Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Жанровое своеобразие в «Войне и мире» Л. Н. Толстого




“Что такое “Война и мир”? Это не роман, еще менее поэма, еще менее историческая хроника” — так писал, обращаясь к своим верным читателям, Лев Николаевич Толстой. Так что же это за произведение, заставляющее верить искренне и безошибочно в любовь, мир и всепрощение каждого, кто только находит в себе смелость взять в руки эту книгу, чтобы читать, читать не отрываясь, до самого конца, переживая за любимых героев, как за самых близких друзей? Как объяснить самому себе эти слова автора, пытающегося в одной из своих самых значительных работ объять необъятное, понять непостижимое и объяснить, продемонстрировать нечто загадочное и великое читателю?
На мой довольно неискушенный взгляд, а я думаю, что со мной согласятся многие, “Войну и мир” невозможно ограничить узкими рамками того или иного жанра, слишком много всего содержит в себе это произведение: картины битвы сменяются изображением мира, как полной противоположности войны, мира, как существования сообщества многих и многих людей, а также природы и вообще всего того, что окружает человека в пространстве и во времени. Споры, непонимание, скрытые и откровенные конфликты, страх, неприязнь, любовь... Все это настоящее, живое, искреннее, как и сами герои этого литературного произведения.
Каждый образ сопровождается описанием многочисленных, казалось бы неприметных и неинтересных, а на первый взгляд и вовсе не нужных деталей, моментов, создающих впечатление удивительно полного раскрытия автором внутреннего мира его героев. Оказываясь рядом в те или иные мгновения своей жизни, совсем не похожие друг на друга люди неожиданно помогают самим себе лучше понять все нюансы чувств и мотивы поведения. Так, князь Андрей Болконский и Анатоль Курагин оказываются рядом с Наташей Ростовой, но как сильно различается их отношение к этой юной и хрупкой девушке. Возникшая ситуация позволяет разглядеть глубокую пропасть между нравственными идеалами этих двух мужчин из высшего общества. Но их конфликт, усиленный сложными жизненными перипетиями, продолжается недолго — увидев, что Анатоль тоже ранен, князь Андрей прощает своего соперника прямо на поле брани.
Вообще, читая “Войну и мир”, очень интересно наблюдать за тем, как постепенно углубляется или меняется мировоззрение персонажей в этом произведении. Л. Н. Толстой попеременно заглядывает в разные места к разным людям, что позволяет проследить за каждым героем. Триста тридцать три главы четырех томов и двадцать восемь глав эпилога складываются в четкую, определенную картину, словно шар из капелек, похожий на глобус, приснившийся Пьеру Безухову. Автор написал “Войну и мир” как новую Библию, новую священную книгу, главными заповедями которой являются светлая, чистая любовь, стремление к миру, а не войне, прощение всех своих недругов. Герои этого произведения неторопливо, но верно приходят к пониманию подобных постулатов и догм. Нельзя сказать, что это легко. Пьеру, например, приходится пройти и через неудачный брак, и через дуэль с Долоховым, обмануться в масонстве, в которое он когда-то свято верил, побывать в плену и только потом наконец обрести счастье с Наташей, осознав семейное счастье как нечто главное в жизни.
В “Войне и мире” Лев Николаевич Толстой призывает людей оставить вражду и борьбу между собой и начать действительно жить “по-настоящему”. Он показывает на примере своих героев, к чему может привести отсутствие мира вообще и мира, лада с самим собой. Как и любое замечательное по мысли, по чувству серьезное произведение, книга Л. Н. Толстого вызвала неиссякаемый поток критики и восторженных отзывов, но мне хотелось бы привести сейчас именно высказывание Н. Н. Страхова о “Войне и мире”: “...Ни одна фигура не заслоняет другой, ни одна сцена, ни одно впечатление не мешают другим сценам и впечатлениям, все на месте, все ясно, все раздельно и все гармонирует между собою и с целым”. Думаю, такую связь частей и целого можно считать идеалом художественной композиции, за что произведение Л. Н. Толстого по праву называют выдающимся.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-02; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 466 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Самообман может довести до саморазрушения. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2489 - | 2332 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.