1. Особенность пророчеств Иеремии по содержанию состоит в том, что он в своих речах является по преимуществу беспощадным обличителем своих современников и вестником грозного суда Божия. Это зависит от состояния его современников, на которых слово увещания и убеждения не могло уже действовать, настолько они загрубели в нечестии и пороках.
С грозной речью пророк обращается и к язычникам-иноплеменникам, которые в религиозно-нравственном отношении стояли еще ниже евреев. Свои грозные речи он нередко сопровождает обещанием милостей Божиих в случае исправления (3, 14-18, 21, 8-12).
2. Вторая особенность - субъективизм: почти во всех его пророчествах видна его личность. Другие пророки о себе почти ничего не говорят, а он излагает свою историю, свои чувства: то жалуется на трудности служения (гл. 20), то высказывает сожаление по поводу откровений (гл. 9, 23, 9), то гнев (20).
Характерные черты изложения и языка следующие:
а) Простота и безыскусственность. Речь Иеремии по сравнению с речью прор. Исаии блаженный Иероним называет деревенской. Впрочем, она вполне была ясна и убедительна; действует больше на сердце, чем на ум.
В книге пророка Иеремии содержится большое разнообразие литературных стилей и форм. Два главных стиля, характерных для всего Ветхого Завета, поэзия и проза, представлены в ней обильно и многообразно. Поэзия принимает множество форм: лирика военных песней (4, 5-8, 13-16, 19-22); предчувствие надвигающейся катастрофы (4, 23-26); интенсивная субъективность исповеданных сетований (11, 15-20; 20, 7-18); беспощадное обличение несправедливых, сопровождающееся угрозами (22, 13-19); патетическое излияние душевного горя (13, 15-17); риторическое и мистическое разнообразие поэм о языческих народах (46,3-12; 50, 5-38; 51, 1-58).
К числу особенностей изложения книги относится также
б) Значительное количество повторений или литературных дубликатов. Наиболее показательны следующие: 6, 12-15 и 8, 10-12; 10, 12-16 и 51, 15-19; 16, 14-15 и 23, 7-8; 23, 5-6 и 33, 15-16; 23, 19-20 и 30, 23-24; 30, 10-11 и 46, 27-28.
Эта особенность объясняется крайним огрубением иудейского народа и невниманием его к голосу пророков. Только многократные напоминания могли в какой-то мере затронуть закостенелые в грехах души.
в) Заимствования из других книг Священного Писания: Пятикнижия, Исаии и особенно прор. Осии. Авторитетом этих священных книг Иеремия хотел сильнее воздействовать на своих слушателей.
г) Употребление символических действий. Желая наглядно изобразить угрожавший иудеям плен, пророк носил на шее ярмо как символ халдейского порабощения (28, 10, 13).
д) Отсутствие определенного хронологического порядка, что, как указано было выше, зависит от поздней редакции отдельных речей пророка.
Основные идеи книги
Большая часть пророческих речей Иеремии относится к современным ему иудеям. В этих речах излагаются следующие основные мысли: 1) Обличение иудеев за отступление от завета с Господом и нераскаянность их; 2) возвещение суда Божия над вождями иудейского народа и над самим народом; 3) утешение впавших в отчаяние пророчествами об освобождении из плена через 70 лет и восстановлением завета через Мессию; 4) Предсказание суда Божия над врагами избранного народа.
Общее обозрение этих пророческих речей, согласно перечисленным четырем основным пунктам, можно свести к следующему:
1. Во время пророческого служения Иеремии идолопоклонство и нечестие в избранном народе достигло крайней степени, и наказание Божие было близко и неизбежно (Иер. 30, 12-15; 9, 7). Пророк Иеремия, обличая иудейский народ и возвещая ему наказание, разъясняет, что главной причиной угрожающих бедствий служит его отступление от Господа и нарушение завета с Ним. Господь вступил в завет с евреями при Синае после чудесного изведения их из Египта. Завет, т.е. договор, предполагает обязательства с обеих сторон. Господь обещал защищать народ избранный от врагов и ввести его в обетованную землю, что и исполнил. Между тем, евреи, взяв на себя обязательства почитать Иегову и исполнять Его закон, несмотря на многократное напоминание пророков, нарушили свое обещание и стали почитать идолов. Вероломно забыв все Божии благодеяния, они оказались хуже язычников, которые остаются верными своим ложным богам и не меняют их (гл. 2; 11, 7-11; 28, 8-9). Обличая нечестивых соотечественников в политеизме, пророк говорит: "Ибо сколько у тебя городов, столько и богов у тебя, Иуда, и сколько лиц в Иерусалиме, столько вы наставили жертвенников..." (11, 3). Зная свое призвание (Вт. 28, 1, 10, 12, 14) и предреченные бедствия за отступление от закона (Вт. 23), иудеи должны были раскаяться и исправиться (21, 12; 22, 3-5), но этого не последовало. Руководимые нечестивыми священниками и смущаемые лжепророками, иудеи оставались глухими к увещаниям пророка и продолжали коснеть в своем нечестии (2, 25; 22, 21; 37, 2).
