривающий условия привлечения к ответственности за совершение международных преступлений (геноцид, преступления против человечности, военные преступления), его нельзя рассматривать в качестве органа международного уголовного правосудия. Устав ИСТ был издан Временным руководящим советом 10 декабря 2003 г. без обычной парламентской процедуры, не говоря уже о каком-либо участии международного сообщества в лице Организации Объединенных Наций. Очевидно, поэтому в нем не нашли закрепления в качестве руководящих начал важнейшие принципы международного уголовного права. Более того, инициатор учреждения ИСТ - Коалиционная временная администрация не наделялся мандатом ООН. Процедура учреждения ИСТ дает серьезные основания сомневаться в том, что он отвечает, в частности, требованию положения ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г., согласно которому все лица равны перед судами и трибуналами. Каждый имеет право на разбирательство его дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. Судопроизводство в ИСТ базировалось на принципах не международного, а национального права. Состав судейского корпуса и обвинителей ИСТ являлся национальным по своему составу <1>.

--------------------------------

<1> См.: http://www.alleuropa.ru/mezhdunarodnoe-ugolovnoe-pravosudie-ot-zarozhdeniya-doktrini-do-sovremennoy-sistemi.

 

Вопрос о том, образуют ли рассмотренные органы международного уголовного правосудия единую систему, не получил однозначного ответа в отечественной доктрине. Заметим только, что отсутствие единообразно понимаемого, исчерпывающего перечня критериев, необходимого для признания наличия такой системы, отличия в правовых основах учреждения и деятельности, юрисдикции и организации известных международных уголовных судов и трибуналов, не вполне ясный порядок взаимоотношений и взаимодействия между ними не позволяют сегодня дать положительный ответ на упомянутый выше вопрос.

Нюрнбергский и Токийский военные трибуналы, завершающие свою деятельность МТБЮ и МУТР, действующие ныне МУС, а также такие гибридные судебные органы, как Специальный суд по Сьерра-Леоне, Специальный трибунал по Ливану, Специальные палаты в судах Камбоджи, Коллегии с исключительной юрисдикцией в отношении серьезных преступлений в Восточном Тиморе, а также смешанные суды на территории Косово, при всем их несовершенстве и недостатках в работе, выполняли и продолжают выполнять в этом далеком от совершенства мире важную работу по отправлению международного правосудия, способствуя "утверждению веры в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности".

 

Вопросы для обсуждения

 

1. Каковы преступления против одновременно общественной, национальной и международной безопасности?

2. В чем заключается комплексный характер правовой основы международного сотрудничества в борьбе с преступностью?

3. Каковы первые в истории человечества документы, регулировавшие вопросы сотрудничества государств в сфере борьбы с преступностью и терроризмом?

4. Каковы основные направления международного сотрудничества в борьбе с преступностью?

5. Каковы основные формы международного сотрудничества в борьбе с преступностью?

6. Каковы главные органы Международной организации уголовной полиции (Интерпола)?

7. Каковы структура и компетенция Российского национального центрального бюро Интерпола?

8. Какие вы знаете международные институциональные контртеррористические системы?

9. Какие вы знаете глобальные, региональные и двусторонние соглашения по противодействию терроризму и международному терроризму?

10. В чем заключаются главные отличия Международного уголовного суда от ранее существовавших международных органов уголовной юстиции?

11. Каково содержание принципа "комплементарности" Международного уголовного суда по отношению к национальным органам уголовной юстиции и как он может осуществляться на практике?

12. Каково значение приговора Нюрнбергского военного трибунала для предупреждения и борьбы с преступлениями против мира, военными преступлениями и преступлениями против человечности, для развития органов международной уголовной юстиции?

13. Какова юрисдикция Международного трибунала по бывшей Югославии и его структура?

 

Литература

 

Бородин С.В., Ляхов Е.Г. Международное сотрудничество в борьбе с уголовной преступностью. М., 1983.

Игнатенко Г.В. Международный уголовный суд как субъект международного права // Российский ежегодник международного права. 2003. Специальный выпуск. С. 12 - 17.

Капустин А.Я. Правовой статус Международного уголовного суда // Российский ежегодник международного права. 2003. Специальный выпуск.

Ляхов Е.Г., Алексеева М.М. Транснациональная преступность в глобализирующемся мире // Публичное и частное право. 2011. IV (XII).

Ляхов Е.Г., Бояринова В.О. Информационно-психологические угрозы субъектам международного противодействия преступности: проблемы контроля // Публичное и частное право. 2011. N 4 (12).

Ляхов Е.Г., Линдэ А.О. Транснациональные преступления и угрозы объектам безопасности // Публичное и частное право. 2011. N (12).

Ляхов Е.Г. и др. Перспективные направления теории международного права и международного сотрудничества по противодействию и борьбе с преступностью и терроризмом. М., 2007.

Ляхов Е.Г, Ляхов Д.Е. Международные институциональные контртеррористические системы. М., 2004.

Мезяев А.Б. Международный трибунал по бывшей Югославии: некоторые международно-правовые вопросы // Российский юридический журнал. 2006. N 3.

Овчинский В.С. Интерпол (в вопросах и ответах). М., 2000.

Родионов К.С. Интерпол: вчера, сегодня, завтра. М., 1990.

Тузмухамедов Б.Р. Конституция Российской Федерации и Статут Международного уголовного суда: возможные пути гармонизации // Российский ежегодник международного права. 2003. Специальный выпуск. 2001. С. 124 - 136.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-02; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 791 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Не будет большим злом, если студент впадет в заблуждение; если же ошибаются великие умы, мир дорого оплачивает их ошибки. © Никола Тесла
==> читать все изречения...

2541 - | 2236 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.