Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Любовь между вами должна быть духовной, а не плотской




 

Важно соблюдать одно условие. Как игумен, ста­рец, проистамен, старший по послушанию, ты можешь требовать от подчиненного послушания, но при одном условии: твоя любовь должна быть духовной, а не ду­шевной. Если вы допускаете в своих отношениях осо­бенную привязанность, сентиментальности, взаимные объяснения, если разрешаете себе прикасаться друг к другу, то все это незаконно и упраздняет иерархиче­скую власть. Власть — это управление, крепкая в ду­ховном смысле рука, а не панибратство и развязность. Если отношения между двумя людьми плотские, фами­льярные, если между ними есть душевная зависимость, то иерархии и послушания быть не может. Если стар­ший всякий раз подстраивается под младшего и его терпит, делает вид, что не замечает его непослушания, да еще и хвалит его, то это не власть и не монастырь.

 

 

 

Игумен, правитель, старший, поступающий так, — это демон, растлитель душ.

Старший обладает настоящим авторитетом тог­да, когда он является духовной личностью и стоит на подобающей высоте. Власть принадлежит ему в силу занимаемого им положения, она не основывается на фамильярности, панибратских отношениях или на дружбе с подчиненным. Некоторые утверждают, что, поскольку в монастыре все мы братья, то каждый мо­жет свободно высказывать игумену все, что считает правильным. Но что такое «правильно»? Если я со­глашусь с их точкой зрения, то с этого момента я буду низвергнут с места руководителя и лишусь права гово­рить как лицо, облеченное властью.

Итак, если наставник ведет себя с подчиненными вольно (особенно если он молод), ищет опору в фами­льярных отношениях, человеческой дружбе, то его по­слушники потерпят вред и не увидят лица Божия. При этом и они, и он сам будут несчастны: будут ссориться, жаловаться друг на друга, роптать, требовать объясне­ний, устраивать разбирательства, и ничто не принесет им мира. Если между людьми зарождаются подобные отношения и переходят в плотские, то не может быть и речи о духовной власти.

 

***

 

Основная цель монашеской общины — единство; оно есть образ Царства Небесного, непрестанного общения Церкви со Христом и души с Богом. Свя­той Августин с самого начала своих правил говорит о единстве и, наконец, особое внимание уделяет игу­мену — тому, кто является главой, основанием и опо­рой этого единства. Если нет игумена, то нет смысла в существовании монастыря. Все рушится, если нет гла­вы. И пусть даже игумен не семи пядей во лбу, — это лучше, чем жить без игумена.

 

Мы должны слушаться игумена как отца и подобающим образом почитать его, что­бы не оскорбить в его лице Бога. Еще более мы должны слушаться священника, который отвечает за всех нас. (7.1)

 

В монашеских общинах святого Августина игумен занимался в основном внешними вопросами, тогда как священник (мы бы сказали старец) руководил преимущественно духовной жизнью братства. В тра­диции Восточной Православной Церкви игумен и ста­рец — это одно лицо.

На Востоке, в России, а также в западных странах, и сейчас существуют монашеские общины, в кото­рых духовное руководство принадлежит одному лицу, а административное — другому. На Святой Горе до не­давнего времени монахов исповедовал и ими руково­дил не игумен, а духовник. Игумен считался духовным наставником лишь условно. Духовник зачастую был совсем сторонним монастырю человеком, из другого братства. Несомненно, такое положение дел — при­знак духовно разобщенной монашеской общины. Административные вопросы решались на общих со­браниях братства, точнее, совета эпитропов. Скорее всего, на такое разделение власти сильно повлияла идиоритмическая система, а также духовный упадок в монастырях, где не было духовных личностей, спо­собных стать подлинными отцами, рождающими чад во Христе. Порой по пятьдесят лет не совершалось по­стригов — могли ли монахи ощущать игумена своим отцом? Исказилось духовное восприятие монашеству­ющих и сама атмосфера в обителях.