II. Ввиду упорного неповиновения иудейского народа закону и пророкам, Иеремия возвещает наступление грозного суда Божия. Храм Иерусалимский, на который они надеются, не спасет нечестивых иудеев. Как была отвергнута скиния в Силоме, а потом и все семя Ефремове, т.е. нечестивые израильтяне, так и иудеи будут отвергнуты за идолослужение и уподобятся их участи (7, 12-15). Исполнителями суда Божия будут вавилоняне (22, 24-25; 25, 9-11); хотя царь и народ иудейский надеются при помощи египтян избавиться от халдеев, но надежда эта не оправдается (2, 36-37; 37, 5-10), ибо сами египтяне будут побеждены Навуходоносором (48, 2-26).
Эти угрозы Иеремии не оказали желаемого действия: пророку не верили, гнали и преследовали его (37, 13-18; 38, 1-3).
Только однажды под влиянием тяжелых бедствий осады Иерусалима царь Седекия и начальники иудейские сделали попытку нравственного исправления, дав клятвенное обещание исполнять закон о рабах, который они прежде нарушили, и отпустить их на свободу (34, 8-9). В это время Навуходоносор, осаждавший Иерусалим, узнал о приближении египетских войск, идущих на помощь осажденным, и снял на некоторое время осаду с Иерусалима, чтобы идти навстречу египтянам (37, 5-11). Тогда иудейские вельможи, думая, что опасность миновала, снова поработили отпущенных на свободу рабов. Пророк Иеремия грозно обличил этот вероломный поступок, предсказав возвращение халдеев (34, 10-22). Предсказание исполнилось: Навуходоносор, разбив египтян, снова осадил Иерусалим и эта осада продолжалась до его падения в 586 году до Р.Хр. (39, 2; 52, 7).
3. Предрекая нечестивым иудеям бедствия, пророк от имени Бога утешал их пророчествами о том, что вавилонское пленение будет временным и, что по истечении 70 лет, они снова возвратятся в свое отечество (25, 11-12). Тоже самое возвестил Иеремия в своем письме к вавилонским пленникам, уведенным вместе с Иехонией в 597 г. "Так говорит Господь: когда исполнится вам в Вавилоне 70 лет, тогда Я посещу вас и исполню доброе слово Мое о вас, чтобы возвратить вас на это место... И взыщите Меня и найдите... и возвращу вас из плена и соберу из всех народов" (29, 10-14) (ср. 30, 2, 8-10; 31, 4-5, 8-9, 11-14, 23-25; 33, 6-13).
Чтобы возможно сильнее запечатлеть в сердцах народа эту отрадную надежду, пророк во время осады иудейской столицы по повелению Божию совершает символическое действие: он покупает землю у своего родственника Анамеила из Анафофа, составляет письменный договор - документ об этой покупке и отдает его ученику своему Варуху на хранение (32, 6-15). Тем самым пророк Иеремия уже не словами, а самым делом убеждал своих соотечественников в том, что предстоящий им плен будет иметь конец, и что они снова возвратятся в свою землю.
По возвращении иудеев из плена Иерусалим возобновлен будет, говорит пророк (31, 38-40) и в нем построен будет новый храм, в котором снова станут совершать богослужения с прежним великолепием.
Пророк возвещает, что из рода Давидова Господь воздвигнет "Отрасль праведную", т.е. Мессию, Который будет производить на земле суд и правду (23, 5-6; 15-16) и заключит с Израилем новый и уже не временный, а вечный союз - завет (31, 31-33; 32, 39-40).
4. В противоположность отрадной участи, ожидающей иудеев после времени уничижения и скорби в плену, пророк предсказывает язычникам конечную гибель за их жестокость. Особенно подробно возвещается будущее разрушение вавилонского царства (глл. 50 и 51) и при этом указывается на участие в этом мидийского царя (51, 11, 28; ср. Ис. 13, 17). Но возвещая суд язычникам, пророк Иеремия, подобно Исаии, в то же время указывает для них средство избежать погибели, которое состоит в обращении к истинному Богу (12, 14-17).