Итак, согласно правилу святого Августина, основ­ная деятельность игумена — это управление, упорядо­чивание повседневной жизни, в том числе и решение таких вопросов, которые кажутся незначительными. Однако, решая их, на самом деле можно предотвра­тить множество проблем.

Вообще, способность управлять, встать во главе всегда считалась Божиим даром, и решение много­образных повседневных вопросов и проблем бы­ло своего рода арбитражем, духовным правосудием, и все это возлагалось на игумена. Игумен уподоблял­ся ветхозаветным судьям, так называемым богам, семидесяти старейшинам или Моисею, и его обязан­ности были сходны с обязанностями Моисея. Значит, игумен изначально поставлен на место Бога не из-за своей духовной власти, а потому что ему вверена вся административная власть, он стоит во главе и управ­ляет всем. В этом главенстве и заключается его цар­ское достоинство. Именно поэтому в женском мо­настыре, где могут быть старец, или духовник, или просто служащий священник, все-таки место Христа занимает игумения. Хотя она и женщина, но именно она руководитель. Честь, воздаваемая игумену, отно­сится к Богу, а не к личности игумена. Точно так же и оскорбление игумена — это бесчестие Самого Бога.

Священник, о котором упоминает блаженный Ав­густин, — это скорее старец, чем нынешний чередной иеромонах. Впрочем, и несущего чреду служения, как человека в священном сане, нужно почитать. Во мно­гих монастырях почти все братья — иеромонахи, но не будем считать это благом. Древняя традиция была иной: в монастырях иеромонахом мог стать один, са­мое большее два брата, причем избирались наиболее достойные. Нередко братства предпочитали пригла­шать священников из окрестных селений или скитов, для того чтобы не рукополагать своих монахов, и толь­ко в случае крайней необходимости кому-то из брат­ства позволяли принять священство.

Расположенность, а тем более стремление монахов к принятию сана, получению духовного звания рассма­тривалась всеми отцами Церкви, монашескими устава­ми и канонами как отпадение от ангельского чина, как гордость и великий грех; монашество никогда не ото­ждествлялось со священством. На Западе это сознание постепенно стерлось настолько, что теперь большин­ство монашествующих принимают посвящение в сан (монах без сана считается монахом «второго сорта»), и только в конце жизни они живут как простые монахи. В Греции, да и вообще в православном мире, недостаток насельников в мужских монастырях и нужда в священ­никах привели к тому, что и для нас стало привычно, произнося слово «монах», подразумевать иеромона­ха. Однако это свидетельствует об искаженном взгля­де на монашеское жительство. Почему? Потому что у священника есть определенные обязанности, кото­рые нелегко сочетать с обязанностями монашескими и с Божиими оправданиями. Кроме того, монах, приняв­ший священный сан, становится более уязвимым для искушений. Он легко может поддаться страстям и стать добычей лукавого, поэтому принятие священного сана монахами всегда создавало трудности для монастыря.

Таким образом, когда святой Августин говорит: «Мы должны слушаться священника», он имеет в виду, что мы должны слушаться того священника, который есть у нас в монастыре, а нам самим не нужно стре­миться принять священный сан.

 

Забота о соблюдении всех этих заповедей ле­жит прежде всего на игумене. (7.2)

 

Мы подошли к последним правилам, и святой Ав­густин, учитывая все свои предыдущие наставления, напоминает игумену о той страшной ответственности, которую он несет: игумен должен заботиться о том, чтобы монахи соблюдали эти правила. Сейчас, когда нужно показать игумену, насколько трудна, хлопот­лива и обременительна его миссия, святой Августин деликатно меняет образ речи: он не дает заповеди игу­мену или монахам, не повелевает, но просто излагает правило. Само собой разумеется, что монахи должны соблюдать заповеди, — нет нужды особо напоминать им об этом. Святой Августин очень благородный и тактичный человек.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-02; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 385 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Велико ли, мало ли дело, его надо делать. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2456 - | 2138 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.